Статья на тему "Основы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста"
учебно-методическое пособие

Мисюрина Анастасия Анатольевна

ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мисюрина Анастасия Анатольевна

 

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста – это систематический процесс, оказывающий воздействие на личность ребенка с целью развития у него способностей созерцать красоту окружающего мира. Все мы регулярно сталкиваемся с эстетическими явлениями: в социуме, в работе, в быту, в общении с искусством. Эстетичность доставляет удовлетворенность в деятельности, стимулирует трудовую активность, делает приятным общение с людьми. У детей, в процессе эстетического воспитания, происходит переход от размытого отклика на все яркое и красивое к осознанному восприятию прекрасного вокруг. Ребенок начинает гармонизировать продукты своей деятельности, себя и свое общение в социуме. При этом ребенком не в полной мере осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению. Без вмешательства педагога на ранней стадии развития могут сложиться не совсем верные представления о жизни, ценностях и идеалах.

      Музыка является богатейшим и действенным средством развития эстетического воспитания, поскольку она обладает большой эмоциональной силой. Гармоничность музыкально – эстетического воспитания важна для детей всех возрастов, особенно для детей дошкольного возраста. Доказано, что музыкальные впечатления, полученные детьми в период дошкольного детства, остаются в памяти на длительное время.  Ребенок дошкольного возраста с удовольствием познает окружающий мир. Любопытные, заинтересованные, открытые к информации маленькие дети, словно губка впитывают все, что дают им родители и педагоги. Здесь основная задача взрослых, щедро открыть мир, познакомив с самым прекрасным – с искусством, в частности с музыкальной деятельностью.

Музыка имеет воспитательный и психотерапевтический эффект, она способна успокоить, настроить на позитивное настроение. С музыкой ассоциируется все самое лучшее и светлое, доброе и положительное.

     Перед музыкально – эстетическим воспитанием стоит следующая цель: «Формирование способностей активного эстетического отношения детей к произведениям искусства, а также побуждение к участию в создании прекрасного в искусстве, повседневном труде и творчестве». Задачи, регулирующие достижение цели, делятся на 2 подгруппы: первая формирует эстетическое отношение к окружающему миру, вторая – формирует художественные умения в области разных искусств (рисование, лепка, пение, движение под музыку).

    Немаловажную роль в реализации данных задач играет развивающая предметно – пространственная среда (в дошкольном учреждении это группа и музыкальный зал) и социальная среда. Если обстановка эстетична, красива, если ребенок наблюдает вокруг себя вежливое общение между людьми, слышит красивую и грамотную речь, то с ранних лет он станет воспринимать эстетическое окружение как норму. Эстетика детского сада заключается в простоте, в грамотно продуманном подборе предметов обихода, где каждая вещь имеет свое место и назначение. Работая музыкальным руководителем несколько лет, могу сказать, что очень ответственно отношусь к организации развивающей среды музыкального зала, регулярно пополняю методические пособия для воспитанников. Также уделяю время саморазвитию, постановке и грамотности своей речи.

        В своей работе придерживаюсь мнения, что музыка должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в сопровождении игр детей, на прогулках, во время рисования. В детском саду музыка начинает звучать с утренней зарядки и сопровождает воспитанников в течение всего дня. Дети много занимаются пением, разучивают танцевальные движения и играют в подвижные музыкальные игры.

Чтобы музыка выполняла свою основную функцию – формирование гармонично развитой личности, на музыкальных занятиях мы развиваем музыкальность в целом.

Музыкальность по своей сути — это комплекс задатков природы, которые обеспечивают возможность воспитывать в человеке музыкальный вкус. Задатки музыкальности свойственны каждому человеку, но зачастую они остаются неразвитыми или не выявленными. Первый признак музыкальности – способность чувствовать характер и настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение. Именно поэтому в структуре каждого музыкального занятия в детском саду имеется слушание музыки. Данную деятельность рекомендуется сопровождать картинками, видеороликами или презентацией. Так, произведение будет проще восприниматься. Второй признак – способность вслушиваться и анализировать. Дети старшего дошкольного возраста, например, с удовольствием слушают записи симфонических и народных оркестров и самостоятельно пытаются различить звучание того или иного знакомого инструмента. Третий признак музыкальности заключается в проявлении творческого отношения к музыке. После прослушивания музыкальных произведений на занятиях, воспитанники получают домашнее задание (например, нарисовать птиц, шмеля или куклу).

      Таким образом, благодаря музыкальным занятиям, у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется музыкальный слух, рождается творческое воображение.

