Конспекты занятий по ознакомлению с творчеством П.И. Чайковского
план-конспект урока по музыке по теме

Овчарова Янина Николаевна

 

 

            Конспект занятий по слушанию музыки  П.И.Чайковского

Музыкального руководителя

ДОУ № 62 Красносельского района Санкт – Петербурга

Карелина Я.Н.

 

 

Санкт- Петербург, 2013г.

 

 

Пояснительная записка 

Наш детский сад занимается развитием у детей воображения, основ творческого мышления во всех видах деятельности, включая муз. занятия. Один из видов работы с детьми - слушание музыки. Изначально он очень сложен, т.к. у детей отсутствует произвольное внимание, детям тяжело сосредоточиться, еще более сложно вербально рассказать о своих впечатлениях. Конечно, не каждое муз. произведение нужно обсуждать, но я в своей работе часто останавливаюсь на обучении детей описанию эмоционального состояния при восприятии муз. произведения.

Целевая аудитория:

Воспитанники подготовительной группы (6-7 лет)

Цели:

  • приобщение детей к музыкальной культуре
  • развитие эмоциональной отзывчивости на музыку
  • эмоциональное развитие посредством слушания музыки

Задачи:

  • обогащение слухового опыта ребенка при знакомстве с основными музыкальными жанрами
  • накопление представлений о жизни и творчестве П.И. Чайковского
  • знакомство детей со средствами музыкальной выразительности

Используемые ресурсы из музыкальной коллекции:

Предлагается прослушать музыкальные фрагменты (по выбору педагога). Во время прослушивания рекомендуется использовать слайды.

Что необходимо для проведения уроков:

 проектор, магнитофон, компьютер, звуковые  колонки, фортепиано.

Выводы:

Работа в данном направлении существенно повлияла на:

  • на развитие дифференцированного музыкального восприятия
  • на развитие умения высказывать свои суждения развернуто  и образно
  • на развитие музыкального слуха  и целостного музыкального восприятия детей
  • на расширение словарного запаса у детей

Но главным я считаю возникновение интереса к слушанию музыки  и инициативы детей, самостоятельного желания вслушиваться в музыкальное произведение.

1 занятие: Новая кукла

Дети! Сегодня мы познакомимся с необычным альбомом! Что обычно находится в альбоме?

     

 

 

Дети высказываются.

Правильно. В альбомах обычно находятся рисунки или фотографии. Мы их можем рассмотреть и даже потрогать руками. А я приготовила для вас  тоже альбом с картинками, только их потрогать нельзя – это музыкальные картинки! Чем пишет художник свои картины?

Дети высказываются.

Правильно. Кистью и красками. А вот композитор пишет свои музыкальные картины при помощи музыкальных звуков.

Великий русский композитор П.И. Чайковский написал для детей целый альбом муз. Картин. Сегодня мы познакомимся с одной из них. Она называется «Новая кукла». Послушайте, пожалуйста.

Звучит пьеса «Новая кукла» в исполнении муз. руководителя.

Ребята, вам понравилась эта музыка? Какая она по характеру?

Дети высказываются.

Правильно. Музыка была веселая, радостная, быстрая. Девочке подарили новую куклу, и она очень рада. Как вы думаете, что она может делать под такую музыку?

Дети высказываются.

Молодцы! Конечно, танцевать! Давайте представим, что у нас появились новые интересные куклы или другие мягкие игрушки. Выходите, потанцуйте с ними.

Звучит 1 часть пьесы. Дети импровизируют.

Молодцы, а теперь послушайте еще раз эту же муз. картину и постарайтесь заметить, что в ней изменилось.

Звучит отрывок пьесы в исполнении симфонического оркестра.

Ребята, что вы услышали?

 Дети высказываются.

Правильно, звучали инструменты симфонического оркестра. Понравилась Вам такая муз. картина? Если понравилась, то нарисуйте мне, пожалуйста, свои  картинки к этой музыке. Давайте еще раз вспомним, как звали композитора, написавшего эту музыку? Как называлась эта музыкальная картина? На следующем занятии мы с вами познакомимся с другими замечательными муз картинами П.И. Чайковского, собранными в «Детский альбом».

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b9e745b-35d5-c820-aaf8-c9db394b80f8/Tchaikovsky_Detsky_albom_9_Novaja_kukla.htm

2 занятие: Марш деревянных солдатиков

 Ребята, мы с вами на прошлом занятии слушали муз картину. Кто помнит, как она называлась? Кто композитор?

