Консультация для воспитателей по теме «Загадка или сказка, нуждающаяся в отгадке».
консультация на тему

Савенко Елена Александровна

Консультация для воспитателей детских садов  о влиянии загадок  на умственное, эстетическое и нравственное воспитание детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей по теме:

 «Загадка или сказка, нуждающаяся в отгадке»

   Загадка – изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. Загадки у разных народов называются по-разному. У чувашей, например, загадка – это «тупмалли юмах», что буквально означает «сказка, требующая отгадки». Почему? Многие загадки содержат сказочный сюжет и могут рассматриваться как особая разновидность сказок.

   В. П. Аникин называет загадкой «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления.

Признаки загадки, отличающие ее от других фольклорных жанров:

  • По содержанию она представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать.
  • Описание нередко оформлено в виде вопроса.
  • Как правило, это описание лаконично.
  • Загадке часто присущ ритм.

   Учитывая эти признаки, вытекает следующее определение загадке: загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного или скрытого вопроса.

   Многие фольклористы отмечают, что загадки умны, высокопоэтичны, нравственны. А значит, они оказывают соответствующее влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание детей. В глубокой древности они, вероятно, выполняли все эти функции. Но позднее доминирующим началом в них стало умственное воспитание.

   С помощью загадки нередко испытывали мудрость, находчивость, образованность человека, что отразилось во многих народных состязаниях, в том числе посвящения юношей в воины, выкупа невесты женихом и т.д. подобная роль загадки отражена в фольклорных произведениях. Например, в сказке «Царевна-лягушка» Ивану приходится разгадать загадки, прежде чем паук отдает ему меч-кладенец: «Что на свете всех дороже?» (Жизнь.)

   У многих народов проводились «вечера загадок». Это был своеобразный ритуал, обычно совершавшийся осенью, по окончании сельскохозяйственных работ. Старшие загадывали младшим загадки, группируя их тематически: о человеке, одежде, явлениях природы.

   Широкие педагогические возможности загадки отмечаются многими педагогами.

  • Загадки способствуют развитию памяти, образного мышления, быстроте умственных реакций (Г.Н. Волков).
  • Загадка доставляет уму полезное упражнение (К.Д. Ушинский).
  • Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, доставляют ребенку эстетическое наслаждение (Ю.Г. Илларионова).
  • Особое место в процессе воспитания детей занимает диагностическая функция загадки: она позволяет воспитателю без каких-либо специальных тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ребенка (Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина).

Особенности работы с загадками

Я считаю, что в нашей работе важным критерием отбора сказок является возраст детей. Так  дети младшего дошкольного возраста с удовольствием отгадывают загадки, в которых указываются реальные признаки угадываемого предмета, его внешнего вида. Эти загадки называются описательными:

Длинная, гладкая,

Оранжевая, сладкая,

Зайчики едят

И нам велят. (Морковь.)

 Для этого же возраста подходят и загадки с рифмующей отгадкой:

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок.

Кто же это? (Петушок.)

   Тематика загадок для детей младшего возраста ограничена. Это загадки о тех предметах, с которыми ребенок чаще всего сталкивается и которые ему интересны: об игрушках, домашних животных, предметах быта продуктах питания. Загадки для малышей не должны быть длинными, а описания подробными: большое количество признаков только запутает ребенка.

Цель: накопление номинативного словаря.

  Дети среднего дошкольного возраста уже умеют выделять в предметах различные качества и свойства, поэтому в работе с ними можно использовать загадки более сложного содержания, в которых есть сравнения, метафоры, образы.

Скатерть бела всю зиму одела. (Снег.)

Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе.(Туча.)

   Подобные образы понятны детям благодаря их внешнему сходству с предметом-отгадкой.

   В этом же возрасте популярны загадки с рифмующимися отгадками:

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки, белые …(снежинки).

Использовать заученные загадки-вопросы можно на развлечениях и праздниках. Такие загадки и ответы на них способствуют формированию у детей убеждений. Их можно найти в сказках и заучить с детьми. Например: «Что для человека дороже всего на свете?» - « Нет ничего дороже Родины» («Сказка о барине и его работнике»).