Теория и практика дошкольной педагогики имеют определенные формы музыкальной деятельности. Доктор педагогических наук О.П. Радынова рекомендует такие формы:

  1. Занятия – основная форма организации деятельности, через которую происходит обучение детей, развитие их способностей, воспитание разнообразных качеств личности, формирование основ музыкальной культуры. Главная задача любого педагога, а в нашем случае музыкального руководителя – вызвать интерес к музыкальной деятельности.
  2. Музыка в быту и повседневной жизни – еще одна форма организации деятельности, которая включает в себя слушание музыки повседневно и повсеместно. Сюда мы относим: утреннюю зарядку с музыкальным сопровождением, самостоятельное музицирование на инструментах или предметах быта (изготовление шумовых инструментов), различные виды развлечений и праздничные утренники.
  3. Консультирование воспитателей и педагогов дошкольного учреждения – заключительная форма организации деятельности, по мнению Радыновой. Музыкальный руководитель регулярно проводит консультации и практические мастер – классы для педагогов.

 

Однозначно, каждая форма имеет свои особенности. Так, слушание музыки – процесс целенаправленный и он сопровождается именно музыкальным руководителем, который концентрирует внимание детей на определенной тематике.

Музыка в повседневной жизни – процесс, который могут контролировать и родители, и воспитатели. Музыка может сопровождать тихие игры, рисование. Такое восприятие является непроизвольным, но оказывает огромное влияние на развитие общей музыкальности детей. А вот пение лучше всего развивает музыкальные способности. Улучшается работа памяти и метроритмических способностей, которые важны.

      Таким образом, можно сделать вывод о том, что именно музыка и любая музыкальная деятельность является мощнейшим источником обогащения личности детей, особенно дошкольного возраста. Именно она помогает наиболее ярко воспринимать литературные произведения, образы искусства и живописи.

      Музыкально – эстетическое воспитание детей дошкольного возраста действительно занимает важное место во всей системе образования. За ним стоит не только развитие эстетических качеств личности, но и всей личности в целом: духовных потребностей, нравственных идеалов, личного мировоззрения. Воспитательное значение здесь имеет все – и природа, и труд, и быт, и семья. Искусство в данном случае выступает как основной носитель красивого и прекрасного вокруг. Воздействие эстетических волн жизни и искусства на личность может происходит как целенаправленно, так и спонтанно и ростки, я считаю, появляются именно в дошкольном учреждении. Педагоги детских садов систематически внедряют в свою деятельность работу по эстетическому воспитанию и это помогает воспитанникам добиваться успехов в разных сферах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мисюрина Анастасия Анатольевна

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста – это систематический процесс, оказывающий воздействие на личность ребенка с целью развития у него способностей созерцать красоту окружающего мира. Все мы регулярно сталкиваемся с эстетическими явлениями: в социуме, в работе, в быту, в общении с искусством. Эстетичность доставляет удовлетворенность в деятельности, стимулирует трудовую активность, делает приятным общение с людьми. У детей, в процессе эстетического воспитания, происходит переход от размытого отклика на все яркое и красивое к осознанному восприятию прекрасного вокруг. Ребенок начинает гармонизировать продукты своей деятельности, себя и свое общение в социуме. При этом ребенком не в полной мере осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению. Без вмешательства педагога на ранней стадии развития могут сложиться не совсем верные представления о жизни, ценностях и идеалах.

      Музыка является богатейшим и действенным средством развития эстетического воспитания, поскольку она обладает большой эмоциональной силой. Гармоничность музыкально – эстетического воспитания важна для детей всех возрастов, особенно для детей дошкольного возраста. Доказано, что музыкальные впечатления, полученные детьми в период дошкольного детства, остаются в памяти на длительное время.  Ребенок дошкольного возраста с удовольствием познает окружающий мир. Любопытные, заинтересованные, открытые к информации маленькие дети, словно губка впитывают все, что дают им родители и педагоги. Здесь основная задача взрослых, щедро открыть мир, познакомив с самым прекрасным – с искусством, в частности с музыкальной деятельностью.

Музыка имеет воспитательный и психотерапевтический эффект, она способна успокоить, настроить на позитивное настроение. С музыкой ассоциируется все самое лучшее и светлое, доброе и положительное.

     Перед музыкально – эстетическим воспитанием стоит следующая цель: «Формирование способностей активного эстетического отношения детей к произведениям искусства, а также побуждение к участию в создании прекрасного в искусстве, повседневном труде и творчестве». Задачи, регулирующие достижение цели, делятся на 2 подгруппы: первая формирует эстетическое отношение к окружающему миру, вторая – формирует художественные умения в области разных искусств (рисование, лепка, пение, движение под музыку).

    Немаловажную роль в реализации данных задач играет развивающая предметно – пространственная среда (в дошкольном учреждении это группа и музыкальный зал) и социальная среда. Если обстановка эстетична, красива, если ребенок наблюдает вокруг себя вежливое общение между людьми, слышит красивую и грамотную речь, то с ранних лет он станет воспринимать эстетическое окружение как норму. Эстетика детского сада заключается в простоте, в грамотно продуманном подборе предметов обихода, где каждая вещь имеет свое место и назначение. Работая музыкальным руководителем несколько лет, могу сказать, что очень ответственно отношусь к организации развивающей среды музыкального зала, регулярно пополняю методические пособия для воспитанников. Также уделяю время саморазвитию, постановке и грамотности своей речи.