Дети высказываются. Звучит маленький фрагмент. Дети высказываются о характере музыки.

 А сегодня  у нас новая картина. Она тоже посвящается игрушкам. Послушайте, пожалуйста, и подумайте, какие игрушки могут двигаться по такую музыку?

Звучит «Марш деревянных солдатиков» в исполнении муз. руководителя.

Дети высказываются.

 Правильно, музыка маршевая, под нее хочется маршировать. А могут под нее шагать настоящие солдаты?

Дети высказываются.

Правильно, музыка легкая, хрупкая, быстрая. Конечно, солдатики были игрушечными. Давайте с вами попробуем подвигаться, как это сделали бы солдатики. Пьеса звучит еще раз. Дети импровизируют, двигаясь под музыку. Как вы думаете, кто бы обрадовался такому подарку больше, мальчики или девочки?

Дети высказываются.

Давайте поиграем. Я сейчас сыграю для вас музыку из «Детского альбома» Чайковского, а вы, услышав ее, выйдете двигаться. Если это звучит марш, то выйдут мальчики, если звучит «Кукла» - то девочки.

Звучат фрагменты из пьес Чайковского, дети выходят в зал и импровизируют.

Понравились вам эти муз картины? Давайте вспомни имя композитора … и название пьес…

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9d19216d-cdfb-9dcb-2b89-0300ad7b3cbc/Tchaikovsky_Detsky_albom_5_March_derevjannih_soldatikov.htm
3 занятие:  Болезнь куклы

Ребята, мы с вами слушали муз. картины из альбома П.И. Чайковского. Кто помнит, как они называются?

Дети отвечают

Ребята, а вам нравится, когда вам дарят новые игрушки? Какое у вас тогда становится настроение?

Дети слушают фрагменты пьес «Новая кукла» и «Марш деревянных солдатиков».

А сегодня мы послушаем еще одну муз картину. Послушайте и подумайте, какое настроение у этой музыки.

Звучит пьеса «Болезнь куклы» в исполнении муз. руководителя.

 Как вы считаете, изменилось настроение музыки или нет?

Дети отвечают.

Правильно. Ребята, настроение стало грустным, печальным. Потому что кукла, которую подарили девочке, заболела. А что еще изменилось в музыке? Правильно, она стала медленная, тихая. Хочется под нее танцевать? Конечно, нет! Эта музыка не танцевальная. А под какую музыку из этих 3 картин вам хотелось танцевать? Правильно это «Новая кукла». В ней музыка была танцевальная, легкая, веселая. А я вас прошу сейчас представить, что у вас сломалась или «заболела» любимая игрушка. Попрошу вас выйти в зал и подвигаться под такую музыку.

 Звучит фрагмент пьесы «Болезнь куклы», дети выполняют импровизацию, двигаясь под музыку.

А сейчас, чтобы настроение у нас снова стало хорошим, мы с вами представим, что кукла «поправилась» и снова стала как новая. Выходите, потанцуйте.

Импровизация под музыку «Новая кукла».

Ребята, мы с вами слушали муз. картины. Кто помнит их названия?

Дети высказываются.

А кто композитор?

 Дети отвечают.

 Молодцы. Наше занятие окончено. До новой встречи.

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина. Старшая группа

Образовательная ситуация по ознакомлению детей старшей группы с книжной графикой.ОО "Художественно-эстетическое развитие".Интеграция ОО: "Познавательное развитие", "Речевое ра...

Практическое занятие. Моделирование конспекта занятия по ознакомлению с творчеством художника - иллюстратора детей дошкольного возраста

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта!       На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, используя ма...

"Три чуда" конспект занятия по ознакомлению с творчеством Н.А.Римского -Корсакова

Данный материал может быть использован родителями для озанкомления детей с творчеством Н.А.Римского- Корсакова в домашних условиях...

"Три чуда" конспект занятия по ознакомлению с творчеством Н.А.Римского -Корсакова

Конспект занятия может быть использован родителями для ознакомления детей с творчеством Н.А.Римского-Корсакова в домашних условиях...

Конспект занятия-беседы «Знакомство с творчеством П. И. Чайковского» в подготовительной группе

Цель: Продолжение знакомства с творчеством русского композитора П.И. Чайковского – «Времена года» - «Март – песня жаворонка».Задачи:1. Развитие навыка слушания музы...

Конспект музыкального занятия в старшей группе « Творчество П. И. Чайковского »

Продолжаем знакомство с творчеством великого русского композитора П.И.Чайковского....