Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительных способностей детей младшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Матикайнен Ольга Павловна

Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительных способностей детей младшего дошкольного возраста

 

Детское рисование - это феномен творческой активности детей в возрасте от 1 до 11 лет, имеющий двигательно-зрительную основу и реализующий многие психические функции, важные для целостного личностного развития ребенка.     Рисование является одним из важнейших средств  познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.

    Рисование имеет огромное значение для воспитания и развития ребенка. Создание изображения  требует целого ряда навыков и  умений, оно базируется на образах восприятия и представлений. В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием учат видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

    Нужно отметить, что почти все дети рисуют, впоследствии же рисованием занимаются очень немногие, и этому «взрослому» рисованию необходимо снова учиться. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования. 

 Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт-терапевтических техник. Как средство коррекции психических процессов, нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, не смотря на то, что чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание часто рассеянно и неустойчиво. В процессе нестандартной художественной деятельности зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления, что очень важно для подготовки дошкольника к обучению в школе. Нетрадиционное рисование – это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия в себе новых возможностей.

Комарова  Т. С. утверждала, что применение разнообразных  техник рисования способствует развитию детской художественной одаренности. Исследования  Фатеевой показали, что детей нужно учить с ранних лет жизни, так как они запоминают все почти мгновенно. Не нужно бояться давать им много информации, ребенок запоминает то что ему интересно. Стимулировать интерес поможет повторение. Детское воображение и фантазии развивают творческие способности.

 Процесс формирования образа гораздо сложнее, чем процесс освоения определённых изобразительных умений. Его сложность заключается в том, что надо найти комплекс педагогических методов и приёмов, способствующих обогащению быстро возникающих у детей ассоциативных образов и переходу их в преднамеренные изображения.

    Задачи  воспитателя в формировании изобразительного творчества:

    • учить ребёнка проявлять эмоциональное  отношение к процессу деятельности и сюжету; создавать яркие образы;

    • помогать выбирать и менять по своему желанию цвет материала и способ рисования или создания образа (мазками, пятнами, штрихами, линиями), размер и фон листа бумаги и т.п., пользоваться карандашом или иным средством изображения; предлагать фон, на который дети могут нанести лёгкие для передачи детали (коричневое болото - в нём плавают зелёные листики, синее озеро - плывут разноцветные рыбки);

    • поддерживать стремление выразить свои чувства и впечатления на основе эмоционального содержательного восприятия доступных произведений искусства или наблюдений за природными явлениями.Наиболее удачны для рисования мотивы: «Разноцветный дождь», «Лоскутное одеяло», «Тарелка с конфетами», «Морские водоросли», «Цветы на лугу» и др.;

    • соединять рисование с аппликацией, способствовать переносу приобретённых в одном виде деятельности навыков в другой.

 Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями  дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии, тычок жёсткой полусухой кистью, черно-белый граттаж(грунтованный лият), цветной граттаж, тычкование, тиснение, скатывание бумаги, свеча + акварель, печать по трафарету, оттиск пробкой, оттиск поролоном, оттиск печатками из ластика, оттиск пенопластом, оттиск смятой бумагой, отпечатки листьев, набрызг, монотипия предметная, монотипная пейзажная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, кляксография обычная, восковые мелки + акварель, акварельные мелки и др. 

 Исследования  педагогов, психологов Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, Е. И. Игнатьева и других дают основание сделать вывод о том, что изобразительная деятельность возникает у детей на втором году жизни и  носит характер манипуляций. Для развития мелкой моторики рук такая техника, как нетрадиционная, где есть различные манипуляции с различными предметами, формами и цветами- это очень хорошо.

          Нетрадиционная техника рисования дошкольников заключает в себе большие   потенциальные   возможности   всестороннего   развития ребенка. Она позволяет развивать воображение и фантазию, которые в дальнейшем помогают развить творческие способности. Такая техника рисования  нужна для дошкольных учреждений, так как помогает воспитателям заинтересовать детей к изобразительному искусству в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publik.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительных способностей детей младшего дошкольного возраста

Детское рисование - это феномен творческой активности детей в возрасте от 1 до 11 лет, имеющий двигательно-зрительную основу и реализующий многие психические функции, важные для целостного личностного развития ребенка.     Рисование является одним из важнейших средств  познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.

