Роль воспитателя в выполнении задач музыкального воспитания детей дошкольного возраста
С рождения ребёнка окружает огромное количество звуков. Музыка вызывает у детей эмоциональный отклик раньше других видов искусства. Музыкальное воспитание способствует развитию речи, эмоций, движений, даёт детям радость, побуждает к активности, обогащает яркими художественными впечатлениями.
В широком смысле музыкальное воспитание - это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании - это воспитание Человека.
В более узком смысле музыкальное воспитание - это развитие способности к восприятию музыки.
Музыкальное воспитание стимулирует и корректирует естественное развитие ребенка, поскольку под влиянием чувств удовольствия и радости, возникших в контакте с музыкой, растет напряженность и активность психических процессов. Творческие музыкальные задания способствуют возникновению поисковой деятельности ребенка, требующей умственной активности.
Младшая группа:
· воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку;
· познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем. Способствовать развитию музыкальной памяти.
· формировать умение чувствовать характер музыки (весёлый, бодрый, спокойной), эмоционально на неё реагировать.
Какова же роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста?
Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги должны понимать ее значение для всестороннего развития личности и быть ее активным проводником в жизнь детей.
Воспитатель обязан:
· развивать самостоятельность, инициативу детей в исполнении знакомых песен, хороводов в различных условиях (на прогулках, утренней гимнастике, во время образовательной деятельности), содействовать тому, чтобы дети выражали свои музыкальные впечатления в творческих играх;
· развивать музыкальный слух, чувство ритма детей в процессе проведения музыкальных дидактических игр;
· углублять музыкальные впечатления детей путем слушания аудиозаписей;
· знать программные требования по музыкальному воспитанию, репертуар своей группы и быть активным помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях.
Музыкальный уголок.
Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона).
Музыкальный уголок – это место, где дети познают музыку и её красоту. Творчески оформленный музыкальный уголок поможет не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и спосбствует развитию воображения, эмоциональности, мышления, речи детей.
Требования к музыкальному уголку:
— соответствие возрасту, требованиям Программы, ФГОС;
— удобное расположение, доступность;
— наличие технических средств (музыкальный центр, магнитофон и т.д.) и музыкального материала;
— наличие иллюстративного материала для ознакомления детей с разными видами музыкальных инструментов;
— разнообразие детских музыкальных и шумовых инструментов;
— эстетичность оборудования и самого уголка;
— безопасность оборудования и материалов;
— разнообразие дидактических игр по разным видам музыкальной деятельности и их соответствие возрастным особенностям детей;
— наличие портретов известных музыкантов в соответствии с программой;
— креативность (творчество) педагогов в дизайне уголка.
Важно, чтобы музыкальный уголок находился в освещенном, легкодоступном для детей месте. Кроме того, он должен быть по возможности изолирован, так как, с одной стороны, музыкальные занятия и игры детей требуют сосредоточения слухового внимания, а с другой стороны, «звучащая» деятельность не должна мешать другим занятиям дошкольников.
Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада. Станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей деятельности зависит от компетентности взрослого, его доброжелательности, заинтересованного отношения к детям. Ребёнок и взрослый должны действовать вместе – им обоим должно быть комфортно в музыкальной среде.
"Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка.
Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления".