План по самообразованию. Тема «Формирование у детей навыков общения со взрослыми и сверстниками, как средство развития личности»
материал (младшая группа) на тему

Ерофеева Татьяна Петровна

Актуальность

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка.

Цель

Повышение профессионального уровня. Внедрение методики обучения и развития навыков общения у детей дошкольного возраста в практику.

Задачи

1.      Изучение условий создания благоприятного психологического климата для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения.

2.      Расширение представлений о развитии личности ребёнка, его коммуникативных способностях.

3.      Ознакомление с теоретическими основами разработки проблемы коммуникации.

4.      Формирование умений и навыков практического использования методов и приёмов развития коммуникативной деятельности детей, направленных на:                                                                                                                                             пробуждение и укрепление у детей интереса к окружающим людям и воспитание чувства взаимоуважения и взаимодоверия; создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои индивидуальные способности; развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ как собственного поведения, так и поступков окружающих людей; обучение искусству общения в различных формах и ситуациях. 

5.      Апробирование методов проведения целенаправленной работы с семьёй.                                                                                                                                                                           

 

 

 

Раздел плана

Содержание деятельности

Срок исполнения

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

Самореализация

Изучение методической литературы:

 

- программа теоретического курса «Основы коммуникации» (институт специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребёнка им.Рауля Валенберга);

- программа практического курса «Азбука общения» Шипицына Л.М.;

- «Ступени общения: от года до семи лет».  Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. М.,1992;

- «Общение детей в детском саду и в семье» Репина Т.А., Стерхина Р.Б. М.,1990»

- «Учимся общаться с ребёнком. Руководство для воспитателя детского сада» Петровский В.А, Виноградова А.М, Кларина Л.М. М.,1993;

- «Психогимнастика» Чистякова М.И, М.,1990.

 

 

 

 

Сентябрь

Подборка тезисов по теме

 

 

Работа с детьми

Раздел программы «Языки общения»

 

Игра-имитация «Послушай и угадай»

Дидактическая игра «Чего не стало?»

Подвижная игра «Весёлый хоровод»

Игра «Я люблю свою лошадку»

 

Раздел программы «Тайна моего «Я»»

 

Игра-драматизация «Наша Маша маленькая»

Упражнение «Обезьянка»

Сюжетно-ролевая игра «Забавные гномики»     Этюд по стихотворению Е.Юдина «Вот такой малыш»

 

Раздел программы «Как мы видим друг друга»

 

Игра-драматизация «Мишка-отгадчик»

НОД «Кого можно назвать другом?»

Чтение стихов и рассказов о дружбе

Сюжетно-ролевая игра «В гостях»

 

Раздел программы «Фантазия характеров»

 

Обыгрывание стихотворения А.Кузнецовой «Подружки»

Подвижная игра «Нам не тесно»

Игра-драматизация «Девочка чумазая»

 

 

Раздел программы «Умение владеть собой»

 

Упражнение «Отдыхаем»

Игра «Соседи»

Чтение стихотворения И.Демьянова «Трусов Федя»

Дидактическая игра «Таня простудилась»

 

Раздел программы «Этот странный взрослый мир»

 

Дидактическая игра «Маленькие помощники»

Подвижная игра «Карусели»

Беседа «Что делают наши мамы и папы?»

Творческая игра «Автобус»

 

Раздел программы «Культура общения»

 

Дидактическая игра «У нас в гостях кукла Маша»

Показ воспитателем драматизации по стихотворению З.Мошковской «Вежливое слово» (отрывок)

Игра-упражнение «Передай другому»

Игра-драматизация «Угощение»

 

Раздел программы «Мальчик и девочка»

 

Дидактическая игра «Мальчик или девочка?»

Подвижная игра «Цветы и пчёлки»

Упражнение «Приглашение на танец»

Октябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Январь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Март

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Май

 

Работа с родителями

Родительское собрание по теме: «Развитие коммуникативных навыков у детей»

 

Ознакомление с результатами психологического исследования детей группы.

