Статья на тему"Семья-основной фактор воспитания ребенка дошкольного возраста"
статья (средняя группа) на тему

Драган Наталия Владимировна

В данной статье ,проанализировав научную литературу по  воспитанию детей дошкольного возраста,имея возможность наблюдать за родителями и детьми,автор дает рекомендации родителям по воспитанию нравственных чувств у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_temu.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

 на тему »  Семья-основной фактор нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста »

Несмотря на разнообразие теоретических подходов к трактовке процесса психического развития ребенка, все они, так или иначе, рассматривают влияние двух основных факторов развития — наследственности и среды, а также степень их взаимодействия, выражающуюся в активности самого субъекта. Действие фактора наследственности проявляется в индивидуальных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития. В свою очередь, среда, т. е. окружающие человека социальные, материальные и духовные условия его существования, определяет, какие именно предпосылки и в какой мере будут развиваться. Третьим фактором развития ребенка в семье служит активность самого ребенка, влияющая на формирование родительского поведения по отношению к нему. Ребенок является активной стороной взаимодействия в семье. Дети стараются осмыслить свой мир, и в процессе этого частично определяют свою судьбу. Ребенок способен оказать обратную связь на родителей, заставляя их менять способы обращения. Возможность обратного влияния на родителей во многом зависит от сочетания личностных особенностей членов семьи, стиля воспитания, конфигурации семьи и т. д.

Таким образом, семья— это социальная микросреда, в которой создаются благоприятные или неблагоприятные условия реализации потенциальных возможностей ребенка. Семья представляет собой первую социальную среду, которая окружает ребенка на протяжении длительного времени и играет одну из определяющих ролей в формировании его личности. Именно от семьи в значительной степени зависит, какие именно индивидные предпосылки ребенка получат наибольшее развитие. Именно в семье он получает первый опыт социального взаимодействия, овладевает навыками поведения и межличностного общения. В первую очередь от семьи зависит формирование характера, поведенческих стереотипов, уровень его самооценки, ценностные ориентации и др.

1.Роль семьи в формировании личности ребенка дошкольного возраста.

Роль семьи в формировании уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития общеизвестна. Стиль семейного воспитания, определяемый родительскими мотивами, ценностными    ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку, особенностью восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним - является значительным фактором развития личности ребенка.

   Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

  Авторы, занимающиеся этой проблемой (Р.В. Бортов, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.А. Логинова, Л.Г. Матвеева, О.В. Переломова, О.Е. Смирнова, М.В. Быкова и другие), отводят важную роль раннему опыту воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейным традициям и эмоциональному фону отношений родителей к ребенку.

Вопросы семейного воспитания и влияния взаимоотношений в семье на ребенка стали разрабатываться в рамках психолого-педагогического подхода (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Е.А. Аркин, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Н.И. Лисина, В.К. Котырло и др.).

Влияние родителей на ребенка во многом связано с воспитательными воздействиями на него, а представления о ребенке являются внутренней (ориентировочной) основой воспитания.

Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь под прессом множества проблем, считают возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на психическом здоровье детей, установках в общении и поведении на этапе взросления. В целом же психологи и социологи характеризуют современные детско-родительские отношения как отличающиеся общей тенденцией к пренебрежению родительскими обязанностями и повсеместным проявлением жестокости и в физическом, и в психологическом аспекте.

 В своем многолетнем исследовании Н.Ю. Синягина выделила две группы семей по типу родительского отношения (благоприятные и неблагоприятные). К благоприятной группе относятся следующие подгруппы:

  1. Понимающие – хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его и его поступки, адекватно и гибко реагируют на различные ситуации, способны встать на позицию ребенка, принять его точку зрения, диалогичны, понимают и принимают ребенка, каков он есть, сензитивны, часто говорят о ребенке, переживают вместе с ним, способны защитить в любой ситуации.
  2. Покровительствующие – хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его и его поступки, адекватно реагируют на них, однако в общении с ребенком занимают позицию старшего, не принимают диалог, считают свою точку зрения единственно правильной.
  3. Безразличные – мало знают своего ребенка и не стремятся узнать больше, чаще заботясь о внешних результатах и фактах, нежели о причинах и переживаниях, эмоциональное отношение к ребенку выражено слабо, часто такие родители заняты решением своих проблем, однако при этом дети хорошо одеты, ухожены и научены поведению, требуемому в обществе.

К неблагоприятной группе относятся такие подгруппы, как:

  1. Подавляющие – отличаются наибольшей степенью эмоционального отвержения ребенка, большим количеством запретов, приказов, родители уверены, что хорошо знают своего ребенка, но обычно не могут предсказать его поведение в различных ситуациях, отношения отличаются напряженностью и носят синусоидальный характер.
  2. Тревожные – родители этой группы отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью, в реальности они неплохо знают своих детей, сенситивны по отношению к ним, но не уверены в правильности своего поведения и поэтому порой жестоки к ребенку, отношения характеризуются неустойчивостью, амбивалентностью.
  3. Отстраненные – родительская позиция крайне ригидна, полное отсутствие диалогичности в отношениях с ребенком, повышенные ожидания и требования на фоне значительной ориентации на ребенка и большой привязанности к нему.
  4. Отвергающие – родители отстранены от ребенка, не желают вникать в его проблемы, уделять ему внимание, замечать изменения, эмоциональное отношение выражено не ярко, преобладает элемент отвержения; сфера чувств и переживаний для ребенка закрыты для них, они плохо знают ребенка, но при этом их представления о нем достаточно адекватны.

Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.

  Вместе с тем, под термином «семья» подразумевается целый ряд параметров, факторов, условий, которые окружают и воздействуют на ребенка в течение долгого времени. Все обусловленные семьей «средовые» условия развития ребенка можно разделить на объективные и субъективные.

  К объективным условиям относятся материальное положение семьи, условия ее жизни, социальный статус и уровень образования родителей и др. Следует заметить, что объективные факторы действуют не непосредственно, а через создание определенных условий для развития ребенка. Например, семьи с более высокими доходами обычно имеют более широкие возможности для того, чтобы дети участвовали в разнообразных занятиях, посещали кружки, пользовались компьютером.      То есть в них создаются условия для развития задатков ребенка. Плохие жилищные условия могут привести к тому, что у ребенка не будет личного, неприкосновенного пространства, что ведет к формированию таких черт, как пассивность, боязнь ответственности, неуверенность в себе.

  К субъективным характеристикам семьи, непосредственно влияющим на формирование и развитие личности ребенка, относятся психологическая атмосфера в семье в целом, включающая эмоциональные, ролевые, коммуникативные и социально-перцептивные аспекты взаимоотношений, характер супружеского взаимодействия, личностные особенности родителей, стиль и методы семейного воспитания, психолого-педагогическая компетентность родителей, характер взаимоотношений с братьями и сестрами, прародителями, другими людьми и т. д.

  Роли родителей многогранны. Они несут полную ответственность за выбор ребенком жизненной позиции. Рождение ребенка и обязанность обеспечения ему абсолютных условий для развития влияют на общий уклад семьи. Но помимо заботы о детях, обязанности родителей распространяются и на формирование и становление личности ребенка, и воспитание его собственного Я. Развитие ребенка, как гармоничной личности не всегда связано только участием и активной деятельностью в семье родителей, оно еще обуславливается обобщенностью их воспитательных действий. Появляющиеся разногласия в воспитательных методах и отношениях родителей мешают ребенку понять и осмыслить, что хорошо, а что плохо. И когда между родителями появляются разногласия, когда самые близкие ребенку люди, которые являются его опорой, конфликтуют, да если ребенок слышит, что это происходит из-за него, он чувствует себя виноватым. А отсюда как следствие - детская тревога, страхи и даже возможны невротические симптомы. Для ребенка, безусловно, очень важны доброжелательные взаимоотношения между членами семьи. Особенно важно для него понимать, как взрослые относятся к нему.
С младенчества оптимальный процесс развития ребенка осуществляется именно благодаря заботам родителей. Малыш, глядя на своих родителей, учится говорить, мыслить, понимать и контролировать свое поведение.       Благодаря личностным образцам, каковыми являются для него родители, у них же он учится тому, как относиться к другим членам семьи, родственникам и знакомым: с кем дружить, кого избегать, кому выражать симпатию или наоборот антипатию. В семье ребенок подготавливается к самостоятельной жизни в будущем, семья передает так же духовные ценности, моральные, образцы поведения, национальные традиции и культуру своего общества. Согласованные, правильные методы воспитания, учат ребенка свободе общения раскованности, одновременно он учится руководить своими действиями и поступками согласно нравственным нормам. Идет формирование личностного мира ценностей. При подобном развитии родители своим личным поведением и примером оказывают малышу неоценимую помощь. Хотя есть родители, которые затрудняют, тормозят либо и вовсе нарушают нормальное развитие своих детей, при этом способствуя развитию у них патологических черт личности.

В ходе исследования детско-родительских отношений специалистами различных областей науки был выявлен ряд аспектов, позволяющий отобразить наиболее полную картину отношений между детьми и родителями. Это:

- реальное взаимодействие родителя с ребенком;

- отношение к ребенку, основанное на неосознанной мотивации родителя;

- отношение к ребенку, сформированное в ходе рефлексии.

Данное триединство находится под влиянием ряда факторов:

  1. Особенности личности родителей и форм их поведения.
  2. Психолого-педагогическая компетентность родителей, уровень их образования.
  3. Эмоционально-нравственная атмосфера в семье.
  4. Диапазон средств воспитательного воздействия.
  5. Степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи.
  6. Учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения.

Детско-родительские отношения являются средой, детерминирующей психическое развитие ребенка и определяющей формирование его личности.

Проблематика детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики.

2.Классификация стилей воспитания .

