ИНФОРМАЦИОННО-ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНАЯ ПУГОВИЦА»
проект (подготовительная группа) на тему

Фадеева Светлана Владимировна

ВОЛШЕНАЯ ПУГОВИЦА.

ИНФОРМАЦИОННО ПРАКТИКО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_pugovitsa_avtosohranennyy_avtosohranennyy.docx35.25 КБ

Предварительный просмотр:

     МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 14 СКАЗКА»

                           ПРАКТИКО-ЗНАЧИМАЯ РАБОТА

ТЕМА: «ПРОЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ».ИНФОРМАЦИОННО-ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНАЯ ПУГОВИЦА»

ВЫПОЛНИЛА : ФАДЕЕВА С.В.

                                                                       ОКТЯБРЬ 2014Г.

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ И ИСТОРИЯ МЕТОДА.

Метод проектов ( проектный) возник в 1920 годах в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж.Дьюи. Он предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ребенка, сообразуясь с его личным интересом.                                 Развитие метод получил в работах В. Килпатрика, Э.Коллингса. В Килпатрик предлагал строить обучение на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта детей.                                             Анализируя опыт зарубежной педагогики , Е.Г. Кагаров в 1926 г. писал: «Что такое метод проектов?» Термин этот употребляют в американской литературе в различных, нередко самых противоречивых значениях. Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид : про-ект  всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной Е.Г. Кагаров выделил четыре отличительные черты проектного метода:                                 - исходным пунктом обучения служат детские интересы сегодняшнего дня;                 - дошкольные проекты как бы копируют различные стороны бытия;                                -дети сами себе намечают программу занятий и интенсивно её выполняют;     - проект есть слияние теории и практики: постановка различных задач и их выполнение.

Проект –это цель , принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это –звено в системе воспитания, в цепи развивающей личность программы.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ.

Принимая решение использовать технологию проектирования в ДОУ, воспи- татели должны ориентироваться на зону актуального и ближайшего развития своих воспитанников.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой путем самообразования)

Активное включение в создание тех или иных проектов даёт ему возмож-ность осваивать новые способы деятельности в социокультурной среде.    ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ – НАМЕТИТЬ ПРОГРАММУ, ПОДОБРАТЬ СРЕДСТВА ДАЛЬНЕЙШИХ ЦЕЛЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ.

Детская субкультура – огромный мир, живущий по своим законам, не всегда понятным взрослым. Дошкольник стремиться к активным действиям, общению, самовыражению, ярким впечатлениям.                                                              Организация проектов наиболее подходит для детей от 4 лет и старше. Темы проектов могут быть разными : «Путешествие в страну бабочек», «В царстве комнатных растений», « Никто не забыт, ничто не забыто», « Вирус Фантазус в детском саду», главное их условие – интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению.                                                                            

Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:

  1. Целеполагание: педагог  помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
  2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

*К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу).                                                                                                                                  * В каких источниках можно найти информацию;                                                                                                                                      *Какие предметы использовать (оборудование)                                                                                                                                     *С какими предметами научится работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть

4. Подведение итогов –определение задач для новых проектов.

Способ разработки проектов, связан с использованием так называемой модели «трех вопросов». Её суть  в том, что воспитатель задает детям три вопроса: Что мы знаем? Что хотим узнать? Что узнали?

Образовательная область

Содержание работы

сроки

Познавательное развитие

Тема: «Откуда появилась пуговица?»

