Беседа по творчеству П.И. Чайковского
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Хохлова Вера Васильевна

Знакомство детей с творчеством композитора Петра Ильча Чайсковского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_po_tvorchestvu_p.i.chaykovskogo.odt27.52 КБ

Предварительный просмотр:

Старшая группа

Музыкальные фрагменты из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковский:

Увертюра

Вальс снежных хлопьев

Марш

Вальс цветов

Финальный вальс

Пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковский:

Марш деревянных солдатиков

Болезнь куклы

Новая кукла

Игра в лошадки

Нянина сказка

Вальс

Полька

Сладкая грёза

Мазурка

Русская песня

Итальянская песня

Утренняя молитва

Французская песня

В церкви

Немецкая песня

Баба яга

Музыкальные фрагменты из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковский: Увертюра, Вальс снежных хлопьев, Марш, Вальс цветов, Финальный вальс.

Задачи: ознакомление с творчеством композитора П. И. Чайковского, развитие Эмоциональной отзывчивости на музыку, её красоту, образность.

Увертюра. Характер – нежный, сказочный.

Методические приёмы: Использование иллюстраций к сказке «Щелкунчик», предварительная беседа, эмоциональный настрой.

Примерный конспект-беседа

Я принесла замечательную книгу. Вы, конечно, любите сказки, вам их читают и дома, и в детском саду. Любят сказки и композиторы. Они сочиняют музыку на различные сказочные сюжеты. И тогда получаются балеты-сказки или оперы-сказки. Что такое балет?

Дети: Это когда танцуют.

Правильно, в балете все чувства, события, действия выражают движением, танцем. Речь не нужна – ею является движение. Актёры не говорят, а танцуют. Сегодня мы будем слушать музыку из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». Но сначала представим тихую новогоднюю ночь, наряженную ёлку. В тишине новогодней ночи случаются иногда таинственные истории: маленькие куклы, дамы, кавалеры, принцессы и королевичи, птицы, зверюшки – все сказочные герои, все игрушки, которые висели на ёлке, оживают и начинают танцевать.

Слушание увертюры

Музыка нежная, воздушная, мелодичная, звучит сказочно.

Вальс снежных хлопьев, Вальс цветов, Финальный вальс

Задачи: закрепление знаний о жанре вальса, умение сравнивать пьесы одного жанра, но разные по характеру.

Примерный план-конспект по ознакомлению с данными произведениями

Что такое балет?

Дети: Это такой музыкальный спектакль, где все танцуют.

Верно. Сегодня мы послушаем три вальса из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». Первый – это Вальс снежных хлопьев. Он звучит в балете, когда принц приглашает Мари посетить его сказочное королевство. Они отправляются в путь и попадают в зимний заснеженный лес.

Слушание вальса.

Как звучит вальс снежных хлопьев?

Дети: Легко, нежно, но и тревожно, слышно, как ветер кружит снежинки.

Да, музыка изображает сказочный зимний лес, мелькание лёгких, волшебных, сверкающих снежинок. А настроение слегка встревоженное (чувствуется смятение, порыв, но одновременно и светлое. Мари и принц вместе идут в чудесную, волшебную страну и, конечно, преодолевают все преграды. Слышите, как звенят в оркестре звонкие треугольники и колокольчики, посвистывают нежные свирели и флейты, как будто блестят на солнце пушистые снежинки. Переборы струн арфы помогают передать картину метели, а «вьюжную» мелодию ведут трепетные скрипки.

Фрагмент звучит повторно.

Мари и принц пришли в сказочную страну. В их честь был устроен праздник. Зазвучал Вальс цветов

Звучит Вальс цветов

Какой он?

Дети: ласковый, милый, нежный, праздничный.

Да, во вступлении слышна нежная арфа. Мелодия звучит то призывно (валторны, то ласково, плавно (скрипки). Она полна радости, восторга, красоты.

Фрагмент звучит повторно

В финале балета звучит ещё один вальс

Слушание Финального вальса

Какой характер этого вальса?

Дети: праздничный, торжественный, яркий

Он самый радостный из всех вальсов. Звучит ярко, пышно. Слышны торжественные удары тарелок, праздничное звучание всего оркестра. Мелодию вальса струнные инструменты играют ликующе.В средней части, прислушайтесь, радостно, волшебно переливаются, позванивая колокольчики!

Звучит запись

Давайте попробуем исполнить эту часть в оркестре - на колокольчиках и треугольнике.

