Статья "Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
статья (старшая группа) на тему

Левицкая Елена Анатольевна

Патриотическое воспитание подростающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_patrioticheskomu_vospitaniyu_levitskaya.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается и нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей стали искажаться представления о патриотизме, доброте и великодушии.

Очень актуальны в настоящее время звучат слова Н.А. Добролюбова: «Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо осознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, прекрасному и благородному, дети как бы инстинктивно должны в это время привыкать к нравственной жизни. Когда в людях, привыкшим таким образом делать хорошее, раскроется впоследствии самосознание,  то они будут исполнять свой долг, как образованные люди, по собственному убеждению, по любви. Все же и в этом случае, ранние привычки будут служить основанием, на котором основывается жизненное знание нравственности и благородства».

В недалеком прошлом замечательный человек и актер Е. Леонов говорил: «Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты, виноваты и детский сад, и школа, и, конечно же, семья, из которой ушли шутка, юмор и игра». Самое большое счастье, для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств у дошкольника.

Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период,- знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества. Ребенок прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля. И идти надо от близкого к далекому. Педагог должен постепенно подвести ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая родина – местечко (город, село), привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с тем – большая Родина – Россия, Российская Федерация.

Она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее землю, историю, культуру, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще красивее, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным, а для этого надо многое знать и уметь, с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем и всей страны.

Единого подхода к определению «нравственно - патриотического воспитания» не существует. Нравственно – патриотическое  воспитание - понятие емкое. С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Пристальное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым ее видом, взрослые могут  влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать начальное чувство Родины - правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.  В процессе работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей должны  решаться также задачи их эстетического воспитания.

Пути и средства нравственно – патриотического воспитания включают в себя: понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях; взгляды на патриотизм в летописях; русские народные былины (любовь к Родине, готовность встать на защиту родной земли);  героические и патриотические песни русского народа; роль русских сказок в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края; русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости.

Нравственно-патриотическое воспитание должно носить комплексный характер,  и  пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и на занятиях. Можно включить в воспитательно – образовательный процесс занятия следующих циклов: «Мир вокруг нас», «Дерево добра», « Город, в котором я живу», « Наша родина - Россия». Наличие таких занятий, является непременным условием полноценного нравственно - патриотического воспитания, осуществляемого в системе. Иначе ,  знания детей останутся путаными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слабо развитым.

Не менее важное условие нравственно – патриотического воспитания – тесная взаимосвязь с родителями. Если малыш в детском саду слышит и видит одно, а дома другое, то, следовательно, неминуемо попадает в кольцо противоречий, вырваться из которого не в состоянии. Работа с семьей в области нравственного воспитания детей требует серьезного осмысления, нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует от педагогов большого такта и терпения, поскольку в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Поэтому фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Если у дошкольника эти качества не будут сформированы нужным образом, то восполнять возникший недостаток позднее окажется трудным, а подчас и невозможным! Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину.

 Воспитатель МБОУ «НОШ №5» : Левицкая Е.А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...

«Русские педагоги о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» Педагогическая гостиная «Взаимодействие с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Веселоярский детский сад «Сказка»        «Русские педагоги о патриотическо...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Особенности планирования работы нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Центр краеведения и нравственно-патриотического воспитания с детьми в младшей группе

Представлен опыт, система и последовательность информационной базы для нравственно - патриотического центра в средней группе...

Консультация.Тема: «Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников» (в рамках реализации годовой задачи по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста)

laquo;Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников»Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего вр...