        В своей работе придерживаюсь мнения, что музыка должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в сопровождении игр детей, на прогулках, во время рисования. В детском саду музыка начинает звучать с утренней зарядки и сопровождает воспитанников в течение всего дня. Дети много занимаются пением, разучивают танцевальные движения и играют в подвижные музыкальные игры.

Чтобы музыка выполняла свою основную функцию – формирование гармонично развитой личности, на музыкальных занятиях мы развиваем музыкальность в целом.

Музыкальность по своей сути — это комплекс задатков природы, которые обеспечивают возможность воспитывать в человеке музыкальный вкус. Задатки музыкальности свойственны каждому человеку, но зачастую они остаются неразвитыми или не выявленными. Первый признак музыкальности – способность чувствовать характер и настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение. Именно поэтому в структуре каждого музыкального занятия в детском саду имеется слушание музыки. Данную деятельность рекомендуется сопровождать картинками, видеороликами или презентацией. Так, произведение будет проще восприниматься. Второй признак – способность вслушиваться и анализировать. Дети старшего дошкольного возраста, например, с удовольствием слушают записи симфонических и народных оркестров и самостоятельно пытаются различить звучание того или иного знакомого инструмента. Третий признак музыкальности заключается в проявлении творческого отношения к музыке. После прослушивания музыкальных произведений на занятиях, воспитанники получают домашнее задание (например, нарисовать птиц, шмеля или куклу).

      Таким образом, благодаря музыкальным занятиям, у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется музыкальный слух, рождается творческое воображение.

Теория и практика дошкольной педагогики имеют определенные формы музыкальной деятельности. Доктор педагогических наук О.П. Радынова рекомендует такие формы:

  1. Занятия – основная форма организации деятельности, через которую происходит обучение детей, развитие их способностей, воспитание разнообразных качеств личности, формирование основ музыкальной культуры. Главная задача любого педагога, а в нашем случае музыкального руководителя – вызвать интерес к музыкальной деятельности.
  2. Музыка в быту и повседневной жизни – еще одна форма организации деятельности, которая включает в себя слушание музыки повседневно и повсеместно. Сюда мы относим: утреннюю зарядку с музыкальным сопровождением, самостоятельное музицирование на инструментах или предметах быта (изготовление шумовых инструментов), различные виды развлечений и праздничные утренники.
  3. Консультирование воспитателей и педагогов дошкольного учреждения – заключительная форма организации деятельности, по мнению Радыновой. Музыкальный руководитель регулярно проводит консультации и практические мастер – классы для педагогов.

Однозначно, каждая форма имеет свои особенности. Так, слушание музыки – процесс целенаправленный и он сопровождается именно музыкальным руководителем, который концентрирует внимание детей на определенной тематике.

Музыка в повседневной жизни – процесс, который могут контролировать и родители, и воспитатели. Музыка может сопровождать тихие игры, рисование. Такое восприятие является непроизвольным, но оказывает огромное влияние на развитие общей музыкальности детей. А вот пение лучше всего развивает музыкальные способности. Улучшается работа памяти и метроритмических способностей, которые важны.

      Таким образом, можно сделать вывод о том, что именно музыка и любая музыкальная деятельность является мощнейшим источником обогащения личности детей, особенно дошкольного возраста. Именно она помогает наиболее ярко воспринимать литературные произведения, образы искусства и живописи.

      Музыкально – эстетическое воспитание детей дошкольного возраста действительно занимает важное место во всей системе образования. За ним стоит не только развитие эстетических качеств личности, но и всей личности в целом: духовных потребностей, нравственных идеалов, личного мировоззрения. Воспитательное значение здесь имеет все – и природа, и труд, и быт, и семья. Искусство в данном случае выступает как основной носитель красивого и прекрасного вокруг. Воздействие эстетических волн жизни и искусства на личность может происходит как целенаправленно, так и спонтанно и ростки, я считаю, появляются именно в дошкольном учреждении. Педагоги детских садов систематически внедряют в свою деятельность работу по эстетическому воспитанию и это помогает воспитанникам добиваться успехов в разных сферах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Тема статьи: «Роль драматургии в нравственном воспитании детей дошкольного возраста».

Аннотация:  Статья посвящена роли драматургии  при соприкосновении детей с искусством (театром, литературой ое произведение, детская драматургия,  формирование нравственных чувств, ...

Статья на тему: "Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста"

Формирование эмоционального интеллекта и семейных ценностей по средствам народных традиций....

Статья "Актуальные вопросы гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

Актуальные вопросы гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста...

Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

В данной статье описывается роль духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе развития системы дошкольного образования....

Статья. Конструирование как основа математического воспитания детей дошкольного возраста. Гороховый конструктор.

В статье представлен материал о том, что в непосредственно образовательной деятельности по математике эффективно используем такую форму работы, как конструирование. С применением конструктора из горох...