    Рисование имеет огромное значение для воспитания и развития ребенка. Создание изображения  требует целого ряда навыков и  умений, оно базируется на образах восприятия и представлений. В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием учат видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

    Нужно отметить, что почти все дети рисуют, впоследствии же рисованием занимаются очень немногие, и этому «взрослому» рисованию необходимо снова учиться. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования. 

 Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт-терапевтических техник. Как средство коррекции психических процессов, нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, не смотря на то, что чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание часто рассеянно и неустойчиво. В процессе нестандартной художественной деятельности зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления, что очень важно для подготовки дошкольника к обучению в школе. Нетрадиционное рисование – это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия в себе новых возможностей.

Комарова  Т. С. утверждала, что применение разнообразных  техник рисования способствует развитию детской художественной одаренности. Исследования  Фатеевой показали, что детей нужно учить с ранних лет жизни, так как они запоминают все почти мгновенно. Не нужно бояться давать им много информации, ребенок запоминает то что ему интересно. Стимулировать интерес поможет повторение. Детское воображение и фантазии развивают творческие способности.

 Процесс формирования образа гораздо сложнее, чем процесс освоения определённых изобразительных умений. Его сложность заключается в том, что надо найти комплекс педагогических методов и приёмов, способствующих обогащению быстро возникающих у детей ассоциативных образов и переходу их в преднамеренные изображения.

    Задачи  воспитателя в формировании изобразительного творчества:

    • учить ребёнка проявлять эмоциональное  отношение к процессу деятельности и сюжету; создавать яркие образы;

    • помогать выбирать и менять по своему желанию цвет материала и способ рисования или создания образа (мазками, пятнами, штрихами, линиями), размер и фон листа бумаги и т.п., пользоваться карандашом или иным средством изображения; предлагать фон, на который дети могут нанести лёгкие для передачи детали (коричневое болото - в нём плавают зелёные листики, синее озеро - плывут разноцветные рыбки);

    • поддерживать стремление выразить свои чувства и впечатления на основе эмоционального содержательного восприятия доступных произведений искусства или наблюдений за природными явлениями.Наиболее удачны для рисования мотивы: «Разноцветный дождь», «Лоскутное одеяло», «Тарелка с конфетами», «Морские водоросли», «Цветы на лугу» и др.;

    • соединять рисование с аппликацией, способствовать переносу приобретённых в одном виде деятельности навыков в другой.

 Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями  дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии, тычок жёсткой полусухой кистью, черно-белый граттаж(грунтованный лият), цветной граттаж, тычкование, тиснение, скатывание бумаги, свеча + акварель, печать по трафарету, оттиск пробкой, оттиск поролоном, оттиск печатками из ластика, оттиск пенопластом, оттиск смятой бумагой, отпечатки листьев, набрызг, монотипия предметная, монотипная пейзажная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, кляксография обычная, восковые мелки + акварель, акварельные мелки и др. 

 Исследования  педагогов, психологов Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, Е. И. Игнатьева и других дают основание сделать вывод о том, что изобразительная деятельность возникает у детей на втором году жизни и  носит характер манипуляций. Для развития мелкой моторики рук такая техника, как нетрадиционная, где есть различные манипуляции с различными предметами, формами и цветами- это очень хорошо.

          Нетрадиционная техника рисования дошкольников заключает в себе большие   потенциальные   возможности   всестороннего   развития ребенка. Она позволяет развивать воображение и фантазию, которые в дальнейшем помогают развить творческие способности. Такая техника рисования  нужна для дошкольных учреждений, так как помогает воспитателям заинтересовать детей к изобразительному искусству в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительных способностей детей младшего дошкольного возраста

Статья по исследованию на тему "Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительных способностей детей  младшего дошкольного возраста"...

Информация для родителей по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии креативных способностей детей среднего дошкольного возраста»

Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности - играх, рисовании, лепке, рассказах и т.д. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельност...

Консультация для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»

Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования работающим с детьми по парциальной программе  дополнительного образования Н.М.  Савельевой "В мире...

Конспект совместной деятельности с детьми Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Тема: «Весенняя поляна»

Предварительная работа: Наблюдение за природой весной, рассматривание иллюстраций весенних цветов, отгадывание загадок, рассматривание рисунков выполненных в разных нетрадиционных техниках рисования....

Статья на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста дошкольного возраста».

Статья на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста дошкольного возраста».В настоящее время в нашем...

Статья «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

В статье представлены некоторые техники нетрадиционного рисования, их значение в развитии творческого воображения, устойчивого интереса к изобразительному искусству, эмоциональной сферы детей. Описани...