Театрализованные игры как средство эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка (средняя группа) по теме

Мажаева Марина Павловна

В работе описано как влияют театрализованные игры на эмоциональное развитие дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мир детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Мы хотим видеть своих детей счастливыми, но зачастую не придаем значения переживаниям малышей, считаем их пустяками, не заслуживающими внимания. Ребенок остается один на один со своими эмоциями и чувствами и не всегда находит силы справиться с ними самостоятельно. А это отражается на формировании характера и самооценки, на общении со сверстниками и может серьезно осложнить дальнейшую жизнь.

Замыкаясь на телевизорах и компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа направленная на развитие  эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.  

         В соответствии с ФГТ  достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.В ФГТ главным считается  индивидуальный подход к ребенку и повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника, и отведение ей главенствующего места. В ФГТ указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны такие интегративные качества , которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: например, физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др. Наша работа направлена на развитие эмоционально - отзывчивого качества.

Театрализованная игра является эффективным средством социально – личностного, познавательно - речевого и художественно – эстетического развития дошкольника. Развитие театрализованной игры у дошкольников проходит эффективнее  при особой организации педагогического процесса, поэтому нами была разработана и апробирована программа «В гостях у сказки». Программа направлена на    решение   проблемы по раскрепощению ребёнка, пробуждению его эмоциональной отзывчивости, общению, познанию сопереживания.

Новизна

- программа помогает развивать у детей интегративные качества уже с более раннего возраста;

- содержание программы включает коррекционную работу для детей с ограниченными возможностями здоровья. (Дети с общим недоразвитием речи -1и 2 уровень.)

Дети 3 - 5 лет осваивают главную черту театрализованной игры: её направленность на зрителя. Это становится возможным, если педагог постепенно переориентирует ребёнка с процесса игры на её результат. Путь развития игры – это совместная игра взрослого с ребёнком, создание обогащённой игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии с игрушками и со сверстниками. Игра как часть образовательной области «Социализация» интегрируется со всеми образовательными областями, т.к. является основной формой осуществления разных видов детской деятельности, в том числе организованной образовательной деятельности, методом воспитания и развития дошкольников 3 – 5 лет, формой организации жизни детей в детском саду.

Цель программы:

развитие  эмоциональной отзывчивости у детей 3-5  через театрализованные игры.

Задачи:

1. Познакомить детей с основными эмоциями.

2. Учить сочетать движения и речь, узнавать и передавать эмоциональные состояния .

3. Импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок и стихотворений.

4. Воспитывать доброжелательность и сплочение детей в коллективе.

Предполагаемые результаты:

Дети 3 – 4 лет:

  1. Имеет способность к обыгрыванию этюдов и эмоций .Умеет подражать образу героев
  2. Обладает умением работать в коллективе

Дети 4 – 5 лет:

     1.        Имеет способность к обыгрыванию любого сюжета художественного         произведения

     2.        Передаёт образ героя мимикой, жестами

     3.        Обладает умением  работать в коллективе

Практическая часть

1 блок – работа с детьми

Программа рассчитана на 2 года (младший и средний возраст детей).

Первый год  нашей работы с детьми раннего возраста  посвятили  теме «Развитие эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста на русские народные сказки». Далее с этими же детьми  мы продолжили  работу по теме «Театрализованные игры как средство эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста», так как считаем, что эмоции и театрализованные игры тесно взаимосвязаны между собой.

Используя свои знания и опыт, мы пришли к выводу, что театрализованные игры могут помочь решить проблемы по раскрепощению ребёнка, пробуждению его эмоциональной отзывчивости, общению, познанию сопереживания.

Свою работу  начали  с мониторинга эмоциональной сферы ребёнка. В результате 1 этапа диагностирования, мы увидели, что у детей существуют проблемы в выражении эмоций. Они не могут узнавать и передавать эмоциональные состояния. Поэтому в младшей группе мы решили  познакомить детей с основными эмоциями ( радость, грусть, страх, гнев, удивление), которые в дальнейшем были бы использованы в театрализованных играх.

Для этого  составили перспективный план игр на развитие эмоций в младшей группе. Кроме игр и упражнений, каждый квартал проводили с детьми инсценировки русских народных сказок, используя настольно-печатный театр, где дети охотно передавали эмоциональное состояние героев. В начале средней группы  провели 2 этап диагностики. Он показал, что дети стали узнавать и эмоциональнее выражать своё состояние, используя мимику (выразительное движение мышц лица), пантомимику (выразительное движение всего тела) и интонацию, но существуют ещё проблемы в использовании выразительных средств при демонстрации эмоций ( особенно эмоции удивления).

Поэтому продолжили свою работу с детьми в средней группе. Для этого использовали  этюды, упражнения, театрализованные игры, инсценировки. Работая с детьми над инсценировками, мы не преследуем  цель обучать их актёрскому мастерству. Важно создать на занятиях напряжённую, радостную обстановку.

Участие в театрализованных играх даёт  возможность детям перевоплощаться в различные образы, передавать эмоциональные состояния героев, сочетать движения и речь, действовать раскованно.

Для нас  важно было привлечь всех детей к работе над сценическими образами и добиться определённых результатов в использовании движений, мимики и жестов как средств выразительности.

           Как показывает практический опыт, театрализованные игры сближают детей, развивают эмоциональную отзывчивость, помогают преодолевать барьер в общении, учат выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. Дети становятся более открытыми, эмоциональными, им интересно узнавать и пробовать всё новое, им нравятся мои занятия, а мне интересно с ними Так как есть положительная динамика, мы будем  продолжать работу по развитию эмоциональной отзывчивости через театрализованные игры.

