Развитие наглядно-образного мышления у детей младшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры
статья (младшая группа) на тему

Аннотация: в статье раскрываются психолого-педагогические условия развития наглядно-образного мышления у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности; анализируются методы педагогического руководства игровой деятельностью дошкольников, приводятся результаты диагностики наглядно-образного мышления у детей младшего дошкольного возраста.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aglieva_f.h._-_statya.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.24

Аглиева Фирдания Хасановна

МАДОУ №250 комбинированного вида, воспитатель

 г.Казань, РФ

E-mail: firdaniya.aglieva@mail.ru

Развитие наглядно-образного мышления у детей младшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры

Аннотация: в статье раскрываются психолого-педагогические условия развития наглядно-образного мышления у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности; анализируются методы педагогического руководства игровой деятельностью дошкольников, приводятся результаты диагностики наглядно-образного мышления у детей младшего дошкольного возраста.  

Ключевые слова: наглядно-образное мышление, игровая деятельность, педагогическое руководство игровой деятельностью.

В раннем детстве ребенок начинает выделять свойства окружающих предметов, устанавливать простые связи между предметами, и использовать эти связи в своей предметно-манипулятивной деятельности. Это создает возможности для дальнейшего умственного развития. Оно осуществляется в связи с развитием предметной деятельности, а затем - элементарными формами игры и рисования, а также речью. В исследованиях П.Я.Гальперина, Н.Н.Поддъякова установлено, что в раннем детском возрасте у ребенка появляются впервые действия, которые являются признаками мыслительного процесса [1]. На базе наглядно-действенной формы мышления зарождается наглядно-образная форма мышления, при которой решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами. Это вид мышления, который осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы-представления, дальнейшего изменения, преобразования и обобщения реальности в образной форме. Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению происходит при стремлении ребенка определить существенные связи и отношения объектов и представить их в целостном организованном виде [4]. Малыши становятся способными к первым обобщениям, основанным на практическом опыте их  предметной деятельности, результаты которой закрепляются в слове и реализуются в игровой деятельности.  

Игра имеет большое значение для воспитания и развития личности. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность. Сюжетно-ролевая игра возникает на границе раннего детского и дошкольного детства и достигает пика своего развития к середине дошкольного детства [7]. Фундамент теории игры, как важнейшего средства всестороннего воспитания детей, заложили исследования Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожца, Е.А.Флериной, Е.И.Тихеевой, С.Л.Новоселовой и др. Вместе с тем, на сегодняшний день можно отметить недостаточное количество психолого-педагогических исследований развития игровой деятельности младших дошкольников, мало исследованными остаются вопросы  развития наглядно-образного мышления детей средствами игровой деятельности. Поэтому со стороны педагогов важно организовать компетентное руководство игровой деятельностью дошкольников, соответственно возрасту детей.

В дошкольной педагогике существуют различные подходы к руководству детской игрой. Одним из перспективных направлений является методика комплексного руководства игрой (Е.В. Зворыгина, Н.Ф. Комарова, С.Л. Новоселова) [2, 3, 5]. Комплексное руководство игрой включает четыре взаимосвязанных общим содержанием компонента: ознакомление детей с окружающим миром в активной деятельности, обогащение игрового опыта, организацию предметно-игровой среды и активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры. Мы считаем, что повысить уровень развития наглядно-образного мышления детей возможно при условии активного включения детей в игровую деятельность, комплексного руководства сюжетно-ролевой игрой  дошкольников.

Для развития наглядно-образного мышления младших дошкольников в игре, творчества в игровой деятельности нами ставились следующие задачи в руководстве играми дошкольников: предоставлять детям возможность самостоятельно определять замысел игры, для его реализации ставить разнообразные игровые задачи; развивать у детей самостоятельность и творчество в выборе разнообразных игровых замыслов, в постановке игровых задач для их реализации в игре; поощрять детей самостоятельно выбирать разнообразные предметные и ролевые способы решения игровых задач, проявляя при этом творчество.

Известно, что переход к сюжетно-ролевой игре происходит при условии сформированности предметных способов решения игровых задач. В сюжетно-ролевой игре происходит их дальнейшее совершенствование. В чем это выражается? Для решения поставленных игровых задач дети придумывают интересные линии развития сюжета, поэтому игровые действия с игрушками становятся разнообразнее за счет расширения знаний об окружающем мире. В играх органично сочетаются развернутые и обобщенные игровые действия с игрушками. Обогащение содержания игр происходит за счет разнообразного игрового материала. К развитию игровой деятельности детей побуждает гибко изменяющаяся игровая среда. Традиционное для практики детских садов оформление игровых уголков по сюжетам, когда в определенном месте сосредоточен весь необходимый игровой материал, не способствует развитию у детей самостоятельности, так как все игрушки уже заранее приготовлены взрослым. Мы побуждали детей в игре использовать предметы, аналогов которым среди игрушек нет, т.е. формировали умение использовать игрушки-заместители. При выборе предметов-заместителей дети проявляют самостоятельность, творчество, находчивость. Чаще используют в качестве  предметов-заместителей оригинальные предметы, которые еще никто раньше не применял в игре. Они заранее продумывают и планируют, каким предметом можно заменить отсутствующий, сравнивают его с замещаемым предметом. Мы также привлекали детей к посильному участию в оснащении игровой среды. Например, попросили их принести из дома бросовый материал (коробочки, флаконы, и другой материал, который можно использовать в качестве предметов-заместителей). Родителям было предложено изготовить мягкие игрушки или сшить элементы костюмов, например, юбку, сумку. Простые игрушки-самоделки дети способны сделать непосредственно во время игры, например, нарисовать что-то и сразу использовать эту игрушку-самоделку в игре.

