Доклад "Проектная деятельность в ДОУ"
консультация по теме

Гурылева Наталья Павловна

Проектная деятельность как способ формирования у детей культуры, приобщения к музыкальному искусству в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 23 г. Балаково Саратовской области

Проектная деятельность

как способ формирования у детей культуры,

приобщения к музыкальному искусству.

(из опыта работы музыкального руководителя)

               Подготовила:

                                                                 Гурылева Наталья Павловна,

                                                                 музыкальный руководитель

                                                       высшей квалификационной категории

г. Балаково

2016 г.

В современной педагогике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

    Технология проектной деятельности не является принципиально новой в мировой педагогике. Метод проектов как педагогическая идея, технология и практика, переносит нас в первую треть двадцатого века, связывая сегодняшние исследования и эксперименты с той порой. В этом методе отразился подход к образованию американского философа и педагога Дж.Дьюи (1859-1952). Дьюи исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе – полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребёнку в решении его насущных жизненных проблем. Идеи Дж.Дьюи продолжил У.Х.Килпатрик, который считал, что проектом является любая деятельность, выполняемая «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединённых в данный момент общим интересом.

Сегодня метод проектов используется вновь, но уже в обновлённом виде так как введение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ориентирует педагогов на инновационные подходы к организации образовательного процесса. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это  оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

 Что же это такое проект? Проект (в переводе с греческого) – это путь исследования, специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми; это  комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Он  позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами  находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же  делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
В современной жизни к ребенку поступает много разнообразной информации отовсюду! Задача педагогов — помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний.    

В практике современных дошкольных учреждений следующая классификация проектов:

Виды проектной деятельности

Индивидуальный

Групповой

Семейный

Коллективный

По содержанию образовательных областей

Монопроекты (одна образовательная область)

Интегративные (две и более образовательные области)

По срокам реализации

Краткосрочные (1-4 недели)

Среднесрочные (1 месяц-3 месяца)

Долгосрочные (полугодие, учебный год)

Типы проектов

Информационно-практико-ориентированный

Исследовательско -творческий

Творческие

Личностно-ориентированные

По тематике

В зависимости:

от календарно-тематического планирования;

от праздников в стране и ДОУ;  

от плана развлечений с детьми;

от проекта в ДОУ.

Особенностью использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Но  при этом важно не переусердствовать с опекой, дать возможность детям самим изучать, отрабатывать нужные материалы. В практике ДОУ используются следующие типы проектов ( по Л.В.Киселёвой).

Исследовательско-творческий - дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна. Этот тип проектов применяется в работе с детьми старших групп.

Ролево-игровой        - используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Применяется со второй младшей группы.

Информационно-практико-ориентированный - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) Применяется со средней группы.

Творческий - оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. Этот тип проекта подходит для детей  со второй младшей группы.

В воспитательно - образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Педагогам очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым у них учиться.

 Структура проекта. 

    При решении поставленных задач  взрослый помогает найти ребёнку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, ещё не изведанным ему. Дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, чтение познавательной и художественной детской литературы, наблюдение, исследовательскую деятельность и др.

1 этап – Подготовительный. Выбор темы проекта. Формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Удовлетворение интересов и потребностей ребёнка, запросов родителей, воспитатель- инициатор. Роль ребенка на этом этапе: вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию. Принятие задачи.

Планирование. Воспитатель помогает в решении задачи, используя различные методы:

  • «Модель трёх вопросов»

(Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать?)

  • Составление «Паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта). Планирование проектов (конечный продукт)

2 этап – Основной. Реализация проекта. Воспитатель организовывает деятельность детей в центрах (образовательных областях), обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление. Дети формируют специфические знания, умения, навыки.

 3 этап - Завершающий. Педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Представление. Дети представляют (зрителям  или экспертам) продукт деятельности.

Таким образом проект можно представить как "Шесть П" .

  • Проблема
  • Проектирование проекта
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация
  • Шестое «П» - портфолио, в котором собраны наработанные материалы  (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Педагогический коллектив нашего образовательного учреждения систематически использует технологию проектной деятельности и внедряет в работу с педагогами, детьми и родителями самые разнообразные проекты.

ФГОС ориентирует на взаимодействие с родителями. Родители должны:

участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.

Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развить волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Проектный метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Это метод, который позволяет объединять различные образовательные области, что повышает качество образовательного процесса, способствует повышению компетентности педагогов, служит развитию креативного мышления.

За 2014 -2016 г.  музыкальный руководитель разработала и приняла участие в следующих проектах по формированию  культуры дошкольника и приобщению к музыкальному искусству:

  1. «Волшебное лето» (для детей 5 - 7 лет);
  2. «Творчество А.С.Пушкина и классическая музыка» (для детей 6-7 лет);
  3. «Новогодние утренники по литературным произведениям и русским народным сказкам» (для детей 4-7 лет).
  4. «Русские народные праздники и обряды» (для детей 5-7 лет);
  5. «Мы – композиторы» (для детей 4-7 лет;
  6.  «Зимующие птицы» (для детей 5-7 лет);
  7.  «Наша Армия родная» (для детей 5-7 лет);
  8. «Мамочка, тебя люблю» (для детей 5-7 лет);
  9.  «Детям – о космосе» (для детей 5-6 лет);
  10. «Музыкальная гостиная» (для детей 5-7 лет);.
  11. «Детский альбом» П.И. Чайковского (для детей 6-7 лет).

Методические разработки проектов, фотоотчёт (портфолио) о проведённых мероприятиях  находятся в педагогическом кабинете МАДОУ – детского сада № 23 и на веб –сайтах:

  • детского сада  (http://madou23.ucoz.org/ );
  • Комитета образования БМР;
  • Саратовского областного общественного отделения - «Педагогическое общество России»-  http://sar-ped-ob;
  • личном сайте музыкального руководителя Гурылевой Н.П. – социальная сеть работников образования - http://nsportal.ru/ 
  •  Открытый класс. Росток - http://www.openclass.ru/my_page_all;
  • электронное периодическое издание «Педгазета» - http://pedgazeta.ru/ . Проекты «Мы – композиторы», «Творчество А.С.Пушкина и классическая музыка»,  «Волшебное лето» размещены на страницах печатного и электронного журнала «Справочник музыкального руководителя» - №4 -2015, № 4 и №5 -2016годов.

 Прилагаемая презентация  по теме «Проектная деятельность как способ формирования у детей культуры, приобщения к музыкальному искусству» нагляднее поможет раскрыть эту тему.

Использованная литература:

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
  2. Давыдова О.И. ,  Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с детьми. Изд. «Сфера», М.2012
  3. Евдокимова Е.С.   Технологии проектирования в ДОУ. М., 2008
  4. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование В ДОУ. Сфера М2010
  5. Морозова Л.Д. Метод проектов в деятельности ДОУ // Детский сад от А до Я. 2006, №2

Использованные интернет - ресурсы:

http://detstvogid.ru/proektnaya-deyatelnost-v-dou/.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос

Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....

Конспект интегрированной деятельности образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию и изобразительной деятельности "Россия - хозяйка Зимней Олимпиады в Сочи".

Итоговое мероприятие с детьми по закреплению знаний о зимней Олимпиаде в Сочи; воспитанию здорового образа жизни посредством полученных знаний на предварительных занятиях. Отображение в детских творче...

Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет

В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...

«Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка .Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности»

1.Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка. Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деят...

Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»

образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...