Встреча за круглым столом "Скоро в школу"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Адарченко Наталья Анатольевна

Встреча с родителями «Скоро в школу»

Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Задачи:

  • Познакомить родителей с критериями готовности детей к школе.
  • Информировать родителей о проблемах первоклассников (в период адаптации к школе) их причинах.
  • Предложить практические советы и рекомендации по подготовке ребенка к школе.

Уважаемые родители! Наши дети стали взрослее еще на один год. Теперь они воспитанники подготовительной группы, самые старшие в детском саду.

Впереди целый год перед школой.  Год- много это или мало? Что можно успеть сделать за этот год?

Совсем скоро в школу! Как сложится обучение ребенка в первом классе, во многом зависит от наших с вами усилий.

Дети должны быть такими на выходе из детского сада, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, а были способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. При этом школа должна быть готова к разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка.
Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это дети не те, что были вчера.
Каково участие родителей?
Родители вправе выбирать любую форму получения образования. Это и частные сады, семейные, при этом они вправе «на любом этапе обучения продолжить образование в образовательной организации» Статья 44 «Закон Об образовании в РФ» «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования»

 

Сейчас мы остановимся на критериях готовности детей к школе, т. е. рассмотрим, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.

Пока мы будем раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их «примерить» к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.

Критерии готовности:

1.     физическая

2.     интеллектуальная

3.     социальная

4.     мотивационная.

Физическая готовность. Когда наши дети идут в школу, все мы хотим, чтобы они хорошо учились. Важным фактором успешного обучения является физическая готовность. Часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении.

Интеллектуальная готовность.

Многие родители сводят всю подготовку к школе именно к интеллектуальной готовности. Чаще всего родители отдают своё чадо на различные подготовительные к школе курсы, нанимают репетитора , где ребёнка обучают читать и считать, думая, что это основное в готовности к школьному обучению.

Интеллектуальная готовность  ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей.  Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.

Социальная готовность – это настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми,  как взрослыми , так и сверстниками., принятие  новой социальной роли – роли школьника, которая предполагает взятие на себя важных обязанностей, умение подчинять собственные желания требованиям учителя, школьной программы.

Имея данный компонент готовности, ребенок может быть внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе.

Начало школьной жизни - серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть:

- к новому педагогу;

- к новому коллективу;

- к новым требованиям;

- к повседневным обязанностям.

И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее он сумеет адаптироваться.

Но для некоторых детей школьные требования, оказываются, слишком трудны, а распорядок слишком строг. Многие дети , проносят в школу игрушки, они не наигрались. Важно чтобы ребенок четко понимал, что в школа не место для игрушек, несмотря на то, что педагоги часто используют игровые приемы. В школе он узнает что-то новое ,интересное. А для этого ты должен потрудиться, постараться…

Мотивационная готовность-

Ребенка может привлечь к школе форма, ранец и другие аксессуары школьной жизни, может быть желание сменить обстановку или то, что в школе учится друг.

Важнее, чтобы ребенка привлекала школа своей главной деятельностью - учением; например, желание писать, читать, считать, решать задачи; учиться, чтобы быть, как папа.(Приложение)

Наряду с общей готовностью к обучению в школе ребенок должен:

- знать правила общения;

- уметь вступать в контакт со сверстниками и взрослыми;

- уметь управлять своим поведением без агрессивности;

- уметь быстро осваиваться в новой обстановка

Подготовка детей к письму начинается задолго до поступления ребенка в школу. В подготовительной группе этому уделяется особое внимание.

Подготовка к письму предполагает развитие у детей:

·        Мелкой моторики пальцев рук (с этой целью необходимо учить детей выполнению разнообразных практических дел, созданию поделок с помощью различных инструментов, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность).

·        Пространственной ориентации, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения(слева направо, сверху вниз, вперед-назад и т. д.).

·        Изобразительных и графических умений в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений.

·        Положительное влияние на подготовку руки к письму оказывает раскрашивание.

·        Помогает развитию графических умений выполнение различных заданий, связанных со штриховкой.

Приложение

Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу:

1.     Своё имя, отчество и фамилию.

2.     Свой возраст (желательно дату рождения).

3.     Свой домашний адрес.

4.     Свой город, его главные достопримечательности.

5.     Страну, в которой живёт.

6.     Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

7.     Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

8.     Домашних животных и их детёнышей.

9.     Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.

10.                       Транспорт наземный, водный, воздушный.

11.                       Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

12.                       Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

13.                       Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

14.                       Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх- низ и т. д.)

15.                       Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.

16.                       Различать гласные и согласные звуки.

17.                       Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.

18.                       Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)

20.                       Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

21.                       Свободно считать до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 20. Соотносить число предметов и цифру. Усвоить состав чисел: 2, 3, 4, 5. Читать простейшие математические записи.

22.                       Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать.

23.                       Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

 

 

 

Приложение

Тест «Готов ли мой ребенок к школе?

Каждый положительный ответ на вопрос оценивается в 1 балл:

1.  Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает, и в ней будет интересно учиться?

3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче, чем из пяти предложений?

6. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

7. Умеет ли он изменять существительные по числам?

8. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?

9. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?

10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

11. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?

12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

14. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать группу предметов одним словом: помидоры, морковь, лук – это овощи)?

17. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?

18.  Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

 

Результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет:

 

15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;

10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий, почитайте специальную литературу;

9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет, а лучше попробовать пройти тестирование у психолога и логопеда, которые помогут Вам найти оптимальный путь развития ребёнка и подготовки к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vstrecha_s_roditelyami.docx27.16 КБ

Предварительный просмотр:

Встреча с родителями «Скоро в школу»

Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Задачи:

  • Познакомить родителей с критериями готовности детей к школе.
  • Информировать родителей о проблемах первоклассников (в период адаптации к школе) их причинах.
  • Предложить практические советы и рекомендации по подготовке ребенка к школе.

Уважаемые родители! Наши дети стали взрослее еще на один год. Теперь они воспитанники подготовительной группы, самые старшие в детском саду.

Впереди целый год перед школой.  Год- много это или мало? Что можно успеть сделать за этот год?

Совсем скоро в школу! Как сложится обучение ребенка в первом классе, во многом зависит от наших с вами усилий.

Дети должны быть такими на выходе из детского сада, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, а были способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. При этом школа должна быть готова к разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка.
Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это дети не те, что были вчера.
Каково участие родителей?
Родители вправе выбирать любую форму получения образования. Это и частные сады, семейные, при этом они вправе «на любом этапе обучения продолжить образование в образовательной организации» Статья 44 «Закон Об образовании в РФ» «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования»

Сейчас мы остановимся на критериях готовности детей к школе, т. е. рассмотрим, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.

Пока мы будем раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их «примерить» к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.

Критерии готовности:

  1. физическая
  2. интеллектуальная
  3. социальная
  4. мотивационная.

Физическая готовность. Когда наши дети идут в школу, все мы хотим, чтобы они хорошо учились. Важным фактором успешного обучения является физическая готовность. Часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении.

Интеллектуальная готовность.

Многие родители сводят всю подготовку к школе именно к интеллектуальной готовности. Чаще всего родители отдают своё чадо на различные подготовительные к школе курсы, нанимают репетитора , где ребёнка обучают читать и считать, думая, что это основное в готовности к школьному обучению.

Интеллектуальная готовность  ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей.  Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.

Социальная готовность – это настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми,  как взрослыми , так и сверстниками., принятие  новой социальной роли – роли школьника, которая предполагает взятие на себя важных обязанностей, умение подчинять собственные желания требованиям учителя, школьной программы.

Имея данный компонент готовности, ребенок может быть внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе.

Начало школьной жизни - серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть:

- к новому педагогу;

- к новому коллективу;

- к новым требованиям;

- к повседневным обязанностям.

И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее он сумеет адаптироваться.

Но для некоторых детей школьные требования, оказываются, слишком трудны, а распорядок слишком строг. Многие дети , проносят в школу игрушки, они не наигрались. Важно чтобы ребенок четко понимал, что в школа не место для игрушек, несмотря на то, что педагоги часто используют игровые приемы. В школе он узнает что-то новое ,интересное. А для этого ты должен потрудиться, постараться…

Мотивационная готовность-

Ребенка может привлечь к школе форма, ранец и другие аксессуары школьной жизни, может быть желание сменить обстановку или то, что в школе учится друг.

