Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей
статья на тему
Содержание:
1. Подбор и изучение методической литературы.
2. Подбор дидактических игр.
3. Развитие детей в драматизации.
4. Роль воспитателя в организации драматизации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №48 Калининского района г. Санкт-Петербурга
Статья на тему: «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
Автор: Грачева Татьяна Сергеевна
воспитатель ГБДОУ д/с №48
2016 год.
- Содержание:
- Подбор и изучение методической литературы.
- Подбор дидактических игр.
- Развитие детей в драматизации.
- Роль воспитателя в организации драматизации.
- Основная часть:
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Зная возрастные особенности детей 5-го года жизни, мы всё чаще замечаем что не все дети умеют общаться друг с другом , некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.
Для решения данной проблемы была взята тема по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. Исходя из этого была поставлена задача по развитию и воспитанию в душе каждого ребёнка духовного начала, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
- Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.
- Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
- Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
- Подобрать диагностические материалы направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей , на примере героев русских народных сказок.
Самый распространенный метод ознакомления со сказкой - чтение воспитателя. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей. Главное выразительно прочитать , чтобы дети заслушивались . Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намёком на движение.
Ещё один метод- рассказывание , это более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов. Главное в передаче рассказчика- выразительно рассказывать, чтобы дети внимательно слушали. Приёмы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.
Для закрепления знаний полезны такие методы , дидактические игры на материале знакомых сказок ( например «Отгадай мою сказку» , один начинает — другой продолжает)
Следующий приём- повторность чтения. Повторное чтение и рассказывание можно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребёнку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.
Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа.
Привлечением детей к участию в драматизации , способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.
Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения. Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации показываю детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.
Ещё один прием - беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных.
Этапы работы со сказкой:
- Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
- Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
- Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки .
- Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных.
Эти сказки помогут педагогу показать:
- Как дружба помогает победить зло «Зимовье»;
- как добрые и миролюбивые побеждают «Волк и семеро козлят»;
- Что злая Сказка не дает прямых наставлений детям «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки;
- Сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми;
- Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации;
- Сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить;
- Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка»;
- Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк»;
- Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается «Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»;
- Мудрость восхваляется «Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», забота о близком поощряется «Бобовое зернышко»;
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в победе добра над злом. Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми .
Из этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.
Благодаря сказкам, дети не только учатся мыслить, творить, отличать главное от второстепенного, но и растут духовно, совершенствуются, становятся мудрее. Научите ребёнка любить сказки. Пусть волшебство и чудеса они переносят в реальную жизнь, творя добро и радуя вас хорошими поступками.
- Список литературы:
- Шарыгина Т. А. «Беседы о хорошем и плохом поведении». М. ТЦ Сфера 2014 год.
- Алябьева Е. А. «Нравственно- этические беседы и игры с дошкольниками». М. ТЦ Сфера 2004 год.
- Ушакова О. С. «Знакомим дошкольников с литературой» ТЦ Сфера 1998год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/23/picture-211725-1364059376.jpg)
План работы по самообразованию на тему: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: "Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/08/picture-948744-1507436071.jpg)
Программа и план работы кружка «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Программа и план работы...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/23/picture-998597-1548208078.jpg)
Презентация проекта Тема: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Презентация проекта Тема: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/23/picture-998597-1548208078.jpg)
Семинар практикум «Русская народная сказка, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
Семинар практикум «Русская народная сказка, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/23/picture-1243739-1587646397.jpg)
Рабочая программа кружка детей разновозрастной группы «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Рабочая программа кружкадетей разновозрастной группы«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/26/picture-761667-1456491368.jpg)
Рабочая программа кружка детей 2 - 3 лет «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Рабочая программа кружкадетей 2 - 3 лет«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...