 

Консультация для родителей «Учимся общаться с ребёнком»

 

Ознакомление родителей с исследованием внутрисемейных отношений (по тесту «Рисунок семьи»)

 

Совместный досуг с родителями «Дружная семья»

 

Выставка «Как научить малыша играть»

 

Заседание родительского клуба «Дети и родители: мы разговариваем»

 

Фотовыставка «Мы общаемся»

 

Сентябрь

 

 

 

 

2 раза в год (сентябрь, май)

 

 

 

 

Октябрь

 

 

 

Ноябрь

 

 

 

 

 

 

Декабрь

 

 

 

Февраль

 

 

Март

 

 

 

 

Май

Доклад по теме

 

 

 

 

Протокол исследования

 

 

 

 

Памятка для родителей

 

 

Протокол исследования

 

 

 

 

 

 Сценарий

 

 

 

Папка-передвижка

 

 

План-конспект

 

 

 

 

Газета

 

Работа с педагогами

Взаимодействие с психологом ДОУ.

 

- исследование межличностных отношений ( по Рене Жилю);

 

- исследование внутрисемейных отношений (по тесту «Рисунок семьи»);

 

- диагностика форм общения (по М.И. Лисиной).

 

Презентация для воспитателей ДОУ                       « Развитие личности младшего дошкольника, навыков общения со взрослыми и сверстниками» (из опыта внедрения в практику Программы «Азбука общения»)

 

 

 

 

2 раза в год (сентябрь, май)

 

 

Ноябрь

 

В течение года

 

 

Май

 

 

 

Составление практических рекомендаций по работе с  каждым ребёнком и с группой в целом (для воспитателей и родителей)

 

 

 

 

 

 

Открытый просмотр

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_2015-16.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 402» городского округа Самара

План по самообразованию

Тема

«Формирование у детей навыков общения со взрослыми и сверстниками, как средство развития личности»

                                                                                                                 Воспитатель,

                                                                                                                  Ерофеева Т.П.

                                                                                                                        Категория первая

 Стаж работы 27 лет

2015-2016

Актуальность

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка.

Цель

Повышение профессионального уровня. Внедрение методики обучения и развития навыков общения у детей дошкольного возраста в практику.

Задачи

  1. Изучение условий создания благоприятного психологического климата для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения.
  2. Расширение представлений о развитии личности ребёнка, его коммуникативных способностях.
  3. Ознакомление с теоретическими основами разработки проблемы коммуникации.
  4. Формирование умений и навыков практического использования методов и приёмов развития коммуникативной деятельности детей, направленных на:                                                                                                                                             пробуждение и укрепление у детей интереса к окружающим людям и воспитание чувства взаимоуважения и взаимодоверия; создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои индивидуальные способности; развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ как собственного поведения, так и поступков окружающих людей; обучение искусству общения в различных формах и ситуациях.  
  5. Апробирование методов проведения целенаправленной работы с семьёй.                                                                                                                                                                          

 

Раздел плана

Содержание деятельности

Срок исполнения

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

Самореализация

Изучение методической литературы:

- программа теоретического курса «Основы коммуникации» (институт специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребёнка им.Рауля Валенберга);

- программа практического курса «Азбука общения» Шипицына Л.М.;

- «Ступени общения: от года до семи лет».  Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. М.,1992;

- «Общение детей в детском саду и в семье» Репина Т.А., Стерхина Р.Б. М.,1990»

- «Учимся общаться с ребёнком. Руководство для воспитателя детского сада» Петровский В.А, Виноградова А.М, Кларина Л.М. М.,1993;

- «Психогимнастика» Чистякова М.И, М.,1990.

 

Сентябрь

Подборка тезисов по теме

Работа с детьми

Раздел программы «Языки общения»

Игра-имитация «Послушай и угадай»

Дидактическая игра «Чего не стало?»

