Главные вкладки

    Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому и нравственному воспитанию "История Государственного флага России"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Дать детям элементарные представления о происхождении флага вообще и об истории Российского флага. Познакомить со значением флага в современной жизни.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект

    занятия с детьми старшего дошкольного возраста

    по патриотическому и нравственному воспитанию.

    Тема: «История Государственного  флага   России»    

    Воспитатель: Капуста Л.Я.

    МАДОУ ДСКВ№10 « Берёзка»

    Ст. Староминская   Краснодарского края.

    Цель: дать  детям элементарные представления о происхождении флага вообще и об истории Российского флага. Познакомить со значением флага в современной жизни. Формировать представление о цветах Российского флага, помочь понять символическое  значение каждого цвета Воспитывать эстетическое отношение  и патриотическое чувство к Российскому флагу

    Обогащение словаря: Российский флаг, знамя, стяг, древко, полотнище, навершие.

    Материал: иллюстративный материал – изображение старинных и современных знамён, русских национальных костюмов; репродукции произведений  В.Васнецова  «Богатыри», П..Корина «Александр Невский» и др.

    Ход занятия.

    1-я часть.

    Вводная

    Воспитатель вносит в группу разные флаги и флажки, иллюстрации с изображением флагов, кораблей, самолётов, спортивных маек с различной символикой и т.д.

    Воспитатель: - Ребята, знаете ли вы, что это такое? (Флаги, флажки.)

    Рассмотрите иллюстрации и вспомните, где вы могли видеть такие флаги, флажки? (Флаги можно увидеть на зданиях, кораблях, в армии у солдат, во время спортивных соревнований, флажки---на музыкальных и физкультурных занятиях)

    Так что же такое флаг и для чего он нужен? Давайте об этом и поговорим.

    2-я часть.

    Рассказ воспитателя.

    Флаг нашей страны имеет свою историю. В старину вместо флага наши далёкие предки использовали шест, к концу которого привязывали пучок травы, веток, или конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это « сооружение» стягом. Главным его назначением было собрать,  «

    стянуть» воинов для защиты своей  земли от врагов. В те времена даже счёт войску вели по количеству стягов, то есть часть войска называлась стягом. Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин прикрепляли к древку, а над ним появилось железное навершие --- острожник. Древнерусский стяг имел те же составляющие, что и современный флаг. (Воспитатель предлагает детям  рассмотреть флаг, объясняет, где находится древко, полотнище и навершие.).

    Чаще всего стяги были ярко-красного или тёмно-красного цвета. Червлёные или багряные – так называли эти оттенки красного цвета в старину. Стяг взметался ветром, придавая воинам уверенность и мужество.          Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали изображения святых, «знамения», («священные знаки»). Так появилось слово «знамя». Знамёна тогда имели различные цвета – зелёные, жёлтые, белые, красные.

    3-я часть

    - Ребята, а как вы думаете, зачем раскрашивали флаги?  (Варианты ответов детей).                                                                                                            

    По цвету флага можно было определить, какие войска приближаются к городу. Может быть,  это свои воины возвращаются домой? Может быть это враги, которые хотят захватить город? Или воины князя союзника, которые нуждаются в отдыхе?

            Если враги захватывали город, они на его сторожевых башнях вывешивали новые флаги – свои. И люди, увидев их, уже сами решали, стоит заходить в этот город или лучше обойти его стороной.

    - А как вы думаете, что было бы, если бы этих флагов не было? (Ответы-предположения).

    - А если бы все флаги были одинаковые? (Ответы-предположения).

          На флагах изображали лики святых, звёзды и кресты: их украшали богатыми узорами – золотом и серебром. Иногда для полковых знамён использовали сочетание белого, синего и красного.

         Мы точно не знаем, почему наши предки остановили свой выбор на сочетании белого, синего и красного цветов. Возможно, эти цвета использовались в древнем гербе московских князей: белый – святой Георгий Победоносец, синий – развевающийся плащ всадника, красный – фон, щит герба. Изображение всадника, копьём поражающего чёрного дракона означает победу добра над злом.

    И в те времена и сейчас цвету придаётся особый смысл. Что означают цвета на флаге?

    Белый цвет означает мир и чистоту. Синий – небо, верность и правду. Красный – огонь и отвагу.

