Ежедневное календарное планирование "Такая разная осень: сезонные изменения, перелетные прицы" старшая группа
методическая разработка (старшая группа) на тему

Репина Марина Леонидовна

Ежедневное календарное планирование "Такая разная осень: сезонные изменения, перелетные прицы" старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kp_takaya_raznaya_osen.doc580.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата проведения 12.09-16.09

Тема периода:

 пн

 вт

ср

чет

пят

Такая разная осень – сезонные изменения, перелетные птицы.

Утренние беседы

«Что изменилось в природе,  с приходом осени»

«Как готовятся встретит зиму птицы»

«Какой  наряд у осени»

«Какие перелетные птицы мы знаем»

«Куда улетают птицы»

Утренняя гимнастика

Комплекс утренней гимнастики №1  - см. приложение

Гимнастика после сна

- Комплекс гимнастики после сна – карточка 1 сентяр см приложение

- Хождение по гимнастическим дорожкам

КГН

Совершенствование умения пользоваться столовыми приборами в процессе еды, отделение кусочков еды от целого (котлета, запеканка).

Совершенствовать навыки: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать водой, умываться, насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем, вешать его на место, пользоваться индивидуальной расческой, своевременно пользоваться носовым платком. Учить замечать непорядок в одежде, обращаться за помощью к взрослым и к своим сверстникам.

ПГ

«Осенние листья», «Осень»,. «Осень, Осень к на пришла»

(см. приложение)

Прогулки

Прогулка карточка №1

сентябрь

(см. приложение)

Прогулка карточка  №2

сентябрь

(см. приложение)

Прогулка карточка  №3

сентябрь

(см. приложение)

Прогулка  карточка №4

сентябрь

(см. приложение)

Прогулка карточка  № 5

сентябрь

(см. приложение)


ДИ, ТРИЗ

Д/И «Угадай где ошибка», Подбери слова, Измени слово, Назови общие слова, «Цепочка лов»

«Времена года»

ТРИЗ-РТВ-ОТСМ: «Какой, какая, какое», «Волшебный мешочек», мозговой штурм «Зачем улетают птицы».

Отгадывание загадок по теме

Отавление загадок по теме

ПИ

«Десять птичек  - стайка!»  «сорока и галки»

СРИ

 «Путешествие в лес»

Труд

Поручения в помещение и на участке

- дежурить в уголке природы (полив цветов, протирка грязных листьев, рыхление земли в горшках)

- раскладывать на столах некоторые материалы к занятиям;

- убирать мусор в корзину;

- расставлять стулья в групповой комнате, в зале.

- уборка территории;

Совместный труд со взрослым

- помогать накрывать на стол (расставлять салфетницы, тарелки, стаканы, раскладывать ложки, участвовать в уборке остатков еды).

- помогать развешивать полотенца в умывальной комнате,

- помогать при уборке участка

- помогать при уборке групповой комнаты

Соц-ком.

  • Ситуация проблемно-эстетического характера «Что делать, если…»Т.И. Бабаева Социализация \стр 123

  • Беседа «Как люди птицам помогают»

Развитие сенсорной культуры

  • Выкладывание буквы из палочек, пуговиц

Худ. Литература

Слушание музыкальных произведений: Чайковский «Времена года» осенние месяцы

Чтение: «Ласточка», заучивание стихотворения «Листопад» И. Бунина. отрывок

Загадывание и отгадывание загадок по теме недели

Придумывание сказки «Как птицы на юг собирались»

Чтение взрослым, последующая беседа, пересказ:

Е.Трутнева «Листопад»

Н.Сынгаевский «Помощница»

Я.Тайц «Все здесь»

 «Я по лесу по зеленому бреду…» Русская народная песенка

М.Ивенсен «Падают, падают листья»

Пословицы о труде

А.Ерикеев «Наступила осень»

В.Бианки «Синичкин календарь - сентябрь»

Пословицы: «Весной дождь растит, а осенью гноит»

НОД

Познание (ознакомление с окружающим миром):

НОД «осень в гости просим»  

(см приложение)

10.15 -10.40  музыкальная деятельность (по плану муз. руководителя)

Речевое развитие (по плану логопеда)

Рисование: НОД «Осенний пейзаж»

Цель: ознакомление детей с пейзажной живописью

Задачи:- познакомить детей с картинами русских художников на тему осень,

- развивать технические умения при работе с гуашью (смешивание красок)

- прививать аккуратность

(см приложение)

Физическое развитие на воздухе

Познание (математическое):

НОД «Математическое путешествие»

Цель: Развивать представление и ориентировку на плоскости листа

(см приложение)

Речевое развитие (по плану логопеда)

10.00-10.25 физическая культура (по плану инстуктора по ФиС)

Речевое развитие (обучение грамоте)

НОД «От слова к предложению»

Задачи:

-  Познакомить детей с термином «Предложение»;

Упражнять в умении определять количество и порядок слов в предложении;

Развивать мелкую моторику кистей рук  (раскрашивание, штриховка, мелкие мозаики);

Лепка: НОД «падают, падают листья» 

Цель: изготовление картины из пластилина

Задачи:

  - развивать технические умения при работе с пластилином и инструментами,.

- упражнять в умении распределять пластилин пальцами по поверхности листа ,

 - выделять с помощью инструмента особенности строения листа.

(см приложение)

15.35-16.00 музыкальная деятельность (по плану муз. руководителя)

Аппликация/конструирование: НОД «До свиданья птицы» по А.Барто «Журавли»

(см приложение)

10.10-10.35 физическая культура (по плану инстуктора по ФиС)

Индивидуальная работа

- работа по снятию эмоционального напряжения Ольга

- учить пользоваться вилкой

- работа по коррекции агрессивного поведения

- учить правильно пользоваться ложкой и вилкой

- учить держать карандаш

- учить рисовать линию прямую, круг, квадрат

- повторить правила поведения за столом

- работа по коррекции агрессивного поведения

- учить строить домик из конструктора

- повторить алгоритм одевания и раздевания.

