Статья "Детский сад и семья. Пути взаимодействия"
статья

Овчинникова Елена Ивановна

В статье рассказывается о взаимодействии детского сада  с семьями воспитанников.  Как построить этот процесс, чтобы родители захотели приводить своих детей именно в наш детский сад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_sad_i_semya._puti_vzaimodeystviya.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

Статья. «Детский сад и семья. Пути взаимодействия».

Подготовила

Овчинникова Е.И.

Старший воспитатель

МБДОО №2 «Ромашка»

ст.Гиагинской

  В  нашем современном мире произошли глобальные изменения в различных сферах деятельности, в том числе и во взаимодействии детского сада и семьи.  Изменилась  современная семья, изменился ребенок, поэтому и     взаимодействие необходимо строить  с помощью таких    форм   и методов, как поддержка, диалог, доверие, внимание.

Приоритетная роль семьи в воспитании и развитии ребёнка заключается в том, что родители выступают для него «эмоциональным тылом», тем самым обеспечивая необходимую потребность в психологическом контакте. С такой позиции взаимодействие педагога с родителями в первую очередь направлено на укрепление эмоциональных связей в семье, обогащение и оздоровление внутрисемейных родительско-детских отношений. Нам важно, чтобы  содержание взаимодействия детского сада с семьей  отражало вклад  семьи в воспитание, развитие и социализацию дошкольника.

Задачи  семьи состоят в том, чтобы:

- создание максимальных условий для роста и развития ребёнка;

- обеспечение  социальной и  психологической защиты ребёнка;

- передача опыта в  создании, сохранении и укреплении семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

- формирование у  детей полезных навыков и умений, направленных на самообслуживание и помощь близким;

- воспитание  у ребенка чувства собственного достоинства, ценностного отношения к  собственному «Я».

В жизни ребенка именно семье принадлежит главная, важнейшая роль в становлении его личности, социализации, так как именно в семье формируются  познания   человеческих взаимоотношений, усваиваются понятия о добре и зле, складываются начальные представления об окружающем мире и о его действительности, развиваются  интересы и  способности.

Из-за нехватки времени и  занятости на работе, современным родителям приходится нелегко. У них нет достаточного опыта в    выборе методической литературы и практических пособий для развития дошкольников. Нередко они явно недооценивают роль своих отношений и действий в развитии ребенка, не знают, чем могут ему помочь. Найти  наиболее доступный для себя и своего ребенка путь развития его эмоциональной сферы, поддержать  его творческий  потенциал, при желании  возможно.  Воспитать  ребёнка – сложное занятие,  требующее от родителей не только любви, но и большой ответственности, терпения, выдержки.

        Детский сад  не может заменить и полностью компенсировать то, что получает  формирующаяся личность от родителей. Семья и дошкольная образовательная организация являются двумя важнейшими институтами  социализации  маленьких  детей.   Наши  воспитательные функции различны, но для всестороннего развития   ребёнка   мы стремимся адаптировать  взаимодействие,  нацеленное на  оказание помощи родителям  для позитивного развития  ребенка  в семье. Для этого  вовлекаем  родителей в единое пространство детского развития,   используя  различные  способы.

         Установка партнерских отношений с семьёй каждого воспитанника.  Оно начинается  с анализа социального состава родителей, их настроя и ожидаемых результатов  от пребывания ребёнка в детском саду.  Воспитатели каждой возрастной  группы разрабатывают социальный паспорт, проводят анкетирование, личные беседы, что  позволяет  нам правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, понять проблемы родителей в воспитании детей,  подобрать интересные формы взаимодействия с семьями воспитанников. Таким образом   осуществляются пути сотрудничества с семьями воспитанника, определяются  пути развития ребёнка.

     Создание системы педагогического всеобуча родителей. Каждый родитель должен знать и понимать, что он может сделать для того, чтобы его ребёнок гармонично развивался, рос и становился личностью.  В нашем детском саду  родительские собрания проводятся регулярно и делятся на две части. Первая – тематическая,  решение  той или иной проблемы, куда по необходимости приглашаются представители администрации  ДОО, специалисты.  Практическая часть сопровождается   презентациями, с помощью которых осуществляется анализ тематических ситуаций, проводятся тренинги, дискуссии. Это помогает сделать собрание ярким, интересным, насыщенным.

        Есть родители, которые  не всегда могут прийти на родительские собрания. И не потому, что им не нужно, а в силу своей занятости по работе или сложившихся обстоятельств. Для таких случаев мы   используем  сайт нашей организации, на котором есть страница «Родительский университет «Я и мой ребенок».  Размещаем на нём виртуальный всеобуч для родителей, это современно и удобно.              