Тема : «Пуговицы носители информации»

Октябрь

октябрь

Познавательное развитие

Дидактическая игра «Раздели пуговицы на группы»

октябрь

Художественно-эстетическое развитие

Чтение рассказа Г.П.Шалаева «Потеряная пуговица»

октябрь

Социально-коммуникативное развитие

Творческое рассказывание  «Бабушкина пуговица»

ноябрь

Познавательное развитие

Конструктивно-модельная деятельность

Конструирование « Пуговичные фантазии»

ноябрь

Познавательное развитие

Путешествие в мини-музей

ноябрь

Познавательное развитие

Конструктивно -модельная деятельность

Д\игра «Выложи из пуговиц картину»

ноябрь

Художественно-эстетическое развитие

Выставка детских рисунков «пуговица будущего» (домашнее задание)

ноябрь

Познавательное развитие Конструктивно-модельная деятельность

«Музейная мастерская»  (совместные работы детей и родителей)

декабрь

Речевое развитие

Рассказ из личного опыта «Как я научился застегивать  пуговицу

декабрь

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация «Открытка для Деда Мороза»

декабрь

Познавательное развитие

Оформление мини-музея « Волшебная пуговица

декабрь

ВОЛШЕНАЯ ПУГОВИЦА.

ИНФОРМАЦИОННО ПРАКТИКО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ.

Ребенок по своей природе является исследователем  мира, в который он пришел, его первооткрывателем. Как тяжело познавать окружающий мир, всю его красоту и своеобразие .  Задача воспитателя и взрослых  помочь детям исследовать окружающий мир.                                                                        Основная задача проекта заинтересовать детей удивительным , многообраз-ным рукотворным миром, расширить представление о целесообразности создание человеком предмета ( в частности пуговицы). Для удовлетворения собственных потребностей показать как один и тот же предмет изменялся в зависимости от потребности в нем людей. Такой ретроспективный подход интересен не только сам по себе, но и важен для развития перспективного взгляда ребенка на окружающие предметы. Показывая ребенку, как человек изменял предметы, делал их более удобным и полезными, мы открываем перед ним перспективу как еще можно изменить предмет, сделать его красивее и полезнее. Это позволит детям увидеть, как обогащается функция предмета, какова роль взрослых в этом процессе, а так же включиться в творческую преобразующую деятельность, направленную на расширение функциональных возможностей предмета. У детей старшего дошкольного возраста познавательная активность очень высока, поэтому в нашем проекте дети являются не пассивными слушателями исполнителями, а полноправны-ми участниками. Вместе с детьми и их родителями мы отправились в прошлое и настоящее пуговицы. Реализация плана действия в проекте потребовала от детей умения устанавливать причинно-следственные связи между предметом и пользой от него, между предметом и его назначением. Ребята с удовольствием сортировали пуговицы, пришивали пуговицы к ткани, составляя коллекцию. Наш проект вызвал живой интерес как у детей , так и у взрослых. Они погружались в истории о прошлом пуговиц, проявили необыкновенное творчество и фантазию в процессе создания экспонатов из пуговиц для мини музея.                                                                                                      И теперь , по окончании проекта, нам хочется  перефразировать замечательное высказывание Л.Н.Толстого : «Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мыслью и своих действий, а не памятью.

Тип проекта  

По ведущему методу –информационно -практико-ориентированный.                                     По содержанию- « Ребенок и окружающий мир»                                                             По характеру участия ребенка  в проекте: ребенок  - участник проекта от зарождения идеи до получения результата.                                                                 По характеру контактов: внутри одной возрастной группы (6-7 лет)                                    По количеству участников : фронтальный (10-12 человек)                                                    По длительности: средней продолжительности (октябрь-декабрь)                               Цель – создание мини-музея «Волшебная пуговица»                                                Проблема : « Откуда появилась пуговица?»    

   Задачи

  1. Развитие у детей познавательного интереса к истории предмета, к музейному искусству.
  2. Создание условий, раскрывающих интеллектуальный и творческий потенциал дошкольников , ориентированных на диалогическое взаимодействие детей родителей и педагогов.

Прогнозируемый результат

  1. Расширение кругозора дошкольников, формирование представления о мини-музеях.
  2. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
  3. Повышение самооценки детей.
  4. Активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Место проведения – групповое помещение детского сада, « Русская изба»

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

  1. Подготовительный этап.

РОЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Дети находят старинную шкатулку с пуговицами в бабушкином сундуке. Рассматривают пуговицы. Возникают вопросы:                                               -Как раньше люди обходились без пуговиц?