- работа по снятию эмоционального напряжения

- повторить счет до 10

- учить мыть руки

Работа с родителями

Ширма для родительского уголка «Осень »;

Итоговое мероприятие

Выставка «что на осень подарила»

 


Тема недели.

«Такая разная осень – сезонные изменения, перелетные птицы»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Комплекс утренней гимнастики №1 

Ходьба друг за другом на носках, на пятках, как петушок.

1.  «Глазки» (кинезиологическое упражнение). И.п. - о.с. «Глазки влево, глазки вправо,  вверх и вниз, и все сначала» (6 раз).

2.  «Ротик» (кинезиологическое упражнение). «Чтобы лучше говорить, рот  подвижным должен быть» (6 раз).

3.  «Помашем крыльями!». И.п. - руки в стороны. 1 - руки к плечам; 2 - и.п. (8раз).

4.  «Вырастем большие!». И.п. - о.с. 1 -правая нога назад на носок, потянуться; 2 - и.п.; 3 - левая нога назад на носок, потянуться; 4 - и.п. (8 раз).

5. «Спиралька». И.п. - сидя, ноги скрестно, руки на поясе. 1 - поворот туловища вправо; 2 - и.п.; 3 - поворот туловища влево; 4 - и.п. (8 раз).

6. «Заборчик». И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 - поднять одновременно руки и ноги; 3-4 - и.п. (8раз).

7. «Попрыгаем на одной ноге!». И.п. - руки на поясе. 1-4- прыжки на правой ноге; 5-8 - прыжки на левой ноге (в чередовании с ходьбой) (2-3 раза).

8.  «Часики» (дыхательное упражнение). «Часики вперед идут, за собою нас ведут». И.п. — стоя, ноги слегка расставлены. 1 - взмах руками вперед - «тик» (вдох); 2 -взмах руками назад - «так» (выдох) (2 раза).

Гимнастика поле дневного сна

Карточка №1. Сентябрь.

Упражнения в кроватке:

1. «Велосипед» - И. п. : лёжа на спине, «крутим педали со звуковым сопровождением «ж-ж-ж» (6 раз)

2. «Котёнок» - И. п. : лёжа в позе спящей кошечки, мурлыкать. Котенок встает на колени и выгибает спину со звуком «ш-ш-ш» (6 раз)

3. «Массаж рук» - И. п. : сидя, скрестив ноги. Моем кисти рук, сильно трем ладошки до ощущения сильного тепла, надавливаем каждый палей (6 раз)

Упражнения на коврике:

(Дети имитируют движения в соответствии с текстом 3-4раза)

Я прошу подняться вас – это раз,

Повернулась голова – это два.

Руки вниз, вперед смотри – это три.

Руки в стороны – четыре,

С силой их к плечам прижать – пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам.

Дыхательные упражнения:

1. «Рычание». Долго рычать на выдохе, оскалив зубы, согнув напряженные пальцы рук, как когти.

2. «Сердитый пес». Резкий вдох ртом, произнося «р-р… », с одновременным резким ударом рук внахлест по спине (стоя, с наклонами). Такой же выдох через нос.

3. Глубокий вдох - выдох через нос с произношением звука: "м-м-м (рот плотно закрыт).

Пальчиковая гимнастика

«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибаем пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать.
(Сжимаем и разжимаем кулачки.)
Листья берёзы,
(Загибаем пальчики, начиная с большого.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём.
(«Шагаем» по столу средним и указательным пальцем)

«Осень»
Ветер по лесу летал,
(Плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
(Загибаем по одному пальчику на обеих руках)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
(Спокойно укладываем ладони на стол)
Ветер бросил на тропинку.

«Осень, осень к нам пришла…»
Осень, осень к нам пришла,
Дождь и ветер принесла.
(Стучим пальцем левой руки по ладони правой)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Дождь и ветер принесла.
Пожелтел зеленый сад,
Листья кружатся, летят.
(Трём ладонью о ладонь)
Шу-шу-шу, шу-шу-шу,
Листья кружатся, летят.
Песни птичек не слышны,
Подождем их до весны.
(Кисти рук накрест, движения кистями рук вверх-вниз)
Чик-чирик, чик-чирик,
Подождем их до весны.

ПРОГУЛКИ

Карточка №1.

Наблюдение за сезонными изменениями.

Цели:-  закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы;

— учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время;

— формировать представление об осенних месяцах.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

♦Какое сейчас время года?

♦Как вы догадались, что осень?

♦Перечислите характерные признаки осени.

♦Почему осенью стало холоднее?

♦Что делает человек осенью?

♦ Как приспосабливаются разные животные к жизни в холодное время года?

Солнце осенью светит не так ярко, часто идут дожди. Утром бывают заморозки. Птицы собираются в стаи, улетают на юг.

Трудовая деятельность

Уборка участка детского сада от опавших листьев.

Цели:

—  учить создавать у себя и других детей радостное настроение от выполненной работы;

—  воспитывать экологическую культуру.

Подвижные игры

«Третий  лишний». Цели:

— учить соблюдать правила игры;

— развивать ловкость и быстроту бега.

— «Совушка».

Цели:

— учить ориентироваться в пространстве;

— развивать интерес к игре.

Подвижные игры

«Кто самый меткий?».

Цель: развивать самостоятельность, смекалку, смелость. «Чье звено скорее соберется?».

Цель: учить бегать на скорость.

Индивидуальная работа

Цель: совершенствовать прыжки с продвижением вперед.

Самостоятельные игры с выносным материалом.


Карточка №2.

Наблюдение за крапивой.

Цели:

—развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях;

—формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

Ход наблюдения

Красиво выглядит крапива, А поступает некрасиво: Чем к ней нежнее прикасаются, Тем хитрая больней кусается.

О каком растении говорят? (О крапиве.) Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Давно русские врачи писали: «Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам — она раны вычистит и заживит». В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, а также она хорошо останавливает кровь. Из нее делают бумагу, мешковину и веревки. Дело в том, что в стеблях этого растения очень прочные волокна.

