Развивающая предметно- пространственная среда на музыкальных занятиях как фактор воспитания гармоничной личности.
занимательные факты (старшая группа) на тему

Хакимуллина Розалия Рашидовна

Хакимуллина Розалия Рашидовна, музыкальный руководитель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №2 «Чулпан» п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан

С введение нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) организация предметно-пространственной среды стала особо актуальной. В соответствии с требованиями ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования для развития детей, должна соответствовать возрастным особенностям, быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), обеспечивать игровую, познавательную, двигательную активность. Основная цель музыкального воспитания в детском саду – это всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка. Музыкальное воспитание не только развивает музыкальные способности, эмоциональную отзывчивость, музыкальный слух, но и способствует в полной мере формированию у детей социально-коммуникативных качеств, познавательно-речевому и физическому развитию. Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала отражает содержание различных образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. 1. Социально-коммуникативное развитие Социально-коммуникативное развитие осуществляется через создание различных игровых ситуаций, через театрализованную деятельность, в процессе коммуникативных игр. Музыкальный зал оснащен: игрушками; шапочками животных; игрушками бибабо; костюмами сказочных героев, овощей и фруктов, животных; ширмой. 2. Познавательное развитие В музыкальном зале широко представлены детские ударные инструменты: металлофоны, треугольники, бубны, румбы, барабаны, колокольчики, маракасы и др. Все инструменты доступны детям и обеспечивают их свободный выбор. Дети знакомятся с внешним видом инструментов, их звучанием, их свойствами (деревянный, металлический, пластмассовый, большой, маленький, звонкий, тихий, громкий, шуршащий, звенящий и т. д.) На музыкальных занятиях, досугах дети знакомятся с музыкальными произведениями русских и зарубежных композиторов: П. И. Чайковского, М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, Д. Д. Шостаковича, И. С. Баха, А. Вивальди, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. Портреты этих композиторов представлены в музыкальном зале и музыкальных уголках групп детского сада. Музыкальный руководитель работает в тесном взаимодействии с воспитателями всех возрастных групп, помогая средствами музыки глубже раскрыть содержание, эмоционально обогатить знания по таким темам как «Времена года», «Моя семья», «Братья наши меньшие», «Транспорт», «Профессии», «Земля – наш общий дом», «Мой город». Атрибуты, представленные в зале, делают песни, танцы, исполняемые детьми, более яркими, красочными, запоминающимися. Очень любимы детьми атрибуты, соответствующие различным временам года: осенние листья, зонтики, дождики («султанчики», снежки, снежинки, цветы, солнечные лучики (желтые ленточки) Одной из приоритетных задач музыкального руководителя является формирование у дошкольников представлений о культуре и традициях своего народа. Музыкальный зал оснащен русскими народными инструментами (трещотки, гармошки, хохломские ложки, свирели, «немые» балалайки, фольклорными костюмами. Музыкальным руководителем составлена картотека русских народных игр, считалок, потешек. Не менее важной задачей является формирование у детей представлений об отечественных праздничных датах: Дне России; Дне Государственного флага Российской Федерации; Дне Победы, Дне защитника Отечеств; Создать атмосферу праздника, патриотизма помогают российские флажки, солдатские пилотки, береты воздушно-десантных войск, бескозырки 3. Речевое развитие Важную роль в речевом развитии детей играет вовлечение их в певческую деятельность. В процессе пения совершенствуется артикуляционный аппарат, развиваются органы дыхания, детский голос укрепляется и становится более выразительным, ярким, эмоциональным. Максимально включить детей в процесс пения помогают игры с пением, хороводы, инсценировки песен, а также использование при этом игрушек, костюмов, атрибутов. Речевое развитие детей реализуется и в процессе других видов музыкальной деятельности. 4. Художественно-эстетическое развитие Основная цель художественно-эстетического развития – привить детям способность и стремление получать удовольствие от встречи с настоящим искусством, воспитать у них вкус, потребность в эстетическом наслаждении. Приобщение детей к музыкальному искусству происходит через восприятие и исполнение произведений русского фольклора, фольклора других народов, классической музыки русских и зарубежных композиторов, детских песен. 5. Физическое развитие Музыкальный зал оснащен лентами, обручами, мячами, платками, скакалками и др. Педагог включает в работу с детьми танцы и упражнения с использованием данной атрибутики. Эти упражнения развивают ловкость, точность и координацию движений. При подборе компонентов оснащения музыкально – развивающей среды я стараюсь всегда учитывать основные принципы её построения, рекомендованные ФГОС ДО: 1. насыщенность (постоянное пополнение и обновление методических, дидактических, игровых, наглядно – иллюстративных пособий и материалов) 2. трансформированность (оформление в зависимости от сезона, тематики праздников и развлечений, театрализаций сказок) 3. полифункциональность (использование ширм, мягких модулей, привлека- тельный игровой материал для поддержания устойчивого интереса детей, их положительного эмоционального настроя) 4. доступность (как для детей, так и для педагогов) 5. безопасность (атрибуты, дидактические игры, оформление полностью исключают детский травматизм) Исходя из материально – технических возможностей детского сада, работая в творческом союзе с педагогами и родителями, при поддержке администрации и, руководствуясь ФГОС ДО, можно и нужно создавать комфортную, рациональную среду, способствующую эмоциональному благополучию детей, их творческому развитию, духовному и физическому здоровью. К.Г.Паустовский писал: «Сердце, воображение и разум- вот та среда,где зарождается то,что мы называем Культурой» Именно поэтому,современный педагог,создавая развивающую среду,должен помнить об ее огромном значении для интеллектуального, творческого духовного,физического развития Личности Ребенка!» Таким образом стало необходимым обновление предметно-пространственной среды музыкального центра Музыкальный зал - это место встречи ребёнка с музыкой. Здесь проходят ежедневные занятия по музыкальному воспитанию, развлечения и праздники, встречи родителей с педагогами, театральные спектакли. В нашем зале преобладают спокойные цвета, что создаёт атмосферу доброжелательности. В спокойной зоне зала находится фортепиано, ноутбук, мольберт. Так же есть активная зона и зрительный зал. Основные знания и умения ребёнок получает на специально-организованных занятиях, а закреплять их эффективнее в самостоятельной деятельности, т. е. в группе. Вот почему педагоги нашего ДОУ очень вдумчиво и внимательно относятся к проектированию и организации музыкально-развивающей среды в группах, стремятся сделать её интересной, насыщенной и доступной. При создании условий для музыкального и творческого развития детей, мы учитываем, что обстановка во всех группах в первую очередь должна быть комфортной и безопасной для ребёнка, пособия должны быть доступны детям, соответствовать требованиям гигиены, правилам охраны жизни и здоровья детей. Ребенок приобщается к искусству не только на занятиях, но и в свободной деятельности. Силами наших воспитателей в каждой группе созданы предметные зоны для развития творческих способностей дошкольников. Здесь наши воспитанники имеют возможность в игровой форме закреплять знания, полученные на занятиях: исполнить знакомые песни, аккомпанируя себе на детских музыкальных инструментах; зарисовать сюжет полюбившейся песни или инсценировать её, используя элементы костюмов. Постоянно пополняется коллекция музыкальных инструментов для детского оркестра; при содействии родителей и педагогов.Регулярно обновляю наглядно – дидактический материал (музыкально-дидактические игры на развитие слуха, чувства ритма, ознакомления с основами музыкальной грамоты; картины с изображением природных явлений, животных, птиц, сказочных героев; пополняется портретная галерея знаменитых музыкантов, художников, писателей – сказочников) Оформление пространства зала к различным мероприятиям - это совместная работа педагогов, воспитателей и родителей. Своими руками создаются украшения, элементы декора, декорации. Для кукольного театра используется ширма, которая оформляется по тематике мероприятия. Большое значение в театральной деятельности имеют декорации и наличие детских костюмов. Это даёт возможность участнику действа почувствовать себя настоящим артистом. Так же в нашем детском саду имеются костюмы для взрослых. С детьми младшего возраста часто на занятиях ОД используется кукольный театр, маски и шапочки, шишки, грибочки,листочки. Для музыкально-ритмической деятельности дети на занятиях используют платочки, флажки, султанчики, ленты, цветы, игрушки, снежинки. Многое сделано своими руками. Игра на детских музыкальных инструментах является одним из любимых видов деятельности дошкольников Дети с удовольствием играют на музыкальных инструментах. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Таким образом, продуманная организация развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала, созданная с учётом ФГОС, вызывает интерес детей к музыкальному искусству, побуждает к активности, творчеству, даёт возможность развивать индивидуальность каждого ребёнка Ф.И.О.участника Хакимуллина Розалия Рашидовна Должность музыкальный руководитель Квалификационная.категория первая квалификационная категория Тема выступления - Тема статьи (Для брошюры) Развивающая предметно- пространственная среда на музыкальных занятиях как фактор воспитания гармоничной личности. Ваше присутствие на семинаре да Электронный адрес,телефон yliaisa@mail.ru, сотовый телефон - 89270376181