Приведем примеры наиболее популярных у младших дошкольников игр и варианты комплексного руководства игровой деятельностью детей со стороны педагога, используемых нами в педагогической деятельности. Игра «Детский сад», цель - ознакомление детей с трудом взрослых, работающих в детском саду. Развитие способности взять на себя роль; игровой материал - куклы, игрушечная посуда, предметы-заместители. Игра «Угощение», цель - развитие умения у детей реализовывать игровой замысел; игровой материал - предметы-заместители, игровая посуда, игрушечные собачки, пушистый воротник. Игра «Семья», цель - побуждение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи; игровой материал - куклы, мебель, посуда, ванночка для купания, строительный материал, игрушки-животные. Игра «Поезд», цель - обучение детей реализации игрового замысла; игровой материал - строительный материал, игрушечный поезд, картинка с изображением поезда, руль, чемоданчики, сумочки, куклы, игрушки-животные, матрешки, предметы-заместители.

Изучение развития наглядно-образного мышления у детей младшего дошкольного возраста мы проводили на базе МАДОУ «Детский сад №250 комбинированного  вида» г.Казани. Как мы отмечали, наглядно-образное мышление становится ведущим видом мышления в дошкольником возрасте, а в младшем дошкольном возрасте происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Поэтому в качестве методик исследования мы подобрали такие методики, чтобы дети смогли проявить как сформированность наглядно-действенного мышления, так и элементы наглядно-образного мышления. Больше всего для такого рода диагностики  используют задания, связанные с преобразованием предметов, их классификацией, раскладыванием, собиранием и т.д. Кроме этого, ребенку должна быть дана возможность все действия осуществлять наглядно, т.е. реально действовать с предметами.

Для психодиагностики наглядно-образного мышления детей младшего дошкольного возраста нами были отобраны следующие методики: 1. «Собери картинку» - направлена на изучение умения понимать связь событий, представленных в наглядном плане 2. «Нелепицы» - позволяет диагностировать уровень развития наглядно-образного мышления и элементарных образных представлений ребенка об окружающем мире [6]. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к правилам психодиагностики детей младшего дошкольного возраста,  психодиагностическое обследование детей проводилось нами индивидуально с каждым ребенком. Общее время диагностики  каждого ребенка – не более 10 минут. Всего в исследовании приняло участие 15 детей младшего дошкольного возраста.

Анализ полученных результатов по данным методикам показал, что после активного включения детей в игровую деятельность преобладает, в целом, высокий уровень развития наглядно-образного мышления – 7 детей (46%). Эти дети правильно и самостоятельно устанавливают  правильную последовательность изображенных событий, не допускают ошибок при выполнении задания, находят последовательность картинок, составляют логичный рассказ. Испытуемые обладают грамматически связной, развернутой речью, богатым словарным запасом. На среднем уровне развития наглядно-образного мышления находится 8 детей (54%). Данные дети самостоятельно описывают последовательность событий, изображенных на картинках, и составляют рассказ с незначительной помощью взрослого. На низком уровне развития наглядно-образного мышления детей не обнаружено.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие наглядно-образного мышления у младших дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры возможно путем обогащения их содержания, активизации игрового взаимодействия  детей, обогащения предметно-игровой среды, комплексного руководства игровой деятельностью детей со стороны педагогов.

Cписок использованной литературы:

  1. Гальперин П.Я. Введение в психологию - М.: Академия, 2000 – 334с.
  2. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 122с.
  3. Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий», 2013. – 160с.
  4. Матюшкин А.М. Психология мышления. – М.: Педагогика, 1998. – 223с.
  5. Новоселова С.Л. Система «Модуль – игра». Новая развивающая предметно-игровая среда для дошкольников и педагогическая технология ее использования. – М.: ООФ «Социальное развитие России», 2004. – 227с.
  6. Урунтаева Г.А.,  Афонькина Ю.А.  Практикум по детской психологии. – М.: Владос, 1995. -  291с.
  7. Эльконин Д.Б. Психология  игры. 2-ое издание. - М.: Гуманитарное  издательство «Владос», 1999.  - 383с.  

© Ф.Х.Аглиева, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно - ролевой игры.

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, необходимо вовремя распознавать таких детей и оказывать им помощь....

Формирование положительных взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры как педагогическая проблема

Формирование положительных взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры как педагогическая проблема...

"Развитие основ социального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр-ситуаций на материале краеведения"

Обобщение опыта работы по теме "Развитие основ социального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр-ситуаций на материале краеведения"...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ....

"Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно - ролевой игры "

Потребность в общении – одна из самых важных, по словам А. М. Щетининой, «человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития» Только в результате общени...