Крапива — многолетнее травянистое растение; распространено по всей территории нашей страны. Растет вдоль дорог, в тенистых и влажных лесах. Собирают листья в июне — августе.

Правила поведения на природе

Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в вашей местности.

Трудовая деятельность

Работа на экологической тропе: уборка на участке. Цели:

—приучать к чистоте и порядку;

вызывать желание трудиться в коллективе.

Индивидуальная  работа

Развитие движений.

Цель: улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичные отталкивания).

Прыжки на двух ногах до флажка и обратно.

Подвижные игры

«Кто самый меткий?».

Цель: развивать самостоятельность, смекалку, смелость. «Чье звено скорее соберется?».

Цель: учить бегать на скорость.


Карточка №3.

Наблюдение за разными видами транспорта.

Цели:- расширять знания о наземном транспорте, их классификации, назначении;

—формировать представление о назначении автобусов, их значении в жизни человека.

Ход наблюдения

Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦Как выглядит автобус?

♦Что находится внутри автобуса?

♦Для чего нужны поручни?

♦Какие автобусы ездят по нашему городу?

♦Как едет автобус?

Через определенные отрезки пути автобус останавливается. На каждой остановке водитель нажимает специальную кнопку, чтобы открылись двери. После того как пассажиры вышли, а другие вошли, шофер закрывает двери, и автобус едет до следующей остановки.

На остановке столпотворенье:

Люди автобуса ждут с нетерпеньем,

Надо народу успеть на работу —

Всем поместиться в автобус охота.

Только обидно,

Что в транспорт бензиновый,

Все не войдут: он, увы, не резиновый!

Трудовая деятельность

Коллективная работа на огороде по уборке мусора. Цель: формировать навыки коллективного труда.

Подвижные игры

«Волк и козлята», «Иголка, нитка, узелок». Цели:

—учить игровой деятельности со строгим соблюдением правил;

—развивать быстроту и реакцию;

—  воспитывать смелость.

Индивидуальная работа

Развитие прыжков.

Цель: закреплять умение прыгать на одной ноге.


Карточка №4.

Наблюдение за пауком.

Цели:

—  расширять и закреплять знания о характерных особенностях внешнего вида паука, его жизненных проявлениях;

—  формировать реалистические представления о природе.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Этот маленький ловец

Сетку прочную плетет,

Если муха попадет,

Тут бедняжке и конец. (Паук.)

На кусты туман набросил Золотистые шелка, На опушке, возле сосен, Слышу прялку паука. Он без устали и рьяно Нить прядет, сплетая сеть, Чтоб над стеблями бурьяна Вместе с ветром пролететь.

♦Как выглядит паук?

♦Как он передвигается?

♦Где живет и чем питается?

♦Как паук ловит насекомых?

♦Есть ли враги у паука?

♦Как по поведению пауков можно предсказывать погоду?

♦ Какие загадки, стихи, сказки, песенки про паука вы знаете?

♦ Где зимуют пауки?

двух ногах, стоя к ней лицом и боком Тело паука разделено на две части: головогрудь и брюшко. На голове у паука восемь глаз и рот, а грудка опирается на четыре пары ног. На нижней части брюшка паука находится паутинная бородавка, через которую он выделяет паутину.

Пауки — хищники, они питаются другими насекомыми: мухами, комарами, жучками и бабочками, которых ловят с помощью сети — паутины. На зиму паучки забиваются в щелки коры, расщелины старых пней и засыпают до весны.

Люди заметили, что по поведению пауков можно судить о погоде. Перед непогодой пауки не раскидывают сетей для ловли насекомых. А если паук принимается за работу над новыми сетями или заделывает изъяны в старой паутине — жди сухих солнечных дней.

Трудовая деятельность

Сбор семян.

Цель: закреплять умение аккуратно собирать семена цветов и правильно их хранить.

Подвижные игры

«Добеги и прыгни», «Попрыгунчики». Цель: развивать двигательную активность, умение прыгать в длину.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: совершенствовать прыжки через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся, на).


Карточка №5.

Наблюдение за растениями.

Цели:

— продолжать знакомство с лекарственным растением — одуванчиком;

— формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;

— пополнить свой фитобар сбором лекарственных трав.

Ход наблюдения

«Одуванчик очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке— одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит — одуванчик поднимает голову кверху, приближается к закату — одуванчик не спускает с заката взгляда» (С. Красиков).

«Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время — одуванчик раскрывается в 5—6 часов утра, а к 2—3 часам дня уже гаснут желтые огоньки» (Д. Зуев).

— К концу июня, отцветая, одуванчики надевают белые пушистые шапочки. Созревшие семена одуванчика украшены хохолками из тонких белых волосков.

Подует легкий ветерок, и разлетится по лугам и полям одуванчиковый пух. Одна корзиночка цветов дает больше двухсот семечек, а все растение — до трех тысяч!

Ярко-желтый одуванчик! Ты зачем сменил кафтанчик? Был красивым, молодым, Стал, как дедушка, седым!

Воспитатель задает детям вопросы.

♦Как выглядит одуванчик?

♦Как распространяются его семена? Правила поведения на природе

Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много, и в строго указанные сроки.

Трудовая деятельность

Сбор лекарственных растений.

Цель: учить правильно собирать лекарственные растения.

Подвижные игры

«Совушка».

Цель: учить действовать по сигналу. «У оленя дом большой».

Цель: закреплять умение соотносить движения с текстом.

Индивидуальная работа

«Смелые ребята».

Цели:

— упражнять в быстром беге;

- развивать ловкость.

ПСИХОГИМНАСТИКА

«Корабль и ветер»

Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!»

«Танцующие руки»

Цель: Если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.

«Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования.) Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось» (2—3 минуты). Игра проводится под музыку.

«Слепой танец»

Цель: Развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

«Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями».

