Главные вкладки

    Консультация на тему:
    Обобщение опыта по театрализованной деятельности

    Муртазина Лилия Закировна

    Обобщение опыта по театрализованной деятельности  для дошкольников 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_na_avgustovku.docx32.83 КБ

    Предварительный просмотр:

      Выход детей

    Песня «Самовар»

    Вед. Добрый день уважаемые коллеги. Мы рады, что сегодня вы пришли в гости в наш сад. Мы очень любим гостей, и сегодня мы с нашими ребятишками  подготовили для вас небольшое выступление.

      Региональным  компонентом  нашей программы  является патриотическое воспитание, целью которого является формирование у дошкольников чувства гордости, любви к малой родине, знакомство  с традициями, обычаями нашего родного края – Южного Урала. И свое выступление мы посвятили  этой теме.

    Дети подготовительной к школе группы читают стихи:

     Когда говорят о России, я вижу свой синий Урал

     Урал – это значит земля золотая.

    Урал – это рек полноводных простор.

     Куда бы по белому свету дороги тебя не вели,

    Ты сыном останешься этой, богатой уральской земли.

    Вед: Россия, Россия – края дорогие,

             Здесь издавна русские люди живут.

             Они прославляют просторы родные

             Раздольные русские песни поют!

    Песня «Уральский хоровод»

    Вед:Одним из символов нашей Родины являются наши русские матрешки.

    Матрёшка на окошке

    Под ярким сарафаном

    И вся семья в матрёшке,

    Как в доме деревянном.

    Поют матрёшки в хоре.

    Живут, не зная горя

    И дружно, и счастливо,

    И весело на диво.

    Выходят девочки-матрёшки.

    Мы весёлые сестрицы,

    Мы матрёшки – озорницы.

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Начинаем мы плясать.

    Исполняют песню «Ложечки-Матрёшки»

    Россия… как из песни слово.

    Березок юная листва.

    Кругом леса, поля и реки,

    Раздолье, русская душа!

    Люблю тебя, моя Россия,

    За ясный свет твоих очей,

    За ум, за подвиги святые,

    За голос звонкий как ручей.

    Люблю, глубоко понимаю

    Степей задумчивую грусть.

    Люблю всё то, что называют

    Одним широким словом Русь!

    Вед: И этим признание в огромной любви к своей Родине мы завершаем выступление наших ребятишек.

    Спасибо за внимание!

    Из опыта работы.

    Цель, которую ставлю, занимаясь с детьми – сделать жизнь наших воспитанников интересной, содержательной, наполненной радостью творчества.

    Как научить ребенка всему, что ему пригодится  в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и логично развивать свою мысль?

    На помощь приходит театр. Театр – это особенный мир, где дети и взрослые могут открыть свои многогранные способности и развить их. Театр – это поле для творчества, где каждый может найти понравившийся ему вид деятельности и заниматься своим любимым делом. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. В театре ребенок может придумывать и играть разных героев, сочинять истории, характеры героев своих историй. Кроме этого дети могут строить новый волшебный мир и обустраивать его по своему усмотрению, развивается воображение, творческое мышление, речь, коммуникабельность. Любую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенок может воплотить в образы и действия. В свой проект я включила и работу с родителями. Дети с удовольствием привлекают родителей к творческой деятельности (к рисованию афиш, декораций, изготовлению элементов костюмов). А некоторые дети, особенно малыши, лучше раскрываются в совместной деятельности со своими  родителями.

    Актуальность темы театрализованной деятельности определяется следующими показателями:

    - Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

    - С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

    - Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную отзывчивость  ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

    - Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей.

                                    

    Теоретическая и практическая значимость проекта.

    Теоретическая значимость проекта определяется тем, что её результаты позволяют расширить и углубить знания детей о театральном искусстве. Разработанные циклы театрализованных игр и методические рекомендации могут быть использованы воспитателями и родителями в развитии творческих способностей у детей.

    Практическая значимость работы заключается в том, что при подготовке сказки к показу зрителям у детей развиваются творческие способности: дети учатся выступать перед зрителями, формируется правильная речь, развиваются актерские способности, воображение, память, дети становятся более раскрепощенными и общительными. Совместная творческая деятельность сближает родителей и детей. У них появляются общие интересы и идеи для творчества.

    Для реализации проекта  на подготовительном этапе мы проделали следующую работу:

    - подготовили помещение для повседневной театрализованной деятельности, методическую литературу и пособия, создали соответствующую предметно – пространственную развивающую среду;

    - провели  мастер-классы  для педагогов и родителей по театрализованной деятельности;

    - подготовили консультаций для родителей;

    - провели конкурс для родителей дошкольников «Весёлый театр своими руками»;

    - были подготовлены и проведены развлекательные мероприятия для дошкольников.

      На сегодняшний день мы проводим занятия по театрализованной деятельности, во всех возрастных группах начиная со 2 младшей группы.

        На своих занятиях я использую театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры.

    Как развивать и воспитывать детей в игре?