Дети исполняют фрагмент в ансамбле.

Можно также выполнить творческое задание – станцевать парами.

Марш из балета «Щелкунчик», Марш деревянных солдатиков П. И. Чайковский

Характер – весёлый, шуточный, радостный

Методические приёмы: беседа о характере произведений, использование творческого задания

Слушание марша из балета «Щелкунчик» (после предварительной беседы об этом балете)

Какой марш по характеру?

Дети: весёлый, шуточный, радостный.

Он напоминает игрушечный марш – отрывистый, лёгкий, весёлый. Перекликается с другим маршем П. И. Чайковского из «Детского альбома» - Маршем деревянных солдатиков, который вы уже слушали

Звучит фрагмент Марша деревянных солдатиков

Чем Марш из балета «Щелкунчик» похож на Марш деревянных солдатиков?

Дети: они чёткие, отрывистые, игрушечные

В Марше деревянных солдатиков мы слышим, как они шагают – смело, легко, ведь они деревянные, игрушечные. Есть у них и свой оркестр, в котором барабанщик играет то на маленьком, то на большом барабане (исполняется фрагмент). В Марше из балета «Щелкунчик» вы тоже почувствовали сказочность, лёгкость (исполняется фрагмент) .

Затем предлагается сыграть марш на дудочках и барабанах.

Творческое задание: изобразить деревянных солдатиков – как? Подскажет музыка.

Цикл интегрированных занятий по балету П. И. Чайковского «Щелкунчик»

Название занятия Программное

содержание Материал Методы и приёмы Примечание

Балет «Щелкунчик» 1 действие Познакомить детей с историей создания и содержанием балета. Познакомить с музыкальными фрагментами и вызвать интерес к балету Портрет композитора, либретто балета. Иллюстрации, фото, видео-фильм «Щелкунчик». Рассказ, вопросы и ответы. Зрительная и слуховая наглядность В свободное время закрепить материал занятия, используя либретто. Иллюстрации.

Балет «Щелкунчик» 2 действие Напомнить детям при помощи вопросов и ответов содержание 1 действия балета. Познакомить с содержанием 2 действия. Дать представление о добре и зле. Либретто балета, видео-фильм «Щелкунчик». Рассказ, вопросы и ответы. Зрительная и слуховая наглядность. В свободное время закрепить материал занятия. Слушать с детьми фрагменты балета.

Слушание фрагментов музыки из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского Продолжать учить детей слушать музыку, определять характер, настроение музыки и рассказывать о ней. Аудиозаписи, видео-фильм «Щелкунчик» Беседа, уточнение, творческие задания. Продолжать слушать музыку из балета

Занятие по изготовлению панно на тему балета «Щелкунчик» (аппликация) Сделать с детьми панно на тему балета «Щелкунчик» (аппликация) Бумага, краски, клей. Показ, объяснение, уточнение. Предварительно объяснить, что такое панно, как будем его делать.

После полного ознакомления с музыкой из балета провести игру «Угадай-ка». Детям предлагается отгадать по звучанию название фрагментов. Затем дети сами называют, что они хотели бы послушать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с творчеством П.И.Чайковского

Музыкальное занятие для подготовительной группы. Цель: Прививать любовь и понимание к музыке Чайковского....

БЕСЕДА по произведению П.И.Чайковского «Подснежник».

Программное содержание. Учить детей  чувствовать настроение, выраженное  в музыке, в поэтическом слове....

Конспекты занятий по ознакомлению с творчеством П.И. Чайковского

          Конспект занятий по слушанию музыки  П.И.ЧайковскогоМузыкального руководителяДОУ № 62 Красносельского района Санкт – ПетербургаКарелина Я.Н....

Сценарий занятия по творчеству П.И. Чайковского "Детский альбом"

Занятие знакомит с произведениями из "Детского альбома" П.И. Чайковского. Широко представлены методы и приемы для понимания ребенком эмоционально-образного содержания произведений....

Викторина «Жизнь и творчество П. И. Чайковского»

Мероприятие для родителей и детей....

Музыкальное занятие "Творчество Петра Ильича Чайковского".

Интегрированное музыкальное занятие, образовательные области: Художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие....

Конспект занятия-беседы «Знакомство с творчеством П. И. Чайковского» в подготовительной группе

Цель: Продолжение знакомства с творчеством русского композитора П.И. Чайковского – «Времена года» - «Март – песня жаворонка».Задачи:1. Развитие навыка слушания музы...