Русское хлебосольство
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Никитина Лидия Алексеевна

Формировать основы гостеприимства, правила этикета. Приобщать к русской народной культуре, национальным традициям русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkoe_hlebosolstvo.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Русское  хлебосольство

Используемые  образовательные  технологии: час  общения  с  элементами  ролевой  игры, ситуационный  тренинг – практикум.

Цель: Формирование   навыка  общения, умения  строить  свои  взаимоотношения  с  другими  людьми.

Задачи: 1. Способствовать   формированию  положительных  привычек  в      поведении, нравственных  качеств  личности  воспитанников.

               2. Способствовать  созданию  атмосферы  взаимного  доверия  и  психологической  открытости  на  занятии.

               

Оборудование: 1. Оформить  место  проведения  занятия  так, чтобы  оно   располагало    для  общения / цветы,  журнальный  столик, настольные  игры, и др./.

                            2. Цветик – семицветик  с  заданиями.

                                              Ход    проведения    занятия

Ведущий:  Тема  нашего  разговора  сегодня – « Русское  хлебосольство».

 - Что  обозначает  слово  хлебосольство?

               / Хлеб  и  соль – это  главные   продукты  на  столе, без  которых  любое  блюдо  будет  невкусным. /.

 - Кого  встречают  с  хлебом  и  солью?

             / самых  дорогих  гостей, жениха  и  невесту, … /

 - Почему  говорят: русское   хлебосольство?

            / Русский  народ – самый  хлебосольный, т.е. щедрый  и  добродушный /.

Ведущий: По  этому  поводу  уместно  рассказать  одну  правдивую  историю. 

« У  одного  крестьянина, известного  своим  великодушием  и  щедростью, спросили  однажды, приходилось  ли  ему  встречать  человека  более  щедрого, чем  он  сам. Да, - ответил  он. И  рассказал, как  однажды  ехал  он  по  пустыне  и  увидел  драный  шатёр, у  которого  был  привязан  козлёнок. Когда  крестьянин  подъехал, из  шатра  вышла  старушка, взяла  повод  коня, придержала  стремя, помогла  всаднику  слезть  с  коня  и  проводила  в  своё  жалкое  жилище. Затем  она  позвала  сына, велела  ему  выдернуть  из  шатра  шест, изрубить  его, разжечь  в  очаге  огонь  и  зарезать   козлёнка. Вскоре  поспело  угощение.  И  понял  всадник  тогда, что  кроме  шатра  и  козлёнка  у  матери  с  сыном  вообще  ничего  не  было.  Она  отдала  всё, что  имела. Это  была  настоящая  щедрость,  щедрость  хозяина».

Не  зря  русские  пословицы  гласят:

                          « Гость   в  дом – радость  в  нём!»

                          « Что  есть  в  печи – всё  на   стол  мечи!» /т.е. выставляй /.

В  сказке  А.С.Пушкина  царь  Салтан   обращается  к  купцам  с   такими  словами: « Ой, вы, гости – господа!». В  те  времена  гостями  называли  купцов.

 - А  сейчас  кого  мы   называем  гостем?

              / Человека, который  пришёл  в  дом /.

 - Любите  ли  вы  ходить  в  гости?

 - А  зачем  люди  ходят  в  гости?

     * Приятно, когда, увидев  тебя, кто – нибудь  обрадуется  и  тепло  улыбнётся.

     * В  гостях  собираются  разные  люди: поговорят  о  том, о  сём – и  всем  польза: узнали  новости, обсудили  что – то – и  все  стали  добрее, настроение  улучшилось.

И  ещё: привыкли  люди  делиться  друг  с  другом  и  хорошими  новостями, и  плохими.   Родился  в  семье  ребёнок – зовут  гостей  разделить  радость. А, если  горе, - звать  не  надо, люди  сами  приходят  разделить  горе.

 - Что  труднее: быть  хорошим  хозяином  или  приятным   гостем?

Рассмотрим  несколько  ситуаций.

Ситуация  1. Сценка « В  прихожей».

Действующие  лица: хозяин  и  гость.

Хозяин: /недовольный  сидит  в  кресле, читает  газету /.

Гость: / звонит  или  стучит  в  дверь /.

Хозяин: / недоволен, вздыхает, идёт  открывать  дверь. Разговаривает  на  пороге./

Гость: / уходит /.

Ведущий: Ребята! Вы  обратили  внимание, с  каким  выражением  хозяин  встал  с  кресла, открыл  гостю  дверь  и  разговаривал  с  ним?

        / с  недовольствием,  неприветливо /.

 - Как  чувствовал   себя  в  это  время  гость?

       / испытывал  неловкость, недоброжелательность  к  себе, поэтому  ушёл /.

 - Какие  качества / черты  характера / проявились  в  поведении  хозяина?

                      / неприветлив, невнимателен, невоспитан /.

Ведущий: Ситуация  2.

 / В  роли  хозяина  выступает  воспитатель, в  роли  гостя – ребёнок /.

Ситуация  проигрывается  сначала, воспитанники  замечают  разницу.

 - Что  можно  сказать  об  этом  хозяине?

         / приветливый, внимательный, тактичный, воспитанный /.  

Ведущий: Ситуация  3. «Неожиданные  гости».

 Вы  сидите   дома  и  вдруг  к  вам  позвонили  в  дверь. За  дверью – компания  ваших  любимых  и  желанных  гостей, которые  решили  вас  навестить. В  холодильнике  запасов  продуктов  мало, что  делать?

                     / Высказывания  детей /.

Ведущий:  Из  серии  слов  выберите  те, которые  наиболее  точно  характеризуют  хлебосольного  хозяина. / Карточки /.