    Для этих прежде всего необходима правильная организация театрализованных игр.

    Основными её требованиями являются:

    - содержательность и разнообразие тематики;

    - постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы

    организации педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно – ролевые игры;

    - максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения

    игр.

    - сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах

    организации театрализованной игры.

      Творческое развитие темы начинается с подготовки сценария игры по сюжету литературного произведения: стихотворения, рассказа, сказки

    Из многообразия средств выразительности программа детского сада рекомендуется следующие:

    во второй младшей группе формировать у детей простейшие образно –

    выразительные умения (например, имитировать характерные движения

    сказочных персонажей - животных);

    в средней группе использовать художественно – образные выразительные

    средства – интонацию, мимику и пантомиму ( жесты, позу, походку);

    в старшей группе совершенствовать художественно – образные исполнительские умения, в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых

    и пантомимических действий.

      Прежде чем учить детей средствами выразительности, проверьте, готовы ли вы сами к этому. Например, с каким количеством разных интонаций вы можете сказать столь привычное всем слово «здравствуйте», «помогите», «возьмите», «послушайте» и др.

    Сможете убедительно выразить испуг, сострадание, жалобу, просьбу. Испытайте себя, прежде чем выступить перед детьми.

    Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры – драматизации.

    К режиссерским играм можно отнести настольные, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

    Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомиму.

    Классификация режиссерских игр.

    Настольный театр игрушек, используются самые разнообразные  игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

    Настольный театр картинок Персонажи и декорации – картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действий, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

    Стенд – книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенд – книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.

    Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран.

    Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картины. Вместо фланели на картинки можно приклеить кусочки бархатной

    и наждачной бумаги.

    Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, чёрные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается

    соответствующим звучанием.

    Несколько видов игр – драматизаций дошкольников.

    Игры драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

    Игры – драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме. за которой стоит

    водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые

    игрушки.

    Импровизация. Это раскрывание сюжета без предварительной подготовки.

    В традиционной педагогике игры - драматизации относятся к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений.

    Каждая игра требует своих средств выразительности и творческих находок.

    Формы организации театрализованной деятельности

    - Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.

    - Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.

     - Мини-игры на  занятиях, театрализованные игры-спектакли,  мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных  задач.

    Формы работы

    Театральные игры

    Речевые игры

    Ритмопластика

    Инсценировка песен, попевок, хороводов

    Использование различных видов театра

    Драматизация сказок

    Взаимодействие с родителям

    Роль педагога в организации театрализованной деятельности.

    В организации театрализованной деятельности особая роль принадлежит педагогу, использующему различные технологии, обеспечивающие положительную динамику в развитии детей.

    Здесь важны индивидуальное общение с каждым ребенком, дифференцированный подход к детям в зависимости от их психологических особенностей и имеющегося опыта.

    Общение педагога с детьми в процессе театрализованной деятельности регулируется следующими правилами:

    Первое правило – формирование чувства «Мы», организация такого пространства в театрализованной деятельности, в котором каждый участник (педагог, ребенок) является полноправным членом. Оптимальная физическая дистанция в общении, воспринимаемая, как правило, бессознательно, благотворно влияет на самочувствие субъектов, взаимодействующих друг с другом.

    Второе правило – демонстрация расположенности, которая проявляется в открытой, непринужденной улыбке ребенку, дружеской интонации, сдержанном, без раздражения, диалоге с детьми, в подбадривании в случае затруднения при выполнении заданий.

    Третье правило – показ целей совместной деятельности, ориентация ребенка на процесс обучения для их достижения в театральной деятельности.

    Четвертое  правило  —  использование  различных  вариантов  организации деятельности (сочетание групповой и индивидуальной форм).

    Деятельность становится фактором развития ребенка в том случае, если она приносит ему удовлетворение, успех, а если она совершается по принуждению, то не способствует развитию ребенка.

    Ощущение успеха рождается, когда ребенок преодолевает свой страх, застенчивость, свое неумение, робость, непонимание, когда он прикладывает усилия. Именно взрослый через интонацию, пластику, мимику передает свою веру в успех ребенка, тем самым побуждая его к действиям.

    Формула успеха заключается во взаимной любви детей и взрослых, увлеченных любимым делом. Он гарантирован при условии того, что:

    а)        дети и воспитатели любят друг друга;

    б)        малыши и музыкальный руководитель также испытывают взаимную
    приязнь;

    в)        между музыкальным руководителем и воспитателями достигнуто
    обоюдное взаимопонимание.

    Если все эти три составляющие присутствуют, то взаимная любовь детей и педагогов выделяет в зал мощный поток положительной энергии, которая завораживает зрителей и никого не оставляет равнодушным. Эта положительная энергия влияет как на взрослых, так и на детей, и они чувствуют себя необыкновенно раскованно, играют с большим подъемом и воодушевлением.

    Взаимоотношения с родителями.

    Самые главные ценители театральных постановок, восторженные почитатели талантов маленьких актеров - это их родители.