    Все родители на вопрос о том, каким бы они хотели видеть своего ребенка, обычно отвечают: «Честным», «Добрым», «Умным», «Хорошим человеком» и т.д. Что же нужно сделать для того, чтобы ребенок вырос таким? В данной главе мы рассмотрим стили воспитания родителей.

     В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная её членами система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приёмов воспитания, учёт того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

   Выделяются 4 наиболее точные тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, невмешательство и сотрудничество. Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из родителей, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, желают утвердить собственное превосходство на ощущении зависимости другого, более слабого существа, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, подавление, принуждение, а в случае сопротивления ребенка порой еще и эмоциональное или физическое насилие над ним, издевательство, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - всё это гарантия серьезных неудач формирования его личности.

     Опека в семье – это система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьёзной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом дома. Именно такие дети оказываются наиболее неприспособленными к жизни в коллективе. Если диктат предполагает насилие, приказ, жёсткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

      Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой невмешательства. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную границу. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение или нежелание учиться быть родителями. Причём такой вариант может встречаться как в бедных, неустроенных семьях, так и в относительно благополучных (при достижении высоких профессиональных результатов, желая обеспечить будущее материальное благополучие своих детей, такие родители с детства приучают детей к своей будущей профессиональной ориентации, которая может включать в себя долгие периоды разлуки с родителями, при которых дети оказываются предоставлены сами себе; после того, как ребенок «встанет на ноги», практическая всякая забота о нём прекращается). Плюс невмешательства состоит в том, что ребенок рано приучается к самостоятельности, но огромным минусом может стать отсутствие рамок дозволенного, а также отсутствие или недоразвитость чувства привязанности, эмоциональной отзывчивости.

    Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачи совместной деятельности, её организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, когда родители общаются с ребенком на равных, где каждый может получить ответ на вопрос и помощь в решении сложных задач, является сплочённым коллективом. Плюсы такой тактики воспитания очевидны: с ребенком советуются, его выслушивают, наделяют правами и обязанностями, как в демократическом государстве. В случае неудач родители стараются понять ребенка и не спешат наказывать. Считается идеальной тактикой воспитания, минусов нет.

      Психологи выделяют следующие стили семейного воспитания: демократический, авторитарный, гиперпротекция, доминирующая гиперопека, потворствующий. Первый стиль – демократический – характеризуется на основе согласия, разумной заботы. Демократичные родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплинированность, не ущемляя прав, требуют выполнения обязанностей. При таком стиле поведения формируется оптимистичный тип личности.

Авторитарный стиль воспитания предполагает беспрекословное подчинение, без объяснения причин указаний и запретов. Контроль со стороны родителей жесткий, часто некорректный, эмоциональное тепло отсутствует. При таком стиле воспитания ребенок становится замкнутым, пассивным, неуверенным, безынициативным, зачастую агрессивным.

Гиперпротекция характеризуется отсутствием требовательности, нет взрослого как образца, контроль за ребенком слабый, периодический. Эмоциональный фон недостаточный, тактика «невмешательства», тип личности ребенка формируется неустойчивый, асоциальный.

Доминирующая гиперопека – стиль воспитания, при котором требовательность со стороны родителей отсутствует, контроль чрезмерный, буквально за каждым шагом, минутой и даже мыслями. Родителя проявляют излишнюю заботу, в результате ребенок растет с ощущением вседозволенности, несамостоятельности, выраженным эгоцентриком.

Потворствующий стиль воспитания характеризуется отсутствием требовательности, ребенок предоставлен сам себе, также контроль за ребенком отсутствует, эмоциональный фон в семье выражен слабо, в основном происходит лишение теплых чувств к ребенку при нарушениях поведения, в результате ребенок вырастает с неустойчивой психикой, склонный к приспосабливанию к окружающей действительности.

      Таким образом, от условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители часто порицают ребенка или ставят перед ним завышенные задачи. В итоге ребенок чувствует, что не соответствует требованиям родителей. Неадекватность может также проявляться с завышенной самооценкой - когда ребенка часто хвалят и за любые достижения дарят подарки, вследствие чего ребенок привыкает к материальному вознаграждению. Нужно помнить правило золотой середины: не нужно потакать ребенку, но нельзя и проявлять по отношению к нему чрезмерной требовательности.  Воспитание ребенка очень серьезное и ответственное дело, от выполнения которого напрямую зависит как будущее конкретного ребенка, так и формирование нового поколения в общем. Вот почему родители ребенка играют самую главную роль в построении его личности и поэтому особые требования к воспитанию отводятся именно им.

3.Личностные особенности родителей в воспитании.

«Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей», - Л.Н. Толстой.

  На протяжении всего периода взросления родители являются для ребенка чрезвычайно значимыми людьми. При этом по отношению к ребенку взрослые выступают, по мнению И. С. Кона, в разных «ипостасях». По мере взросления соотношение этих функций и их психологическая значимость изменяются.

     Во-первых, родители — это источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным. Потребность в эмоциональной привязанности, любви и поддержке — базовая для человека и проявляется с самого раннего периода жизни. Невозможность ее удовлетворения приводит к искажениям личностного развития и способна подтолкнуть ребенка к неадекватным формам поведения.