- Когда и где появились пуговицы?

-Из каких материалов изготавливают пуговицы?

Совместное решение детей и педагогов6 используя всевозможные источники , найти ответы на поставленные вопросы.

ПОИСК СПОСОБОВ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Дети садятся в круг вместе с воспитателем. Воспитатель предлагает детям подумать:

- Откуда можно узнать информацию о пуговицах?

- Каким образом можно добыть эту информацию?

-Кто нам может в этом помочь? Кого привлечь к поиску информации?

-  Что нам делать с полученной информацией?

Дети предлагают свои способы решения проблемы, воспитатель корректируют.

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ (совместно с детьми)

  1. Посетить библиотеку с целью сбора информации об истории возникновения пуговиц.
  2. Поискать информацию о пуговицах в интернете.
  3. Принести пуговицы , имеющиеся в доме для рассматривания в группе.
  4. Поискать пуговицы прошлых лет, веков у бабушек.
  5. Привлечь к поиску материалов родителей, родственников, знакомых
  6. Изучить рассмотреть найденный материал, распределить пуговицы по дизайну, цвету, материалу.
  7. Составить коллекцию металлических пуговиц, деревянных, пластмассовых.
  8. Рассмотреть поделки из пуговиц в иллюстрациях
  9. Изготовить дома вместе с родителями интересную поделку композицию с помощью пуговиц.
  10. Подобрать пословицы и поговорки о пуговицах.
  11. Создать мини-музей пуговиц.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП ( реализация плана)

Сбор информации.

Чтобы работа была более продуктивной решили разделиться на группы:

- первая группа детей (3 человека)  вместе с родителями посетят библиотеку.

- вторая группа (4 человека) займется поисками информации в сети интернет ( с помощью родителей)

- третья группа детей (3 человека) подключив к работе родственников, попробует найти загадки, пословицы и поговорки о пуговицах

- Все дети и привлекаемые к работе взрослые начинают поиску=и интересных пуговиц.

Через неделю каждая группа предоставила отчет о проделанной работе.

Творческая обработка информационного и предметного материала

Для реализации проекта было разработано перспективное планирование, составленное на основе программы « От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.  ………….

Поставленная проблема путем её интеграции в образовательные области программы была успешно решена, а вместе с ней достигнута цель данного проекта – создание мини-музея.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

Подведение итогов.

Дети садятся в круг с воспитателем. На обсуждение выносятся вопросы:                        - какие трудности в процессе работы над проектом  испытывали ребята?           -Что не получилось? Почему?                                                                                                                                                                   -По мнению ребят, кто был самым активным участником?                                                                                                         - Какой вид работы был самым интересным для каждого ребенка?        

Постановка новой проблемы    

Воспитатель подводит итог проделанной работы, благодарит всех участников проектной деятельности и предлагает  подумать над вопросом:    «Как можно использовать мини-музей?»     (информацию , собранную ребятами и взрослыми;  Экспонаты, изготовленные их же руками) в образовательной и игровой деятельности, т.е. в жизни группы?»

Презентация мини-музея.

За     круглым столом вместе с ребятами было решено пригласить на презентацию детей из старшей группы. Нарисовали пригласительные билеты, экскурсовод ( ребенок) , рассказал откуда появилась пуговица, показал экспонаты и представил их авторов.

КОНСПЕКТ НОД НА ТЕМУ : «БАБУШКИН СУНДУК»

Задачи: Познакомить детей с понятием «Музей»                                                        Развивать логическое мышление, образное восприятие  , нашего прошлого, интерес к старинным предметам быта.                                                                                                                 Воспитывать уважение к нашим предкам, их труду и быту к народным ценностям.

Материал : старинный сундук, рушник, одежда, скатерти, шкатулка  с пуговицами.

