Рабочая программа кружка "Задорные палочки и крючочки" для детей 6-7 лет
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Киргизова Валентина Михайловна

Рабочая программа кружка "Задорные палочки и  крючочки" для детей 6-7 лет 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhkovaya_rabota_zadornye_palochki_i_kryuchochki.doc191.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Кружковая работа

для детей подготовительной к школе группы                                 по подготовке руки к письму

Срок реализации с 01.09.15 по 31.05.16г.

«Задорные палочки и крючочки».

   

        Подготовила воспитатель:

                                                                                                           

                                                                                                     Киргизова В.М.

Содержание:

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи
  3. Перспективный план
  4. Условия реализации  программы кружка
  5. График работы кружка
  6. Табель посещаемости
  7. Диагностика
  8. Список литературы

Пояснительная записка.

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

В.А.Сухомлинский

Актуальность

        Как воспитатель группы старшего дошкольного возраста, я вижу актуальность данной проблемы на современном этапе при подготовке дошкольников к письму. В школе,  на первом этапе обучения дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной зрительно-двигательной координации.

        В процессе развития мелкой моторики решаются следующие задачи: совершенствуется зрительно-двигательная координация, ориентировка в пространстве, укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки.

        Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений.

        Доказано, что от степени развития мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Они влияют друг на друга. Манипулятивная деятельность стимулирует речевое развитие, а использование речевого материала развивает артикуляционную моторику. Координация движений способствует выработке гибкости, точности движений, развитию глазомера. Все это повышает работоспособность коры головного мозга, активизирует мыслительную деятельность. Так как основным видом деятельности дошкольников является игра, занятия носят игровой характер.

  1. Подготовка к обучению письму

      Процесс подготовки дошкольников к обучению письму не должен быть механической тренировкой руки ребенка. Письмо, прежде всего, является умственным процессом, аналитико-синтетической деятельностью. Это должна быть система осознанной, творческой работы каждого ребенка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого.      Предлагаемая система подготовки к обучению письму включает в себя четыре основных направления, которые являются составной частью занятий по основам грамоты и развитию речи. Каждое направление наполнено своими задачами и учебным содержанием. Представим их.                                  1.Развивать руку.

Сформировать правильный захват орудия письма. Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный — сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает.      Для развития щепоти используются пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев рук), упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя (тремя) пальцами»), игровые упражнения типа «Посолим суп» и др.

Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.      Правильное распределение мышечной нагрузки подразумевает: напряжение (для удержания орудия письма в руке) и чередование силового напряжения и расслабления. Именно такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук осуществляется при правильном письме.

Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется в играх типа «Мозаика», при работе со штампами, в ручном труде (например, работа с иголкой). Причем во всех перечисленных направлениях работы одновременно формируется щепоть руки.      

Развивать мелкую моторику рук.

Систематически развивать мелкую моторику доминирующей руки, сопровождая движения стихами, чистоговорками, рассказами.      Активно включать в жизнь детей разнообразные формы работы для развития мелкой моторики рук (работа с карандашом и со штампами, ниткопись и бисерография и т. п.). Пальчиковая гимнастика в данном случае – это самые простые упражнения, основанные на сгибании и разгибании пальцев, сжимании кисти в кулак, постукивании пальцев по поверхности стола. Цель таких упражнений – укрепить мышцы кисти, снять их излишнее напряжение, исключить дрожание руки. В результате выполнения графических упражнений дети учатся:

а) свободно регулировать движения по размаху, направленности, степени нажима на карандаш, по ритму;

б) ориентироваться на листе бумаги;

в) воспроизводить линии различных конфигураций безотрывным движением руки.

2. Начать подготовку к технике письма.

Развивать пространственную ориентировку. 

В зависимости от возрастных возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве, определять пространственные взаимоотношения относительно себя, относительно другого предмета и относительно человека, стоящего напротив.

Воспитывать чувство ритма в движении и в изображениях на плоскости.      

Развитое чувство ритма является одной из предпосылок обучения детей технике письма. Работа начинается с разнообразных упражнений, связанных с отхлопыванием ритмических рисунков (на слух по образцу взрослого; с опорой на схематичный рисунок). Постепенно дети переходят к рисованию элементарных бордюров, в основе которых лежит ритмическое расположение отдельных элементов.

3. Упражнять в аналитико-синтетической деятельности. Письмо подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графических образов букв. В старшем дошкольном возрасте ребенок проводит анализ и синтез графических условных изображений предметов, а затем переходит к аналогичной работе с образами букв.      