      Во-вторых, родители воспринимаются как директивная инстанция, высшая власть, распорядители жизненных благ, наказаний и поощрений, как «верховная власть», от которой зависит удовлетворение значительной части потребностей ребенка. Младенец полностью зависим от взрослых в удовлетворении потребностей «нужды» — в пище, воде, физическом комфорте, безопасности и т. д. По мере его взросления родители играют важнейшую роль и в удовлетворении потребностей «роста», таких как принадлежности к социальной группе, самооценки, самоуважения. С раннего детства ребенок зависит от решений, поведения, возможностей родителей не только в семье, но и в более широком социальном контексте. Взрослые определяют, каким будет окружающий его мир — будет ли ребенок ходить в детское учреждение, какие вещи у него будут, каким образом он будет проводить досуг, чем поощряться и т. д. На протяжении школьного периода значимость родителей как директивной инстанции постепенно уменьшается. Взрослые все больше учитывают мнение ребенка. Но даже в подростковом возрасте, когда авторитет и власть родителей впервые ставятся ребенком под сомнение, его зависимость от семьи еще достаточно велика. Например, в плане удовлетворения материально-бытовых потребностей, что в подростковом возрасте имеет особое значение, так как в этот период положение в коллективе сверстников во многом определяется наличием престижных вещей, одежды и т. п.

     В-третьих, родители — это образец, пример для подражания, воплощение лучших личностных качеств, модель взаимоотношений с другими людьми. В раннем и дошкольном возрасте подражание, идентификация с родителями выражена наиболее сильно. Однако в данном случае ребенок копирует преимущественно внешние формы поведения. Именно в этом возрасте девочка примеряет мамины туфли и платья, а малыш, еще не умеющий читать, лежит на диване с газетой — «как папа». Стиль поведения, привычки родителей копируются и повторяются в ролевых играх. В более позднем возрасте объектами для подражания становятся и более глубокие черты личности родителей — их стили общения с другими людьми, отношение к окружающему миру, система ценностей. В подростковом и особенно юношеском возрасте родители уже не являются для подростка абсолютным авторитетом, как в детстве. Дети начинают воспринимать родителей более критично. Стремление к подражанию и степень идентификации с родителями заметно снижается, а в качестве примера и модели для подражания начинают выступать и другие люди: знакомые, сверстники, популярные личности. Вместе с тем, подростки хотят иметь таких родителей, которые «подают хороший пример для подражания», «хотят гордиться своими родителями, видеть их людьми, которыми можно восхищаться», и тогда они, как правило, чувствуют себя в этом мире достаточно комфортно.

     В-четвертых, родители являются источником жизненного опыта, друзьями и советчиками в решении сложных жизненных проблем. С детства важнейшей функцией родителей является помощь ребенку в освоении окружающего мира. Именно родители называют ребенку различные предметы, рассказывают о них, открывают мир взаимоотношений между людьми, советуют, как поступить в тех или иных случаях. В школьном возрасте основную роль в получении знаний ребенком берет на себя система образования, однако родители остаются важным источником получения опыта, информации. Особую значимость в подростковом возрасте приобретает помощь ребенку в решении сложных жизненных проблем — объяснение, информирование, содействие в формировании оценки самых разных сторон жизни. Подросток вступает в период интенсивного овладения социальными ролями взрослого человека, формирования системы ценностных ориентаций, его круг общения быстро расширяется. Поэтому при всей тяге к самостоятельности подростки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Эта роль родителей ощущается и самими подростками. Например, отвечая на вопрос «С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?» и мальчики, и девочки поставили на первое место мать. На втором месте у мальчиков оказался отец, а у девочек — друг (подруга). Иначе говоря, со сверстниками приятно проводить время, делиться переживаниями, но «какой совет может дать человек, который прожил так же мало, как ты?» Поэтому «...в трудную минуту лучше обратиться к маме».

  Таким образом, функции и задачи родителей необходимо рассматривать в динамике, поскольку их изменение напрямую зависит от возраста ребенка. В то же время некоторые функции и задачи родителей остаются неизменными на разных этапах. Имеются в виду эмоциональная поддержка, любовь, забота и уважение по отношению к детям, создание благоприятной обстановки в доме, способствующие формированию у ребенка чувства базисного доверия на этапе раннего младенчества и положительной самооценки на всех последующих этапах развития.

  Родители, осуществляющую воспитательную деятельность, как субъекты любой другой деятельности, характеризуются целой совокупностью качеств, имеющих многоуровневый характер:

психофизиологические особенности, темперамент родителя и его личностные качества;

мотивация воспитательной деятельности;

уровни развития педагогических способностей, психолого- педагогической компетентности, специальных знаний по воспитанию детей и опыта.

