Проект «Моя губерния»
проект (подготовительная группа) на тему

Григорьева Ольга Владимировна

Взрослые – хранители многовекового опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка- важнейшего средства человеческого общения. От культуры речи взрослых, от того как они говорят с ребёнком, во многом зависят успехи дошкольника в познании окружающего мира. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом взрослые, которые удивляются вместе с ними, побуждают не только смотреть, но и видеть, малыши захотят узнать ещё больше. Увлекательные наблюдения, экскурсии, прогулки, посещение выставок, музеев, библиотек, самостоятельная и совместная познавательно- исследовательская деятельность помогут детям в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы причинно- следственных связей и закономерностей. Всё это будет способствовать формированию нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, школьника, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного. В дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры человека, приобщение к общечеловеческим духовным ценностям. Ребёнок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Назначение проекта «Моя губерния» связано с необходимостью дать детям представление об её историческом прошлом в доступной для их понимания форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Тополек» с. Александровка Саратовской области Советского района

Утверждаю :

Заведующая МБДОУ д.с. «Тополек»  

 _________________А.М. Смирнова

Проект

«Моя губерния»

Разработала:

Григорьева О.В.

2016 г.

Введение

Взрослые – хранители многовекового опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка- важнейшего средства человеческого общения. От культуры речи взрослых, от того как они говорят с ребёнком, во многом зависят успехи дошкольника в познании окружающего мира. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом взрослые, которые удивляются вместе с ними, побуждают не только смотреть, но и видеть, малыши захотят узнать ещё больше. Увлекательные наблюдения, экскурсии, прогулки, посещение выставок, музеев, библиотек, самостоятельная и совместная познавательно- исследовательская деятельность помогут детям в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы причинно- следственных связей и закономерностей. Всё это будет способствовать формированию нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, школьника, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного.

В дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры человека, приобщение к общечеловеческим духовным ценностям. Ребёнок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни.

Назначение проекта «Моя губерния» связано с необходимостью дать детям представление об её историческом прошлом в доступной для их понимания форме.

Реализация проекта предусматривает целенаправленные совместные усилия всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Таким образом, внедрение проекта в жизнь позволит детям полнее узнать жизнь своего города и области, достопримечательности, природу, историю своего края; а так же формирует его активный словарь, речевые умения и навыки личности, повышается уровень познавательных способностей дошкольника, развивается воображение, что в конечном итоге способствует гармоничному развитию личности. 

Пояснительная записка.

Актуальность темы.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.

Старший дошкольник должен, сориентирован на:

  • Патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
  • Социальную солидарность – свобода личное и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.

Таким образом, применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного села, города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

Содержание программы социально-личностного развития детей старшего возраста построено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и отражает основные направления приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, включенным в контекст патриотического, нравственного, интернационального, правового воспитания.

 В основу программы положены принципы:

  • Научной обоснованности и практической применимости.
  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
  • Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями образовательных областей.
  • Комплексно-тематическое построение образовательного процесса.
  • Наглядность.
  • Учёт региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующего любовь к семье, городу, краю.
  • Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника.
  • Системно – организованный подход, который предполагает скоординированную работу всех специалистов.

Срок реализации проекта: долгосрочный; сентябрь-декабрь 2016-17  уч. год.

Участники проекта: воспитанники старшей- подготовительной группы, их родители, педагоги ДОУ, социум.

Цель: Формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры общения.

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: знакомить детей с ближайшим окружением; достопримечательностями города Саратов; знаменитыми людьми, творчеством отдельных писателей, поэтов, композиторов, художников; с животным и растительным миром Саратовского края.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитывать у дошкольников патриотические чувства, гордость за свою «малую Родину»; привязанность к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи; гуманные, экологически целесообразное отношение к природе; любовь к родному городу, желание видеть его красивым, экологически чистым; гордость за своих предков; уважение к традициям народов, населяющих Саратовскую область.

 РАЗВИВАЮЩИЕ: приобщение дошкольников к современной жизни области, желание посещать музеи, театры; Развивать любознательность и интерес к познанию родного края.

Тематическое планирование по реализации проекта:

Период

Тема

Сентябрь

«Растительный мир»

«Животный мир»

Октябрь

« Промыслы Саратовского края»

Ноябрь

«Архитектура г. Саратов»- памятники искусства.

«Культурный отдых в г. Саратов»

Декабрь

Литературный час» - знакомство с русским народным фольклором и современными поэтами Саратовской области.

Развивающая среда в группе:

Оформление центра патриотического воспитания (мини- музей, фотоальбом, детская художественная литература, открытки, географические карты и т.д. ), совместная работа с родителями.

Работа с родителями

1. Направление – информационно – аналитическое (выявление потребностей, интересов и способностей родителей): - анкетирование; - опросы; - беседы – организация родительского сообщества «Знакомим детей с родным городом».

2. Познавательное направление- ознакомление с родным городом, его культурой, его достопримечательностями, жителями, природой, творчеством современных писателей, поэтов, художников:

- информация в родительском уголке;

- создание «Мини- музея» в группе;

- информация о Интернет - ресурсах по данному вопросу;

- встречи, экскурсии, посвящённые данному проекту.

3. Направление - контрольно-оценочное, анализ качества образовательных услуг и эффективности взаимодействия с родителями:

- выступление на родительском собрании, педсовете;

- анкетирование;

рекомендации родителей.

4. Направление - совместная деятельность:

- участие в культурно - досуговой деятельности группы;

- создание презентации о деятельности по проекту;

- помощь в оснащении предметно - развивающей среды группы.

Анкетирование родителей:

- Знаете ли вы свой город?

- Как считаете, нужно ли знакомить детей с родным городом?

- Какую тематику патриотического воспитания ваших детей Вы хотели бы узнать?

- Есть ли у ребёнка желание пополнить свои знания о родном селе, городе Саратов, о жителях  села и города?

- Выражает ли внешне своё желание и интерес узнать о своём селе и городе Саратов?

- отражает ли полученные знания в играх, беседах, рассказах?

Работа с социумом.

- проведение выставок;

- оформление мини- музея;

- экскурсии в музей ДК;

- посещение сельской библиотеки;

- публикация проекта на персональном сайте и сайте ДОУ.

Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

1. Малая Родина. Название области, села, района, домашний адрес, название достопримечательностей города Саратов.

2. Символика Флаг России, герб России, герб родного города, флаг города,.

3. История народной культуры и традиций. Народные игрушки, народные праздники, жилище человека, предметы быта.

4. Исторический, географический и природный компоненты. Природные богатства района, природно-климатическая зона (лес), вид ландшавта (горы, равнины)

5. Личностный компонент. Отношение к окружающей среде, забота о близких, проявление дружелюбия, умение управлять своими чувствами, договориться. Умение анализировать свои поступки и поступки других.

5 баллов- Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности; знает и узнает флаг, герб, гимн России; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе , близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

4 балла - Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.

3 балла- Затрудняется назвать страну, город. С трудом называет свой адрес, но узнает флаг, герб, гимн России; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, края, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

 2 балла- С помощью взрослого называет свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; с подсказкой называет достопримечательности (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.

1 балл – Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

 Перспектива развития проекта

Данный проект имеет широкую перспективу развития т.к. даёт возможность дошкольникам лучше узнать историю своего родного села, города Саратов, своей области, уважение к своей семье, родственникам. Желание видеть свою область процветающей. Полученные знания детьми в процессе работы и после завершения проекта будут постоянно пополняться, т.к. у детей возникнет интерес к жизни своего небольшого, но исторически важного для всей страны города.

Ссылки на источники информации

1 http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/5128-proekt-putevoditeli-po-maloj-rodine.html

2  http://reffan.ru/referat_otrbewrnaqasmeraty.html

3 http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/08/29/proekt-yunye-patrioty


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация-отчет по ознакомлению детей 2-ой мл.группы с бытом и культурой Архангельской губернии.

В течение года в нашем детском саду проходил проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Вслед за Солнышком", основным направлением которого было ознакомление детей с историей, бытом и кул...

Проект "Моя губерния"

Краеведение – социально значимое и необходимое в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формули...

Проект Народный костюм Воронежской Губернии.

Тематический   план работы. Проект «Народный костюм Воронежской губернии»         Октябрь 2015г. 08.10.Народные традиции и культура Р...

Проект посвященный 80 летию Саратовской губернии «Любимый мой Саратов»

Проблема: Что ребёнок 6 -7 лет может знать о своём областном городе? Цель:-Развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре областного города, формирование чувств...

Проект "САРАТОВСКАЯ ГУБЕРНИЯ"

ПРОЕКТ "Культурный дневник Саратовской области" Знакомство детей с Саратовской губернией....

Детско-родительский проект "Ознакомление дошкольников (6-7 лет) с историей вещей, на примере лексической темы "Одежда" (на примере русского народного костюма Архангельской губернии конца 19 века)"

ФИО автора, ОУВашкевич Мария Николаевна, ОДОД  ГБОУ СОШ № 35 Василеостровского района.Название проектаОзнакомление дошкольников (6-7 лет) с историей вещей, на примере лексической темы "Одежд...

Паспорт творческого проекта «Спасатели Самарской губернии» с использованием образовательных конструкторов «Фанкластик» и «LEGO»

Паспорт творческого проекта «Спасатели Самарской губернии» с использованием образовательных конструкторов  «Фанкластик»  и «LEGO»...