Консультация для воспитателей "В мире музыки"
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Набиева Александра Александровна

Первоначальное обучение музыке предполагает знакомство со звуками окружающего мира, которые являются прообразом музыкального искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «В мире звуков»

Первоначальное обучение музыке предполагает знакомство со звуками окружающего мира, которые являются прообразом музыкального искусства.

Расскажите детям об удивительном мире звуков, которые нас окружают. Их много, и они такие разные: вот жалобно мяукает котенок и тонко позванивает хрусталь, таинственно шуршат листья под ногами, визжит тормозами машина и поют птицы, а вот затрещал отломившийся с ветки сучок, как сильно воет ветер за окном и т.д. Почти все, что окружает нас, звучит. Каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Пусть дети представят, что произойдет, если все звуки исчезнут и наступит тишина…

Беседы с детьми о различных звуках.

  1. Деревянные звуки.

Цель: привлечь внимание детей к богатству и разнообразию звуков, издаваемых деревянными предметами и музыкальными инструментами. Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию и изобретательность в звукотворчестве; ассоциативное мышление и воображение.

Изучите с детьми различные деревянные предметы: стол, стул, корпус фортепиано, карандаши, деревянную посуду, постучите по ним палочкой, послушайте и сравните издаваемые ими звуки. Сравнить со звуками падающего срубленного дерева, стука в дверь, стука по дереву клювом дятла.

Предложите детям самостоятельно изучить звуковые возможности дерева, вместе с ними определите качество звучания деревянных звуков: теплый, сухой, глухой, щелкающий, трескучий. Дети должны сами выяснить, от чего зависит это качество (от размера инструмента, предмета, звукоизвлечения).

Расскажите, что со временем деревянные звуки переселились в деревянные музыкальные инструменты: ложки, рубель, коробочки, клавесы. Все эти инструменты вначале были обыкновенными бытовыми вещами: ложками ели, рубель был стиральной доской, шкатулки – коробочками, а клавесы – палочками. Самое замечательное превращение произошло с деревянными поленьями – они стали клавишами изящного ксилофона.

Знакомство с многообразием деревянных звуков проведите, как увлекательную игру. Предложите «послушать голоса» предметов, изобразить «разговор» кубиков и карандашей. Пусть дети придумают импровизированный аккомпанемент к танцевальной мелодии, используя кубики, карандаши, палочки. Направляйте их фантазию на извлечение звуков самыми неожиданными способами. Так, можно потереть несколько карандашей между ладонями, постучать по столу пальцем, кулачком, ладошкой, ребром ладони, двумя руками, палочкой. Задавая вопрос: «Как еще можно поиграть на этом инструменте?» – педагог поможет детям проявить изобретательность и из одного и того же предмета извлечь как можно больше разных по качеству звуков. Предложите детям темы для деревянной музыки: «Разговор двух деревьев», «Веселый и грустный Буратино», «Танец деревянных палочек», «Вздохи старого пня». Пусть ребята придумают свои темы и попробуют создать звуковую композицию на одну из них.

Можно предложить украсить «деревянными звуками» музыку. Для этого очень хорошо подходит русская народная музыка.

  1. Стеклянные звуки.

Цель: привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков, дать им качественные определения. Соотнести звучание стекла с некоторыми эмоциональными состояниями. Развивать тембровый слух, чувство ритма, ассоциативное мышление и воображение.

Предложите детям закрыть глаза и послушать, какие волшебные, красивые звуки издают стеклянные предметы. Расскажите, что в стеклянном королевстве живут очень изнеженные, хрупкие и капризные звуки, и с ними нужно быть очень осторожными. Если стукнуть стаканы друг об друга тихонько, то они заговорят, и мы услышим звонкий, прозрачный голос стекла.

Среди стеклянных звуков есть королевские особы – это звуки хрустальные. Их нежные, переливающиеся голоса так красивы, что их хочется долго слушать, кажется, что рождаются они из тишины и создают нежный, волшебный колорит. Предложите детям самим извлечь стеклянные звуки: с помощью разных палочек или слегка ударяя предметами друг об друга.

Музыкальные инструменты из стекла не делают, потому что оно очень хрупкое. Стеклянные звуки переселились в некоторые металлические инструменты – валдайские колокольчики, треугольники.

О чем могут рассказать стеклянные звуки? Ребята могут придумать и исполнить очень красочные композиции . Предложите для импровизаций следующие темы: «Солнечный лучик отразился в зеркале», «Осенние капли на оконном стекле», «Калейдоскоп и цветные карандаши», «Корона Снежной Королевы», «Обеденное рондо» и т.п.

Можно предложить украсить музыку «стеклянными» звуками. Например, пьесы «Танец Феи Драже» П.И.Чайковского, «Утро» Э.Грига.

                     

  1. Металлические звуки.

Цель: Познакомить детей со звуками, издаваемыми металлическими предметами и инструментами, стимулировать воображение и фантазию. Учить использовать в своих композициях переменную динамику.

Расскажите детям, что с металлическими звуками проще всего познакомиться на кухне. Здесь есть целый оркестр: металлические ложки, кастрюли, сковородки и крышки от них, металлические банки и красивые расписные подносы. Это очень шумные «особы». Они не любят «разговаривать» тихо. Их яркий, призывный голос разносится по всей квартире. Если взять две крышки от кастрюль и стукнуть ими друг о друга, слышно будет очень далеко.

Но можно и с металлической посудой научиться разговаривать вполголоса и даже шепотом. Предложите детям поэкспериментировать с предметами – придумать и исполнить в «посудном оркестре» аккомпанемент к стихотворению Д.Хармса «Веселый старичок»:

Жил на свете старичок

Маленького роста,

И смеялся старичок

Чрезвычайно просто:

Ха-ха-ха да хе-хе-хе                        Ладонью по кастрюле

Хи-хи-хи да бух-бух!                Ладонью по крышке

Бу-бу-бу да бе-бе-бе                        Металлические ложки и вилки

Динь-динь-динь                        Ложкой по крышке

Да трюх-трюх!                        Связка ключей

 Обратите их внимание, что качество и динамика звука зависит от звукоизвлечения: резко или мягко. Юмористический характер такого музицирования, его игровая форма зажигают фантазию детей и их желание придумывать все новые варианты озвучивания стихов, которые могут быть бесконечно разнообразны.

Другие темы для фантазий: «Что мы услышали на заводе», «Разговор железного человека и оловянных солдатиков», «Одинокая струна». Для этого хорошо подойдут связки ключей, гаек, гаечных ключей, мешочки с монетами и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "В мире музыки"

Музыка это несомненный ресурс жизни, роста и образования, который может стать неотъемлемой частью жизненного опыта ребенка....

Консультация для родителей "Ребенок в мире музыки"

Как объяснить родителям, что музыкальное воспитание - это не только интересно, но и полезно для ребенка? Как увлечь малыша музыкой? Как сделать родителей союзниками в воспитании музыкальной культуры у...

Консультация для родителей "В мире музыки"

Консультация для родителей "В мире музыки"...

Консультация для родителей "В мире музыки"

Консульиация для родителей "В мире музыки"...

Консультация для родителей " В мире музыки".

Консультация для родителей....

Консультация для родителей "В мире музыке"

Консультация для родителей "В мире музыке"...