Актуальность программы родительского университета «Я и мой ребенок» определяется необходимостью обучения взрослых конструктивному взаимодействию со своими детьми в условиях встреч с родителями, где в атмосфере сотрудничества и доверия они получают не только ответы на свои вопросы, но и квалифицированную психологическую и педагогическую помощь, поддержку. Особенно востребованной является становление системы непрерывного образования родителей, основанной на потребности родителей эффективно воспитывать ребенка, способствовать его полноценному развитию.

         Кроме этого на сайте ДОО размещена страница посвященная работе МКМЦ (муниципальный консультационно-методический центр) целью оказания психолого-педагогической помощи семьям, поддержки всестороннего воспитания, развития детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольную образовательную организацию.

Услуги:

  • Индивидуальное консультирование.
  • Подгрупповое консультирование.
  • Ответы на обращения родителей, присланные по электронной почте.
  • Родители по  телефону сообщают, какой вопрос их интересует, выбирается удобное время для посещения консультационно-методического центра. 

        Важным  событием в детском саду является проведение Дней открытых дверей для родителей, где можно  индивидуально с каждым обсудить  проблемы воспитания и развития детей и разработать совместный план по их решению. Мы  планируем продолжить работу в данном направлении, и в будущем ввести Дни открытых дверей как одну из традиций детского сада.

        Организация консультаций для родителей воспитанников - одно из самых актуальных и востребованных на сегодняшний день направлений сотрудничества ДОО  и семьи с целью полноценного развития личности ребёнка.  К сожалению, большая часть родителей, не находят времени для систематического самообразования, обычно обращаются за разовыми консультациями, и как правило, в экстренных  случаях: так  называемое «плохое поведение», конфликты с детьми. Свою задачу на этом этапе мы видим в оказании семье не только информационно-педагогической поддержки, но и эмоциональной.  Ежемесячно педагоги проводят различные консультации и фиксируют их в специальном журнале, в котором родитель  отражает  качество полученной  услуги.

       Ничто так не сближает родителей, педагогов и детей, как совместная деятельность, которая всегда интересна и разнообразна. Традиционно в нашем детском саду проходят выставки работ совместного творчества детей и родителей. Это осенние выставки «Краски осени», «Чудо лепка», «Волшебный пластилин», «Подарок детскому саду на юбилей», новогодняя выставка «Мастерская Деда Мороза»,  и др. Но такая деятельность была бы невозможна без педагогов детского сада. Именно они направляют, координируют, помогают в процессе работы над той или иной поделкой, творческим номером.

        Огромной популярностью среди детей и родителей пользуются совместные праздники и развлечения, которые сближают членов семьи, находят эмоциональный отклик. Традиционны и любимы в нашем детском саду такие праздники  как: «8 марта», «День защитника Отечества», «День смеха», «День защиты детей», «День матери», «День рождение Детского сада», «Масленица», «День знаний».

    Дни добрых дел. Это дни добровольной, посильной помощи родителей - группе, детскому саду. Изготовление атрибутов, сборка мебели, помощь в создании предметно-развивающей среды группы и игровых участков. Такая форма помогает налаживать атмосферу тёплых, доброжелательных отношений между воспитателями родителями и детьми.

      Воспитание бережного отношения к природе родного края — важная часть в нравственном становлении личности ребенка, Одна из традиций нашего детского сада семейные экологические акции,  где родители и дети принимают активное участие. Подобные мероприятия способствуют сплочению семей, прививают интерес к своему краю; дают возможность уделять друг другу больше внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути взаимодействия учителя - логопеда с родителями

Пути взаимодействия учителя - логопеда с родителями по использованию современных ортодонтических средств в условиях логопункта детского дошкольного учреждения. 1. Описание вестибулярных пластинок...

Патриотическое воспитание детей путем взаимодействия с семьей дошкольника.

В выступлении отмечается значимость нравственно-патриотического воспитания в становлении ребенка, как Личности.Особо выделяются возможности семьи, которая обладает неоценимыми качествами: любовью, при...

Проект "Детский сад и семья: пути взаимодействия"

Проект "Детский сад и семья: пути взаимодействия" направлен на создание условий для комфортной адаптации ребенка к условиям детского сада, формированию у него чувства защищенности и доверия к окружающ...

Психолого-педагогические проблемы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи, пути решения

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в процессе формирования личности ребенка, выделяются формы взаимодействия педагогов и родителей. Особое ...

Детский сад и семья – пути взаимодействия в условиях реализации ФГОС ДО.

В данной статье рассмотрен вопрос сотрудничества    семьи с дошкольной образовательной организацией в условиях реализации ФГОС ДО посредством творческих выставок....

Семинар-практикум "Детский сад и семья: пути взаимодействия"

Цель: Повысить теоретические знания и практические умения, навыкиродителей в обучении правилам дорожного движения и обеспечении безопасности жизнедеятельности детей....