   Дети старшего дошкольного возраста уже могут отгадывать загадки, предполагающие несколько отгадок.

Без крыл летит,

Без ног бежит,

Без огня горит,

Без ран болит. (Ветер, туча, солнце, сердце.)

   Старшие дошкольники имеют более широкие представления о животном мире, труде людей, явлениях природы. Это позволяет расширить тематику загадок. Дети начинают понимать смысл образных выражений, поэтому и загадки могут не отражать реальные признаки предмета, а только создавать их образ.

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь.)

   Широко используются загадки, «расшифровка» которых строится на постепенном исключении неверных сопоставлений:

          Черен, а не ворон,

Рогат, а не бык,

С крыльями, а не птица. (Жук.)

   В этом возрасте используются литературные загадки, которые имеют длинное описание, а также загадки, для отгадывания которых необходимо иметь развитую наблюдательность.

Молода – похожа на серп,

Поживет – станет как лепешка. (Месяц, луна.)

   Загадки развивают память детей, образное мышление, элементы логического мышления (сравнение, анализ, синтез).

  С образной загадки можно начать любое занятие по сказке (ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка, аппликация, музыкальное, физкультурное занятия и др.), что станет хорошей мотивацией для приглашения сказочного героя, и проверкой детей на сообразительность.

   Дети могут отгадывать загадки индивидуально или хором. Индивидуальное отгадывание предполагает обязательное поощрение детей. В этом случае важно, чтобы во время занятия похвалы удостоились все дети группы (причем необязательно за отгадку).

   При отгадывании загадок можно использовать педагогический прием «Помоги»: дети помогают «незнающей, неумеющей» игрушке отгадать загадки. Ситуация успеха позволяет ребенку чувствовать себя уверенным в себе, компетентным (снимает комплекс неполноценности, если он отмечался раньше).

   Загадки по сказкам:

Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя, Машенька.)

Кто-то за кого-то

Ухватился крепко.

Ох, никак не вытянуть,

Ох, засела крепко!

Что же это? (Репка.)

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок,

Покатился …(Колобок.)

  Загадки «добавлялки».

  • Ок-ок-ок – стоит в поле…(теремок).
  • Ок-ок-ок – покатился…(колобок).
  • Ят-ят-ят – серый волк не съел…(козлят).
  • Су-су-су – петушок прогнал…(лису).
  • Цо-цо-цо – снесла курочка…(яйцо).
  • Ана-ана-ана – несут лебеди…(Ивана).
  • Ёк-Ёк-Ёк – не садись на …(пенек).
  • Ёт-Ёт-Ёт – битый небитого …(везет).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: "Загадки, как средство развития речи детей".

Общеизвестно, что чем выше общее развитие ребёнка, тем лучше развита его устная речь, соответственно, тем быстрее он овладевает при школьном обучении навыком чтения. К моменту поступления в школу у бо...

Консультация для воспитателей по теме «Влияние сказки на развитие эмоционально – речевой сферы ребёнка через экологию»

Роль сказки в воспитании дошкольников через основы экологии; развитие речи и эмоциональной сферы при помощи экологических сказок....

Консультация для воспитателей на тему: «Роль сказки в социально-личностном развитии детей»

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. » Эти слова, сказанные А. С. Пушкиным много лет тому назад, актуальны и справедливы и в наши дни. Во все времена сказка способствовала развитию по...

Консультация для воспитателей на тему «Роль загадки в развитии дошкольника».

Жизнь полна загадок и секретов, и мы с раннего детства пытаемся разгадать их. Необходимо воспитывать в ребенке чувство восприятия красоты, учить постигать мир, понимать все его многообразие. Но загадк...

Консультация для воспитателей на тему: «Русская народная сказка как средство развития речи детей»

Известно, что дети, которым постоянно читались сказки, намного быстрее учатся говорить и правильно формулировать свои мысли....