   /Добрый, отзывчивый, хлопотливый, воспитанный, щедрый, предупредительный, тактичный, грустный, молчаливый, приветливый, внимательный, грубый, недовольный /

Ведущий: А  сейчас  посмотрим, легко  ли  быть  приятным  гостем? Экзамен  на  вежливость. / «Цветик – семицветик» /.

1. Что  нужно  сделать, когда  входишь  в  чей – либо  дом  или  квартиру?

     2. Тебя  пригласили  к  назначенному  часу  в  гости. Как  ты  поступишь?

     * Придёшь  пораньше.

     * Придёшь  вовремя.

     * Придёшь  позже  всех.

3. Вы  пришли  к  кому – либо  в  гости  случайно  и  вас  приглашают  пообедать  или   угощают   чем – либо – отказаться  или  принять  угощение?

     * Конечно, отказаться.

     * Безусловно, принять  угощение.

     * Принять  приглашение, но  затем  вскоре  уйти, не  обременяя  хозяев  долгим  пребыванием.  

4. Можно  ли  прийти  в  гости  с  совершенно  незнакомым  для  хозяев  человеком?

     * Можно, предварительно  спросив  разрешение  у  хозяев.

     * Нельзя, это  невежливо.

5. Можно  ли  разговаривать  по  телефону, когда  пришли  в  гости?

     * Можно. Пусть  все  знают, сколько  у  вас  много  друзей.

     * Нельзя. Извинитесь  и  попросите  перезвонить  вам  в  другое  время.

     * Можно, когда  гости  вам  уже   надоели.

6. Как  поступить, если  надо  уйти  из  гостей  пораньше.

     * Оповестить  об  этом  всех  присутствующих.

     * Уйти  незаметно, попрощавшись  с  хозяевами.

7. Ситуация.

    14  лет – серьёзная  дата.  Лена  с  мамой  готовились  ко  дню  рождения  тщательно: нажарили  пирожков, испекли  торт, купили  мороженое  и  даже  сделали  молочный  коктейль. Пришли  одноклассники, засыпали  Лену  подарками, чинно  уселись  за  стол, довольно  быстро  управились  с  угощением … И  заскучали.  Девочки  сидели  на  диване, рассматривали  и  читали  книжки, смеялись, шутили.  Мальчики  в  другом  углу  комнаты  играли  в  шашки. Дима  в  пятый  раз  включил  песенку   Крокодила  Гены.   Лена  принесла  ещё  большой   торт: «Ешьте, ребята, ну  ешьте !».

     Но  есть  уже  никто  не  хотел. Тогда  Лена  включила  музыку, но  танцевать  тоже  никто  не  захотел.

 - Идёмте, ребята, шайбу  погоняем, - сказал  один  из  мальчиков. И  мальчики  заторопились, а  следом   за  ними  разошлись  и  подружки.

    Когда  вернулась  мама, Лена  сидела  в  полном  одиночестве  и  горько  плакала  в  неприбранной  квартире.

 - Как  вы  думаете, почему  не  получился   день  рождения? Почему  он  не  стал  настоящим  веселым  праздником?

       / Лена  допустила  две  ошибки. Она  слишком  много  внимания  уделила  праздничному  столу  и  совсем  не  подумала, чем  же  займутся  гости. Весёлые  игры, забавные  соревнования, маленький  самодеятельный  концерт – всё  это  надо  было  продумать  заранее. Вторая  ошибка  Лены: зря   она   попросила  маму  уйти. Кто, как  не  мама – умная, доьрая, опытная – нашла  бы  выход  из  положения, придумала  бы  что – нибудь, помогла  бы  объединить  ребят. /.

 Ведущий: Этикет  приписывает   и  гостю  соблюдать  определённые  правила.

 - Так  легко  ли  быть  приятным  гостем?

            / Не  следует  ждать, что  в  гостях  тебя  будет  кто – то  развлекать. Нужно  самому  поддерживать  хорошее  настроение. /

Наши  предки  славились   своим  гостеприимством  и  хлебосольством, а  нам  всем  надо  хранить  и  продолжать  традиции  наших  предков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместного праздника с воспитанниками и родителями ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА. ХЛЕБОСОЛЬСТВО

ЦЕЛЬ:Знакомство с русским обычаем – гостеприимства и его особенностями.ЗАДАЧИ:1.Формировать у детей представление об особенностях гостеприимства русского народа.2.Формировать представление о значении ...

Конспект образовательной деятельности «Хлеб всему голова. Народные традиции хлебосольства»

Цель: Познакомить детей с традицией хлебосольства на Руси.Задачи: Учить детей различать злаковые культуры (рожь, пшеница).Закреплять знания детей о труде хлеборобов.Воспитывать бережное отношение к хл...

Конспект интегрированной НОД по развитию речи в старшей группе для детей с ТНР». Тема: «Хлеб – всему голова. Народные традиции хлебосольства».

Образовательная область: познавательное, коммуникативное  развитие.Цель: закрепление и расширение представлений детей о труде хлеборобов и важности их труда.  Задачи:Коррекционно-о...

Конспект игрового досуга в старшей группе на тему:"Хлебосольство на руси".

В воспитании и обучении воспитанников очень важно развивать духовно - нравственное воспитание, что является очень важной задачей. Данный опыт работы поможет заложить в детях любовь к родине, соблюдени...

Конспект образовательной деятельности по теме: «Хлеб - всему голова. Народные традиции хлебосольства»

Цель:  Расширить знания детей о хлебе.Задачи:-Познакомить детей с традицией хлебосольства на Руси. Дать представление детям, что хлеб является ежедневным продуктом питания-Учить де...

Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»

Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...