4. Формировать элементарные графические умения. Проводить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта (упражнения типа «Клубочки», «Волны» и др.). Необходимо широко использовать штриховки, обведение контуров предметов. Прописывание на линии группы контурных изображений предметов (сливы, яблоки, желуди и др.) формирует навык соблюдения строки, удержания размера фигуры, тиражирования изображения. Все это будет необходимо в школе при написании букв в тетради. Важно, чтобы каждое графическое упражнение имело свое название « Гирлянда на елку», «Узор из листьев», «Пропеллеры» и т.д. Такое образное соотнесение позволяет детям за линией, контуром видеть предмет, развивает фантазию, творчество, делает сложную кропотливую работу по формированию графических навыков интересной и привлекательной для дошкольника.

Возраст детей: программа рассчитана на детей подготовительной группы  

Условия реализации программы. 

Программа  разработана для старших дошкольников ( 6-7 лет)

Занятия организуются в форме кружковой работы.                      

Занятия проводятся в совместной деятельности по подгруппам 10 человек, продолжительность одного занятия в старшей группе – 20-25 минут;                                                                                                                                                                                                                                    Периодичность занятий: 1 раз в неделю.    Работа детей оценивается в течение всего периода обучения. Оценивая их, учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Основным показателем полученных результатов является сумма необходимых знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ребенок за определенное время. Критериями оценки могут быть игры в процессе занятий, позволяющие детям самим оценивать собственные достижения, а также тестовые задания в начале и в конце учебного года, определяющие уровень их развития. Алгоритм поэтапного формирования графических навыков.

                                                                 Срок проведения с 1 сентября по 31 мая

Цель дополнительной образовательной программы:

        Способствовать развитию мелкой моторики рук для общего физического и психического развития ребенка; подготовить детей к обучению письму; формировать интерес к выполнению графических упражнений, подготавливающих руку к письму.

Задачи  программы:

  1. Развивать речь, закреплять некоторые логические понятия, воздействуя на мелкие мышцы рук.
  2. Воспитывать у дошкольников аккуратность, трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе
  3. Совершенствовать зрительно-двигательную координацию
  4. Способствовать развитию ориентировки в пространстве
  5. Укреплять мелкую мускулатуру пальцев рук

Основные направления работы по подготовке руки дошкольника к письму

  1. Массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры
  2. Штриховка в разных направлениях по образцу; соблюдение правил штриховки: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур
  3. Обведение контура, изображенного точками и пунктирными линиями
  4. Дорисовывать и копировать рисунки
  5. Раскрашивание картинок; соблюдение правил раскрашивания

Данный курс направлен на формирование интереса к выполнению графических упражнений, подготавливающих руку к письму, что является важной задачей подготовки ребенка к систематическому обучению в школе.

Формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности, ставя сначала перед ребенком игровые и практические задачи: «Нарисуй узор по клеточкам», «Нарисуй рисунок по точкам», «Соедини точки» и т.д. Эти игровые упражнения обеспечивают подготовку руки ребенка и дают возможность в дальнейшем выполнять более сложные задания.

Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля.  Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Для развития мелкой моторики рук используются следующие приемы и упражнения:

  • Массаж кистей рук
  • Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры
  • Выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, бусины, пуговицы, крупа, счетные палочки, конструктор и т.д.)
  • Специальные упражнения для подготовки руки к письму
  • Рисование пластилином, аппликация

Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом необходимо обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.

        Особое внимание следует обратить на правильность посадки за столом, правильность удержания пишущего предмета, расположения листа бумаги на столе, формирование умений выполнять линии различной толщины и формы, ориентацию на листе бумаги.

        Успешность формирования графического навыка во многом зависит от уровня развития учебно-важных качеств: способности принимать задачу и произвольно управлять своими действиям; обучаемости; зрительного анализа и зрительно-двигательной координации движений руки; навыков пространственной ориентации.

Методическое обеспечение

Занятия по подготовке детей к обучению письму проходят в  группе: по подгруппам. Кружок посещают дети 6-7 лет .Длительность занятия – 20-25 минут.

Формы и методы работы

  1. Дидактические игры и игровые упражнения, пальчиковая гимнастика
  2. Занимательные задания и игры-соревнования.
  3. Изобразительная и творческая деятельность.

-наглядный метод обучения и метод практических действий.

-ориентировочно-исследовательская деятельность.

-методы проблемно-поискового характера.

-моделирование и кодирование информации

Условия реализации программы:

                                                                                                                                                                                                                                                     1.Систематическое проведение занятий.

2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.

3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

4.Сотрудничество педагога с семьей. ( Консультации для родителей, показ рабочих тетрадей, прописей; Открытые занятия для родителей).

 

Дидактический материал и техническое оснащение

  1. Настольные и настольно-печатные игры, разнообразные конструкторы, мозаики разных размеров, пазлы, «Лего», «Маленький строитель»…
  2. Материал для рисования, лепки, аппликации, ручного труда (бумага и картон разной фактуры, пластилин, соленое тесто, краски, восковые, цветные и простые карандаши, ножницы, природный материал, ткань, нитки, иголки, проволока…)
  3. Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, природный материал, бусы, пуговицы, крупный бисер, крупы (горох, фасоль, гречка), семена подсолнечника, кабачков, дыни, ракушки…
  4. Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам.
  5. «Сухие» бассейны с разными наполнителями (гречка, фасоль, «киндер-сюрприз», каштаны…)
  6. Фигурные и геометрические трафареты, буквы и цифры магнитной азбуки,
  7. Пооперационные схемы изготовления поделок, карточки –таблицы для зрительных диктантов, схемы для «Оригами», рисунки –тренажеры для выкладывания контура предметов.
  8. Тетради в клетку, линейку, тетради на печатной основе с заданиями.
  9. Тематические иллюстрации.

Предполагаемые результаты

К концу посещения кружка «Задорные палочки и крючочки» я предполагаею, что у детей будут сформированы следующие умения:

  1. Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.
  2. Ориентируется в пространстве и на плоскости.
  3. Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук.
  4. Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.
  5. Сформированы графические навыки.
  6. Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания

Диагностика готовности руки к овладению письмом проводится с использованием методики Н.В. Нищевой.

Диагностика мелкой моторики

 (по Н. В. Нищевой)

Кинестетическая основа движений:

  • сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом – на левой руке;
  • одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук;
  • одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук;
  • поместить указательный палец на средний, потом наоборот, сначала на правой руке, потом – на левой

Кинетическая основа движений:

  •  изменять положение кистей рук (после демонстрации): одновременно ударять по столу двумя руками: правой, сжатой в кулак, и левой – раскрытой ладонью. Затем наоборот: левой, сжатой в кулак, а правой – раскрытой ладонью. Так повторить 3-4 раза. (Тест Н.И. Озерецкого на реципрокную координацию рук.)
  • Проба на перебор пальцев: на двух руках одновременно соприкасать последовательно большой палец с остальными. Сначала движения выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к указательному пальцу.
  • упражнение «Игра на рояле» правой рукой, левой рукой
  • проба «кулак-ребро-ладонь» правой рукой, левой рукой

Графические пробы:

  • умение правильно держать карандаш;
  • умение рисовать прямые горизонтальные линии;
  • умение рисовать прямые вертикальные линии;
  • умение рисовать круги;
  • умение рисовать ломанные линии;
  • умение рисовать замкнутые линии;
  • умение рисовать человека

Манипуляции с предметами:

  • умение застегивать и расстегивать пуговицы;
  • перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую;
  • умение завязывать и развязывать шнурки;
  • выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез,
  • вырезать фигуры среднего размера

Перспективный план занятий на год.

Месяц

занятия

Название занятия

Содержание занятия

Материалы

сентябрь

1.

Диагностика

2.

Диагностика

3.

«Веселые пальчики. Детский сад и игрушки»

1.Пальчиковая гимнастика «Дружба», «В гости к пальчику большому». 2.Фигурки из палочек «Качели». 3.Игра «Чудесный мешочек». 4.Дорисовка в зеркальном отражении.

Счетные палочки, предметы для игры, тетрадь, простой карандаш

4.

«Ягоды»

1.Пальчиковая гимнастика «Здравствуй», «Травка».2. Фигурки из палочек «Рыбка». 3.Рисование пластилином «Земляничка».

Счетные палочки, пластилин, картон, тетрадь, пр.карандаш

октябрь

5.

«Грибы»»

1.». Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик», «За грибами». 2.Фигурки из палочек. 3.Рисование пластилином «Грибы». 4.Дорисовка узора.

. Счетные палочки, пластилин, картон, тетрадь, пр.карандаш

6.

«Овощи-фрукты»

1Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты», «Апельсин». 2.Фигурки из палочек «Машина», «Банка для варенья».3. Рисование пластилином «Яблоко». 4.Дорисовка узора.

Счетные палочки, пластилин, картон, тетрадь, пр.карандаш

7.

«Деревья и кустарники»

1.Пальчиковая гимнастика «Елка». 2.Обведение по точкам прямые наклонные короткие линии на ёлочке. 3.Раскрашивание ёлочки. 4. Обтыкивание контура елочки зубочисткой

Счетные палочки, пластилин, картон, тетрадь, пр.карандаш, цв.карандаши, лист бумаги с нарисованной елочкой, зубочистки

8.

«Перелетные птицы»

1.Пальчиковая гимнастика «Птичек стая», «Скворечник»2. Соединение точек одной линией.3. Игра «Узнай меня!» 4.Раскрашивание лебедя.

Тетрадь, пр.карандаш, цв.карандаши

ноябрь

9.

«Домашние птицы»

1.Пальчиковая гимнастика «Утята», «Гусь», «Петушок и курочка». 2.Обведение по точкам цыпленка. 3.Штриховка по образцу.

Тетрадь, пр.карандаш, цв.карандаши

10.

«Семья»

1.Пальчиковая гимнастика «Моя семья», «Кто приехал?». 2.Фигурки из палочек «Рожица», «Очки». 3.Соединение точек одной линией «Веселый человечек».4.Дорисовка узора.

Счетные палочки, тетрадь, простой карандаш

11.

«Наш город»

1.Пальчиковая гимнастика «Газон засох».2. Фигурки из палочек «Башня», «Колодец».3. Обведение по точкам солнышко, волны.4. Штриховка тучки.5. Раскрашивание рисунка.

Счетные палочки, тетрадь, простой карандаш, цв.карандаши

декабрь

12.

«Наша Родина»

1.Пальчиковая гимнастика «Здравствуй!», «Обогрей». 2.Фигурки из палочек «Солнце».3.Рисунок пластилином «Березовая роща» 4..Дописать по образцу.

Счетные палочки, пластилин, картон, тетрадь, пр.карандаш

13.

«Зима»

1.Пальчиковая гимнастика «Погреемся», «Лед». 2.Аппликация «Льдинки».3. Дорисовка узора.

Тетрадь, пр. карандаш, цв.бумага, клей, салфетки

14.

«Зимующие птицы»

1.Пальчиковая гимнастика «Голуби», «Воробьи», «Птички». 2.Обвести изображение птички,3. дорисовать незаконченный рисунок. 4.Раскрашивание.

Тетрадь, пр.карандаш, цв.карандаши

15.

«Новый год»

1.Пальчиковая гимнастика «Праздник», «Елочка».2. Аппликация «Елочка».3. Упражнение в прописывание длинных прямых наклонных линий и длинных линий с петлёй внизу.

Тетрадь, пр.карандаш, счетные палочки

Январь

«Зимние забавы»

1.Пальчиковая гимнастика «Снежный ком».2. Фигурки из палочек «Санки».3. Обведение узоров по точкам.4. Обведение по точкам прямых наклонных коротких и длинных линии. 5. Обведение по точкам линий с петлёй внизу.

Тетрадь, пр.карандаш, счетные палочки

17.

«Посуда»

 1.Пальчиковая гимнастика «Шалун». 2. Фигурки из палочек «Конфета».3. Игра «Чудесный мешочек». 4.Дорисовка узора.

Счетные палочки, предметы для игры, тетрадь, простой карандаш

18.

«Одежда и обувь»

Пальчиковая гимнастика «Варежки», «Крючочки». 2.Аппликация «Укрась одежду». 3. Дорисовка узора.

Тетрадь, пр. карандаш, цв.бумага, клей, салфетки

19.

«Домашние животные»

1.Пальчиковая гимнастика «Повстречались», «Лошадки», «Овечки», «Собака», «Кошка», «Коза». 2.Фигурки из палочек «Кисонька». 3. Нарисуй по точкам щенка и раскрась.

Тетрадь, пр.карандаш, счетные палочки, цв.карандаши

февраль

20.

«Дикие животные»

1.Пальчиковая гимнастика «На лужок», «Мишки», «Волк и лиса», «Зайка», «Мышка», «Ежик».2. Фигурки из пальчиков «Ежик». 3.Соединение точек одной линией. 4.Дорисовка узора. 5.Раскрашивание

Тетрадь, пр.карандаш, счетные палочки, цв.карандаши

21.

«Животные жарких стран»

1.Пальчиковая гимнастика «Черепаха», «Слон», «Крокодил».  2.Обведи рисунок по точкам «Слоненок» и раскрась.3.Дорисовка узора.

Тетрадь, пр.карандаш, цв. карандаши

22.

«Защитники Отечества»

1.Пальчиковая гимнастика «Солдаты», «Бойцы-молодцы». 2.Фигурки из палочек «Танк», «Звезды», «Флажок». 3.Аппликация «Салют». 4. Дорисовка узора.

Счетные палочки, тетрадь, пр.карандаш, клей, цв. бумага, салфетка

март

23.

«Мамин праздник»

1.Пальчиковая гимнастика «Мамочка».2. Фигурки из палочек «Тюльпан». 3.Аппликация «Пион». 4.Дорисовка узора.

Счетные палочки, тетрадь, пр.карандаш, клей, цв.бумага, салфетка, цв.карандаши

24.

«Рыбы»

1.Пальчиковая гимнастика «Рыбки», «Щука». 2.Фигурки из палочек «Рыбка», «Ракушка».3. Обвести рисунок по точкам и дорисовать.

Тетрадь, пр.карандаш, счетные палочки, цв.карандаши

25.

«Строительные профессии»

1.Пальчиковая гимнастика «Маляры», «Дом на горе». 2.Фигурки из палочек «Дом и ворота», «Мост», «Окно».3. Игра «Отгадай загадку и нарисуй отгадку».

Тетрадь, пр.карандаш, счетные палочки, цв.карандаши

26.

«Транспорт»

1 Пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Пароход». 2.Фигурки из палочек «Лодка», «Пароход», «Машина», «Парусник», «Самолет». 3.Нарисовать вертолет по точкам и раскрасить.

Тетрадь, пр.карандаш, счетные палочки, цв.карандаши

апрель

27.

«Школа и библиотека»

1.Пальчиковая гимнастика «Мы писали», «Колокольчик». 2.Фигурки из палочек «Тетрадь», «Карандаш». 3.Рисование по контуру сказочного героя. 4.Раскрашивание.

Тетрадь, пр.карандаш, счетные палочки, цв.карандаши

28.

«Весна»

1.Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик», «Встреча птиц». 2.Обвести по точкам солнышко. 3.Штриховка тучки.

Тетрадь, пр.карандаш, счетные палочки, цв.карандаши

29.

«Космос»

1.Игра ладонями. 2.Фигурки из палочек «Звездочка», «Ракета». 3.Аппликация «Звездное небо».

Счетные палочки, цв.бумага, альбомный лист, клей, салфетка

30.

«Цветы»

1.Пальчиковая гимнастика «Цветки», «Мак», «Хризантемы». 2.Фигурки из палочек «Кактус», «Ваза». 3.Обвести рисунок по точкам. 4.Раскрасить.

Тетрадь, пр.карандаш, счетные палочки, цв.карандаши

май

31.

«Насекомые»

1.Пальчиковая гимнастика «Божья коровка», «Осы», «Бабочка», «Жук». 2.Фигурки из палочек «Бабочка», «Жук». 3.Обвести по точкам рисунок «Комарик». 4.Дорисовать картинку в зеркальном отражении.

Тетрадь, пр.карандаш, счетные палочки, цв.карандаши

32.

«Домашние птицы»

1.Пальчиковая гимнастика «Утята», «Гусь», «Петушок и курочка». 2.Обведение по точкам цыпленка. 3.Штриховка по образцу.

Тетрадь, пр.карандаш, цв.карандаши

33.

Диагностика

34.

Диагностика

Список литературы:

  1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. (М: Просвещение 1964 г)
  2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.
  3. Антроповой М.В., Кольцовой М.М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. (М: Педагогика 1983 г )
  4. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет. Практическое пособие для педагогов и родителей. – 2-е издание., испр., и доп.: М “АРКТИ”,2007 г.
  5. Боричева Г.А., Сазонова А.В. Узоры для развития тонкой моторики дошкольников.(Спб: Детство-Пресс 2007 г)
  6. Волина В.В. Игры в рифмовки.(СПб.: Дидактика, 1997 г.)
  7. Логинова Е.А. Нарушение письма. (СПб.: Детство-Пресс, 2004 г.)
  8. Лыков В.М. Дисграфия.(СПб.: Детство-Пресс, 1998 г.)  Максимова Е.В. Онтогенез коры больших полушарий. (М: Наука,1990 г.)
  9. Назарова А.Г. Иготренинг.(СПб: Детство_Пресс, 1999 г.

Диагностика мелкой  моторики

№ 1.

Тестовые задания для определения ведущей руки ребенка.

(Бачина    О.В.,    Коробова    Н.Ф.    практическое   пособие   для    педагогов    и

родителей)

Условия проведения тестирования:

Взрослый сидит напротив ребенка (лучше за столом)

Приспособления, пособия, предметы положены перед ребенком строго на середину стола на равном расстоянии от правой и левой руки.

Обстановка тестирования спокойная, благожелательная. Взрослый не фиксирует внимание ребенка на том, что он (взрослый) определяет «рукость».

Установка: «Давай мы поработаем вместе: я буду давать тебе задания, а ты старайся их хорошо выполнять»

I.        «Построй что-нибудь из палочек (кубиков), например колодец, дом или ограду».

-        Активные действия выполняет ведущая рука: берет, укладывает, поправляет.

«Открой несколько (2-3) пузырьков (коробочек) с завинчивающимися крышками».

-        Активные действия выполняет ведущая рука: открывает, закрывает.

2 . «Нарисуй то, что хочешь, сначала одной рукой, затем - другой» - Учитывается, какой рукой ребенок работает, качество работы, выполненной правой и левой рукой.

«Нарисуй десять крестиков, после чего сотри их ластиком». - Ведущей считается более активная рука.

«Протри мебель (стол, шкаф, и др.)». - Если ребенок протирает левой рукой, его просят поймать брошенную ему тряпку и перебросить ее в корзину, находящуюся в 4-5 шагах от него. Леворукие дети все действия выполняют левой рукой.

«Подними лежащий на полу предмет». – Праворукие очень редко берут его левой рукой.

«Возьми все картинки в одну руку, а раскладывай другой». - Ведущей считается рука, которой раскладываются картинки.

«Соедини скрепки в цепочку». - Ведущая та рука, которая действует более активно.

«Нанизывай бисер (пуговицы) на иголку с ниткой». - Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку.

9.        «Сцепи пальцы рук, переплетая их между собой (замок)». Посмотрите, большой палец какой руки - правой или левой - сверху: если правой, то, по этому тесту.
Ваш ребенок правша, левой - левша.

10.        «Сцепи руки сзади». - Посмотрите, какая рука какую держит. Если правая держит левую, то ведущая рука правая, и наоборот.

11.        «Скрести руки на груди (поза Наполеона)». - Какая рука сверху?

12.        «Покажи, как ты аплодируешь». - Посмотрите, какая рука совершает основное

-        ударное движение о ладонь другой руки. Более активна и подвижна ведущая рука.

«Развяжи узелки». - Ведущая рука считается та рука, которая развязывает узел.

«Сядь на пол, а затем встань, помогая себе одной рукой». - На какую руку опирался Ваш ребенок?

«Заведи часы». - Ведущая рука выполняет активные действия, заводя часы, не ведущая - их фиксирует.

Для удобства в работе по оформлению результатов тестирования «рукости» ребенка можно использовать таблицу:

Интерпретация полученных результатов:

При выраженном предпочтении левой руки в задании ставится знак «+» в графу «Левая рука», при предпочтении правой - в графу «Правая рука».

Если при выполнении теста ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак «+» ставится в графу «Обе руки».

Ведущей у ребенка считается та рука, при выполнении действий которой он получил более 8 плюсов в графу «Правая (лева) рука».

№ 2

Тестовые задания для определения ведущего глаза ребенка, (методические рекомендации по подготовке ребенка к обучению в школе В.А.Гуров, А.И Смирнов, Ю.Н.Истомина.)

Ребенку предлагается посмотреть в даль через защитный экран с отверстием посередине (или трубочку). В качестве экрана можно использовать обычный лист бумаги с отверстием посередине. - Глаз, к которому подносился экран, считается ведущим. Исследование повторяется не менее трех раз.

Предлагается ребенку моргнуть одним глазом. - Закрывается обычно не ведущий глаз.

В затемненном помещении ребенку дается карандаш (хотя можно предложить использовать и большой или указательный палец) и предлагается прикрыть лампочку или зажженную свечку. - Находясь сбоку исследователь, видит глаза ребенка и определяет, на какой из них падает тень от карандаша (пальца) - как правило, она падает на ведущий глаз.

