Проект "Детский сад и семья: пути взаимодействия"
проект (младшая группа) на тему

Зайцева Ольга Вячеславовна

Проект "Детский сад и семья: пути взаимодействия" направлен на создание условий для комфортной адаптации ребенка к условиям детского сада, формированию у него чувства защищенности и доверия к окружающему миру через активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педагогический проект269.74 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

в младшей разновозрастной группе

"Детский сад и семья: пути взаимодействия"

Подготовили:

воспитатели

Лаптева О.В.

                                                               Ряскова С.Б.


Проект "Детский сад и семья: пути взаимодействия" направлен на создание условий для комфортной адаптации ребенка к условиям детского сада, формированию у него чувства защищенности и доверия к окружающему миру через активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.

Актуальность проекта. Семья и дошкольное учреждение- два самых важных института социализации дошкольников. Благодаря эмоциональному микроклимату семьи у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. В дошкольном учреждении ребенок приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность, получает всестороннее образование. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо тесное взаимодействие семьи и детского сада. К сожалению, ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие. Во избежание такого дискомфорта необходимо создание единой воспитательной среды, тогда ребенок почувствует себя спокойнее и увереннее, сможет раскрыть свой творческий потенциал, всесторонне развиваться. На наш взгляд, единая воспитательная среда подразумевает под собой не только единые требования к ребенку ДОУ и семьи, а также активное участие семьи в жизнедеятельности детского сада с целью безболезненной адаптации малыша, только что вышедшего из семьи, его наилучшего психологического самочувствия, а также для его успешной социализации. Кроме этого тесное взаимодействие семьи и детского сада позволяет ребенку погрузиться в пространство родной семьи, почувствовать причастность к своей семье, что немаловажно для духовно-нравственного развития младшего дошкольника. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка», - гласит Закон РФ «Об образовании». Сегодня работа с родителями очень актуальна, так как является частью примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования и соответствует новым Федеральным Государственным Требованиям.

Вид проекта. Познавательно-творческий

Тип проекта:

Участники проекта. Дети младшей разновозрастной группы, родители, старшее поколение семьи, педагоги.

Цель проекта. Создание условий для комфортной адаптации ребенка к условиям детского сада посредством активного вовлечения семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.

Задачи проекта:

  • создавать условия для внутреннего психологического комфорта ребенка, сохранения чувства защищенности и доверия к окружающему миру в стенах ДОУ;
  • воспитывать у ребенка чувства причастности, гордости и радости за свою семью;
  • установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка;
  • выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.

Принципы взаимодействия с семьей.

  • Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей: это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей.
  • Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
  • Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи.
  • Максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми, равноправие и равно ответственность родителей и педагогов ДОУ.

Формы взаимодействия ДОУ с семьей.

Воспитатели – дети

Родители- дети

Воспитатели - родители

Гипотеза реализации проекта

Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации ребенка и углубленного его погружения в пространство как родной семьи, так и ближайшего социального окружения, а также способствует повышению активности родителей в жизнедеятельности ДОУ.

Ожидаемые результаты проекта

У детей

  • безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия к окружающему миру;
  • осознание собственного статуса в семье, значимости семьи в своей жизни;
  • пробуждение чувства радости и гордости за свою семью

У родителей

  • возрождение и сохранение семейных традиций;
  • активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ;
  • проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса;
  • Повышение педагогической компетентности родителей.

  • У педагогов
  • содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания и закреплению связей между членами семьи разных поколений;
  • разработка комплекса совместных мероприятий с родителями;
  • разработка консультативно-практического материала для родителей и педагогов
  • совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с семьями воспитанников в ходе реализации проекта.

Этапы реализации проекта

1 этап-подготовительный

Сбор информации о детях и семьях воспитанников.

1. Анкетирование для родителей:

-"Социальный паспорт семьи"

2. Подготовка консультаций для родителей и педагогов:

- "Здравствуй, детский сад";

- "Кризис 3-летнего возраста"

- "Адаптация ребенка в детском саду"

-«Что должно быть в шкафчике у ребенка»

- Памятки для родителей

- «Капризы детей»

-«Что нельзя приносить в детский сад»

3.Картотека сюжетно дидактических игр на тему "Семья"

Изучение методической литературы по проблемам адаптационного периода, сохранения семейных традиций с привлечением родителей.

Основной этап

1. Взаимодействие с семьями воспитанников, раскрытие потенциала каждой семьи, активизация духовного родства в процессе совместной жизнедеятельности.

Воспитатели – дети

Составление рассказа по сюжетной картине «Моя семья»

Рисование на тему: «Моя семья»

Беседа с детьми на тему: «Моя семья»

Аппликация: «Дом, в котором я живу»

Заучивание пословиц и поговорок о семье

Дидактическая игра «Кто старше?»

Слушание, заучивание стихов и песен о семье.

Просмотр мультфильма «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Родители - дети

Беседа с детьми о своей семье, родственниках.

Рассказ детям о своем детстве, школьных годах, о семейных традициях, о своей профессии.

Чтение детям рассказов о взаимоотношениях в семье.

Участие во всероссийских и международных конкурсах  рисунков и поделок на тему «Семья»

Самостоятельная деятельность детей:

Сюжетно - ролевые  игры: «Семья»,  «Магазин», «Подарки для близких», «Праздник в нашей семье», «Детский сад и семья», «Отдыхаем всей семьей в кофе».

Воспитатели – родители

Консультация «Воспитание здорового ребенка – главная задача современной семьи

Буклет для родителей «Что нельзя приносить в детский сад»

Оформление стенгазеты «Детский сад-моя семья»

 «Ящик пожеланий»

3 этап-заключительный.

Презентация проекта.

Подведение итогов проекта.

Стенгазета «Детский сад-моя семья»

Социальный паспорт семьи воспитанника младшей разновозрастной группы

Дата составления документа «____»______________20___г.

I. Общие сведения о ребёнке

1. Ф.И.О._____________________________________________________________

 2. Пол_____________________________________________________________

 3. Дата рождения_____________________________________________________

4. Адрес постоянного или временного проживания (подчеркнуть):

почтовый индекс_______________, город (село)__________________________________, улица___________________________________________________________, дом__________________________, корпус_______, квартира________, контактный телефон________________________________________________

II. Социально-бытовой статус семьи

1. Мать: Ф.И.О. _____________________________________________________________, возраст_______, образование__________________________________________, профессия__________________________________________________________, род занятий в настоящее время_________________________________________ ____________________________________________________________________

2. Отец: Ф.И.О. _____________________________________________________________, возраст_______, образование__________________________________________, профессия__________________________________________________________, род занятий в настоящее время_________________________________________ ____________________________________________________________________

3. Социальный статус семьи (многодетная, полная, неполная, опекунская) (подчеркнуть)

4.С кем проживает ребёнок? (состав семьи)______________________________

5.Проживают ли совместно с семьёй бабушка и дедушка?__________________

К кому из членов семьи ребёнок больше привязан?______________________ _______________________________________________________________

6.Впишите, кто из взрослых играет с ребёнком, читает______________________ _ занимается_______________________________________________________,

водит в детский сад________________________________________________,

в случае болезни___________________________________________________, гуляет__________________________________________________________,

разбирает конфликты_______________________________________________

7.Ведутся ли развивающие занятия дома, какие, как часто?_________________ ____________________________________________________________________

8.Имеются ли у ребёнка какие-либо отрицательные привычки? (впишите, какие именно)_____________________________________________________________

9.Каков общий эмоциональный фон Вашего ребёнка (спокойный, жизнерадостный, подавленный, тревожный, резкие смены настроения и др.)?_ ____________________________________________________________________

9.Как Ваш ребёнок относится к посещению детского сада (ходит с удовольствием, не любит, ему всё равно)?_____________________________ __________________________________________________________________

 10.Как ребёнок ведёт себя дома после посещения детского сада (возбуждён, утомлён, расстроен, рассказывает, что было в саду и др.)?________________ ________________________________________________________

III. Состояние здоровья ребёнка.

1.Часто ли болеет ребёнок? ____________________________________________________________________

2. Какими болезнями болеет чаще? ___________________________________________________________________

3.Есть ли хронические заболевания? _____________________________________________________________________

 4. Наблюдается ли ребёнок у врачей-специалистов? ____________________________________________________

IV. Предполагаемые формы сотрудничества с дошкольным учреждением

1.Какие формы сотрудничества с детским садом для Вас наиболее привлекательны (возможность ребёнка посещать кружковые занятия, музыкальные занятия, занятия физической культурой; участие в беседах, дискуссиях с воспитателем о развитии ребёнка;) (нужное подчеркнуть, при желании дополнить)? _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________

2. Ваши вопросы, пожелания_____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________

Дата заполнения___________________________________________________

Подпись __________________________/_______________________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути взаимодействия учителя - логопеда с родителями

Пути взаимодействия учителя - логопеда с родителями по использованию современных ортодонтических средств в условиях логопункта детского дошкольного учреждения. 1. Описание вестибулярных пластинок...

Патриотическое воспитание детей путем взаимодействия с семьей дошкольника.

В выступлении отмечается значимость нравственно-патриотического воспитания в становлении ребенка, как Личности.Особо выделяются возможности семьи, которая обладает неоценимыми качествами: любовью, при...

Психолого-педагогические проблемы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи, пути решения

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в процессе формирования личности ребенка, выделяются формы взаимодействия педагогов и родителей. Особое ...

Детский сад и семья – пути взаимодействия в условиях реализации ФГОС ДО.

В данной статье рассмотрен вопрос сотрудничества    семьи с дошкольной образовательной организацией в условиях реализации ФГОС ДО посредством творческих выставок....

Семинар-практикум "Детский сад и семья: пути взаимодействия"

Цель: Повысить теоретические знания и практические умения, навыкиродителей в обучении правилам дорожного движения и обеспечении безопасности жизнедеятельности детей....

Статья "Детский сад и семья. Пути взаимодействия"

В статье рассказывается о взаимодействии детского сада  с семьями воспитанников.  Как построить этот процесс, чтобы родители захотели приводить своих детей именно в наш детский сад....