Особенности социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста в логике ФГОС ДО
статья (младшая группа) на тему

Файзулянова Елена Павловна

В статье рассмотрены основные особенности социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста, имеющиеся педагогические подходы к проблеме социализации детей, а также требования, предъявляемые ФГОС ДО к педагогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_sotsialno.docx17.09 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста в логике ФГОС ДО

   Процесс социализации является одним из ключевых направлений работы дошкольного образовательного учреждения. Начиная с младшего возраста воспитанников, педагоги стараются решить задачи социально-личностного развития детей при помощи различных методов и технологий, особенно важным вопрос социализации становится в старшем дошкольном возрасте перед выходом ребенка в школьную жизнь. Первые межличностные отношения с другими людьми появляются и развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Начальный социальный опыт общения с другими становится основой для развития личности ребенка, определяет особенности поведения человека в будущем, умения принимать и понимать других людей, степень его открытости миру.

   Дошкольный возраст – это период активного социального развития, становления личного опыта взаимодействия детей с миром, с окружающими взрослыми людьми и сверстниками. В этот период ребенок активно накапливает свой первый опыт самостоятельных, социально-ориентированных поступков, делает первые шаги в освоении принятых в обществе этических норм и правил. Социальное развитие рассматривается многими исследователями как центральное направление образовательного процесса в дошкольном учреждении. В результате правильно выстроенного педагогического процесса, направленного на социально-личностное развитие детей, у дошкольников формируется начальная социально-коммуникативная компетентность, проявляющаяся в готовности детей решать задачи сотрудничества, проявлять эмпатию, взаимопонимание и доброжелательное отношение ко взрослым и сверстникам. Такой результат можно достичь только при четко спланированной педагогической работе, начиная с младшего дошкольного возраста, при соблюдении необходимых условий организации педагогического процесса.

   Понятие «социализация» можно определить как овладение индивидом в процессе взаимодействия с социальной средой механизмами социального поведения и усвоения общепринятых норм. Благодаря высокой восприимчивости детей дошкольного возраста к усвоению социальных норм и правил поведения, которая основана на подражании значимым взрослым, а также быстрому усвоению нового материала из-за пластичности нервной системы,  в дошкольном возрасте создаются благоприятные возможности для успешного социально-нравственного воспитания и развития личности ребенка.

Личность ребенка развивается, меняется под влиянием других людей, которые его окружают, приспосабливается к выполнению в обязанностей в социуме, отвечает за свои поступки, за свое поведение. Данный процесс носит название "социализация". Главная задача социализации - передача обществом культуры, социально-исторического опыта, ценностных ориентаций, усвоение правил и норм поведения.

   По определению И.С.Кона, социализация - это  «совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества», с точки зрения А. В. Мудрика социализация — это «процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром». Неотъемлемым показателем социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста является проявление социальной активности ребенка, без которой невозможно появление новых личностных преобразований. Социальная активность рассматривается как готовность личности к социальным действиям в сфере социальных отношений (М.И. Рожков), как нравственное и творческое выполнение личностью социальных функций (Т.С. Лапина). Именно активное, творческое начало в освоении общепринятых норм и правил, в отношении со взрослыми людьми и сверстниками является важнейшим условием эффективного процесса социализации детей дошкольного возраста.

  В современной психолого-педагогической литературе выделяются различные подходы к социально-личностному развитию детей дошкольного возраста, в качестве основного направления процесса социализации определяют следующие понятия:

- нравственная воспитанность (В.К. Котырло, С.В.Петерина) как интегративное свойство личности, обеспечивающее гармонию нравственно-мотивированных отношений к познанию, деятельности, общению. Ребенок, обладающий нравственной воспитанностью, понимает состояние неблагополучия другого человека, способен различить эмоциональные реакции других людей, адекватно проявить сопереживание и сочувствие к другому.

- социальная компетентность (Т.В. Антонова, Т.А. Репина, Е.К. Золотарева) как базисная характеристика личности, отражающая ее достижения в развитии взаимоотношений с другими людьми.