Для удобства тоже используется таблица, в которую заносятся результаты.

№ 3.

Диагностические задании для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев. (О.В.Бачина, Н.Ф.Коробова практическое пособие для педагогов родителей)

Тест на определение полноты объема движений пальцев рук доминантной руки.

Ход тестирования:

Тестирующий дает установку ребенку положить на стол кисти обеих рук ладонями вверх.

Последовательность выполнения задания:

Крепко сжать пальчики в кулачки, не поворачивая ладоней.

Удерживать сжатые кулачки под счет от 1 до 5.

Под счет раз, два сжимать и разжимать ладони (повторить 5-6 раз). Тестирующий фиксирует полноту амплитуды отведения пальцев.

Интерпретация результатов тестирования:

Недостаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены не в полном объеме.

Достаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены в полном объеме.

Результаты выполнения теста, заносятся в таблицу.

Тест на выявления переключаемости движений пальцев рук доминантной руки «Кулак —ребро —ладонь» (А.Р. Лурия)

Ход тестирования:

Ребенку предлагается повторить по образцу, данному тестирующим, серию из девяти движений, которая состоит из трижды повторяющегося ряда движений «кулак -ребро -ладонь»

Могут быть нарушены:

переключение с одного вида движений на другое;

последовательность движений.

Интерпретация результатов тестирования:        •

Переключаемость оценивается как достаточная при безошибочном выполнении

команд тестирующего.

Переключаемость   считается    недостаточно   сформированной   при   нарушении переключаемое движений руки, когда характер действия тестируемого не соответствует командам тестирующего.

Тест на определение уровня сформированности умения удерживать заданную позу пальцев доминантной руки.

Ход тестирования:

Тестирующий предлагает ребенку сделать крючки большим, указательным и средним пальцами. Остальные пальцы нужно прижать к ладони и удержать их в этм положении, не меняя позы, под счет от 1 до 10.

Интерпретаиия результатов тестирования:

Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями, если он удерживает заданную позу, не разжимая пальцев.

Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями недостаточно (или не владеет совсем), если пальцы непроизвольно начинают разгибаться.

Тест на определение уровня точности выполнения движений пальца.ми доминантной руки.

Ход тестирования:

Тестирующий предлагает ребенку последовательно делать колечки двумя пальцами доминантной руки: большим и указательным; большим и средним; большим и безымянным; большим и мизинцем.

Тестирование рекомендуется повторить 3 раза, слегка убыстряя темп движений.

Интерпретация результатов тестирования:

Точность выполнения движений пальцами считается достаточной, если ребенок соединяет пальцу колечками ловко, не сбиваясь, не нарушая последовательности.

Точность выполнения движений пальцами считается недостаточной при нарушении точности, ловкости, последовательности соединения пальцев в колечки.

Диагностика уровня сформированности  и школьно-значимых функций.

Оценка   зрительно-ручной   координации.

Манометрический  тест:  (тест Озерецкого)

Ход тестирования:

Ребенку предлагается обвести ручкой два предварительно нарисованных карандашом крута диаметром 3 см - один правой, другой - левой рукой.

Интерпретация результатов тестирования:

Оценивалось время, затрачиваемое учащимся на обведение круга в секундах. Результаты заносятся в таблицу.

Методика определения зрительно-ручной координации.

«Зрительно-ручная координация» (ЗРК) характеризует степень взаимосвязи в системе глаз-рука, уровень развития зрительно-ручной координации.

Ход тестирования:

Ребенок становиться на расстоянии вытянутой руки от мишени — листа бумаги с нанесенной целью в виде креста, размером 2*2 см, и закрепленной на уровне плеч, берет в ведущую руку ручку с острозаточенным наконечником и под счет, задающий темп, пытается попасть в цель. Проводиться 5 испытаний.

Интерпретация результатов тестирования:

Очевидно, что чем меньше расстояние от точки попадания до центра мишени, тем выше зрительно-ручная координация.

Оценка бинокулярного глубинного зрения (БЗ) тест Рейнеке - США.

(с двумя карандашами)

Бинокулярное глубинное восприятие пространства имеет важное значение в профессиональной деятельности. По статистике пятая часть всех несчастных случаев на производстве и в быту связана с недостаточностью глубинного зрения. Формирование навыков письма на начальном этапе также определяется степенью развития пространственных представлений. Нарушение восприятия пространства может быть связано с косоглазием, в том числе скрытым, которое внешне никак не проявляется. Значительные зрительные нагрузки на близком расстоянии могут привести к усугублению ситуации, что проявляется в резком снижении остроты зрения сначала на один, а затем и на другой глаз.

