Нравственно воспитание детей в дворянских семьях России
статья на тему

Описание русских традиций воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon god_semi_nravstvennoe_vospitanie.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно воспитание детей

в дворянских семьях России

     Кто в вопросах воспитания несет большую ответственность: семья или  общественное учреждение? Хотелось бы обратиться к русским традициям.

Известный русский просветитель ХV!! Века Николай Иванович Новиков полагал, что нравственные основы воспитания закладываются в семье.

     Н.И. Новиков делит воспитание на три части: первая – “попечение о теле”, вторая – “имеющая предметом образование сердца”, называется нравственным воспитанием, предметом третьей является “просвещение или образование разума”.

Нравственные нормы и правила хорошего тона усваивались дворянскими детьми прежде всего в семейном кругу. Дворянская семья объединяла гораздо более широкий круг людей, нежели современная семья. Многочисленные родственники часто принимали активное участие в процессе воспитания детей. Об этом свидетельствуют воспоминания, письма той эпохи.

     Отношения внутри семьи определялись личными качествами ее членов, но во всем многообразии дворянского семейного быта, в вопросах воспитания подрастающего поколения просматриваются общие черты.

     Почитание старших было одним из основополагающих элементов традиционного русского воспитания. Авторитет отца считался безусловным и не подлежащим обсуждению. Дочь сенатора Н.С. Мордвинова в своих воспоминаниях пишет: ”Родители вели нас так, что не только не наказывали, но даже не бранили, но воля их всегда была для нас священна”.  Одобрение и наказание должны быть редкими, ибо одобрение – величайшая награда, а неодобрение – самое тяжкое наказание.

     Дворянские дети воспитывались в обстановке повышенной требовательности и одновременно – подчеркнутого доверия.

     Высоко ценились и старательно прививались детям такие качества, как храбрость и выносливость, которые были невозможны без соответствующей физической силы и ловкости. Практиковались прогулки на свежем воздухе в любую погоду. Физические упражнения и нагрузки призваны были не просто укреплять здоровье, но способствовать формированию личности, т.е. “физические испытания” как бы уравновешивались с нравственными. Уравнивались в том смысле, что любые трудности и удары судьбы “должно переносить мужественно, не падая духом и не теряя достоинства”.

     С детства ребенка приучали стойко переносить болезни, падения, ушибы, другие неприятности, которые часто случались в повседневной жизни. Плакать и жаловать считалось неприличным и недостойным.

     Умение скрывать от посторонних глаз плохое настроение, огорчение считалось обязательной чертой воспитанного человека. Детям внушалось: нельзя обременять окружающих своими личными неприятностями и переживаниями.

     Мы живем в другую эпоху, изменились наши традиции. Но мы не должны забывать то ценное, что было в нашей истории, ибо, как писал один из образованнейших людей России Х!Х века М.С. Лунин, “ для усовершенствования Отечества нужно знать его прошлое, его настоящее, нужно уметь приложить знания на благо”.

             

                       

 Воспитатель Лагутина Анастасия Владимировна

(по материалам статьи С. Мосягина, кандидат педагогических наук, Архангельск)

Журнал “Ребенок в детском саду” №1 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Родословное древо семьи"

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста....

Творческий проект по социально нравственному воспитанию детей «ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ РОССИИ»

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО СОЦИАЛЬНО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ «ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ РОССИИ» Составила и провела педагог дополнительного образованияБулатова И.Н. МАДОУ МО №11 «Ёлочка» г. Нягань...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому и нравственному воспитанию "Знакомство с символикой России"

Знакомство детей старшего дошкольного возраста  с разными видами российских флагов : Знамя Победы, Андреевский флаг, штандарт Президента Российской Федерации....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому и нравственному воспитанию "История Государственного флага России"

Дать детям элементарные представления о происхождении флага вообще и об истории Российского флага. Познакомить со значением флага в современной жизни....

Методическая разработка мероприятия в области духовно-нравственного воспитания «Санкт-Петербург — жемчужина России»

Данная методическая разработка рассчитана для детей 4-5 лет, является мероприятием в рамках проекта «Моя малая родина». Проведение предлагаемой методической разработки воспитывает гражданина и патриот...

Сборник праздничных мероприятий по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию "Я живу в России" для старших дошкольников

В сборник праздничных мероприятий включены сценарии на патриотическую тематику для организации музыкальных, театрализованных, тематических и праздников и развлечений. Данный материал предназначен для ...

Духовно-нравственное воспитание НОД «Путешествие по России»

Пояснительная записка.Цель: закреплять у детей знания о Родине: ее символах, праздниках, достопримечательностях, истории.Задачи:Структурировать знания детей о Родине;Формировать вежливо...