Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей
статья на тему

Грачева Татьяна Сергеевна

       Содержание:

1.     Подбор и изучение методической литературы.

2.     Подбор дидактических игр.

3.     Развитие детей в драматизации.

4.     Роль воспитателя в организации драматизации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rol_skazki.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №48 Калининского района г. Санкт-Петербурга

Статья на тему: «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Автор: Грачева Татьяна Сергеевна

 воспитатель ГБДОУ д/с №48

2016 год.

  1. Содержание:
  1. Подбор и изучение методической литературы.
  2. Подбор дидактических игр.
  3. Развитие детей в драматизации.
  4. Роль воспитателя в организации драматизации.

  1. Основная часть:

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Зная возрастные особенности детей 5-го года жизни, мы всё чаще замечаем что не все дети умеют общаться друг с другом , некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.

Для решения данной проблемы была взята тема по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. Исходя из этого была поставлена задача по развитию и воспитанию в душе каждого ребёнка духовного начала, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

  1. Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.
  2. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
  3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
  4. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
  5. Подобрать диагностические материалы направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей , на примере героев русских народных сказок.

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой - чтение воспитателя. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей. Главное выразительно прочитать , чтобы дети заслушивались . Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намёком на движение.

Ещё один метод- рассказывание , это более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов. Главное в передаче рассказчика- выразительно рассказывать, чтобы дети внимательно слушали. Приёмы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Для закрепления знаний полезны такие методы , дидактические игры на материале знакомых сказок ( например «Отгадай мою сказку» , один начинает — другой продолжает)

Следующий приём- повторность чтения. Повторное чтение и рассказывание можно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребёнку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа.

Привлечением детей к участию в драматизации , способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения. Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации показываю детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.

Ещё один прием - беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных.

Этапы работы со сказкой:

  • Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
  • Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
  • Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки .
  • Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных.

Эти сказки помогут педагогу показать:

  1. Как дружба помогает победить зло «Зимовье»;
  2.  как добрые и миролюбивые побеждают «Волк и семеро козлят»;
  3. Что злая Сказка не дает прямых наставлений детям «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки;
  4. Сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми;
  5. Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации;
  6. Сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить;
  7. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка»;
  8. Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк»;
  9. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается «Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»;
  10. Мудрость восхваляется «Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», забота о близком поощряется «Бобовое зернышко»;

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в победе добра над злом. Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми .

Из этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

Благодаря сказкам, дети не только учатся мыслить, творить, отличать главное от второстепенного, но и растут духовно, совершенствуются, становятся мудрее. Научите ребёнка любить сказки. Пусть волшебство и чудеса они переносят в реальную жизнь, творя добро и радуя вас хорошими поступками.

  1. Список литературы:
  1. Шарыгина Т. А. «Беседы о хорошем и плохом поведении». М. ТЦ Сфера 2014 год.
  2. Алябьева Е. А. «Нравственно- этические беседы и игры с дошкольниками». М. ТЦ Сфера 2004 год.
  3. Ушакова О. С. «Знакомим дошкольников с литературой» ТЦ Сфера 1998год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на тему: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: "Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"...

Презентация проекта Тема: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Презентация проекта   Тема: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания  детей дошкольного возраста»...

Семинар практикум «Русская народная сказка, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Семинар практикум «Русская народная сказка, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»....

Рабочая программа кружка детей разновозрастной группы «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Рабочая программа кружкадетей разновозрастной группы«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...

Рабочая программа кружка детей 2 - 3 лет «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Рабочая программа кружкадетей 2 - 3 лет«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...