«Вовлечение семьи в образовательный процесс ДО»
материал на тему

выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vovlechenie_semi_v_obrazovatelnyy_protsess_do.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

«Вовлечение семьи в образовательный процесс ДО»

      С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

      В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

      Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)

      Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

     Семья играет важную роль в формировании личности ребёнка. Воспитывать своего ребёнка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей.            Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка. Мы считаем главным в этом направлении установление доверия между семьёй и детским садом, которое позволит корректировать воспитательные позиции родителей и самих педагогов. В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа педагогического персонала по реализации образовательной программы учреждения обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса. 

Но не все проходит легко и гладко.

Субъективные причины возникают в некоторых случаях, как со стороны воспитателей, так и со стороны родителей. К ним можно отнести неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от ДО. Первые возникают, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, начинают жить в неком мифе, что «детский сад всему научит», и теперь их основная задача – обеспечение материального существования своего чада. Негативное отношение может произрастать из уже полученного ранее негативного опыта взаимодействия с ДО родителей или их знакомых, а также из средств массовой информации, периодической печати, интернета, которые содержат не всегда проверенные сведения, нанося тем самым вред системе дошкольного образования в целом. 

    Другая причина конфликтов связана с тем, что педагог порой становится для родителей символом власти, контролером, который оценивает их действия, поучает их. И когда педагог говорит о ребенке, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно полагает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя. Причем у педагогов возникает похожая ситуация, когда они воспринимают родителей как неких инспекторов, которые ежедневно ходят и проверяют их работу. Многие воспитатели и специалисты высказываются о трудностях работы с родителями. Действительно, все родители разные. И к каждому нужно найти определенный подход. Так некоторые воспитатели признаются, что «тушуются» перед родителями, поскольку не уверены в том, как правильно с ними разговаривать, чтобы не сказать лишнего и подать информацию о ребенке в верном ключе. Задачи воспитания и развития решаются успешно только в том случае, когда дошкольное учреждение поддерживает связь с семьей и вовлекает ее в свою работу. На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала достаточно изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступали в общественные учреждения. Сотрудничество ДО с родителями развивалось преимущественно по пути поиска разнообразных средств пропаганды педагогических знаний, для чего были разработаны достаточно эффективные формы педагогического просвещения. В сложившейся социально-экономической ситуации и модернизации образования этого уже недостаточно. Исследования убедительно показывают, что осознанное, активное включение родителей в совместный процесс воспитания, преодоление их дистанцирования от детского сада позволяют значительно повысить эффективность воспитательно-образовательной работы и подготовить детей к школьному обучению. Для актуализации в сознании молодых родителей и старшего поколения понимания самоценности дошкольного периода детства, как базиса всей последующей жизни человека, создана и успешно внедряется инновационная система работы по организации сотрудничества с родительской общественностью.

Вовлечение родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:

  • повышение педагогической культуры родителей.
  • вовлечение родителей в деятельность ДО,
  • совместная работа по обмену опытом.

     Основные задачи работы:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей; 
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях

     Взаимодействие ДО с родителями строится на следующих принципах:
1) доброжелательный стиль общения;
2) индивидуальный подход;
3) сотрудничество, а не наставничество;
4) тщательная подготовка к каждому мероприятию;
5) динамичность


Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно избегать формализма. Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей

Для развития детско-родительских отношений и для того чтобы детский сад стал источником информации о ребенке, предлагаем различные формы:

  • «Круглый стол» по любой теме;
  • тематические выставки;
  • соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
  • консультации специалистов;
  • семейные спортивные встречи;
  • почта доверия;
  • открытые занятия для просмотра родителей;
  • конкурс семейных талантов;
  • день открытых дверей;
  • сайт ОУ.

Основной формой  сотрудничества с родителями  являются родительские собрания, которые включают в себя весь комплекс психолога — педагогического воздействия детского сада и семьи. Однако на посредственное и формальное проведения  встреч  в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Выход  из этого положения мы видим в изменении форм и методов проведения родительского собрания, которые в нашем ДО проходят в форме дискуссий, с использованием активных методов, способных длительное время поддерживать  живой разговор. Это и презентации о жизни детей в детском саду, озадачивающие вопросы «острого блюда», минуты самоанализа, когда каждый  родитель задумывается о своих взаимоотношениях с ребенком.

     Одной из интересных и эффективных форм взаимодействия, является наглядная информация о жизни детей в ДО, фотоотчеты о проведенных мероприятиях и интересных событиях. Это и способ просвещения семьи, и информирование о жизни детского сада. Информация о том, какая емкая работа ведется с дошкольниками в детском саду, меняет отношение родителей к педагогам и,  и в общем  к работе ДО. Зачастую родители не видят того объема работы, которая ведется с их детьми. Многих, особенно в группах младшего возраста, интересует только то, что и как кушал их ребенок, хорошо ли он спал, а воспитатель не всегда имеет возможность проконсультировать и ответить на вопросы родителей, ведь детей не оставишь без внимания. Информационные стенды, которые есть в каждой группе, постоянно обновляются и родители всегда в курсе всех событий происходящих в ДО.

  Совместно с родителями к 70-летию  Победы в Великой Отечественной войне  был организован мини – музей. В этом музее хранится Книга Памяти, в которой собраны сведения о членах семей воспитанников, участников ВОВ. Данная форма работы способствует воспитанию патриотических чувств, систематизации ранее полученных знаний у детей.

    «День открытых дверей в ДОУ» – одна из форм работы с родителями, которая представляет им возможность познакомиться с образовательным учреждением, его традициями, правилами, задачами воспитательно-образовательного процесса. Детский сад  даёт возможность взрослым «прожить» день в детском саду, ощутить атмосферу детской жизни, увидеть работу педагогов. В течение этого дня они могут посетить разные виды совместной деятельности педагогов с детьми, познакомиться с организацией и содержанием режимных моментов.

Одной из форм взаимодействия ДО с родителями это проведение профориентационной работы: мастер-классов, встреч с интересными людьми. Родители разных профессий (швея, водитель, врач, библиотекарь, полицейский. военный, парикмахер ид р) приходят в гости к дошкольникам и знакомит воспитанников с особенностями своей профессии.

 Так же в нашем ДО родители привлекаются к субботникам, к участию в озеленении территории  ДО,  в зимние время года - постройке горок, снежных фигур.

Регулярно  в детском саду проводятся совместные тематические выставки поделок и рисунков детей и  родителей. А наиболее активные семьи, принимают участие не только на уровне детского сада, но и на уровне города.

     В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.

    Одним из самых любимых видов совместной деятельности остается участие родителей в праздниках и досугах. Живое общение с мамой или папой приносит детям особое удовольствие, а родители, погружаясь в мир детского праздника, лучше понимают своих детей, их желания и интересы.

    Вся информация о мероприятиях, проводимых в детском саду, размещается на сайте ОУ и подкрепляется фотографиями (со всеми родителями подписаны согласия на размещение фотографий детей). На сайте ОУ любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДО, узнать последние новости и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий. 

     У всех специалистов дошкольного отделения есть приемные часы, когда родители могут  обратиться с любым возникающим вопросом.  

      При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.

     Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДО доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Восстановление традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в образовательный процесс.

ДОКЛАД Восстановление традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в образовательный процесс (из опыта работы) Семейное воспитание можно рассматривать как социальную и культурную преемственност...

ВОВЛЕЧЕНИЕ СЕМЬИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

ПО ПРОГРАММЕ "ЮГОРСКИЙ ТРАМПЛИН"...

Вовлечение семьи в образовательный процесс ДОУ в рамках реализации ФГОС

Основные подходы к вовлечению семьи в образовательный процесс ДОУ...

Вовлечение семьи в образовательный процесс.

Реализуя программу «Сообщество» наши  педагоги не просто «работают с семьями» – они действительно вовлекают их в образовательный процесс и жизнедеятельность детского сада, целенаправленно и плано...

Обогащение развития детей через вовлечение семьи в образовательный процесс.

Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей»                                        ...