Подвижная игра «Весёлый хоровод»

Игра «Я люблю свою лошадку»

Раздел программы «Тайна моего «Я»»

Игра-драматизация «Наша Маша маленькая»

Упражнение «Обезьянка»

Сюжетно-ролевая игра «Забавные гномики»     Этюд по стихотворению Е.Юдина «Вот такой малыш»

Раздел программы «Как мы видим друг друга»

Игра-драматизация «Мишка-отгадчик»

НОД «Кого можно назвать другом?»

Чтение стихов и рассказов о дружбе

Сюжетно-ролевая игра «В гостях»

Раздел программы «Фантазия характеров»

Обыгрывание стихотворения А.Кузнецовой «Подружки»

Подвижная игра «Нам не тесно»

Игра-драматизация «Девочка чумазая»

Раздел программы «Умение владеть собой»

Упражнение «Отдыхаем»

Игра «Соседи»

Чтение стихотворения И.Демьянова «Трусов Федя»

Дидактическая игра «Таня простудилась»

Раздел программы «Этот странный взрослый мир»

Дидактическая игра «Маленькие помощники»

Подвижная игра «Карусели»

Беседа «Что делают наши мамы и папы?»

Творческая игра «Автобус»

Раздел программы «Культура общения»

Дидактическая игра «У нас в гостях кукла Маша»

Показ воспитателем драматизации по стихотворению З.Мошковской «Вежливое слово» (отрывок)

Игра-упражнение «Передай другому»

Игра-драматизация «Угощение»

Раздел программы «Мальчик и девочка»

Дидактическая игра «Мальчик или девочка?»

Подвижная игра «Цветы и пчёлки»

Упражнение «Приглашение на танец»

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Работа с родителями

Родительское собрание по теме: «Развитие коммуникативных навыков у детей»

Ознакомление с результатами психологического исследования детей группы.

Консультация для родителей «Учимся общаться с ребёнком»

Ознакомление родителей с исследованием внутрисемейных отношений (по тесту «Рисунок семьи»)

Совместный досуг с родителями «Дружная семья»

Выставка «Как научить малыша играть»

Заседание родительского клуба «Дети и родители: мы разговариваем»

Фотовыставка «Мы общаемся»

Сентябрь

2 раза в год (сентябрь, май)

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Февраль

Март

Май

Доклад по теме

Протокол исследования

Памятка для родителей

Протокол исследования

 Сценарий

Папка-передвижка

План-конспект

Газета

Работа с педагогами

Взаимодействие с психологом ДОУ.

- исследование межличностных отношений ( по Рене Жилю);

- исследование внутрисемейных отношений (по тесту «Рисунок семьи»);

- диагностика форм общения (по М.И. Лисиной).

Презентация для воспитателей ДОУ                       « Развитие личности младшего дошкольника, навыков общения со взрослыми и сверстниками» (из опыта внедрения в практику Программы «Азбука общения»)

2 раза в год (сентябрь, май)

Ноябрь

В течение года

Май

Составление практических рекомендаций по работе с  каждым ребёнком и с группой в целом (для воспитателей и родителей)

Открытый просмотр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию тема: «Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Актуальность театрализованной деятельности в детском саду заключается в том, что организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взр...

План по самообразованию Тема:«Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную игру»

Актуальность Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребѐнка особенно зависит от его физического ...

«Формирование у детей навыков общения со взрослыми и сверстниками, как средство развития личности»

laquo;Формирование у детей навыков общения со взрослыми и сверстниками, как средство развития личности»...

План по самообразованию Тема: «Формирование основ финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности»

Актуальность:Тема экономического воспитания является актуальной, потому что проблему формирования элементарных экономических представлений, мы начинаем изучать с дошкольного возраста. Дети рано включа...

План по самообразованию. Тема: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

В данном материале разработан план по самообразованию педагога. Указаны цели, задачи, формы работы с родителями и детьми. В плане поставлены задачи по блокам. Разработаны формы работы с детьми и родит...

План по самообразованию. Тема:«Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»

Цель: продолжать повышать педагогический уровень и профессиональную компетентность. Развивать у детей интерес к родной природе. Формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементар...