Нравственно воспитание детей в дворянских семьях России
статья на тему

Описание русских традиций воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon god_semi_nravstvennoe_vospitanie.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно воспитание детей

в дворянских семьях России

     Кто в вопросах воспитания несет большую ответственность: семья или  общественное учреждение? Хотелось бы обратиться к русским традициям.

Известный русский просветитель ХV!! Века Николай Иванович Новиков полагал, что нравственные основы воспитания закладываются в семье.

     Н.И. Новиков делит воспитание на три части: первая – “попечение о теле”, вторая – “имеющая предметом образование сердца”, называется нравственным воспитанием, предметом третьей является “просвещение или образование разума”.

Нравственные нормы и правила хорошего тона усваивались дворянскими детьми прежде всего в семейном кругу. Дворянская семья объединяла гораздо более широкий круг людей, нежели современная семья. Многочисленные родственники часто принимали активное участие в процессе воспитания детей. Об этом свидетельствуют воспоминания, письма той эпохи.

     Отношения внутри семьи определялись личными качествами ее членов, но во всем многообразии дворянского семейного быта, в вопросах воспитания подрастающего поколения просматриваются общие черты.

     Почитание старших было одним из основополагающих элементов традиционного русского воспитания. Авторитет отца считался безусловным и не подлежащим обсуждению. Дочь сенатора Н.С. Мордвинова в своих воспоминаниях пишет: ”Родители вели нас так, что не только не наказывали, но даже не бранили, но воля их всегда была для нас священна”.  Одобрение и наказание должны быть редкими, ибо одобрение – величайшая награда, а неодобрение – самое тяжкое наказание.

     Дворянские дети воспитывались в обстановке повышенной требовательности и одновременно – подчеркнутого доверия.

     Высоко ценились и старательно прививались детям такие качества, как храбрость и выносливость, которые были невозможны без соответствующей физической силы и ловкости. Практиковались прогулки на свежем воздухе в любую погоду. Физические упражнения и нагрузки призваны были не просто укреплять здоровье, но способствовать формированию личности, т.е. “физические испытания” как бы уравновешивались с нравственными. Уравнивались в том смысле, что любые трудности и удары судьбы “должно переносить мужественно, не падая духом и не теряя достоинства”.

     С детства ребенка приучали стойко переносить болезни, падения, ушибы, другие неприятности, которые часто случались в повседневной жизни. Плакать и жаловать считалось неприличным и недостойным.

     Умение скрывать от посторонних глаз плохое настроение, огорчение считалось обязательной чертой воспитанного человека. Детям внушалось: нельзя обременять окружающих своими личными неприятностями и переживаниями.

     Мы живем в другую эпоху, изменились наши традиции. Но мы не должны забывать то ценное, что было в нашей истории, ибо, как писал один из образованнейших людей России Х!Х века М.С. Лунин, “ для усовершенствования Отечества нужно знать его прошлое, его настоящее, нужно уметь приложить знания на благо”.

             

                       

 Воспитатель Лагутина Анастасия Владимировна

(по материалам статьи С. Мосягина, кандидат педагогических наук, Архангельск)

Журнал “Ребенок в детском саду” №1 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Родословное древо семьи"

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста....

Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду

Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на гор...

Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду

Содержание нравственного воспитания дошкольников...

Творческий проект по социально нравственному воспитанию детей «ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ РОССИИ»

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО СОЦИАЛЬНО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ «ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ РОССИИ» Составила и провела педагог дополнительного образованияБулатова И.Н. МАДОУ МО №11 «Ёлочка» г. Нягань...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому и нравственному воспитанию "Знакомство с символикой России"

Знакомство детей старшего дошкольного возраста  с разными видами российских флагов : Знамя Победы, Андреевский флаг, штандарт Президента Российской Федерации....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому и нравственному воспитанию "История Государственного флага России"

Дать детям элементарные представления о происхождении флага вообще и об истории Российского флага. Познакомить со значением флага в современной жизни....

Методическая разработка мероприятия в области духовно-нравственного воспитания «Санкт-Петербург — жемчужина России»

Данная методическая разработка рассчитана для детей 4-5 лет, является мероприятием в рамках проекта «Моя малая родина». Проведение предлагаемой методической разработки воспитывает гражданина и патриот...