2 блок – работа с педагогами

Успешность и результативность театрализованных игр зависят прежде всего от сотрудничества воспитателя с музыкальным руководителем, поскольку без развития музыкальных способностей, без умения ритмично и выразительно двигаться, без определённых вокальных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно.

Большую роль в развитии творческих способностей детей играет художественно-изобразительная деятельность. Поэтому большинство эскизов декораций создаются детьми совместно с руководителем изобразительной деятельности.

Кроме того, театрализованные игры успешно используются на занятиях с психологом, на занятиях по художественной литературе, на занятиях познавательного цикла, на физкультурных и даже на математических.

3 блок – работа с родителями

Важным этапом своей работы считаем работу с родителями. Общение с ними позволяет нам найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, раскрыть их способности. Разъясняем родителям необходимость постоянного общения с детьми и как важно поддерживать интерес ребёнка к театрализованной деятельности. Советуем взрослым рассказывать родным и близким о сценических успехах своего малыша, о том, как он прекрасно справился со своей ролью. Также важно предлагать ребёнку в домашних условиях порадовать окружающих своими достижениями, исполнив понравившуюся ему роль.

В ходе взаимодействия с родителями в группе появились костюмы, атрибуты для инсценировок, вязаный пальчиковый театр, теремок для театрализованной зоны, ширма, которые помогли изготовить мамы, бабушки и папы.

Через информационный уголок, родители получают советы и консультации.

Анализ результатов

1 этап диагностики показал, что:

  1. у детей существуют проблемы в выражении эмоций;
  2. большинство детей не могут самостоятельно разобраться и понять свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей;
  3. все дети этой группы нуждаются в играх и упражнениях на развитие эмоциональной сферы.

2 этап:

  1. после занятий на развитие эмоций и театрализованных игр дети стали эмоциональнее выражать свое состояние, используя мимику (выразительные движения мышц лица), пантомимику (выразительные движения всего тела) и интонацию;
  2. дети пытаются объяснить свое эмоциональное состояние и понять эмоциональное состояние окружающих;
  3. но существуют еще проблемы в использовании выразительных средств при демонстрации эмоций (особенно эмоции удивления), не всегда дети адекватно воспринимают графическое изображение эмоции.

3 этап:

  1. после занятий на развитие эмоций и театрализованных игр дети стали эмоциональнее выражать свое состояние, используя мимику (выразительные движения мышц лица), пантомимику (выразительные движения всего тела) и интонацию;
  2. дети пытаются объяснить свое эмоциональное состояние и понять эмоциональное состояние окружающих;
  3. но существуют еще проблемы в использовании выразительных средств при демонстрации эмоций (особенно эмоции удивления), не всегда дети адекватно воспринимают графическое изображение эмоции.

4 этап:

  1. после полного курса упражнении и театрализованных игр наблюдается положительная динамика в развитии эмоциональной сферы детей;
  2. у детей расширилось представление об основных эмоциях (радость, грусть, удивление, злость, страх);
  3. дети активно используют выразительные средства при демонстрации эмоциональных состояний;
  4. курс театрализованных игр помог детям адекватно интерпретировать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей;
  5. улучшилось восприятие детьми графического изображения эмоций;
  6. но следует отметить и то, что у некоторых детей так и осталась некоторая «зажатость»; с этими детьми можно продолжить эту работу в индивидуальном порядке.

Заключение

Работая над темой «Театрализованные игры как средство эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста», мы  установили , что развитие эмоциональной отзывчивости у детей данного возраста через театрализованные игры- своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира

В процессе работы были замечены такие изменения:

  1. у детей повысился интерес к театрализованной деятельности; они стали с большим желанием откликаться на предложение поиграть в театр, то есть обыгрывать какую-либо сказку или литературное произведение;
  2. речь детей стала более эмоциональной, интонационно выразительной;
  3. в процессе театрализованной деятельности (в играх драматизациях, инсценировках) дети стали эмоционально отзывчивы;
  4. у родителей также возник интерес к театрализованной деятельности своих детей, который проявился в предложении помочь в организации инсценировок, в изготовлении атрибутов и декораций.

Таким образом, в театрализованной игре осуществилось эмоциональное развитие : дети знакомились с чувствами, настроениями героев, осваивали способы их внешнего выражения, осознали причины того или иного настроения.  Театрализованная игра дала возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволила каждому ребёнку проявить свои активность, индивидуальность, творчество. Из выше изложенного можно сделать вывод, что театрализованные игры помогли развитию эмоциональной сферы ребёнка. Дети стали более эмоционально отзывчивы, активно используют выразительные средства (мимика, пантомимика, жесты), познакомились с основными эмоциями.

Они научились сочетать движения и речь, узнавать и передавать эмоциональные состояния; импровизировать

игры драматизации на темы знакомых литературных произведений.

Коллектив группы стал более сплочённым, ребята стали доброжелательнее относиться друг к другу.

Как показал практический опыт, театрализованные игры сблизили детей, развили эмоциональную отзывчивость, помогли преодолеть барьер в общении, научили выразить свои чувства и лучше понять чувства других.

Дети стали более открытыми, эмоциональными, им интересно узнавать и пробовать всё новое, им нравятся наши  занятия, а нам интересно с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста       Младший дошкольный возраст — это совершенно особый период  станов...

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст — это совершенно особый период  становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С.Выготский, - «этот возраст сензитивен во всем», ведь именно он...

Театрализованные игры по сказкам в развитии детей младшего дошкольного возраста.

Творчество - это страна чудес, полная открытий первых ярких впечатлений. Здесь можно многому научиться: думать, чувствовать, воспринимать, фантазировать, экспериментировать. В детстве закладыва...

Игра как средство всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста

Для ребенка игра- средство самореализации и самовыражения . Подвижные игры дошкольников и младших школьников...

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста...