Родительское собрание "Влияние мелкой моторики рук"
консультация на тему

Инназарова Альфия Маратовна

Старшая группа

Родительское собрание

Тема" Влияние мелкой моторики рук на развитие речи"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_melkoy_motoriki_ruk_na_razvitie_rechi.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание – практикум

«Влияние мелкой моторики рук на развитие речи»

(старшая группа)

Цель: Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.

Задачи:

  • Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;
  • Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника;                            
  • Познакомить родителей с нетрадиционными приемами и материалами, используемыми в работе с детьми по развитию мелкой моторики и координации движений рук.                
  • Вовлечь родителей в жизнь детского сада и группы, сделать их союзниками в своей работе по устранению речевых нарушений у детей.      

Участники: родители и воспитатель.          

Оборудование:  выставка детских работ, развивающих игр и пособий по развитию мелкой моторики, листы бумаги, памятки для родителей.

Ход собрания.

1.    Организационная часть.

Уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии мелкой моторики рук у ребёнка.

Предлагаю посмотреть выставку работ детей нашей группы.

2.    Основная часть.

 В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?                                              

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.                                                                                              Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность. Связная речь, так же напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. 

Известно, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Хорошая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения маленькими ручками и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя язык. Как правило, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает – отстает и развитие речи.

 Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Если ребёнок активно поворачивает лист бумаги при рисовании или закрашивании, вас это должно насторожить. В этом случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки.

Есть дети, которые рисуют слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Данный недостаток можно выявить, предложив ребёнку нарисовать одним движением круг диаметром примерно 3 – 4 см (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: он нарисует вам вместо круга овал, или круг, но значительно меньшего диаметра или рисовать круг он будет в несколько приёмов, передвигая руку.

  Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически 2-3 раза в день по 3-5 минут.

  1. Самомассаж кистей пальцев рук
  • Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца.  Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.
  • Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками, прыгунками.
  • Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пропускать карандаш между одним, двумя-тремя пальцами, удерживая его в  определенном положении в правой и левой руке.
  • Массаж грецкими орехами. Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.
  • Самомассаж канцелярскими скрепками.
  • Самомассаж шишками сосны, кедра, ели.
  • Использование для массажа пальчиков рук сухих бассейнов
  • Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

                            - способствует овладению навыками мелкой моторики;

                            - помогает развивать речь;

                            - повышает работоспособность головного мозга;

                            - развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

                            - развивает тактильную чувствительность;

                            - снимает тревожность.                                                                                        Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук (Разучивание с родителями пальчиковой игры «На прогулку мы пошли»)

  1. Пальчиковый игротренинг
  • Театры пальчиковые, теневые. Для развития мелкой моторики рук, а также детского творчества, артистизма детей, успешно используются различные виды инсценирования. Спектакли – игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Сделайте с ребёнком пальчиковый театр, покажите небольшие игры – инсценировки в форме диалога: «Колобок», «Теремок», «Репка».
    Кистью или пальцами руки ребёнок будет имитировать движения персонажей:
    наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. (Показываю несколько фигур, родители пробуют повторить).
    Особенно чётко просматриваются контуры персонажей, характер их поведения, действий – в театре теней. Сначала исполнителем может быть взрослый, но посмотрев, ребёнок непременно захочет попробовать себя в роли актёра.
    Разучите с ним, как можно получить изображения птиц, животных и других персонажей путём складывания пальцев определённым образом. Получится не сразу, но малыш будет стараться показать хоть какую – то фигуру. Оборудование для театра теней простое: стена или экран и настольная лампа (источник света).
    У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней большие возможности для развития ловкости, координации движений и развития речи. (Предлагаю кому – ни будь из родителей изобразить фигуру этого театра). 
  • Поделки из бумаги (оригами).  Сейчас можно найти множество книг по этому виду искусства и освоить вместе с ребёнком хотя бы самые простые способы изготовления фигурок. (Раздаю родителям листы бумаги и показываю несколько простейших способов изготовления фигурок с помощью техники оригами).

  • «Кус-кус» - бельевыми прищепками поочередно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.
  • Игры с пинцетом и пипеткой. Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и,  вместе с тем, развивает его моторику.
  • Игры с бусинами, макаронами. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все,  что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.
  • Игры – шнуровки. Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют  навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.
  • «Лыжники» - «вставать» в углубления больших пуговиц, пробок от бутылок указательными и средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.
  • «Фокусник» - собрать «скомкать» кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).
  • Рисование – рисовать пальчиками, веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.
  • Раскрашивание, штриховка.
  • Сматывание цветных ниток в клубочки.
  • Аппликация, обрывание, смятие и разглаживание бумаги, скручивание салфеток, индивидуальная работа с ножницами.
  • Работа с пластилином, глиной, соленым тестом, Хендгам (жвачка)
  • Сухие бассейны: Погружение рук в песок, просеивание между ладонями, пальцами, использование сухих бассейнов для самомассажа кистей;
    Прячем руки в крупе, ищем сюрпризы;
    Перебираем, пересыпаем, рисуем;
    Мочим губку одной рукой и выжимаем другой…

Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. Все эти пособия и игры должны находиться в свободном доступе для ребенка. При этом взрослый объясняет, показывает, рассказывает, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья ребенка. Наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с вами, дорогие родители, развить мелкую мускулатуру рук, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта.

3.  Подведение итогов.

К сожалению, о проблемах ребёнка с координацией движений и мелкой моторики рук большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходиться ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Надеюсь, что вашим детям с вашей помощью таких трудностей удастся избежать.

Итак, мы сегодня с Вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поучились, я вручаю каждому участнику памятку «Развитие мелкой моторики рук».

Памятка для родителей

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:

  • Упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.
  • «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
  • Используйте с  детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.
  • Организуйте игры с пластилином, тестом.
  • Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.
  • Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.
  • Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т.д.).
  • Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.
  • Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
  • Давайте детям рисовать,  раскрашивать,  штриховать,  обводить по точкам,  выполнять графические задания в тетрадях.
  • Выкладывайте из палочек  узоры по образцу и по желанию.
  • Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.
  • Плетите из бумаги  коврики, корзинки, косички.
  • Выполняйте аппликации.
  • Режьте ножницами.

Дорогие Родители!

Вызывайте положительные эмоции у ребенка!

Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», «Вот, здорово!», «Давай помогу!», «Красота!» и т.д.

Помните, что бы вы ни создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша, и Вашем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в группе №1 НС(К)НШ-ДС V вида (№89) Тема: "Значение развития мелкой моторики".

Тема: "Значение развития мелкой моторики". Цель – построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых. Задачи: фо...

Детско-родительский образовательный проект:«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»

  Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и ре...

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики»

Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики в домашних условиях....

Родительское собрание Мелкая моторика

Конспект родительского собрания «Развитие мелкой моторики  и ее влияние на  речь ребенка»....

Конспект родительского собрания "Мелкая моторика - мощный инструмент в развитии речи детей"

Родительское собрание проводилось для родителей детей второй группы раннего возраста. Собрание проводилось в форме семинара-практикума, на котором родители нитолько слушали консультативный материал, н...

Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...

Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».

Стартовая диагностика. Методика  исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».  Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...