    Расположение полос на знамени символизировало строение Земли: вверху расположен божественный мир, воплощённый в белом небесном свете, ниже – синий небосвод, а под ним – мир людей, красный цвет.

           Белый, синий, красный цвета, которые издревле почитались на Руси. (Воспитатель предлагает детям вставить нужные слова в словосочетаниях):Мы говорим синее…(море), белый… (свет), весна…(красна), красная …. (девица), т.е. красивая.

                       Белый цвет – берёзка,

                         Синий – неба цвет,

                        Красная полоска –

                        Солнечный рассвет.            В.Степанов.

    Конечно в наше время не надо высоко поднимать флаг, чтобы собрать всех воинов. Но флаги всё равно необходимы. (Выставляются все иллюстрации). --- Как вы думаете, ребята, для чего они все нужны? (Ответы-предположения).

          Верно. Например, они помогают узнать, из какой страны прилетел самолёт. На хвосте у него обязательно изображается флаг страны.

             Когда в море встречаются два корабля, флаг помогает узнать, какой стране он принадлежит.

            Во время спортивных соревнований по флагам мы можем определить, какие страны будут участвовать в них. Флаг страны изображён и на майке спортсмена. Во время награждения победителей над стадионом поднимается флаг победившего спортсмена. В этот торжественный момент соотечественники победителя испытывают гордость за свою Родину.

          Очень часто президенты и руководители, члены правительства с визитами отправляются в другие страны. Около места их встреч вывешиваются флаги этих государств.

    Физкультминутка.  Подвижная игра: « Сигнальные флажки».

      4-я часть

       Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации русских национальных костюмов.

      - Русский народ издревле использовал красный и синий цвета в украшении своей одежды. Русские крестьянки красными и синими нитями вышивали затейливые узоры на белых тканях.

                        Да она шила вышивала

    Тонко бело полотно

    Да тонко бело полотно

    Да бело бархатное…

    Вышитыми тканями убирали крестьянское жилище. Столы украшали скатерти –столешницы. Кровать застилали простынёй с узорчатым краем или прикрепляли к ней широкие кружева. В праздничные дни торжественный вид дому придавали развешанные на стенах, окнах, божнице самые красивые полотенца. Из белых, синих, и красных тканей чаще всего шили нарядную одежду.

                                              Под тобой, берёзонька,

                                      Не огонь горит,

                                      Не мак цветёт –

                                       Красны девушки в хороводе стоят…

    Белый, синий и красный цвета отвечали  представлениям наших предков о красоте окружающего мира, добре и справедливости. И видимо не случайно они стали цветами государственного флага России.

    5-часть

    Конструирование из бумаги российского флага.

    В заключение воспитатель читает стихотворение:

    Ножницы мы взяли,

    Вырезали флаг

    И на флаге

    Написали так:

                  «Миру - мир».

    Мой флажок взовьётся

    У меня в руке,

    И прочтут все люди

    На моём флажке:

                    « Миру – мир».

                                                                         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями по формированию фонематического восприятия.

    У детей 5-7 лет с речевыми нарушениями часто отмечается несформированность фонематического восприятия. Раннее выявление отставания в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста являетс...

    План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы с использование метода анималотерапии «Кошкины истории»

    План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы методом анималотерапии "Кошкины истории", цель: развитие и коррекция навыков общения в детско...

    Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием Лего-конструктора

    Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием конструктора ЛЕГО. Детям любого возраста нравится  строить....

    Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Мой веселый звонкий мяч"

    Занятие с использованием словенского оборудования ENSIKO, СОСТАВЛЕНО С СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЕМ ФГТ...

    «Где живет вода?» Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста.

    Материал нацелен на знакомство детей со свойствами воды, на необходимость бережного ее использования, привития навыка экологически грамотного поведения в быту....

    Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста (группа ОНР) "Прекрасная щедрая осень"

    Представлен конспект занятия для детей с общим недоразвитием речи. В нем дан материал  на закрепление знаний об овощах и фруктах, об осенних явлениях в природе, задания по согласованию прилагател...

    Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому и нравственному воспитанию "Знакомство с символикой России"

    Знакомство детей старшего дошкольного возраста  с разными видами российских флагов : Знамя Победы, Андреевский флаг, штандарт Президента Российской Федерации....