Сообщение из опыта работы. Предметно - пространственная среда по ОБЖ
материал по обж (средняя группа) по теме

средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sreda_po_obzh_3.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы для воспитателей

                    «Предметно – пространственная среда по ОБЖ» 

                                                                                                                                                                                     Воспитатель:  Горбачева Л.А.

               

Очень часто мы страдаем из-за своей собственной неосторожности, беспечности. Мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и свою семью от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными  и подготовленными к действию в подобных ситуациях оказались наши дети. И как ни печально, именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу,  так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях.  По данным статистики МЧС России ежегодно большое количество детей становятся жертвами ЧС, вследствие своего незнания и легкомыслия. Это не может не вызвать тревогу.                                                  

Дошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения.

Данный возраст характеризуется повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно. Недостаточное воспитательное воздействие, как самих родителей, так и воспитателей нередко является причиной детского травматизма и смертности среди детей. Очень важно, каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу.

 Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

Важной задачей ДОУ при введении Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) становиться совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной среды, обеспечивающей творческую активность.

Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.

Поэтому созданная в группе предметно - пространственная среда должна многогранно влиять на развитие наших воспитанников, способствовать их всестороннему развитию и обеспечивать психическое и эмоциональное благополучие.

Организуя предметную среду в групповом помещении должно учитываться всё, что способствовало бы становлению базовых характеристик личности воспитанников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально - потребностной сферы.

В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.

               В нашей группе проводится кружковая работа «Ступеньки безопасности».  

  Программа кружка реализуется по следующим разделам: 

  • «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»,
  • Безопасность в быту. « Огонь – друг, огонь – враг»,  
  • «Один дома»,
  •  «Ребенок и другие люди»,
  • «В мире природы»,
  • «Здоровье ребенка».

Задачи:

  • создавать условия для сознательного изучения детьми правил ОБЖ.
  • Уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах ОБЖ, формировать привычки их соблюдения.
  • Способствовать овладению приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно предотвратить стихию, бедствие.
  • Формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил ОБЖ.
  • Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
  • Развивать в детях желание заниматься физической подготовкой, соблюдать режим дня, заботиться о своём здоровье.
  • Воспитывать привычку соблюдать правила ОБЖ.

Эффективность  реализации  поставленных  задач  во  многом  зависит  от  содержания  предметно – развивающей  среды  созданной в группе, которая включает:

  • уголок безопасности;        
  • познавательно–агитационные материалы;
  • иллюстративные стенды для детей и взрослых;
  • подборка литературы;
  • подборка иллюстрационного материала;
  • информационный уголок для родителей;
  • проведение фотосессий.

               В построении предметно-пространственной среды  мы опирались на модель личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка, так как окружение позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия детей, включить их в активную познавательную деятельность. Окружающая среда при этом выступает движущей силой в целостном процессе становления личности ребенка, стимулирует развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей ребенка, его самостоятельности, способности овладевать разными видами деятельности. 

                По разделу «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать» необходимым условием успешного обучения дошкольников правилам дорожного движения считается создание соответствующей материальной базы. Во всех группах необходимо создание уголка по обучению детей правилам дорожного движения. Большое значение для закрепления знаний о правилах дорожного движения отводится настольно-печатным играм специальной тематики и др. Создавая эти уголки, необходимо творчески и с фантазией отнестись к этой работе. В нашем уголке  имеется набор дорожных знаков, в который входят информационно-указательные - «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса»; предупреждающие знаки - «Дети»; запрещающие знаки - «Движение пешеходов запрещено». Данные знаки имеются  в уменьшенном виде, на подставках, для работы с макетом. Уголок оснащен такими наглядными пособиями и играми по обучению детей ПДД как «Соответствие: дорожные знаки», «Дорожная азбука», «Знаки на дорогах», конспекты занятий «Правила дорожного движения», «ПДД – переход улицы», «Профессия полицейский», «Безопасное поведение на дороге», «Правила поведения в общественном транспорте», «Профессия шофер», плакаты «Правила дорожного движения».

