Вовлечение семьи в образовательный процесс.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Наталья Ивановна Демина

Реализуя программу «Сообщество» наши  педагоги не просто «работают с семьями» – они действительно вовлекают их в образовательный процесс и жизнедеятельность детского сада, целенаправленно и планомерно выстраивают с родителями доверительные, партнерские отношения. Этого можно достигнуть только при соблюдении определенных условий с обеих сторон, и одно из этих условий – взаимное информирование о ребенке и разумное использование полученной информации педагогами и родителями в интересах детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vovlechenie_sei_v_obrazovatelnyy_protses.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Вовлечение семьи в образовательный процесс

Нет ни одной программы, которая не уделяла бы внимания работе с семьей. Наличие плана работы с родителями является обязательной составляющей годового плана любого дошкольного учреждения, принципиально важным аспектом его деятельности. Во всех детских садах регулярно проводятся родительские собрания, совместные праздники, досуги, игры и т.д.

Реализуя программу «Сообщество» наши  педагоги не просто «работают с семьями» – они действительно вовлекают их в образовательный процесс и жизнедеятельность детского сада, целенаправленно и планомерно выстраивают с родителями доверительные, партнерские отношения. Этого можно достигнуть только при соблюдении определенных условий с обеих сторон, и одно из этих условий – взаимное информирование о ребенке и разумное использование полученной информации педагогами и родителями в интересах детей.

Программа основывается на убеждении, что вовлечение семей чрезвычайно важно для обогащения развития детей в детском саду и для использования уже имеющихся интересов и знаний ребенка, источником которых является его семья.

Часто воспитатели считают, что родители привели своего ребенка в детский сад для того, чтобы педагоги работали над его развитием, поскольку они профессионалы и знают, как и чему нужно учить ребенка. Поэтому педагог сам планирует занятия и оценивает работу детей. Программа предлагает принципиально иной подход: выстраивание педагогами продуктивного взаимодействия с семьями необходимо им самим для успеха собственной профессиональной работы с детьми.

Программа исходит из того, что ребенок живет в семье, её влияние – основа развития и воспитания, её законы и ценности приоритетны. Конечно, профессионализм педагога чрезвычайно важен для работы с детьми. Однако его профессиональную заинтересованность в каждом ребенке не стоит противопоставлять глубокому, природой заложенному интересу к судьбе собственного ребенка. Собственно, профессионализм педагога во многом определяется тем, насколько успешно он работает в союзе с родителями ребенка.

Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи. Семья обеспечивает ребенку в этом возрасте и еще долгие годы будет поддерживать такие важные составляющие жизни, как:

• физическое благополучие. Это и еда, и одежда, и жилище – со всеми мелкими, но важными составляющими. Это конечно и забота о здоровье ребенка;

• эмоциональное благополучие – это собственно родительская любовь и ласка, так необходимые малышу. Это поддержка и ощущение безопасности, которые исходят от членов семьи, которые всегда рядом. Это постоянное внимание и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

• это условия для развития – возможность ползать, ходить, бегать, лазать, играть и общаться, получать новые впечатления, игрушки, книжки и прочее;

• наконец, это просто готовность принимать малыша таким, какой он есть, прощать ему то, за что могут осудить малознакомые люди или на что могут сурово (и, возможно, не всегда справедливо) отреагировать педагоги.

Поэтому очень важно, чтобы персонал детского сада - от заведующей до младшего воспитателя – признавал главенствующую роль семьи.

К тому времени, как ребенок пришел в детский сад, он успел научиться множеству вещей – от способов пользоваться чашкой, до бросания мяча. Он уже, как правило, умеет говорить в соответствии с нормами развития, а даже в 2-х летнем возрасте это уже может быть около 300 слов – ребенок уже собеседник. Дети уже любят слушать сказки и рассматривать книжки – всему этому научила его семья.

Образование в дошкольной организации «надстраивается» над этими отношениями ребенка и семьи. Предоставляя родителям возможность участия во всех аспектах деятельности детского сада, педагоги увеличивают шансы ребенка на преуспевание и хороший эмоциональный фон. И что очень важно для самих педагогов – они тоже получают шансы на лучшие результаты своей профессиональной работы.

Поэтому важно выстраивать с семьями партнерские отношения, основанные на доверии и взаимной информации о ребенке. Общение с родителями по поводу детей – важнейшая обязанность педагогического коллектива. Все семьи заинтересованы в том, чтобы дети хорошо развивались и учились общаться со сверстниками.

Какова реальная польза от включения семей в образовательную работу с детьми в детском саду. Это:

• эмоциональная вовлеченность позволяет родителям чувствовать себя продуктивными, энергичными, причастными к образованию своего ребенка, помогающими другим, обновленными и готовыми к новым жизненным задачам;

• физическая вовлеченность позволяет им сформировать новые умения, забыть о беспокойствах, познакомиться с другими людьми, повеселиться и посмеяться;

• непосредственное присутствие в группе в качестве помощника воспитателя приносит большую пользу семьям, т.к. возможность поработать в профессиональной среде помогает родителям лучше разобраться вопросах развития детей, научиться некоторым «премудростям» работы с детьми и дома применять полученные навыки;

• наблюдения за своими детьми на фоне других детей позволяют им понять, что все дети разные, что не нужно сравнивать одних детей с другими, а надо видеть и оценивать развитие одного ребенка раньше и теперь;

• в процессе вовлеченности в дело группы родители убеждаются, насколько многому дети учатся через игру, через занятия в центрах активности и познавательную деятельность, решая проблемы, замышляя и осуществляя вместе с другими детьми свои идеи и проекты, как учатся самооценке;

• родители оценивают важность предоставления ребенку права на выбор своих занятий для развития альтернативного мышления, для анализа ситуации и возможностей, они смогут наблюдать, как преуспевают в социальном развитии дети – находят друзей, учатся работать вместе с другими детьми, как они учатся друг у друга.

Обычно пребывание в группе делает родителей убежденными сторонниками программы, ориентированной на ребенка, и позволяет некоторым из них сделать выводы о том, что незачем перегружать ребенка посещением многочисленных кружков, «подстегивая» тем самым его развитие.

Что же полезного извлекают сами дети от присутствия членов семьи в группах?

• Они общаются с семьями других детей, которые представляют разнообразные культуры, что даёт возможность более глубокого понимания других культур;

• каждый ребенок получает возможность получить больше внимания от взрослых, так как меняется соотношение детей и взрослых в группе;

• как правило, улучшается отношение и доверие к детскому саду со стороны детей, укрепляется чувство защищенности в процессе совместной работы педагогического коллектива и родителей;

• расширяется круг взрослых, которые выступают для детей в качестве источника знаний и опыта;

• дети получают дополнительные стимулы в своем стремлении к достижению успеха.

Реальную пользу от вовлечения семьи в образовательный процесс имеют и сами воспитатели:

• они получают еще одного взрослого заинтересованного человека, который может занять детей в каком-то центре;

• они могут попросить помощника понаблюдать за тем, как и с кем играют дети и обсудить с ним результаты этих наблюдений. Это поможет педагогам лучше планировать свою работу;

• они могут рассчитывать на использование увлечений, талантов, знаний и интересов родителей для обогащения содержания своей работы с детьми, а также использовать потенциал старших братьев и сестер, бабушек и дедушек;

• вовлечение членов семьи в образовательный процесс в группе позволяет педагогам быть уверенными, что родители будут помогать детям закреплять полученные знания дома;

• возникает более тесное общение родителей друг с другом, что способствует поддержке программы и совместных проектов детей и взрослых;

• педагоги могут уверенно рассчитывать на то, что родители будут охотнее отзываться на просьбы воспитателей о помощи в формировании каких-то учебных материалов, игрушек, книг, поскольку убедились в эффективности работы с ними в группе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Восстановление традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в образовательный процесс.

ДОКЛАД Восстановление традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в образовательный процесс (из опыта работы) Семейное воспитание можно рассматривать как социальную и культурную преемственност...

ВОВЛЕЧЕНИЕ СЕМЬИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

ПО ПРОГРАММЕ "ЮГОРСКИЙ ТРАМПЛИН"...

Вовлечение семьи в образовательный процесс ДОУ в рамках реализации ФГОС

Основные подходы к вовлечению семьи в образовательный процесс ДОУ...

Обогащение развития детей через вовлечение семьи в образовательный процесс.

Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей»                                        ...

«Вовлечение семьи в образовательный процесс ДО»

выступление на педагогическом совете...