Воспитание гражданско-патриотических чувств
статья (старшая группа) на тему

Позмогова Людмила Ивановна

Описание компонентов по воспитанию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл патриотическое воспитание21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание  гражданско - патриотических чувств у детей старшего        дошкольного возраста.

             В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, улица, дом, детский сад), семье, своей родословной, национально-культурных традициях народа, уважительном отношении к символам государства (флагу, гимну, гербу), к самым близким людям (матери, отцу, бабушке, дедушке, сестре, брату…), к людям, которые живут и трудятся рядом.  В процессе воспитания очень важен учет возрастных особенностей, ведь чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. На практике я убедилась, что через экскурсии, занятия, встречи с интересными людьми воспитанники постепенно знакомятся с детским садом, своим городом, улицей, а затем через фотоэкскурсии, путешествия с родителями – с областью, страной и даже миром. Воспитание патриотических чувств решается через общение, чтение литературы, беседы, труд, игровые занятия.

            Наиболее приемлемый вариант перспективного плана по гражданско-
патриотическому воспитанию старших дошкольников:
- «Мой дом, моя семья»;
- «Мой детский сад»;
- «Мой край и город, в котором я живу»;
- «Я и моё имя», «Права ребенка», «Новый год»;
- «Наша Родина - Россия»;
- «Москва – главный город нашей Родины», «Наши защитники»;
- «Очень я люблю маму милую свою»;
- «Наши космонавты», «Герои - земляки»;
- «Этот День Победы».
             
Работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии, беседы, праздники, развлечения, дидактические и подвижные игры. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению знаний. Отдельные темы приурочены к конкретным событиям, праздникам, например, 12 декабря – в день Конституции проводим беседу о Декларации прав ребенка; в апреле, знакомя детей с космосом, праздник «День космонавтики».

            Всю работу по воспитанию патриотизма можно распределить по следующим компонентам.
культурно-патриотический: приобщение к духовным и культурным ценностям, традициям; прививается интерес к языку и культуре страны, города (экскурсии по родному городу, по родному краю – с помощью фотографии), посещение Краеведческого музея, знакомство с декоративно-прикладным творчеством, драматизации русских народных сказок и сказок разных народов, чтение потешек, закличек, песен ит.д.;
гражданско-патриотический (беседы и занятия «Я и моё имя», «День Конституции», «Права ребенка», знакомство с гербом, флагом родного города, области и России);

героико-патриотический (тематические занятия «Богатыри земли Русской», «Защитники Отечества»; беседы «Русские традиции проводы в армию», о Великой Отечественной войне, «памятники воинской славы в России», рассказы пап и дедушек о службе в армии и т.д.; пение песен военных лет и о современной армии, экскурсии в музей, в парк Победы, высаживание цветов на клумбы детского сада);

- спортивно-патриотический (участие в городских, районных соревнованиях; спортивных праздниках.  В детском саду – спортивные праздники с мамами и папами: «Вместе с мамой», «Я и папа», «Мама, папа, я – спортивная семья»; встречи со старшими ребятами, достигшими хороших результатов в спорте).

Соответственно должна быть оформлена и развивающая среда в группе, которая отражает работу педагога по патриотическому воспитанию :

- семейные фотоальбомы,  «Генеалогическое древо»;
- тематические папки и альбомы с иллюстрациями и фотографиями: «Мой город», «Предприятия и учреждения города», «Знаменитые земляки»,  картотеки стихов, песен о родном городе, о семье, детском саде, о стране и т.д. 
- макеты: Кремль, детский сад, микрорайон; 
- карта Российской Федерации; флаг, герб, гимн (в записи), портрет президента;
- тематические папки с иллюстрациями «Наши предки - славяне», «Богатыри земли Русской», «Великая Отечественная война», «Российская армия», художественная литература о войне;
- альбомы: «старинные храмы России», «Предметы старины», «Русские народные костюмы», матрешка, куклы в русских костюмах, вышивка, дидактические игры;
- сказки (русские народные и других народностей), былины, предания;
- глобус, карта мира, иллюстрации о жизни людей в других странах. 
         
Правильно подобранная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, расширить и углубить уже имеющиеся знания, научиться взаимодействовать с педагогами, сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. 

          Работа по воспитанию у дошкольников гражданско - патриотических чувств более эффективна, если она осуществляется в тесном контакте с родителями.

Семья – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. 
        Особое внимание в работе с родителями должно быть направлено на приобщение дошкольников к труду, к совместному участию детей и родителей в подготовке к праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи. Постепенно ребенок понимает, что он – частица большого коллектива – детского сада, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является человек.

           Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
          Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет знать название страны, о ее природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он проявляет интерес к приобретаемым знаниям, читает стихи, поет песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту. И, если ребенок с детства будет бережно относиться к своим национальным символам, то с большой уверенностью можно сказать, что он станет патриотом своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме "Видеофильмы для дошкольников как средство воспитания гражданско-патриотических чувств"

Во всех государственных документах, определяющих стратегию развития образования в последнее десятилетие все больше внимания уделяется проблеме воспитания начал гражданственности, основ формирова...

Методические рекомендации по теме "Видеофильмы для дошкольников как средство воспитания гражданско-патриотических чувств"

В последнее десятилетие все больше внимания уделяется проблеме воспитания начал гражданственности, основ формирования толерантности у детей начиная уже с дошкольного возраста.  В связи с этим воз...

Презентация "Развитие интереса к истории и культуре родной страны как условие воспитания гражданско-патриотических чувств дошкольников "

Обогащение конкретных представлений о государственном устройстве России, ярких исторических событиях, достижениях, победах России в прошлом и настоящем  - это основа и условие развития...

«Знакомство дошкольников с защитниками Отечества – основа воспитания гражданско-патриотических чувств»

Каждодневный кропотливый труд, работа с детьми, родителями, общение с коллегами помогли мне определить направление работы. Народная мудрость учит...

Тема: "Воспитание гражданских, патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Дошклоьное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и ...

Воспитание гражданских, патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Из опыта работы.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам,...

Воспитание гражданско – патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста.

Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско – патриотического воспитания детей дошкольного возраста.Оно заключает  в себя: отношение к себе как к личности, семью, гд...