Сначала можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1— 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

«Гусеница»

Цель: Игра учит доверию.

Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.«Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. По-стройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту».

НОД  ПОЗНАНИЕ

Тема «осень в гости просим»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе (короткие дни  и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад, слякоть, снижение температуры воздуха).

Конкретизировать представления детей о диких животных осенью, и подготовке зверей к зимовке (изменение цвета и характера шерсти, утепление жилища).

Закрепить и конкретизировать знания о перелетных и зимующих птицах, насекомых осенью.

Обогащение словаря: живописная, багряный, моросящие, листопад, перелетные, зимующие и т.д.

Воспитывать гуманные отношения к обитателям природы, желание любоваться красотой осенних пейзажей, окружающего мира.

Предварительная работа:

·       Наблюдения за живой и неживой природой.

·       Экскурсии по экологической тропинке детского сада.

·       Рассматривание картин и репродукций об осени.

·       Чтение художественной литературы.

·       Заучивание стихов, отгадывание загадок.

Оборудование: слайд-проектор, аудиозапись («Времена года» П.И, Чайковского), картины, репродукции.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Воспитатель читает стихотворение:

Лес, точно терем расписной

Лиловый золотой багряный

Веселой, пестрою стеной

Стоит над сонною поляной

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой

И.Бунин      

·       О каком времени года стихотворение?

·       А какие еще времена года вы знаете?

·       Сколько месяцев длится осень?

·       Назовите осенние месяцы

·       Давайте посмотрим, чем  осень отличается от других времен года?

·       В этом нам поможет наш волшебный экран. (На экране картина Левитана «Осень»)

·       Какое время года мы видим на картине?

·       А какой период осени?

·       Какое настроение вызывает у вас картина? Как бы вы ее назвали?

(Высказывания детей)

Игра: «Координация речи с движением»

К нам на длинной тонкой ножке (прыжки на одной ноге по кругу)

Скачет дождик по дорожке

В лужице - смотри, смотри!-(дети стоят лицом в круг ритмичные приседания)

Он пускает пузыри.

Стали мокрыми кусты,(наклон, руки к полу, потряхивание кистями)

Стали мокрыми цветы.

Мокрый серый воробей (встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями)

Сушит перышки скорей

Внимательно послушайте еще стихотворение:

Падают,  падают листья. 
В нашем саду листопад, 
желтые, красные листья, 
по ветру вьются, летят.

   О каком времени осени говорится в этом стихотворении?

- Верно,  это средина осени. Мы называем ее золотой, почему?

  А вы помните, как однажды на прогулке подул сильный ветер, и на нас полил золотой дождь? Мы все засмеялись от радости, запрыгали, замахали руками. Что это был за дождь? Чему мы радовались?

  А теперь представьте, что вы осенние листочки, выберите из корзинки любой листочек и определите с какого он дерева.

Игра «Лист лети ко мне»

(дети кружатся пока воспитатель не скажет к примеру: «кленовый лист лети ко мне» или «найди свое дерево»)

   Кто знает, Почему осенью опадают листья с деревьев?

(высказывания детей)

-верно, осенью прекращается сокодвижение.

Да ребята, в пору золотой осени природа необыкновенно красива, многие поэты посвятили свои стихи этой красоте.

 (стихотворение «Лист качается узорный» Благининой)

       Давайте вспомним другие приметы.

(дети перечисляют приметы).

- Верно, птицы улетают на юг. Почему они улетают?

   Назовите птиц, которые улетают от нас?

     Каким, одним словом их можно назвать?

    А как назовем птиц, которые остаются с нами зимовать?

   Назовите зимующих птиц?

  Зимой птицам жить тяжело, они летают стайками. Так легче прокормиться.

   По внешнему виду воробьев, например, можно угадать погоду.

Если воробьи гладенькие и поджарые, значит на улице тепло.

А если пухлые и взъерошенные – значит мороз трещит.

      Что для птиц страшнее, холод или голод?

      Как мы можем помочь птицам зимой?

Физкультминутка.

Гуси серые летели,                  

(Плавно машут руками)
На лужайке тихо сели. (Приседают)
Походили, поклевали, (Ходят, наклоняя голову)
Потом быстро побежали. (Прыгают  на подскоке)
Мы были у бабуси («Лепить пирожки»)
Прилетели гуси

(Помахать крыльями-ладошками.)
Первый гусь испек пирог,
А второй ему помог,     

(Поочередно массировать каждый палец,
начиная с большого)
Третий гусь накрыл на стол,  
А четвертый вымыл пол,
Пятый долго не зевал
И пирог  у них склевал.            (Постучать пальцами по коленям)
Раз, два, три, четыре, пять,              (Поочередно загибать пальчики)
Выходи гусей считать!

 

    Посмотрите на эти две картины. Которую из них нарисовал Левитан?

(показ слайда)

  Какие чувства вызывает у вас эта картина?

    Почему становится грустно?

  Наступила поздняя осень. Природа уже не так красива, она приготовилась к встрече зимы.

   Но люди любят осень не только за красоту, как вы думаете, за что еще?

- Верно, осень щедра дарами: и сады, и лес, и огороды дарят людям много вкусного и полезного.  

  Хотите посмотреть, что происходит в осеннем лесу?

(Показ слайдов. По ходу показа -  высказывания детей). 

 Кого мы увидели первого в лесу?

Подвижная игра «Ёжик»

Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу. 
Любит рыться  в мокрых листьях колется, колется. 
Уж я ёжику-ежу в поле тропку покажу

 где катают мышки еловые шишки.

  А вот кто встретится в лесу после ежика, вы узнаете, если разгадаете ребус:

 Правильно, значит потом мы встретим лису.

    (продолжается просмотр слайдов)

Загадка

В руки ты его возьмёшь – и тебе не страшен дождь! 
Дождь пойдёт – его ты сложишь! 
И гулять под солнцем сможешь. 
Если ясен горизонт, что оставим дома? 
(Зонт)

Вот такая красивая отгадка есть у нас.

