Театрализованные игры по сказкам в развитии детей младшего дошкольного возраста.
консультация (младшая группа) на тему

Евсеева Екатерина Борисовна

  Творчество - это страна чудес, полная открытий первых ярких впечатлений. Здесь можно многому научиться: думать, чувствовать, воспринимать, фантазировать, экспериментировать. В детстве закладываются основы личности человека, пробуждаются интересы, увлечения, все увиденное и услышанное усваивается быстро, легко запоминается на долгие годы. Лучшим условием в развитии творческой активности детей является театрально-творческая деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованные игры по сказкам в развитии детей                                                 младшего дошкольного возраста.

  Творчество - это страна чудес, полная открытий первых ярких впечатлений. Здесь можно многому научиться: думать, чувствовать, воспринимать, фантазировать, экспериментировать. В детстве закладываются основы личности человека, пробуждаются интересы, увлечения, все увиденное и услышанное усваивается быстро, легко запоминается на долгие годы. Лучшим условием в развитии творческой активности детей является театрально-творческая деятельность. 

    Мир сказки чудесен, он уникален и не повторим по своим возможностям. Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребёнка. Сказки для детей младшего возраста (3-4 года) просты, они носят циклический характер – многократное повторение сюжета с небольшим изменением. Эта особенность народных сказок позволяет ребёнку лучше запомнить сюжет и развить память. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.

   В настоящее время театр сказок прочно вошёл в жизнь наших детей младшего дошкольного возраста. Театрализованные игры пользуются у них неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы персонажей, выполняют их просьбы, дают ответы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти ему на помощь.

  Смех и радость присущи детству, неотделимы от него. Ребёнку нравится играть, особенно со сверстниками. Но, присмотревшись к малышам, играющим самостоятельно, не увидим улыбок, не видим смеха. Их лица напряжены, серьёзны. Да и не удивительно. Ведь в игре дети подражают взрослым. А какими они нас видят? Всегда озабоченными, спешащими, занятыми делом.

 Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш чувствует себя во время игры раскованно, свободно.

      Известно, что игра – дело серьёзное, но и весёлое в то же время.  В игре воплощают дети своё воображение. Игра, театрализованная по сказке, развивает воображение детей, создаёт радостную, непринужденную обстановку.

   Анализ отечественной и зарубежной литературы свидетельствует о том, что театрализованные постановки для детей с их участием играют огромную роль в развитии. Исследования ученых, проведенные в данном направлении, говорят о больших потенциальных возможностях детей дошкольного возраста. Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы  детского сада: развитие речи, памяти и воображения детей.

   Разнообразие тематики сказок, средств изображения, видов театров дают возможность использовать их в целях всестороннего развития детей.

   С помощью сказки мы знакомим малышей с явлениями природы, окружающим миром во всём его многообразии. А умело поставленные вопросы, побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения.

   С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе пересказывания, обыгрывания сказки активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая сторона речи, выразительность.

   Эстетическое влияние театрализованных игр может быть и более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетическое переживание, которое, в свою очередь, создаёт соответствующее настроение, эмоциональный подъём, повышает жизненный тонус ребят. В этом смысле театрализованные игры приравниваются к подвижным играм, так как дети в них не только зрители, но и активные участники.

   Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них неизменной любовью.

   Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключается в каждой сказке, литературном произведении, и должна найти место в импровизированных постановках.

    С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, ребёнок добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты.   У него формируется опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам.

     Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя  с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации позволяет через образы героев оказывать влияние на детей.

      А одобрение взрослым достойные поступки создает у деток ощущение удовлетворения, которое служит стимулированием в дальнейшем воспитании и поведении ребенка.

   Но многие сказки, сюжеты сказок предполагают борьбу, противостояние добра и зла путем эмоциональной характеристики положительных и отрицательных персонажей. Дети, наряду с положительными героями, могут подражать и отрицательным, что бывает довольно часто.  В театрализованных играх проблема влияния отрицательного персонажа сложнее, чем положительного.

  Поэтому в театрализованной игре отрицательную роль исполняют при помощи куклы, придав ей отталкивающую внешность, и дополняют интонацией её негативную характеристику.

   Еще одна проблема отрицательного персонажа – последствие его поступков: колобок пострадал от своей беспечности и неосторожности. Поэтому иногда прибегают к приему творческого изменения концовки, особенно если она трагична, тем самым развивая у детей воображение. Например, лиса не съела колобка, а пригласила его в гости.

   Приобщать детей к театрализованной игре мы начинаем с первых дней посещения дошкольного учреждения. В период адаптации мы используем различные виды театра для того, чтобы отвлечь ребёнка от тяжкого расставания с родителями, успокоить его.

      Большое разнообразное влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Так как сами малыши используют при этом удовольствие, радость.

     Малыш с удовольствием следит за движением фигурки - сказочного персонажа. У него возникает желание рассмотреть её ближе, потрогать, поиграть с ней.

    Также различные виды театра используются в непосредственно образовательной деятельности, для диагностики знаний детей по разделам программы детского сада.

      Таким образом, театрализованная деятельность направлена на развитие ощущений (сенсорики), чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т. д.). Данное положение уже является аксиомой и, пожалуй, не требует обоснования и доказательств. Поэтому очевидно, что на основе театрализованной деятельности можно реализовывать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры как средство эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста

В работе описано как влияют театрализованные игры на эмоциональное развитие дошкольников...

Презентация:"Театрализованные игры в детском саду для детей младшего дошкольного возраста"

Театрализованные игры в детском саду для детей второй младшей группы...

Из опыта работы: «Влияние театрализованно-игровой деятельности на разностороннее развитие детей младшего дошкольного возраста»

Анализ литературы доказывает, что одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра – ведущий вид деятель...

Из опыта работы: «Влияние театрализованно-игровой деятельности на разностороннее развитие детей младшего дошкольного возраста»

Анализ литературы доказывает, что одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра – ведущий вид деятель...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста...

Театрализованная деятельность. Виды. Эффективность в развитии детей младшего дошкольного возраста.

Содержание данного материала, позволит читателям определить значимость театрализованной деятельности, в развитии детей младшего дошкольного возраста....