Важнее, чтобы ребенка привлекала школа своей главной деятельностью - учением; например, желание писать, читать, считать, решать задачи; учиться, чтобы быть, как папа.(Приложение)

Наряду с общей готовностью к обучению в школе ребенок должен:

- знать правила общения;

- уметь вступать в контакт со сверстниками и взрослыми;

- уметь управлять своим поведением без агрессивности;

- уметь быстро осваиваться в новой обстановка

Подготовка детей к письму начинается задолго до поступления ребенка в школу. В подготовительной группе этому уделяется особое внимание.

Подготовка к письму предполагает развитие у детей:

  • Мелкой моторики пальцев рук (с этой целью необходимо учить детей выполнению разнообразных практических дел, созданию поделок с помощью различных инструментов, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность).
  • Пространственной ориентации, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения(слева направо, сверху вниз, вперед-назад и т. д.).
  • Изобразительных и графических умений в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений.
  • Положительное влияние на подготовку руки к письму оказывает раскрашивание.
  • Помогает развитию графических умений выполнение различных заданий, связанных со штриховкой.

Приложение

Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу:

  1. Своё имя, отчество и фамилию.
  2. Свой возраст (желательно дату рождения).
  3. Свой домашний адрес.
  4. Свой город, его главные достопримечательности.
  5. Страну, в которой живёт.
  6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
  7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
  8. Домашних животных и их детёнышей.
  9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.
  10. Транспорт наземный, водный, воздушный.
  11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
  12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
  13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
  14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх- низ и т. д.)
  15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
  16. Различать гласные и согласные звуки.
  17. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
  18. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)
  1. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
  2. Свободно считать до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 20. Соотносить число предметов и цифру. Усвоить состав чисел: 2, 3, 4, 5. Читать простейшие математические записи.
  3. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать.
  4. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

Приложение

Тест «Готов ли мой ребенок к школе?

Каждый положительный ответ на вопрос оценивается в 1 балл:

1.  Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает, и в ней будет интересно учиться?

3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче, чем из пяти предложений?

6. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

7. Умеет ли он изменять существительные по числам?

8. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?

9. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?

10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

11. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?

12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

14. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать группу предметов одним словом: помидоры, морковь, лук – это овощи)?

17. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?

18.  Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

 

Результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет:

 

15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;

10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий, почитайте специальную литературу;

9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет, а лучше попробовать пройти тестирование у психолога и логопеда, которые помогут Вам найти оптимальный путь развития ребёнка и подготовки к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями второй младшей группы. Кризис трехлетнего возраста. Встреча за круглым столом.

Родительское собрание на тему "Кризис трехлетнего возраста" для родителей второй младшей группы с приглашением специалистов - психолога и логопеда.МКОУ «Иванинская средняя общеобразовательная школаВос...

Встреча за круглым столом: «Как сказка поможет развить способности ребенка»

Встреча за круглым столом: «Как сказка поможет развить способности ребенка»Цель: повысить уровень педагогической культуры родителейдать родителям информацию о значении сказки в развитии ребенка;как ну...

Встреча за круглым столом

Родительское собрание по обмену опытом художественно-творческому развитию детей в семье...

Сценарий встречи за круглым столом с родителями на тему: "Я все умею"

Цель: ·        Дать родителям знания о значении воспитания у детей самостоятельности и культурно- гигиенических навыков;·        З...

Встреча за круглым столом Работа с родителями детей второй младшей группы.

Цели: установить с родителями доверительные отношения;расширить представления родителей о проявлениях кризиса трех лет;оказать родителям практическую помощь в вопросах развития речи ребенка и преодоле...

"Встреча за круглым столом"

Родительское собрание по обмену художественно-творческого развития ребенка раннего возраста в семье...


 

Комментарии

Адарченко Наталья Анатольевна

Мой материал поможет воспитателям подготовительной группы, родителям