Развитие произвольной познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
статья на тему

Голубенко Светлана Васильевна

Показатели психологической зрелости. Коррекционно-развивающая работа по формированию произвольной познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_golubenko.docx274.14 КБ

Предварительный просмотр:

С.В. Голубенко, педагог-психолог

муниципального автономного дошкольного учреждения

«Детский сад комбинированного вида №1»

г. Сосновоборска, Красноярского края

Развитие произвольной познавательной деятельности

 у детей старшего дошкольного возраста

Как отмечает американский врач Д. Добсон, «возраст ребенка представляет собой худший из возможных критериев при определении, когда ему следует начать свою школьную карьеру». Начало школьного обучения должно быть привязано не столько к возрасту, сколько к показателям физического, физиологического, социального, психологического состояния ребенка.

Проблема готовности ребенка к школьному обучению сегодня рассматривается в первую очередь как психологическая: приоритет отдается уровню развития мотивационно-потребностной сферы, произвольности психических процессов, операциональных навыков, развитию тонкой моторики руки.

К сожалению, к концу старшего дошкольного возраста не все дети достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому обучению. Можно выделить ряд показателей психологической незрелости ребенка, поступающего в школу:

  1. Слабое речевое развитие.
  2. Неразвитость тонкой моторики руки.
  3. Неправильное формирование способов учебной работы.
  4. Отсутствие ориентировки на способ действия, слабое владение операциональными навыками.
  5. Слабое развитие произвольного внимания, памяти.
  6. Низкий уровень самоконтроля.

Указанные проявления психологической незрелости детей старшего дошкольного возраста являются следствием слабого внимания взрослых к развитию познавательных психических процессов и личностных качеств ребенка в период дошкольного детства.

Исходя из выше сказанного, мною разработана система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе, целью которой является - формирование произвольной познавательной деятельности старших дошкольников.

Данная система направлена на решение соответствующих цели задач:

1. Совершенствование познавательных процессов.

2. Активизация стволовых отделов мозга и межполушарного взаимодействия,  снятие мышечного напряжения.

3. Развитие пространственной ориентировки  и мелкой моторики рук.

4. Профилактика нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления.

5. Развитие уровня самоконтроля.

Каждое занятие состоит из 6 блоков заданий и построено таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Занятия проводятся мною подгруппами, длительностью 25-30 минут.

В структуру развивающих занятий входят:

  • Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, восприятия.
  • Дыхательно-координационные упражнения. Направлены на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.
  • Симметричные рисунки. Направлены на координацию движений и графических навыков, активизацию стволовых отделов мозга и межполушарного взаимодействия.
  • Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики рук.
  • Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук.
  • Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствует снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия.

Приведу несколько примеров игр и упражнений, используемых на коррекционно-развивающих занятий:

1. Упражнение на развитие способности к переключению внимания.

Педагог называет слова, а дети по договоренности должны отреагировать на некоторые из них. Например, они хлопают в ладоши, когда встретится слово, обозначающее школьную принадлежность; топнуть ногой на слово, обозначающее животное.

Вариант предлагаемой серии слов: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, воробей, вилка, ручка, стул, медведь, пенал, мак, кит, портфель, лопата, стрекоза, линейка, обезьяна, снег, учебник, комар, банан, линейка.

2. Игра «Третий лишний» (на развитие памяти, внимания и символической функции мышления, умения классифицировать предметы по определенному признаку).

В каждом цветном круге изображения двух животных: в красном – домашние животные (поросенок, кошка); в зеленом – дикие животные (заяц, лиса); в желтом – домашние птицы (курица, гусь); в синем – дикие птицы (ворона, синичка). Детям раздаются наборы из 4 кружков красного, синего, желтого и зеленого цветов. Педагог называет по очереди животных и птиц, а дети поднимают кружки соответствующих цветов. Можно назвать следующих животных и птиц: слон, орел, корова, тигр, чайка, лиса, собака, кролик, индюк, воробей, лев, белка, поросенок, еж, курица, дятел, рысь, петух, бык, жираф, утка, овца, кенгуру, волк, бегемот, синица, коза, щегол, кошка, енот, суслик, дрозд.

3. Упражнение на развитие механической зрительной памяти.

Детям для запоминания предлагают карточку с изображением 10 невербальных символов. Время для запоминания – 60 секунд.

Задание. Воспроизвести символы по памяти на доске.

4. Упражнение на развитие ассоциативной памяти.

Для запоминания детям предлагаются пары картинок и слов:

Картинка – слово:                  

молоток – ремонт;        птица – перо;

клоун – цирк;        ландыш – весна;

рыба – река;        кошка – мышка;

краски – рисунок;        лягушка – болото;

слива – дерево;        солнце – луч;

колбаса – завтрак;        змея – опасность.

5. Упражнение на развитие знаково-символической функции памяти.

Детям предлагают запомнить символы, изображенные на карточках. К каждому знаку-символу нужно запомнить слово, обозначающее этот знак.

6. Игра «Сравни и заполни» (на развитие мышления и закрепление представлений о геометрических фигурах).

Детям предлагают рассмотреть табличку с изображением геометрических фигур. Необходимо найти закономерность в расположении этих фигур и назвать фигуру, которая должна быть расположена в пустой клеточке со знаком вопроса.

6. Упражнение на развитие сенсомоторики.

Нарисовать обеими руками одновременно в тетради кораблик по образцу:

Развивающий и коррекционный эффект системы занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях и на других занятиях. К концу учебного года улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и внимания.

Такая развивающая работа может быть использована не только психологами, логопедами, воспитателями дошкольных учреждений, а также родителями с целью психологического просвещения и возможностью получить ряд практических умений и навыков при работе с детьми.

Список литературы

1. Архипова И.А. Подготовка ребенка к школе: Книга для родителей, будущих первоклассников. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 224 с. (Серия «Психология детства: Практикум»).

2. Развивающие занятия в детском саду. Память, внимание, восприятие, речь, мышление, моторика руки / Л.Ф. Фомина. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 112с.

3. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / авт.-сост. Ю. В. Останкова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 130 с.

4. 150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет. / Н.С. Рымчук – Ярославль: Академия развития, 2009. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективные планы по познавательной деятельности. Для детей старшего дошкольного возраста (5- 7 лет)

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПЛАНЫ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Для детей старшего дошкольного возраста (5- 7 лет)Кружок “Почемучки”Большое значение для развития личности дошкольника  имеет усвоение им предст...

Конспект "Индивидуальная работа по развитию познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"

Цель: формирование представлений о расположении предметов в пространстве.Задачи: развивать пространственное восприятие: умение воспроизводить пространственные отношения между предметами по нагляд...

Памятка для родителей « Рекомендации родителям по развитию познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста».

В памятке даны рекомендации по развитию познавательной сферы дошкольников, представлены игры и упражнения по развитию памяти, внимания, мышления....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструктивно-познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Улица мечты»

      Программное содержание:расширить знания детей об окружающем, о родном городе;вызвать желание создать индивидуальный  проект;совершенствовать технические навыки к...