Ход тестирования:

Испытуемому дается заточенный карандаш и предлагается, смотря двумя глазами, опустить кончик карандаша на заточенный коней другого карандаша, который держит в горизонтальном положении исследователь.

Интерпретация результатов тестирования:

При наличии бинокулярного зрения легко выполняется испытуемым; при нарушении БЗ совместить концы карандашей не удается. В этом случае дается рекомендация обратиться к офтальмологу для дополнительного обследования и соответствующей корректировки. Проверку БЗ необходимо проводить В детском саду (4-6 лет) и в первых классах школы.

№ 4

Диагностическое задание для выявления уровня графической подготовленности.

Для определения уровня готовности детей к овладению графикой письма был разработан тест «Речка» (С.О.Филиппова, О.А.Каминский)

Этот тест, с одной стороны, по своим требованиям совпадает с требованиями процесса письма, с другой - доступен для детей, не умеющих писать и даже не умеющих начальных представлений о технике написания букв. Важными элементами движений при выполнении графического упражнения «Речка» являются темп и ритм. Средний темп человека в пределах от 1,5 до 5 движений в секунду (Н.А.Рокотова, Е.К.Бережная, И.Д.Богина и др. 1971 г.) Средний темп у детей 6-го года жизни равен 0,5 движений в секунду. Что позволило установить интервалы штриховки: для детей 6-го года жизни - 2 секунды. Контур «Речки определен произвольно с учетом периодического (но равномерного) увеличения и уменьшения сечения для штриховки линий. Такое распределение длины штрихов также отражает характерные признаки амплитуды письма.

Количество штрихов в графическом упражнении для детей 6-го года - 20 (на тетрадном листе с крупной клеткой), (на тетрадном листе с обычной клеткой) - 30.

Ход тестирования:

Тест выполняется в помещении группы. Все занимающиеся сидят за столами. Перед началом испытания детям объясняется техника выполнения задания. Обращается внимание на точность нанесения линий: не искривляя их и не заводя за «берега речки» По сигналу руководителя испытуемые должны сделать 20 (30) штрихов («мостиков»), соединяя две линии («берега») Эти штрихи чертятся сверху вниз по вертикальным линиям клеток тетрадного листа, при этом каждый штрих должен наноситься в определенном темпе (через 2 или 1,5 секунды) под удар метронома или счет руководителя. С отсчетом 20 (30) ударов метронома дается команда поднять руки вверх, затем опустить их и положить карандаш на стол. После этого рисовать линии не разрешается.

Тест оценивается по пятибалльной шкале:

5 баллов - задание выполнено полностью, без искажения линий и захождения за «берега речки». Допускается невыполнение одной линии:

4 балла - задание выполнено полностью, но с незначительными искажениями; задание выполнено без ошибок, но на %;

3 балла - задание выполнено полностью, но со значительными искажениями: задание выполнено без ошибок, но только на половину;

2 балла - задание выполнено полностью, но с очень большими искажениями; задание выполнено с небольшими искажениями, но на 3Л; задание выполнено без ошибок, но менее чем на половину;

1 балл - задание выполнено не полностью и с очень значительными ошибками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя ДОУ для детей от 6 до 7 лет по программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ"

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы (6 до 7лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой   дошкольного образования    «Программ...

Рабочая программа по формированию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений через не стандартный дидактический материал палочки Кюизенера «Цветная логика»

Данная программа формирует математическое мышление  детей; развивает творческое воображение; воспитывает настойчивость, волю, усидчивость, целеустремлённость....

Рабочая программа по ФГОС для детей средней группы по программе "От рождения до школы".

Рабочая программа по ФГОС для детей средней группы по программе "От рождения до школы"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.

Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Группы общеразвивающейнаправленности для детей 6-7лет срок реализации программы -учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Группы общеразвивающейнаправленности для детей 6-7лет срок реализации программы -учебный год ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛОЧКИ" Д.КЮИЗЕНЕРА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛОЧКИ" ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА (5-7 ЛЕ) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАЛОЧЕК Д.КЮИЗЕНЕРА...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательной деятельности для детей подготовительной группы №5 « Теремок» составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С.

Настоящая рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы , Т. С. Комаровой, М. А. Васильев...