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание развивающей предметно-пространственной среды на музыкальных занятиях в ДОО

Моя работа по обновлению предметно-пространственной среды...

Презентация. Роль развивающей предметно-пространственной среды в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.

Роль развивающей предметно-пространственной среды  в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста....

«Организация развивающей предметно-пространственной среды в музыкальном зале, как средства музыкального воспитания дошкольников».

В данной статье рассматривается вопрос создания обновленной музыкальной предметно-пространственной развивающей среды в музыкальном зале, способствующей гармоничному музыкальному развитию и саморазвити...

Развивающая предметно-пространственная среда по музыкальному воспитанию

Развивающая предметно-пространственная среда по музыкальному воспитанию...

«Развивающая предметно – пространственная среда в группах ДОУ как фактор духовно-нравственного воспитания ребенка»

Духовно-нравственное воспитание старшего дошкольника – деятельность, направленная на овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов пов...

«Развивающая предметно – пространственная среда в группах ДОУ как фактор духовно-нравственного воспитания ребенка»

Духовно-нравственное воспитание старшего дошкольника – деятельность, направленная на овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов пов...

«Развивающая предметно – пространственная среда в группах ДОУ как фактор духовно-нравственного воспитания ребенка»

Духовно-нравственное воспитание старшего дошкольника – деятельность, направленная на овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов пов...