    Так как же строить взаимоотношения с родителями?

    Прежде всего нужно выступать на родительских собраниях, рассказывать об особенностях организации театрально-музыкальной деятельности в детском саду, о необходимости проведения специальных театральных занятий, создания театрального кружка, о том, как проходят эти занятия и что дают детям.

    Конечно, надо объяснять родителям, что без их помощи, без их живого участия педагоги не смогут подготовить и провести всю грандиозную работу, а затем выразить просьбу поддерживать детский сад в его начинаниях: помочь в изготовлении костюмов, декораций, оснащении необходимыми атрибутами.

    Несомненно, родители не останутся равнодушными к этому призыву и постараются оказать посильную помощь.

    Только при тесном взаимодействии семьи и детского сада театрализованная деятельность будет успешной. Детский сад должен быть открытой системой – родители должны иметь возможность прийти на занятие, чтобы понаблюдать за своим ребенком. А педагоги должны быть готовы к позитивному взаимодействию, оказывая им необходимую консультативную помощь.

    Эмоциональное поле в работе с детьми должно быть светлым, добрым, искренним. Глаза, жесты, мимика, интонация педагога должны выражать доброжелательность, радость от общения с детьми. Почаще хвалите детей, улыбайтесь им, смейтесь, шутите. Все это благотворно влияет на эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка.

    ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

    СНЯТИЕ МЫШЕЧНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

    Дети двигаются свободно под весёлую музыку.

    Задание: при прекращении музыки постройтесь в цепочку по диагонали.

    Дети стоят в кругу.

    Задание: не перепутайте движение.

    На слово «земля» - руки вниз.

    «Вода» - руки перед собой.

    «Воздух» - руки вверх.

    «Огонь»- руками делаем фонарики.

    Дети сидят в кругу. На счёт от одного до десяти все начинают пересаживаться по цвету волос, договорившись заранее: здесь – светлые, здесь – тёмные.

    СКОРОГОВОРКИ НА РАЗВИТИЕ ДИКЦИИ

    Книга книгой, а мозгами двигай.

    Где щи, там нас не ищи.

    Волки рыщут – пищу ищут.

    Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. (Вопрос: кто где находится?)

    В перелеске перепел перепёлку перепел.

    РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

    Исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят» то от лица Козы, то от лица Волка:

    Козлятушки, ребятушки, отомкнитеся, отворитеся,

    Ваша мать пришла, молочка принесла.

    Прочитать любое известное детское стихотворение, выполняя при этом задание:

    - прочитай стихотворение, как будто сильно мёрзнешь;

    - прочитай стихотворение, как будто заикаешься;

    - прочитай стихотворение, как будто тебе очень страшно и т.д.

    РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ МИМИКИ

    Изобразить мимикой и жестами:

    1) Солёный чай.

    2) Ем лимон.

    3) Сердитый дедушка.

    4) Лампочка погасла, зажглась

    УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

    Пропеть своё имя и фамилию

    Пропеть свой адрес

    Пропеть имя мамы и папы

    ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

    Изобразить деревянных и тряпичных кукол.

    Изобразить цветочек

    Изобразить деревянных солдатиков

    Изобразить роботов

    Изобразить бабочек и т.д.

    ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЭТЮДЫ

    Представить себя собачкой в будке.

    « Серьёзная собачка. Кто-то идёт, надо предупредить.» И т.д.

    Представить себя старенькой бабушкой, ищущей своего пропавшего котёнка. (По ходу можно дополнять образ бабушки).

    Относитесь к ребенку бережно, с уважением, умейте слушать и слышать его, и он ответит вам тем же. Превращайте каждое занятие в праздник для ребенка. Прислушивайтесь, не обижайте, не предавайте, а, наоборот, прощайте, общайтесь, играйте, сочиняйте...

    А самое главное — любите детей!

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта по теме: "Система совместной творческой деятельности детей, педагогов и родителей по ознакомлению с традициями духовно-нравственной и этнической культуры Кубани".

    Актуальность, работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями, фотоприложение, используемая литература, рецензия....

    Обобщение опыта по теме "Организация экспериментальной деятельности на занятиях по обучению грамоте детей с ОНР"

    Обобщение опыта по теме: "Организация экспериментальной деятельности на занятия по обучению грамоте детей с ОНР."...

    Обобщение опыта по изобразительной деятельности

    Обобщение опыта по изобразительной деятельностиВоспитателя группы №2 Изъюровой Светланы Николаевны Цель:·        Познакомить детей с видом и жанрами изобразител...

    Обобщение опыта по теме: "Использование театрализованных игр при коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

    Данный опыт является обобщением системы работы по коррекции недоразвития речи у дошкольников с использованием театрализованных игр. Театрализованные игры - один из самых эффективных способов коррекцио...

    «Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности» Обобщение опыта работы по театрализованной деятельности

    Работа по обобщению опыта "Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности"содержит  практический материал о возможностях развития творческих способностей детей сред...