Этот зонтик не только красивый, а еще и волшебный

Кто встанет под ним и покрутит его, сразу вспоминает какую то примету осени или стихотворение. (Воспитатель встает под зонт и говорит: «Осенью часто идут затяжные моросящие дожди»)

Дети по желанию встают под зонтик и вспоминают признаки осени.

Тема «Математическое путешествие»

Цель: 

1.Упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке и ориентировке на листе бумаги, упорядочении полосок по длине. 

Задачи:

1.Закрепить умение быстро находить геометрические фигуры определенного размера и цвета. 

2.Закрепить знания детей в решение задач в пределах 10. 

3. Развивать логическое мышление, умение мыслить, рассуждать, доказывать. 

4. Воспитывать целеустремленность, устойчивость, интерес к математическим знаниям. 

Демонстрационный материал: буквы: М; О; Л; О; Д; Ц; Ы; мост, геометрические фигуры, таблица с картинками: лист, ягода, ромашка, гриб, елка. 

Раздаточный материал: 

- 5 цветных полосок: белая, оранжевая, голубая, красная, желтая; 

таблица с картинками: лист, ягода, ромашка, гриб, елка. 

Предварительная работа: дидактические игры: «Составление геометрических фигур из счетных полочек», «Цепочка примеров», «Помоги Чебурашке найти и справить ошибку», « Назови число». 

Ход непосредственной образовательной деятельности:

1.Организационный момент.

                     (Воспитатель читает детям письмо.)

Вос-ль: «- Здравствуйте ребята. Я, королева математики услышала, что вы знаете цифры, фигуры, любите заниматься математикой. Поэтому я приготовила для вас подарок сюрприз. Но чтобы получить его, вам необходимо совершить путешествие и выполнить мои задания. Если вы смелые, решительные, уверенные в своих силах, тогда отправляйтесь в путь. Счастливого пути». 

Вос-ль: - Ребята вы любите математику? (Ответ ты детей.)

               - Уверены в своих силах и знаниях? (Ответ ты детей.)

Вос-ль: - Тогда отправляемся в математическую страну! 

Вос-ль: - Ребята, вы любите путешествовать?

               - Тогда угадайте, на чем мы отправимся в путешествие сегодня. 

Вос-ль: - В поле лестница лежит, 

                Дом по лестнице бежит. (Поезд.) 

Вос-ль: - Как вы догадались, что это поезд? Ну что же, давайте, приготовим свои поезда – и в путь-дорогу… 

Вос-ль: - У вас на столе лежат карточки с изображением поезда и полоски. Составьте поезд из полосок от самой короткой до самой длинной. 

Вос-ль: - Составили? Поехали…

(Звучит музыка)

Вос-ль: - А в пути поиграем. 

               - Сколько всего вагонов у поезда? (Пять.)

               - Каким по порядку стоит голубой вагон? (Третьим.) 

               - Вагон, какого цвета стоит четвертым? (Красный вагон.) 

               - Какой по порядку вагон стоит между белым и голубым?

                                                                                                (Вторым.) 

               - Какого цвета вагон левее желтого? (Красного.) 

               - Какого цвета вагон правее красного? (Желтого.) 

Вос-ль: - За правильное выполненное задания я вам дарю букву…(«М»)

Вос-ль: - Впереди еще много заданий. И за каждое задание вы будите получать по букве. В конце путешествия посмотрим, что из этих букв можно составить. 

2.

Вос-ль: - Вот наш поезд прибыл, на первую станцию называется она «Лесная». 

Вос-ль: - На этой станции вы должны быть внимательными и наблюдательными. Посмотрите на картинку и перечислите, что растет в лесу? 

Вос-ль: - Запомните расположение и выложите на своих листах точно такое же изображение. 

Вос-ль: - Хорошо справились с моим заданием. За это я вам дарю букву… («О»)

3.

Вос-ль: - Мы с вами продолжаем наше путешествие к следующей станции.

(Звучит музыка)

Вос-ль: - Пока мы едем, давайте немного отдохнем.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются».

Кулачки мы вместе сложим –

Нашим пальчикам поможем, 

Разогнуться и подняться. 

И друг с другом повстречаться 

Снова кулачки прижмем 

Разгибаем, загибаем 

Снова в кулачки сжимаем. 

Заниматься продолжаем. 

Вос-ль: - Вот и доехали до следующей. Станция «Отгадай-ка»!

4.

Вос-ль: - На этой станции нас ждут с вами загадки: 

- Сколько спинок у трех свинок? (3) 

- Сколько хвостов у двух котов? (2) 

- Сколько животиков у пяти бегемотиков? (5) 

- Сколько рогов у двух быков? (4) 

- Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит? (4) 

- Сколько задних лап у двух зайчат? (4) 

- Сколько домишек у ста муравьишек? (1) 

Вос-ль: - Отлично справились с моими загадками. Постарались. За это я вам дарю букву…(«Л»).

Вос-ль: - Отправляемся дальше в путь к следующей станции.

(Звучит музыка.)

5.

Ребята дальше поезд двигаться не может, впереди разрушен мост и пока мы его не починим, мы не сможем ехать дальше. Посмотрите, что же случилось. Выходите из-за столов. 

Вос-ль: - Что вы видите? Как вы думаете? Из чего сделан мост? 

Вос-ль: - Правильно, из геометрических фигур, но нескольких фигур не хватает, они лежат рядом с мостом их нужно вставить на место, чтобы он был целым. Давайте посмотрим, все ли фигуры одинаковые по форме? 
                                          (Дети выполняют задание.)

Вос-ль: - Мы починили мост, за это я вам дарю букву…(«О»), поезд может наш двигаться дальше, отправляемся, занимайте свои места.

                                       (Звучит музыка.)

6.

Вос-ль: - Вот и еще с одним заданием справились. Чтобы вы не скучали, пока мы едем на поезде, послушайте такую задачу: 

- У бабушки 2 правых тапочка и два левых. Сколько тапочек она наденет на правую ногу? (1)Почему? А как думаешь ты?