               По разделу «Безопасность в быту» мы решаем вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей. В этом нам помогают дидактические игры «Хочу быть пожарным», «Детям спички не игрушки», настольно-печатные игры «Противоположности», иллюстрированный материал «Экстренные ситуации», «Если ты остался один дома», «Правила пожарной безопасности», «Поведение при пожаре», «Оказание первой помощи», художественная литература К. Чуковский «Телефон», «Айболит», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», картотека мультфильмов  «Уроки тетушки Совы», «Вежливые уроки». Благодаря совместной работе с родителями был собран хороший материал для с/р игры  «Пожарные».                                                                     

               Раздел «Ребенок и другие люди». Зная, что моделирование возможных опасных ситуаций на макете и в игровом уголке, а также имитация образцов поведения – необходимый метод освоения детьми правил безопасности, используем его в своей работе. Разыгрываем разные ситуации: ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми. В игровой тренинг необходимо включать разного рода “уговоры”, привлекательные обещания. «Что, если.? » - вопросы такого типа позволяют нам, во-первых, выявить как ребенок, скорее всего, поступит в той или иной ситуации, во-вторых, обсудить ситуацию и скорректировать поведение детей. Разыгрываемые для детей ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например “Волк и семеро козлят”, игры «Если возник пожар», «Если чужой пришёл в дом», «Кукла заболела», «Скорая помощь», «Больница».

               Для развития познавательной активности детей важно, чтобы информация, заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребёнка к её поиску. С этой целью в группе  отведены места, где разложены разные дидактические игры  «Добрые и плохие поступки»,  «Что необходимо пожарному?», «Горит – не горит», «Предметы – источники пожара», «Разложи картинки по порядку», «Собери картинку». Детей это очень интересует, они подолгу стоят, рассматривают, думают, рассуждают. Используя обычные предметы детской мебели можно создать в группе уголок, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.

Примерный перечень материала для создания развивающей среды

§  Информационно-иллюстрированная копилка «Азбука безопасности».

§  Тематические альбомы, картинки, иллюстрации по ОБЖ.

§  Образно-символический материал по ОБЖ (карточки-символы с различными знаками, сигнальные карточки, схемы – микрорайона, комнаты, квартиры, детского сада).

§  Художественная и познавательная литература по ОБЖ.

§  Картотеки стихов, загадок, опасных ситуаций, игр.

§  Настольные и дидактические игры по ОБЖ.

§  Телефоны, транспортные игрушки, игрушечные бытовые приборы, предметы быта, инструменты (опасные и безопасные).

§  Атрибуты для сюжетно-ролевых, строительных, подвижных игр, игр-инсценировок по ОБЖ.

§  Игровые наборы «Юный пожарный», «Дорожная азбука», «Больница». 

                                                     Литература:

  1. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д.,                                                        Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. М.: Федеральный институт развития образования, 2014. 96 с.
  2. Личностный рост: предметно – развивающая среда ДОУ // Обруч. – 2014. - № 4.
  3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,            М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2014. - 304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Предметно-развивающая среда в контексте ФГТ"

Английский психолог  Д. Шаттлеворт установил, что на развитие личности ребенка влияет не только наследственность и воспитание, но и немаловажное значение играет среда, в которой пребывает ребенок...

Сообщение на тему "Развивающая предметно-пространственная среда"

Делюсь опытом по наполнению среды группы развивающими предметами и материалами....

Из опыта работы "Предметно – пространственной развивающей среды в группе, как фактор социализации ребёнка"

Организация среды  должна служить удовлетворению потребностей и  интересов ребёнка....

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «Организация речевой среды, как важнейшее условие развития связной речи дошкольника»

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:«Организация речевой среды, как важнейшее условие развития связной речи дошкольника»...

Представление опыта работы "Предметно-пространственная среда группы"

В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно пространственная среда обеспечивает в определенной степени реализацию образовательного потенциала организации, группы, участка, материалов, оборудов...

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРОЕКТ: «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению. Именно педагоги должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его, как дисцип...