"Режиссерская игра в старшем дошкольном возрасте"
консультация (старшая группа) на тему

Иванова Олеся Александровна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rezhissyorskaya_igra_v_starshem_doshkolnom_vozraste.docx29.77 КБ

Предварительный просмотр:

Режиссёрская игра в старшем дошкольном возрасте.

С психологической точки зрения, режиссерская игра

представляет собой «воображение в действии»

Е.Е. Кравцова

Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, которая заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и комментируя их действия. Режиссерская игра – естественное средство, обеспечивающее познание и оценку окружающей действительности, децентрацию личности дошкольника, становление самостоятельности. В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами». Озвучивая героев и комментируя сюжет, ребёнок использует разные средства вербальной выразительности.

Сущность режиссерских игр проявляется в том, что:

  • В игре есть мнимая или воображаемая ситуация.
  • Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников.

Старший дошкольный возраст – это период расцвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью, так как в младшем возрасте это индивидуальная деятельность.

Особенности режиссерской игры в том, что партнеры (игрушки, их заместители) – неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов.

В режиссерской игре речь – главный компонент. Ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, эмоциональная окрашенность. Дети ведут ролевой диалог и речевое сопровождение действий. Используют речевое планирование игры.

Режиссерская игра способствует развитию сюжетосложения как нового способа построения сюжетной игры, появляются элементы игры -  фантазирования.

 Дети реализуют себя в позициях: исполнителя, сочинителя, режиссера, зрителя.

Общие задачи развития режиссерской игры в старшем дошкольном возрасте:

1. Обогащение содержания игр детей:

  • отражать в играх представления о явлениях социальной действительности и отношениях людей (школа, путешествия и т.д.);
  • отражать события из сказок и мультфильмов;
  • игры на фантастические темы;
  • проявлять оригинальность игровых замыслов.

2. Освоение основных умений связанных ведущим способом построения игр:

  • строить игру на основе совместного со сверстниками сюжетосложения;
  • проявлять инициативу в выборе темы, роли, сюжета;
  • самостоятельно создавать игровую обстановку, изготавливать игрушки самоделки, предметы заместители;
  • творчески передавать в роли действия, отношения, характер, настроение персонажа.

3. Развитие игрового  взаимодействия между детьми:

  • дополнять замыслы играющих;
  • сотрудничать друг с другом.

Сюжетами для старших дошкольников служат:

  1. Приключения и путешествия с непредвиденными обстоятельствами:
  • зачем?, куда?, чтобы найти, помочь, отдохнуть, повидаться;  
  • выбор транспорта для путешествия;
  • что возьмем с собой, что случится, какие произойдут происшествия, истории; их можно записать, зарисовать, изготовить книгу.
  1. Игра в сказку может быть, и, наоборот, с продолжением, придумыванием нового окончания сказки.
  2. К играм на бытовые темы присоединяются героические сюжеты, романтические, фантастические (воины инопланетяне, принцессы и т.д.), игры на основе литературных произведений, мультфильмов и т.д.

Педагогические условия развития режиссерской игры:

  1. Создание игрового пространства:
  • Может  конструироваться на основе полифункционального игрового  материала. Использование такого материала поможет ребенку придумывать и разыгрывать события, составляющие сюжетную канву.
  • В группу можно вносить ширмы, подиумы, домики и т.д.
  • Необходимы мелкие игрушки, которые вписываются в игровое поле.
  • Игровой материал должен выступать в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества.
  1. Обеспечение места для игры.
  2. Обеспечение времени для игры.

Воспитатель участвует в игре:

  • В качестве зрителя, наблюдателя, который по ходу игры задает вопросы. Они стимулируют режиссерскую игру, направляет ее, уводит от простого манипулирования предметами: ( Что было дальше?, Кого они встретили?, Что с ними случилось?) , т.е. воспитатель помощник в реализации детьми игровых замыслов.
  • Воспитателю необходимо воздержаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющих детей. Лучше прибегнуть к постановке проблемного задания, (Подумай как Незнайка окажется на луне?), наводящего вопроса ( не пора ли куклам спать?).
  • Вмешательство в игру должно быть тактичным, учитывать особенности ребенка, иначе игра будет разрушена.

Участие детей в подготовке к игре.

Необходимо вовлекать детей в изготовление игрушек для игры, к оформлению игрушек в соответствии с развитием сюжета режиссерской игры, (фигурки людей, животных, домики, транспорт, уличное оборудование и т.д.).

Перед изготовлением необходимо обсудить его содержание и название вместе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности руководства дидактическими играми детей старшего дошкольного возраста

Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. В игре дошкольник, незаметно для себя, приобретает новые ...

Проект «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)

Проект«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)Составила: воспитательВербицкая Е. В....

Комплексный подход к руководству сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста. На примере игры "Театр"

План и система работы с детьми старшего дошкольного возраста по сюжетно-ролевой игре "Театр"...

конспект режиссерской игры в старшем дошкольном возрасте "День рождения у Винни-Пуха"

Режиссерская игра - это развлечение дошкольников, при котором ребенок самостоятельно разрабатывает план действий, придумывает сценарии игры, придумывает главных и второстепенных героев....

Режиссерская игра для детей дошкольного возраста

Развернутая информация для педагогов ДО по руководству режиссерской игры...

Конспект интерактивной игры для старшего дошкольного возраста Тема игры: «Загадки окружающего мира»

Конспект интерактивной игры для старшего дошкольного возрастаТема игры: «Загадки окружающего мира»...

Режиссерская игра у детей дошкольного возраста

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Из всех видов детской игровой деятельности наименее и...