Вос-ль: - А вот и следующая. Станция «Веселые знаки и цифры». 

Вос-ль: - На этой станции мы будем ставить знак =. 

               - А когда мы ставим знак ровно? 
                         - А что нужно сделать, чтобы поставить знак =? 

               - Добавьте те предметы, которых мало и поставьте правильно знак. (Дети выполняют задание.)

- Случай странный, 

  Случай редкий, 

  Цифры в ссоре, 

  Вот те на! 

  Со своей стоять соседкой, 

  Не желает ни одна, 

  Нужно цифры помирить, 

  И их строй восстановить. 

Вос-ль: - Нужно выстроить числовой ряд от 1 до 9. 

Вос-ль: - Сейчас поиграем в игру: «Угадай числа». 

Игра «Угадай числа».

Вос-ль: - Я буду называть вам числа, а вы, взяв нужную карточку с цифрами, покажите какое число больше (меньше) названного на 1. 

- Какое число стоит до 7? После 7? 

- Угадайте, какое число больше 5 и меньше 7? 

- Какое число стоит до 9? После 9? 

Вос-ль: - Замечательно, вы справились с этими заданиями. За ваше внимание, сообразительность я дарю вам букву… («Д»).

7.

Вос-ль: - Наше путешествие продолжается.

                                   (Звучит музыка.)

Вос-ль: - Следующая остановка. Станция «Задачкино»! 

Вос-ль: - На этой станции нам предстоит решать следующие задачи: 

В саду росло четыре яблони. Одну из них сломало бурей. Сколько яблонь осталось в целости? 

Один мальчик пас пять овец, а другой – на одну овцу больше. Сколько овец пас другой мальчик? 

В пруду плавают старая утка и семь молодых уток. Сколько всего уток в пруду? 

Рыбак поймал четыре щуки и два карася. Сколько всего рыб поймал рыбак? 

У мухи шесть ног, а у паука на две больше. Сколько ног у паука? 

Вос-ль: - Я довольна вашими знаниями и умениями решение задач. И дарю вам буквы… («Ц, Ы»)

8.

Вос-ль: - Вот и подошло к концу наше путешествие в страну «Математика». Давайте вернемся с вами в наш детский сад.

                                          (Звучит музыка.)

Вос-ль: - Хотите узнать, что приготовила вам королева Математика?

Вос-ль: - Перед вами лежит листок в клеточку, возьмите его, на нем мы будем рисовать. Но для этого нужно быть внимательными, рисовать в том направление, в котором я буду говорить. На листочке стоит точка от нее и будем рисовать. 

. 1 1 1 3 2 3 

. 1 1 2 3 6 1 

. 3 1 1 1 1 1 

. 1 1 6 3 2 1 

. 1 3 2 3 1 1 

. 1 3 1 1 3 1 

Вос-ль: - Что же получилось у вас?

Итог.

Вос-ль: - А кто скажет, где мы с вами побывали? Что вам понравилось? Что запомнили больше? 

Вос-ль: - Хотели бы вы составить из наших букв слово. Какое получилось слово? «Молодцы!» (Ответы детей.)

Вос-ль: - Поздравляю вас. На этом наше путешествие закончилось.

НОД пластилинография «Падают, падают листья»

Программное содержание:

- закреплять приемы надавливания и размазывания,

- учить смешивать различные цвета,

- поддерживать желание доводить начатое дело до конца.

- развивать мелкую моторику,

- воспитывать навыки аккуратности.

Материалы для занятия: картон, засушенный кленовый лист, контур кленового листа, пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки для рук.

Предварительная работа: наблюдение на прогулках, чтение стихов на осеннюю тему, загадывание загадок, д/и «С какого дерева лист?»

Интеграция ОО: художественное творчество, художественная литература, познание, коммуникация.

 

Ход

1. Организационная часть.

Зашумела листьями осень золотая,
Закружила листьями, весело играя.
Вот листок березы, вот листок рябины,
Вот листочек тополя, вот листок осины,
А кленовый листок нам под ноги сразу лег.

П: Сегодня, ребятки у нас гость. Кто его узнал, как его зовут? (Это кленовый листочек.)

П: Кленовый лист во многом ассоциируется у нас с осенью, с ее красотой и неповторимыми красками природы. Какого он цвета? (Кленовые листья бывают разного цвета. Летом они зелёные, а осенью становятся жёлтыми и красными. На что он похож (на корону). По краям листа расположены острые зубчики, а верх напоминает царскую корону.
Сам же лист похож на многоугольник. А как вы думаете. А как вы думаете, каким образом листик к нам попал?

П: Верно. Послушайте сказку, о кленовом листочке.

В один тёплый, весенний день из кленовой почки выглянул маленький листочек. Солнце пригревало всё жарче и жарче и листок, всё смелее выбирался из своей липкой одёжки. И вот, однажды, он освободился из неё совсем, развернулся, а лопнувшая почка упала на землю.
Кленовый листочек огляделся по сторонам. Всё, что он увидел, ему очень понравилось: на ярком голубом небе светило солнце и согревало его, а внезапно приплывшая тучка приятно умыла листок, совсем рядом шелестели его братья и сестры, а соловей пел им чудесные песни…
Вот так, замечательно, жил листок всё лето, крепко держась за свою веточку. И ему казалось, что это будет продолжаться бесконечно. Но он ошибался. Однажды утром он почувствовал, что дождик умыл его более прохладной водой, а солнышко не выглянуло согреть его. На следующее утро повторилось то же самое. Листочку показалось, что он заболел. Его нежное зелёное тельце постепенно становилось желтым и сухим. Вдобавок ко всему, каждый день налетал холодный, сильный ветер, трепал листочек, пытаясь оторвать его от ветки. Листок с ужасом наблюдал, что то же самое происходит с его братьями и сёстрами. А самое страшное было то, что ветер всё чаще побеждал, отрывал от ветки листья и уносил неизвестно куда. Наш отважный листочек сопротивлялся изо всех сил, но однажды не выдержал, оторвался от ветки, и полетел, подгоняемый ветром. Он упал на холодную землю.
- Как холодно и грустно, - с тоской подумал листок.
Но, вдруг, рядом остановилась девочка. Она подняла листочек, бережно разгладила его и понесла домой. Дома она высушила его и положила в коробку, в которой лежали другие, разноцветные, очень красивые листья. Вскоре девочка составила из них в альбоме пестрый гербарий и отнесла его в школу. Листочек был счастлив, потому что каждый, кто открывал альбом, говорил:
- Какая красота! Пусть этот гербарий зимой напоминает нам о жарком лете и золотой осени.

За окошком лист осенний пожелтел,
Оторвался, закружился, полетел,
Желтый листик подружился с ветерком,
Все кружатся и играют под окном,
А когда веселый ветер улетал,
Желтый листик на асфальте застучал.
Я пошла во двор и листик подняла,
Принесла домой и маме отдала,
Оставлять его на улице нельзя,
Пусть живет всю зиму у меня.

Физкультминутка.

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Собирайте, не ленитесь

И друг другу улыбнитесь.

Листья желтые летят,

Словно зонтики кружат.

Ветер дунул: 1 , - 2, - 3,

Оторвались от земли

И взлетели высоко,

Но до неба далеко.

Покружились и опять

Опустились на земь спать.

 

2. Практическая часть.

П: Листочку очень понравилось играть с вами. Он шепнул мне, что вы очень хорошие ребята, но всё же ему грустно оттого, что он здесь один на белом свете. Давайте, ребятки, поможем нашему гостю приобрести друзей. Сегодня мы изобразим кленовые листики и разукрасим их пластилином.

Этот метод называется пластилинография.

1) На картоне нарисовать контур осеннего листика. Нужно из коричневого пластилина скатать тоненькие колбаски и прикрепить к контуру.

2) Затем разноцветные кусочки пластилина наложить на силуэт листика и «вливать» цвет в цвет (невыходя за контур).

3) Сгладить(размазать) границы соединения пластилиновых пятен разного цвета пальцами.

4). Начинать работу надо от середины к фигурным краям.

5) Раскатать короткую тонкую колбаску желтого (коричневого) цвета-это черешок листика.

6) Стекой нарисовать прожилки у листика.

3.Заключительная часть.

Ребята, давайте полюбуемся, какой замечательный осенний ковер у нас получился. Наш дружочек-кленовый листочек очень рад, что у него появилось много друзей.

Осень длинной, тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, желтый, золотой –

Как хорош ты, лист цветной!

               (И.Михайлова)

НОД Рисование

Тема: «Осенний пейзаж».

Предварительная работа. 

Рассматривание репродукций с осенними пейзажами, наблюдение за осенней природой, чтение рассказов, сказок, стихов и загадок про деревья и осень, беседы.

Цель:

1. Познакомить детей с жанром живописи – пейзажем; Развивать умение замечать средства художественной выразительности: колорит, композицию, чувствовать настроение, переданное художником в картине.

2. Научить детей видеть в картине средства выразительности: цвет и форму предметов, особенности композиции;

3. Научить детей пониманию того, что цветом, художник может выразить свое настроение и «настроение» природы.

4. Научить детей нетрадиционному способу рисования «печатание листьями (цветами)».

5.  Закрепить умение пользоваться красками (гуашью).

6. Учить использовать знания об осеннем колорите для декоративных работ.

7. Учить различению разных оттенков цветов по степени яркости (ярко-оранжевый, темно-коричневый, светло-желтый и др.).

8. Обогатить словарь детей словами «пейзаж», «изображение», «рамка», «фон», «мольберт» и активизировать эпитетами и сравнениями «ковер из листьев», «золотая осень».

9. Учить красиво располагать изображение на листе.

10. Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие.

11. Воспитывать аккуратность, навыки коллективной работы, интерес к изобразительной деятельности.

Материал и оборудование

1. Репродукция картины И.Левитана «Золотая осень».

2. Лист ватмана 60 на 40 см. с нарисованным фоном городского пейзажа.

3. Сухие листья и цветы.

4. Гуашь.

5. Поролоновые тампоны,  ватные палочки, салфетки.

6. Рамка, мольберт.

7. Фрагменты аудиозаписи «Времена года, Осень» П.И. Чайковского.

8. Альбом с репродукциями пейзажей и альбом с репродукциями работ детей из серии «Родники прекрасного».

1 ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

Ход  занятия.

Воспитатель: Осень – замечательное, очень красивое время года. Давайте назовем все осенние месяцы (репродуктивный метод, прием повтора).

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель:  Дети, давайте отгадаем загадку:

                        Висят на ветке золотые монетки.

                        Что это?

Дети:  Это осенние листья

Воспитатель: А.С. Пушкин, наш любимый русский поэт, очень любил осень, вот послушайте его стихотворение: (чтение стихов)

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лисов таинственная сень

С печальным шумом опадала.

Ложился на поля туман,

Гусей – печальный караван

Тянулся к югу, приближалась

Довольно скучная пора

Стоял ноябрь уж у двора.

Воспитатель: Вот мы с вами и выяснили, что каждое время года красиво по-своему. О красоте осени писали поэты вот так (чтение стихов)

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

Утешает осень: – Не жалейте лета!

Посмотрите – роща золотом одета.

                  (З. Федоровская)

Осенью

В саду пожелтели,

Осыпались клены,

И только скамейка

Осталась зеленой.

Стоит она в тихой аллейке,

И дождик

Стучит по скамейке.

А. Барто

Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев,

А рябина осень празднует,

Бусы красные надев.

О. Высотская

Воспитатель: Но про осень писали не только поэты, но и художники. А вот какую картину про осень написал знаменитый русский художник И.Левитан и назвал ее «Золотая осень». Почему поэт и художник назвали осень золотой?

Дети: Потому что листья желтые, похожи на золото.