   Как указывается в психолого-педагогической литературе, наиболее успешно справляются с воспитанием детей люди, которые отличаются достаточной гармоничностью душевного мира и обладают такими качествами, как ответственность, уверенность в себе, способность следовать определенным правилам, выполняя свои обязательства по отношению к ребенку и другим людям, открытость, способность к изменениям и анализу.

В то же время большая часть эмпирических исследований была направлена на изучение неблагоприятных личностных особенностей родителей, специфически проявляющихся в воспитании детей. Так, А. И. Захаров (1998) проводил исследование личностных качеств родителей детей, страдающих неврозами. У этих родителей наиболее часто встречались следующие особенности:

  1. Аффективность. Бурные эмоциональные проявления родителями своего раздражения и недовольства, выражающиеся в крике, ругани, угрозах. Через некоторое время родители осознают свои действия, квалифицируют их как срыв и испытывают чувство вины.
  2. Импульсивность. Дети попадают в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций, физического состояния родителей, что сказывается на их психологическом здоровье. Дело в том, что очень часто находящиеся в стрессовом состоянии родители «выплескивают» негативные эмоции на тех, «кто под руку попадется», и чаще всего — на детей, особенно дошкольников и младших школьников (тех, которые еще не могут защитить себя в силу возраста и даже не способны понять причины подобных действий взрослых).
  3. Доминантность или властность. Безапелляционность, категоричность и директивность, стремление подчинить ребенка себе, недоверие к детям, недостаточная отзывчивость.
  4. Демонстративность матери. Нередко матери, не стесняясь, жалуются на детей, преувеличивая их вину и опасность проступков. Им ничего не стоит публично обозвать ребенка, что приводит к утрате детьми стыдливости, внутреннего контроля за своим поведением и к озлобленности по отношению к родителям.

  Неблагоприятное воздействие на формирование личности ребенка оказывают некоторые особенности направленности личности родителей (гиперсоциальность и чрезмерная рационализация), а также определенные характерологические черты (эгоцентризм, внутренняя конфликтность, непринятие себя, тревожная мнительность).

  Ребенок, воспитывающийся в семье, в которой образцом для него являются родители, подготавливается к последующим социальным ролям жизни: женщины или же мужчины, жены или мужа, матери или отца. Для подрастающего ребенка достаточно сильным является социальное давление. Детей хвалят за поведение, которое вполне соответствует их полу, и резко порицают за поступки, которые присущи противоположному полу. Правильное ориентированное половое воспитание, формирование чувств, принадлежности к своему полу составляют одну из главенствующих основ развития личности в будущем.

Выводы.

С точки зрения формирования ребенка как личности особую важность приобретает период от четырех до пяти лет, так как связан с укреплением  нравственной саморегуляции. В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенными нравственными нормами. У них формируются более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к нравственной саморегуляции. Источниками моральных представлений детей являются взрослые и сверстники. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в процессе общения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний.

Все социальные институты действуют на развитие личности не непосредственно, а через малые группы, членом которых ребенок является, через общение с людьми, которые окружают ребенка в этих группах. Не столько общение, сколько отношения с этими людьми определяют развитие личности. Именно отношение человека к человеку, к обществу отражают нравственные чувства человека.

Это развитие может идти нормально лишь при достаточно благоприятных взаимоотношениях, в которых создается и действует система взаимной поддержки, доверия, открытости, обнаруживается искреннее стремление общающихся друг с другом людей бескорыстно помогать друг другу, способствовать развитию друг друга как личностей. В дошкольном детстве одну из главных ролей в личностном развитии ребенка играет семья, родители.

Итак, что такое семья? По Ожегову, семья - объединение людей, сплоченных общими интересами. Это определение можно продолжить следующими словами: семья – это величайшая ценность в жизни большинства людей, для ребенка семья - это та среда, в которой складывается его психология, характер и его будущее. Согласно действующему законодательству п.1 ст.63 Семейного кодекса родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Под воспитанием ребенка понимается воздействие на его духовное и физическое развитие, обучение правилам поведения в обществе, обеспечение качественного образования собственного   ребенка. При этом родители имеют преимущественное право воспитывать своих детей и, будучи свободными в выборе методов и способов воспитания, они должны исходить из интересов ребенка, общества и государства.

Духовное и нравственное развитие и воспитание ребенка, прежде всего, зависит от личных качеств родителей, их духовных ценностей.

    Анализируя результаты бесед, анкетирования, тестирования родителей, и личность дошкольников-респондентов в ходе наблюдения, бесед, тестирования, выявила несколько категорий детей с особенностями в личностной сфере, изучила стили воспитания родителей, типы взаимоотношений их с ребёнком и выделила несколько групп семей с различными вариантами детско-родительских отношений:

     1. Контролирующая семья. Родители ограничивают поведение ребёнка, однако при этом отсутствует разногласие между родителями и детьми, есть уважение, чёткое понимание ребёнком смысла ограничений. Если требования порой достаточно жёсткие, то у детей формируется слабый самоконтроль, развиваются чувства вины, порой страха, злобы, раздражения повышенной тревожности и застенчивости по отношению к взрослым членам семьи. С большим трудом проявляется душевная близость родителей с ребёнком, родители скупы на похвалу и выражения чувств, поэтому между ними редко возникает чувство привязанности. Родители характеризовали своих детей, как застенчивых, добрых, аккуратных, трудолюбивых, послушных. Считали, что их ребёнок в одном случае «ребёнок – исключение или идеал», в другом – «ребёнок, как все остальные». Дети в этих семьях, наиболее эмоционально уязвимые, часто проявляется в отношении родителей агрессивность, вспышки гнева у ребенка, с преобладанием уныло-грустного настроения, трудно устанавливающие контакты со сверстниками. Эмоциональную недостаточность такой ребенок стремится компенсировать за счет неадекватного тактильного контакта со взрослым (цепляние, прижимание, приставание). Отсутствие правильного поведения взрослого дезорганизует поведение ребенка и толкает его к агрессивному поведению. Для детей из таких семей характерна сниженная самооценка с высоким уровнем притязаний. Контролирующие семьи показывают средний и низкий уровень взаимодействия со своим ребёнком. Выражены эмоциональная дистанция, контроль, повышенная требовательность, отсутствие сотрудничества и неудовлетворённость отношениями с ребёнком (12 семей — 42% из 30 опрошенных семей).

   2. Демократическая семья. Родители в таких семьях опираются на потребности и чувства ребёнка, помогают вместе преодолевать трудности, чутко реагируют на их запросы, проявляют симпатию и уважение к своему малышу. Проявляют твёрдость, сталкиваясь с капризами, гневом ребёнка. Дети из таких семей более инициативны, открыты, общительны, эмпатичны, более уверены в себе, развит самоконтроль. Родители в таких семьях авторитетны, пользуются уважением своих детей, они выделяют в ребёнке, такие личностные черты, как общительность, лидерство, активность, отзывчивость, способности. Считают, что их ребёнок является личностью и ребёнком - исключением. Компетентные дети в таких семьях, с устойчиво хорошим настроением, уверенные в себе, с хорошо развитым самоконтролем поведения, умением устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремлением к исследованию, а не избеганию новых ситуаций, характеризуются стабильной привязанностью к родителям, развитыми кооперативными способами взаимодействия со сверстниками, богатой конструктивной игрой. При этом дети имеют адекватную и несколько завышенную самооценку при высоком и среднем уровне притязаний. Демократические семьи показывают высокий и средний уровень взаимодействия с ребёнком. У родителей выражены симпатии, близость, уважение к своему малышу, средняя строгость и требовательность, присутствует сотрудничество, существует близость между всеми членами семьи и удовлетворённость отношениями с ребёнком (11 семей — 37% из 30).

3. Попустительские семьи. Родители не требуют ответственности и самоконтроля от ребёнка, не достаточно контролируют поведение своих детей, не обращают внимание на вспышки агрессии, злости, конфликтности ребёнка. Чаще всего родители проявляют неуважение и в единичных случаях антипатию к своему сыну или дочери, выражена эмоциональная дистанция между детьми и родителями, поэтому такие дети испытывают недостаток близости, любви, внимания, сочувствия со стороны взрослых мам и пап. Снисходительные родители своим равнодушием формируют отклонения в поведении ребёнка, проявляющееся в нарушениях дисциплины, правил, норм, требований. Такие родители часто применяют физическое наказание, кроме этого лишают детей своей любви, внимания, сочувствия. Незрелые дети, неуверенные в себе с плохим самоконтролем, с реакциями отказа во фрустрационных ситуациях, они игнорируют близкого взрослого, защищаясь от дополнительной негативной стимуляции. Такие дети характеризуются повышенной уязвимостью к неуспеху, на который они реагируют уходом, сильным регрессом, смещенной активностью. Родители выделяют в личностных качествах своих детей -общительность, веселость, инициативность, своевольность, доверчивость, а также способности, лидерство, упрямство, хитрость, конфликтность. Своего ребёнка в одних случаях родители считают ребёнком-исключением, в других -ребёнком-раздражением, и в-третьих - ребёнком обычным. Дети часто проявляют себя импульсивно и агрессивно по отношению к окружающим, они имеют высокую самооценку со средним уровнем притязаний, в единичных случаях низкую самооценку с низким уровнем притязаний. Такие семьи показывают низкий уровень детско-родительского взаимодействия. В таких семьях отсутствует сотрудничество с ребёнком, последовательность в его воспитании, присутствует мягкость, эмоциональная дистанция, неудовлетворённость в отношениях с их ребёнком (6 семей — 21% из тех же 30 опрошенных семей).

     Одним из важнейших направлений психологической помощи семье я предложила консультативную  работу с психологом. Работа психолога в этом направлении имеет своей целью выявление ошибок и пробелов в воспитании ребенка и оказание непосредственной помощи родителям и воспитателям.

 Психолого-коррекционная работа с семьями дошкольников помогает ребёнку и взрослому развить собственные возможности, научиться управлять своим поведением, считаться с потребностями и нуждами других, замечать свои ошибки, переживать чужие радости и печали, как свои, т.е. развивать эмпатию и принятие другого.

Второе предложение- игровая семейная терапия,которая позволяет родителям более адекватно, спокойно, внимательно и последовательно относиться к ребёнку, а у детей повышается активность и самооценка, уверенность, самостоятельность, как только они почувствуют надёжную родительскую поддержку. В целом, после совместных занятий меняются детско-родительские отношения в лучшую сторону, лишь в единичных случаях коррекция в сфере отношений ребёнок - взрослый не дала результатов, когда сами родители недостаточно были заинтересованы в этом.

Рекомендации для родителей по воспитанию детей

1.Советы родителям, которые хотят развивать способности своих детей.

1. Не сдерживайте раскрытия потенциальных возможностей психики.

2. Избегайте однобокости в обучении и воспитании.

3. Не лишайте ребенка игр, забав, сказок, создавайте условия для выхода детской энергии, подвижности, эмоциональности.

4. Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и к окружающим), потому что человек, энергия которого скована общими потребностями, проблемами, менее способен достичь высот самовыражения.

5. Оставляйте ребенка в одиночестве и позволяйте ему заниматься своими делами. Помните, если вы хотите своему ребенку добра, научите его обходиться без вас.

6. Поддерживайте способности ребенка к творчеству и сочувствуйте в случае неудачи, избегайте неудовлетворительной оценки творческих попыток ребенка.

  1. Будьте терпимыми к идеям, уважайте любопытство, реагируйте на вопросы ребенка. Обучать нужно не тому, что может сам ребенок, а тому, что он овладеет с помощью взрослого показа, подсказки.

   2.Воспитание нравственных чувств у одаренных детей.

     Детская одаренность-это наличие у ребенка потенциально высоких интеллектуальных способностей и достижений, которые значительно превышают нормы, характерные для его возрастного этапа. Тема раннего выявления одаренности у детей очень актуальна в настоящее время в связи с тем, что появились большие возможности развивать и обучать детей, как в муниципальных, коммерческих детских садах, так и в студиях, кружках, группах раннего развития, школах искусств. Психологи и педагоги, занимающиеся этой темой профессионально, считают, что выявить одаренность можно у ребенка, начиная с девятимесячного возраста. Чем раньше будет выявлена способность ребенка, тем больше времени будет на реализацию, раскрытие и развитие таланта. К сожалению, под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Поэтому воспитателями группы внимательно проведены наблюдения за подопечными и даны определенные рекомендации родителям.  

     Прежде всего - нужно любить своего ребенка. Принимать ребенка таким, какой он есть, участвуя в его развитии, поддерживая, а не навязывая свои интересы, давать ребенку возможность выбора. Для развития творческого потенциала, как показали исследования, необходима не только адекватная оценка сил ребенка, но немного завышена, зазнайками она не вырастет, зато у нее будет запас сил и уверенность при неудачах, к которым нужно готовить с детства.

Родители должны быть примером, ведь ребенок сознательно принимает вашу манеру говорить, ходить, работать. И такую черту вашего характера - как ответственность за порученное дело. Каждый родитель должен помнить правило: "Не навреди!" Ведь одаренный ребенок более чувствительный, ранимый, поэтому нужно давать свободное время для того, чтобы побыть ребенку наедине, поразмыслить, пофантазировать. С помощью тренингов дать ему возможность глубоко понять себя и других. Взрослые родители должны советоваться с психологом по воспитанию одаренного ребенка.

    Родители должны всегда помнить, что для одаренного ребенка творчество является жизненной необходимостью. Поэтому ребенка нужно готовить к наблюдательности, настойчивости, формировать умение доводить начатое дело до конца, трудолюбию, требовательности к себе, умению получать удовольствие от процесса творчества, терпеливое отношение к критике, уверенности при неопределенности, гордости и чувства собственного достоинства, чуткость к анализу нравственных проблем.

   Родители также должны осознавать, что чрезвычайно большая роль в процессе формирования личности одаренного ребенка принадлежит воле. Волевые черты являются стержневыми чертами характера, ведь при наличии цели, которую личность достигает в жизни, преодолевая препятствия, является целеустремлением. Целеустремленные люди находят свое счастье в жизни, они умеют поставить перед собой четкую, реальную цель. Стремление достичь своей цели делает человека решительным и настойчивым. И.П. Павлов утверждал, что в волевого человека трудности лишь увеличивают желание реализовать свою мечту. Они умеют сдержать себя, обладают терпением, выдержкой, умеют контролировать свои чувства при наличии помех. Инициативность и творчество соединены с настойчивостью, решительностью и выдержкой, помогают одаренным детям самореализоваться.

    Итак, родители призваны помочь ребенку открыть ее жизненное призвание, реализовать себя как личность. Они не имеют права потерять одаренного ребенка, потому, теряя талант, дарование, способность, они теряют будущее. Поэтому родители должны быть терпеливыми, безгранично верить в ребенка, тогда этот ребенок вырастет хорошим творческим человеком.

Одаренность ребёнка - лишь возможность для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий: от того, например, нужны ли будут эти знания и навыки человеку, будут заинтересованы окружающие его люди (семья, ДОУ, школа, товарищи и др.) в том, чтобы он овладел этими знаниями и умениями; от того, как его будут обучать, как будет организована в семье трудовая деятельность, в которой эти умения и знания понадобятся и закрепятся.

3.Рекомендации для молодых родителей.

      Существует огромное количество и разнообразие всевозможных методов, помогающих развить и воспитать ребенка, но зачастую многие из них противоречат друг другу. Не стоит слепо использовать все написанные рекомендации.                          

 Основные способы педагогического воздействия на детей:

1.  Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время принятия пищи. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

2. Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.

3. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.

4. Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

5. Наказание: применяется крайне редко: наказание, приводящее к боли и физическому страданию, не используют; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.

6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.

7. Разнообразие словесных методов: помогает осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

8. Разъяснение: необходимо не только показать рассказ, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

9. Беседа: помогает выяснять уровень знания детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.

 Роль отца в воспитании мальчика переоценить очень сложно. Ряд исследований показывает, что матери в большей степени занимаются воспитанием детей и только 26% отцов занимаются с ребенком наравне с матерью. В нашем исследовании 49% отцов активно занимаются воспитанием своих детей. Нравственные принципы отца, его модель социального поведения, привычки, манеры-все это является примером для подражания. Обычно     сынок с малых лет пытается копировать отца во     всем. Ребенок наблюдает, сравнивает, делает для себя первые выводы. Это происходит или под влиянием отца или без его участия. В связи с тем, что в группе «Непоседы» более активными отцами оказались те, кто воспитывает девочек, была проведена педагогами работа по коррекции воспитательного процесса конкретно для отцов. В группе был подготовлены материалы и выполнен стенд с педагогическими рекомендациями по воспитанию отцами мальчиков и девочек. Подчеркнута разница в психологических подходах, указано на необходимость разных возрастных и гендерных подходов в воспитании.      4.Рекомендации по воспитанию девочек.

  1. Во-первых, очень важно, чтобы между дочерью и мамой (а также папой) были теплые, доверительные отношения. В свою очередь родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.
  2. Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.
  3. Уважать личность дочери, проявляя удовлетворённость её поступками, формировать позитивную самооценку девочки.
  4. У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты": мама должна находить время для разговора с дочерью «по душам». Беседы должны быть регулярными.
  5. Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.
  6. Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.
  7. Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды.
  8. Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь.
  9. Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят.
  10. Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими!

5.Рекомендации по воспитанию мальчиков.

  1. Папе, общаясь с сыном, следует сдерживать эмоции, стараться разговаривать, не повышая тона, спокойно.
  2. Мальчикам нужно реже ЗАПРЕЩАТЬ, а чаще РАЗРЕШАТЬ что-то дополнительное за хороший поступок.
  3. Мальчикам должны быть естественными проявлять свою эмоциональность (не ругать за слезы).
  4. Мамам нужно больше доверять воспитание сына папе: он ЧУВСТВУЕТ, как нужно воспитывать мужчину.
  5. Формировать в мальчиках чувство ответственности.
  6. Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!
  7. Обязательно должен быть физический, телесный контакт - для повышения самооценки мальчика.
  8. Мама - ЗАБОТИТСЯ, а папа - ФОРМИРУЕТ мужчину.
  9. Задача родителей - проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.

    Итак, мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постарайтесь понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа.

       Благодаря родителям - его хорошим, умным, заботливым папам и мамам, ребенок будет уметь делать многие вещи правильно и возможно даже лучше и быстрее других и, что самое главное, без стрессов и ущемления личности.

Список  используемой литературы литературы.

1.Алёшина, Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Психология.- сер.14.-1987.- №2.- с.60-72.

2. Арутюнянц, Э. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодёжи.-Вильнюс.- 1988.- 46с.

3.Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб.: Питер, 2001.

4.Выготский, Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1982.- т.4.

5.Гозман, Л.Я., Алёшина, Ю.Е., Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Психологический журнал.- 1991.- №4.- с.84-92.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему «Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста»

Сенсорное воспитание - целенаправленный процесс, в ходе которого при организации правильного педагогического взаимодействия развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, форм...

Статья на тему «Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста»

Статья на тему "Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста"...

Статья на тему: "Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста"

Семья – первый коллектив, который формирует детские умения и привычки, закладывает черты характера, развивает эмоции, чувства, прививает нравственные и духовные идеалы, учит взаимодействовать с ...

Статья на тему «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье описывается роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста....

Консультация на тему «Роль семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста»

Слайд 1. Уважаемые родители!Хочу представить вашему вниманию презентацию на тему «Роль семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста». Слайд 2. Цели и задачи представлены на слайде....

Статья на тему "Основы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста"

ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАМисюрина Анастасия Анатольевна Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста – это систематический процесс, ...