Ход НОД

Воспитатель :                                                                                                                                                                 Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим.                                                                                                 И в старом красоту находим, хоть новому принадлежим… В. Шефнер

Бабушкин сундук. Какой он?    (старинный, деревянный, потертый, секретный таинственный ) А какой он был раньше? (красивый, расписной.)

Честь и хвала нашим бабушкам. Именно они донесли до нас культурное наследие предков, бережно сохранили в сундуках одежду, предметы быта. Многие из таких предметов сейчас хранятся в музеях. А  вы знаете, что такое музей?

Воспитатель. Музей – это место , где хранятся старинные вещи. Чтобы мы с  вами могли точно представить себе, что означает это  слово, перенесёмся  мысленно в 19 век. (демонстрирует изображение избы 19 века.) Раньше дом назывался избой. В ней обычно было две комнаты –задняя и передняя. В пе- редней находился красный угол. А что в нем? ( большой , красивый сундук). Как вы думаете, для чего предназначался сундук? ( в нем хранили одежду).  И не только. Давайте заглянем в бабушкин сундук. Сколько в нем одежды: рубахи, сарафан. А еще рушники и скатерти. (рассмотреть)

  1. Нахождение шкатулки.                                                                                             – Что это такое? Какая красивая шкатулка. А что в ней хранится  ?                          - Давайте , посмотрим. ( открывает шкатулку и показывает детям пуговицы. Они перебирают их и рассматривают.                                                      – Как вы думаете из какого материала сделана эта пуговица? Этой пуговице много лет, она  сделана из  олова.  Наверное,  когда то  она  украшала старинный  камзол или  жакет.  Сейчас   такие  пуговицы  не  делают и  не продают. А  вы  знаете,  для  чего  нужны пуговицы?  Правильно,  пуговицы необходимая часть  нашей  одежды. Посмотрите  на  свою  одежду,  на одежду  товарищей,  вы обязательно увитите пуговицы.
  2. ИТОГ : Было время , когда пуговиц не было . Как же люди обходились без них? Когда и где появились пуговицы? Как они выглядели , из чего сделаны?  Интересные вопросы! А хотели бы узнать ответы на эти воп-росы о пуговицах?  Тогда подумайте, где можно найти информацию , кто нам может помочь?

КОНСПЕКТ НОД НА ТЕМУ «ОТКУДА ПОЯВИЛАСЬ ПУГОВИЦА?»

Задачи 1. Систематизировать  материал  об  истории  возникновение  пуговицы,  собранный  детьми   из  разных  источников.

  1. Развивать  монологическую  и  диалогическую  речь  детей,  умение  выражать  свои  мысли.
  2. Воспитывать  чувство  товарищества и уважения друг к другу.

ХОД НОД

Воспитатель . Ребята, сегодня вы расскажите о результатах своих поисков. Кто помогал вам? Что интересного вы узнали об истории пуговицы? Давайте послушаем друг друга, рассмотрим принесенные вами пуговицы. И может быть найдем ответ на вопрос «Откуда появиась пуговица

2 Рассказы детей о поисковой деятельности.

Саша рассказал что информацию о пуговице они нашли в интернете. Оказывается раньше пуговиц совсем не было . Древние люди носили шкуры животных, скрепляли их косточками или палочками.

Инга  Узнала из рассказа папы : Когда не было пуговиц, одежду зашнуровывали, словно ботинки, завязывали веревочками.

Федя ходил  в библиотеку . В книге на картинке он видел разные красивые пуговицы. Папа прочитал, что богатые люди носили серебряные пуговицы.- так они украшали свою одежду. А бедные люди носили оловянные пуговицы или использовали палочки.

Кристине бабушкарассказала, что есть такие люди ,которые ищют старинные предметы. Они нашли пуговицы сделанные из камня. А в индии делали пуговицы из ракушек.    

Лиза с мамой нашли журнал, в котором изображены украшения из пуговиц – бусы, браслеты. Серги.

Рассматривание пуговиц, собранных детьми, и картинок с изображением пуговиц и украшений.

  1. Обобщающий рассказ педагога. Молодцы ребята. Вы вместе с родителями собрали много материала о пуговицах. Действительно когда-то пуговиц не было.. Древние люди соединяли куски своей одежды косточками или палочками, шипами от растений. Первые застежки напоминающие пуговицы появились в третьем тысячелетии до нашей эры. В раскопках в долине Инда археологами найдена настоящая пуговица с двумя дырочками для пришивания. В четвертом веке до нашей эры пуговицами скрепляли свои хитоны (одежды) греческие воины, а потом ими стали пользоваться и римляне – видимо пуговицы были надежней булавок. В росии пуговицы известны с шестого века, но их не всегда использовали для застежки. Пуговицы служили и украшением для костюма. Из чего же были сделаны пуговицы? Богатые делали из золота, серебра, хрусталя, а бедные из олова и дерева.

А из чего сделаны  современные пуговицы? ( металла, пластмассы, дерева)

-Как вы думаете, из стекла делают пуговицы? Почему?                                                            -После войны не хватало сырья для производства пуговиц. Поэтому   пуговицы делали из лобового стекла, списанных истребителей, а так же из размягченных  на огне патефонных пластинок. И до начала 80 годов стеклянные пуговицы украшали женскую одежду на равнее с пластмассовыми. И только с повсеместном распространением бытовых стиральных машин портящих и ломающих хрупкое стекло их перестали производить

5. ИТОГ  Ребята, весь материал . принесенный вами остается в группе ведь мы решили создать музей пуговиц. Кстати очень многие люди коллекционируют пуговицы. В Польше есть музей пуговиц. Наш музей будет не  большой, это будет мини-музей для нас и для других детей детского сада.  У любого музея есть название. Придумайте как мы назовем наш музей.                                                                                                                                                                                                                                              

ЛИТЕРАТУРА

  1. Общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы»  на основе ФГОС под редакцией Н.Е.Вераксы,  Т.С.Комаровой, М.А.Васильева Мозаика-синтез 2014
  2. Дыбина О.В. Рукотворный мир . Москва 2001г.
  3. Дыбина О.В. Что было до.. Игры –путешествия в прошлое предметов Москва 2001г.
  4. Киселева Л.С., ДанилинаТ.А.   Проектный метод  в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Москва 2003
  5. Музей в детском саду / Под редакцией Н.В.Микляевой, Н.Ф. Лагутиной Москва 2011г.
  6. Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду . Москва 2008г.   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный практико-ориентированный проект «Музей Необычных книг».

информационный практико-ориентированный проект "Музей необычных книг"...

Информационно - практико-ориентированный проект "Такой необыкновенный мяч"

Это мой первый опыт создания проекта в должности инструктора по физкультуре. Инструктор находится не в таком тесном контакте с детьми как воспитатель, поэтому  в проектной деятельности без помощи...

Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект, Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : "Тайны русского Севера".

Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном отделении образовательного комплекса всех уровней, от дошкольного до высшего профессионального, осуществляется на основе интеграции отечественных тра...

Информационный-практико-ориентированный долгосрочный педагогический проект "Дари добро"

Оснавные цели - это формирование и воспитание у детей морально-нравственных качеств характера: доброты, эмоциональной отзывчивости, сочувствия и сострадания, гуманного отношения к окружающему миру, ув...

Проект «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» «Гимнастика для глаз.» Проект с детьми старшей группы .Вид проекта: информационный практико-ориентированный. Краткосрочный Срок реализации : 1 неделя

Актуальность:В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Это объясняется тем, что к воспитанникам предъявляются весьма высокие требования, соответствовать ...

Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Тайны русского Севера»

Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к своей Родине. Формирование интереса к творческой познавательно-исследова...

Информационный практико – ориентированный проект «Методическое сопровождение внедрения ФОП ДО в практику работы дошкольного образовательного учреждения»

Разработка модели и механизма управления перехода дошкольного образовательного учреждения на ФОП, ориентированной на мотивацию к изменению профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта п...