Пути взаимодействия учителя - логопеда с родителями
статья по логопедии по теме

Кармадонова Лидия Евгеньевна

Пути взаимодействия учителя - логопеда с родителями по использованию современных ортодонтических средств в условиях логопункта детского дошкольного учреждения. 

1. Описание вестибулярных пластинок, применяемых в условиях логопункта

2. Установление рабочих связей с врачами: ортодонтом, оториноларингологом, невропатологом

3. Сочетание миотренировки с развитием мелкой пальчиковой моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vestib._plastinki.docx424.76 КБ

Предварительный просмотр:

Пути взаимодействия учителя-логопеда с родителями по использованию современных ортодонтических средств в условиях логопункта

       Работа с родителями является одним из важнейших направлений в коррекционной деятельности учителя-логопеда. В случаях, когда речь идёт о речевых нарушениях, осложнённых нарушениями зубочелюстной системы, ротовой полости, носоглотки, а также стёртой форме дизартрии помощь родителей трудно переоценить. Задача логопеда, привлекающего себе в помощники родителей, состоит в том, чтобы нацелить их на эффективную работу. Активное участие родителей позволяет закрепить все речевые навыки, полученные ребёнком во время логопедических занятий, в повседневной жизни и ускорить успехи ребёнка. Очень многое зависит от эмоционального контакта между родителями и ребёнком, атмосферой доверия между учителем-логопедом, ребёнком и его родителями.

       При первичном логопедическом обследовании в случае обнаружения у ребёнка каких-либо аномалий прикуса, ротовой полости, носоглотки или дизартрических симптомов, учитель-логопед приглашает родителей на консультацию с целью уточнения анамнестических данных, а так же направляет к специалистам медицинского профиля: невропатологу, ортодонту, оториноларингологу.

      Таким образом, родители имеют возможность вовремя начать  лечение, что положительно сказывается на дальнейшей логопедической работе с ребёнком.

      В коррекционной работе с детьми, нарушение звукопроизношения которых осложнено различными патологиями зубочелюстной системы, ротовой полости и носоглотки, а также дизартрии, для которой характерны парезы артикуляционных мышц, наряду с традиционными приёмами и способами работы, целесообразно применение современных ортодонтических средств: вестибулярных пластинок, миофункциональных трейнеров и миогимнастики.  

В условиях логопункта оправдано использование вестибулярной пластинки с бусинкой для стимуляции языка: красное кольцо для молочного прикуса; синее кольцо для сменного прикуса. Работа с вестибулярной пластинкой не заменяет, а дополняет традиционную артикуляционную гимнастику.

                   

      Бусинка, закреплённая на проволоке, удерживает язык в физиологически правильном нёбном положении. Поместив пластинку в полость рта, ребёнок сразу начинает инстинктивно катать бусинку языком по твёрдому нёбу, стимулируя, таким образом, тонус язычной мышцы.  

Применять эту пластинку можно как во время занятий с логопедом, так и дома. Катая языком бусинку по нёбу, ребёнок стимулирует корень языка, поднимая его вверх. При этом формируется правильный артикуляционный уклад для произношения шипящих звуков и [Р].

        Согласно данным статистики, ношение вестибулярной пластинки в течение 1-2 часов в день способствует нормализации процессов глотания и дыхания, которые зачастую оказываются нарушенными при данных патологиях. В возрасте 3-6 лет восстановление нарушенных функций проходит достаточно быстро (за 6 месяцев).

Пластинка с проволочной заслонкой от прокладывания языка способствует коррекции открытого прикуса, что, в свою очередь, позволяет выработать правильный артикуляционный уклад для свистящих звуков при межзубном сигматизме.

        Пластинка рекомендуется, в основном, для домашнего ношения не менее двух часов в день. Но её можно использовать и во время логопедических занятий, и во  время, когда ребёнок выполняет графические работы или задания на развитие мелкой моторики. При этом необходимо следить, чтобы пластинка удерживалась перед зубами на месте благодаря смыкательному рефлексу губ.

Вестибулярная пластинка с козырьком позволяет устранить сагиттальную щель и стимулирует рост нижней челюсти. При глубоком резцовом перекрытии мягкую пластинку устанавливают козырьком вниз, а для устранения обратного перекрытия — козырьком вверх.

      Она показана при наклоне резцов верхней или нижней челюсти внутрь (ретрузия) или наружу (протрузия) в зависимости от направления козырька вверх или вниз. Прикусывая козырек пластинки нижними зубами (пластинка при этом размещается в полости рта козырьком вниз), ребенок выдвигает нижнюю челюсть вперед, что стимулирует и нормализует ее развитие, облегчает и тренирует смыкательный рефлекс губ. Если же направить козырек пластинки вверх, можно предотвратить формирование обратного резцового перекрытия, которое нередко возникает у ребенка, когда нижние зубы в результате вредной привычки подсасывания верхней губы перекрывают верхние резцы, что, несомненно, влияет на возникновение дефектов речи.

       При прорезывании первых моляров силиконовая пластинка с козырьком способствует профилактике открытого прикуса у ребенка, рано потерявшего молочные моляры (в результате травмы, экстракции).

       Применение вестибулярной пластинки  с козырьком  целесообразно при дистальном или мезиальном прикусе.    

        В специальной литературе описаны положительные факты использования различных моделей миофункциональных трейнеров для коррекции аномалий зубочелюстной системы, ротовой полости и носоглотки, а так же для достижения хорошего эффекта при исправлении  речевых нарушений. Можно применять миофункциональные трейнеры на логопунктах, но с обязательным дополнительным их ношением во время ночного сна.  

       Целесообразно сочетать  миотренировку с  развитием мелкой пальчиковой моторики. При использовании вестибулярных пластинок нужно предложить ребёнку  какое-нибудь полезное занятие, чтобы упражнение не было скучным и не надоедало ему:  

-  складывание картинок из частей, пазлов, кубиков;

- выкладывание узоров из мозаики;

- пересыпание крупы, гороха  из одной ёмкости в другую с помощью маленькой ложки;

- переливание воды из одной ёмкости в другую с помощью маленькой ложечки;

- складывание из бумаги фигурок способом оригами;

- вырезание фигур из цветной бумаги, открытки  с последующим изготовлением аппликации;

- раскрашивание картинок-раскрасок; выполнение графических работ.                            

- закручивание и раскручивание винтиков; изготовление различных изделий из конструктора;

- выкладывание заданной последовательности из пуговиц, бусинок,  деталей мозаики;

- выкладывание геометрических узоров с помощью кубиков Никитиных.

-переливание воды из одного подноса в другой с помощью паралоновых губок;

       Грамотно выстроенные отношения между учителем-логопедом и родителями детей, занимающихся на логопункте, способствуют скорейшей коррекции речевых нарушений. При наличии у ребёнка зубочелюстных нарушений необходима совместная работа стоматолога - ортодонта, учителя-логопеда и родителей. При заболеваниях ротовой полости и носоглотки требуется медикаментозное лечение, назначаемое врачом – оториноларингологом.  При наличии дизартрического компонента нужна помощь невропатолога. Приобретение вестибулярных пластинок для своих детей, домашнее их ношение, проведение миогимнастических упражнений в домашних условиях, а так же закрепление всех речевых навыков, полученных ребёнком на логопедических занятиях – вот то, чем могут и должны помочь родители.

      Только тесный контакт в работе учителя-логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений у детей в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему успешному школьному обучению.