   В ФГОС ДО вводится понятие «позитивной социализации» дошкольников, для которой приоритетным становится эмоциональный комфорт воспитанников в процессе обучения в дошкольной образовательной организации, развитие социальных навыков у детей, а также коммуникативной компетентности, которая выражается в наличии трех компонентов: коммуникативные знания, умения, способности.

   Таким образом, после проведенного анализа имеющихся современных педагогических подходов к реализации процесса социализации в дошкольном образовательном учреждении, можно сделать вывод о том, что основное внимание педагоги и специалисты должны обратить на эмоциональное благополучие ребенка в группе дошкольного образовательного учреждения, его умение активно вступать в эффективное взаимодействие со взрослыми и сверстниками на основе понимания их чувств и переживаний, ориентировку в нравственных нормах и правилах, позитивное отношение к себе.

   В раннем детстве ребенок в совместной деятельности со взрослыми осваивает основные предметные действия, в то же время поведение взрослых, характер их отношений  собой, способы их действий, манеры становятся образцом для подражания. В раннем детстве ребенок еще не осознает роль взрослого, также нет осознания самого себя, еще не усвоены нормы и правила поведения, принятые в обществе. Но уже на стыке раннего и дошкольного возраста ярко проявляется стремление у ребенка к самостоятельности, возникают собственные желания, которые осознаются им. Взрослый человек является образцом для ребенка, который постепенно начинает действовать «как большой», ему хочется подражать взрослым, их действиям, отношениям. Именно это стремление становится основой всех новообразований в социально-коммуникативном развитии ребенка. Для данного исследования становится важным положение о том, что дошкольный возраст является периодом усвоения норм и правил поведения, подчинение своих мотивов установленным в обществе образцов, усвоенных от взрослых.

   В дошкольном возрасте у ребенка появляется произвольность поведения – умения контролировать свои поступки и действия, эмоции на основе усвоения принятых этических норм и правил. Для дошкольника становится важной оценка взрослыми его проявлений, которая становится ориентиром для дальнейших действий и поступков.

  ФГОС ДО определяет основные задачи социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

   В младшей группе социально-коммуникативное развитие проходит при максимальной поддержке воспитателя, который наравне с родителями воспитанников выступает в качестве образца и эталона для усвоения этических норм и правил для детей младшего дошкольного возраста. В то же время ребенок все более активно проявляет интерес к окружающим его людям, в его развитии значимую роль начинает играть общение со сверстниками.

  В ходе реализации процесса социализации детей младшего дошкольного возраста решаются следующие педагогические задачи:

- придание отношениям детей со взрослыми и сверстниками положительной направленности;

- поддержка и развитие стремления ребенка к общению;

- обогащение личного практического опыта ребенка;

- постоянное приучение ребенка к положительным поступкам;

- воспитание эмоциональной отзывчивости на состояние других людей;

-освоение способов взаимодействия со сверстниками в повседневном общении и в игре;

- выполнение элементарных правил культуры поведения в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий в развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДОУ

обучение игровым действиям через развертывание игровой деятельности...

Дополнительная образовательная программа социально-коммуникативной направленности для детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет "Зеленый светофор Здоровья"

Работа воспитателя по оздоровлению детей не подменяет систему лечебных мероприятий, назначенных врачом, а являются  системой  и комплексом тех мероприятий, которые должны выполняться в систе...

"Развитие социально-коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста (возраст от 2,5 до 3 лет) посредством коммуникативных дидактических игр"

1.Актуальность темы.2.Выдержки из ФГОС ДО и профстандарта по заявленной теме.3.Целевые ориентиры в раннем возрасте.4.Взаимодействие работников ДОУ с родителями.5.Описание коммуникативных игр,  на...

опыт работы "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста с ТНР в театрализованной деятельности"

способствовать развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста с ТНР через театрализованную деятельность....

Картотека социально-коммуникативных игр для детей младшего дошкольного возраста

Развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания, наблюдательности, развитие активного словаря, развитие умения распознавать язык мимики и жестов, снят...

Использование игровых образовательных ситуаций в процессе развития социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста

Развитие социально- коммуникативных навыков у младших дошкольников с помощью игровых образовательных ситуаций...