Главные вкладки

    Интегрированные и комплексные занятия в детском саду
    консультация (младшая, средняя, старшая группа) на тему

    Мичурина Анастасия Михайловна

    Организация учебно-воспитательного процесса в современных инновационных условиях требует от педагога совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов в определении содержания, форм и методов организации познавательной деятельности детей.


     

    Одним из направлений методического обновления дошкольного образования есть конструирование и проведение интегрированных и комплексных занятий на основе интеграции учебного материала из нескольких сфер жизнедеятельности детей вокруг одной темы или понятия.

    Дошкольник воспринимает окружающий мир целостно. Для него не существуют отдельно объекты лишь в пределах учебного предмета: животные и растения − это из «ознакомления с окружающим», числа и геометрические фигуры − это «математика» и т. д.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл integrirovannye_i_komplexnye_zanyatia_v_detskom.docx20.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интегрированные и комплексные занятия: общие черты

    Целью интегрированных и комплексных занятий, построенных на междисциплинарной связи понятий, должно быть разностороннее изучение объекта (предмета или явления), осмысленное восприятие окружающего мира, приведение сформированных знаний в соответствующую систему, побуждение фантазии, творчества и интереса, поддержание положительно-эмоционального настроения.

    Основными задачами на таких занятиях являются: всестороннее развитие ребенка, формирования целостного представления о конкретном предмете на основе интеграции разных понятий с вовлечением детей в разные виды деятельности. Вместе с тем, эти типы занятий имеют ряд отличий.

    Интегрированное занятие

    Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение .  

    Структура интегрированных занятий требует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного, сконцентрированного использования материала программы, использования  современных способов организации детей на занятии, интерактивной работы.

    На этапе подготовки к проведению интегрированного занятия для соблюдения системности знаний воспитатели применяют метод интеллектуальных карт или карт умственных действий.

    Следует отметить, что проведение интегрированных занятий требует особенной подготовки от воспитателя и уже сформированного запаса знаний, умений у детей по соответствующей теме. Поэтому проведение таких занятий каждый день является очень сложным.

    Примеры тем интегрированных занятий для проведения с детьми:

    • «Вода − источник жизни»
    • «Время в природе»
    • «Далеко-близко»
    • «Родня» (классы животного мира)
    • «Что это за шарик?» (исследование разных объектов круглой формы)
    • «Взрослые и их детеныши» (животный мир).

    Для проведения интегрированных занятий в качестве темы можно выбрать:

    1. Одиночные понятия — названия определенных животных, растений, природных явлений, предметов быта, праздников

    2. Обобщенные понятия, в состав каких входит определенная система объектов:

    • лес: совокупность животных, растений, отдых;
    • море: совокупность животных, растений, транспорт, развлечения;
    • магазин: товары, продавцы, покупатели, цена, деньги;
    • строительство: рабочие, машины, оборудование;
    • класс живой природы: животный, растительный мир, характерные свойства, условия существования, охрана, польза и вред;
    • хлебозавод: работники, оборудование, продукты;
    • парк: дизайн, развлечения, растения;
    • музей: экспонаты, экскурсия, работники, правила поведения и т.д.

    При рассмотрении одного понятия на занятии осуществляется его всестороннее раскрытие, реализовывается интеграция. Если же основное понятие является обобщенным, вследствие проведения интегрированного занятия у детей формируется целостная картина по определенной теме.

    Комплексные занятия

    Комплексным является занятие, направленное на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга .

    Комплексное и интегрированное занятия обязательно являются тематическими, в них избранная тема или ключевое понятие является основой для объединения заданий из разных видов деятельности.

    Следовательно, в интегрированном и комплексном занятиях предусматривается наличие разных видов деятельности детей, объединения знаний из разных отраслей. Но эти типы занятия существенно отличаются один от другого, хотя оба опираются на междисциплинарные (межпредметные) связи.

    Комплексное занятие предусматривает эпизодическое включение в него вопросов и заданий из разных дисциплин, из разных видов деятельности. Это способствует углубленному восприятию и осмыслению конкретного понятия. Например, при изучении темы «Весна. Сезонные изменения в природе» воспитатель активизирует знание детей с помощью беседы, сопровождая разговор детскими рисунками и произведениями художников.

    Если основной целью занятия является создание целостного образа «весны», на нем будет интегрироваться содержание из разных дисциплин, включаться задания с разными видами деятельности. Особенность такого интегрированного занятия заключается в том, что объединяются блоки знаний из разных дисциплин с целью создания целостной системы знаний по конкретной теме.

    Также считается, что основной целью интегрированных занятий является создание условий для всестороннего рассмотрения детьми конкретного объекта, понятия, явления, формирования системного мышления, пробуждения воображения, позитивного эмоционального отношения к познанию.

    «В интегрированном занятии объединение происходит с проникновением элементов одной деятельности в другую, то есть пределы такого объединения размыты. На таком занятии почти невозможно, по крайней мере, очень трудно отделить один вид деятельности от другого. В комплексном занятии одна деятельность сменяет другую, и этот переход ощутим: порисовали, теперь поиграем, а потом послушайте сказку. Комплексное занятие напоминает многослойный пирог, в котором каждый из прослоек остается отделенным».

    Отличие интегрированного занятия от комплексного

    Содержание комплексного и интегрированного занятий отличается тем, что в интегрированном занятии очень сложно разделить задание по видам деятельности. Так, например, на комплексном занятии с названием «Приключение Цыпленка в лесу» (или «Цыпленок») цыпленок будет просто основным персонажем, который будет ключевой фигурой на занятии. Детям можно предложить такие задания с разными видами деятельности: познавательная − беседа Цыпленка с Буратино на актуализацию знаний о правилах поведения в лесу; физическая − физкультминутка или подвижная игра «Кто быстрее?»; музыкальная − исполнение песенки про ручеёк, имитация звуков лесной природы, игра «Угадай, кто сказал?», счетная деятельность «Чего в лесу больше?» и т.п.

    Соответственно, каждое из заданий связано с общей темой, но выполняет свою специфическую цель в соответствии с видом деятельности: физическая − развивать психофизические свойства (скорость, выносливость и тому подобное); художественная − научить передавать художественный образ разными средствами искусства и т.п. А самое главное, выполняя эти задания, знания детей по теме «Цыпленок» не систематизируются и скорее всего не расширяются.

    По этой же теме «Цыпленок» на интегрированном занятии можно предложить такие задания:

    • беседа на актуализацию знаний о персонаже занятия или игра «Угадай кто я?» (работа с карточками, на которых изображены различные свойства: цвет, фактура, среда обитания, размер и т.п.);  
    • составление рассказа «Почему цыпленок пищит?» (можно использовать картинку)
    • выполнение заданий типа «Что было – что есть – что будет?» (на установление логической последовательности событий — необходимые условия для появление цыпленка (инкубатор));
    • дидактическая игра «Кто с кем дружит?» или «Рассели животных» (домашние и дикие животные, птицы)
    • решение простых арифметических и логических задач («Цыпленок съедает в день пол стакана пшена. Сколько стаканов нужно цыпленку на 2 дня?» и п.т.)
    • конструирование из геометрических фигур (учет формы, величины, составление элементов из отдельных частей) − это задание может сочетать художественную, познавательную и речевую деятельности детей
    •  доказательство утверждения «цыпленок не умеет плавать» (рассмотрение особенности строения).

    В упомянутых заданиях сложно определить, какая цель является основной, поскольку они носят интегрированный характер, позволяют рассмотреть основное понятие (тему) с разных сторон, раскрыть основные свойства и особенности объекта.

    Выполняя все эти задания, дети систематизируют свои знания по теме «Цыпленок», имеют возможность узнать что-то новое.

    Общие рекомендации:

    Планируя в своей работе проведение интегрированных и комплексных занятий, следует помнить, что такие занятия требуют особой подготовки как детей, так и воспитателя. Соответственно, ежедневное проведение таких занятий является колоссальной нагрузкой, прежде всего на воспитателя.

    При подготовке интегрированного и комплексного занятий необходимо знать основные требования к планированию и организации их проведения :

    • выделить в программе из каждой дисциплины (сферы жизнедеятельности) подобные темы или темы, которые имеют общие аспекты;
    • выявить связи между подобными элементами знаний;
    • изменить последовательность изучения темы, если в этом есть необходимость;
    • учесть специфические задания в процессе изучения темы для каждой из дисциплин;
    • планируя занятие, сформулировать основную цель и задание;
    • смоделировать занятие (анализ, отбор, проверка) содержания занятия, наполнить его материалом, который отвечает цели занятия;
    • выявить оптимальную нагрузку детей (умственная, физическая, речевая деятельности и др.).

    Проведение интегрированных и комплексных занятий предоставляет широкие возможности относительно использования разнообразной наглядности на занятиях. Так воспитатель может использовать детские рисунки для создания примеров и моделирования задач. По этим же рисунками можно составлять вместе с детьми небольшие рассказы, сказки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект комплексного занятия в детском саду

    Конспект открытого комплексного занятия в детском саду(средняя группа)        Тема: «Путешествие в тридесятое царство к Ивану – царевичу»Программные задачи...

    Конспект открытого комплексного занятия в детском саду

    Конспект открытого комплексного занятия в детском саду (средняя группа)...

    Подготовка и проведение интегрированных и комплексных занятий в детском саду.

    В работе рассматриваются понятия интегрированных и комплексных занятий . Показаны разница между ними и даны рекомендации по подготовке и проведению....

    Конспект открытого комплексного занятия в детском саду «Путешествие в волшебную страну» (средняя группа)

    Занятие проводилось осенью . Программные задачи·        Поупражнять детей в счете в пределах 5.·        Проверить знание цифр...

    Интегрированные и комплексные занятия в детском саду. В чем отличие?

    Организация учебно-воспитательного процесса в современных инновационных условиях требует от педагога совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов в определении...

    Презентация "Интегрированные и комплексные занятия в детском саду"

    Анализ сходств и различий интегрированных и комплесных занятий в детском саду....

    «Играя учимся» Конспект открытого комплексного занятия в детском саду (разновозрастная группа 5-7 лет)

    Цель: развитие познавательной, интеллектуальной  и эмоционально-волевой сферы детей.Задача:Развивать у дошкольников уверенность в себе, в своих возможностях.Развивать умение слушать своего с...