Воспитатель: (искусствоведческий рассказ) Да, действительно, в середине осени мы видим в природе больше всего желтого и оранжевого цвета, а эти цвета напоминают цвет золота. Потому-то и называют люди этот период осени золотым.

– Давайте посмотрим, что художник изобразил на своей картине? – предлагает педагог. Указывает то на одну, то на другую часть картины. После рассказов детей обобщает:

– Левитан на небольшой картине смог изобразить очень многое: луг, березовую рощу, текущую издалека речку, пашню и далеко-далеко от зрителя деревенские домики. Интересно, как сумел художник передать в картине такое большое пространство?

– Каждый художник, прежде чем написать картину масляными красками на полотне, должен ясно представить себе, как она будет выглядеть, где что будет расположено, сколько места займут те или иные предметы, то есть продумать композицию картины. Сначала художники рисуют эскизы будущей картины – небольшие подготовительные рисунки. На картине Левитана изображение большого пространства получилось, потому что большую ее часть занимает земля. Видите, как высоко на картине проходит линия горизонта. Это та воображаемая линия, где кажется, что земля соединяется с небом (показывает). Он заранее продумал, какой величины будут все предметы на картине. Ближайшие деревья нарисовал крупными, а те предметы, которые находятся дальше, на заднем плане, маленькими. Далекие домики едва заметны, так далеко они расположены от зрителя.

– Теперь посмотрим, какие краски использовал Левитан для своей картины. Назовите эти краски. Везде ли одинаковая желтая краска, которой художник изображал осеннюю листву? (У нее много оттенков.) Одинаков ли синий цвет неба и речки? (Тоже разные оттенки.)

– Вы знаете, дети, как различается цвет предметов, освещенных солнцем, и предметов, находящихся в тени. Поэтому художники смешивают краски, чтобы добиться нужного им оттенка каждого цвета. Скажите, каких красок больше на картине – ярких, светлых или темных? (Светлых и ярких.) Как вы думаете, можно ли назвать эту картину Левитана радостной? А если бы художник изобразил все то же самое: и рощу, и луг, и речку, но другими красками? Небо нарисовал бы в темно-серых тучах, воду в речке сделал бы тоже темной, листву на деревьях – мокрой, коричневой, траву на лугу – тускло-зеленой? Назвали бы мы такую картину радостной? Почему нет? Значит, Левитан хотел, чтобы зрители, которые будут рассматривать его картину, испытывали удовольствие, радость. Они видели осеннюю природу в жизни такой же красивой, а теперь снова увидят ее на картине. Итак, Левитан специально подобрал для картины такие краски, чтобы через цвет выразить свое настроение.

– Художников, которые пишут картины о природе, называют художниками-пейзажистами, а их картины – пейзажами.

Физминутка “ОСЕНЬ”.

Воспитатель:

                                            Меж еловых мягких лап

Дождик тихо кап, кап, кап!

Где сучок давно засох,

Вырос серый мох, мох, мох!

Где листок к листку прилип,

Появился гриб, гриб, гриб.

Кто нашел его друзья?

Это я, это я, это я?

Дети: поочередно то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх.

Приседания с прижатыми к корпусу руками. Кисти рук слегка отведены в стороны, ладони “смотрят” вниз.

Медленно подниматься, держась руками за голову, как за шляпу.

Стоя прямо, пожимать плечами.

Прижимая руки к груди, утвердительно кивать головой.

Воспитатель: Ребята, а вам нравится осень? Расскажите чем вам нравиться осень? Мне, например, нравится ходить по опавшим листьям как по золотому ковру. Приходилось ли вам гулять по осеннему городу? Не правда ли, осенью очень красиво. Как будто добрый волшебник раскрасил все вокруг яркими красками. Сегодня я предлагаю вам самим стать волшебниками и нарисовать волшебную осеннюю картину.

А почему волшебную? А потому, что рисовать мы будем не так как обычно, карандашами или красками, а по волшебному, необычно.

Воспитатель: А с чего мы начнем рисовать наш осенний пейзаж? Подумайте, какая у вас будет осень? Грустная или радостная? А теперь садитесь за столы да давайте создадим свою волшебную осень.

Пейзаж – это значит изображение природы. Такой, какая она есть, или такой, какой ее сделал человек. А почему пейзаж осенний? Рисовать мы с вами будем осень, значит пейзаж у нас будет осенний.

Воспитатель: Давайте повторим это новое слово, чтобы лучше его запомнить. Посмотрите, вот уже и рамка готова для нашего осеннего пейзажа. А на листе бумаги я нарисовала фон.

Но пока что наш пейзаж выглядит бледно, тускло и совсем не по -волшебному. Поставлю я его на мольберт. Это такой специальный столик для рисования. Мольберт – постарайтесь запомнить это слово.

Воспитатель: Мы с вами уже рисовали и осенний дождь, и сильный ветер, а сегодня все это объединим в одном рисунке. Вспомните, краски какого цвета можно использовать для изображения стволов, веток деревьев и кустарников, какие краски используют при рисовании осенних листьев. Подумайте, какие деревья вы нарисуете в своем парке, и как они будут расположены на вашем рисунке.

Дети: Начинают рисовать. (Эвристический метод)

Воспитатель: Уточняет приемы рисования.

Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года» (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Воспитатель: Напоминает ребятам, кисти, какого размера необходимо применять для изображения ствола, веток, листьев. Какие дополнительные средства можно применять для изображения листвы.

(Приемы изображения ствола: начинают изображать ствол сверху вниз кончиком кисти и постепенно опускают её в положение плашмя.

Приемы изображения веток в ветреную погоду: с одной стороны ветки прижаты к стволу, а с другой отклонены от него. На основных, больших ветках необходимо нарисовать тонкие ответвления, которые склоняются от ветра, так же как и большие ветки.

Техника рисования тычком и жесткой кистью.

Тычком: слегка намочить тычок, набрать на него краску, держа тычок вертикально быстрыми, отрывистыми движениями нанести изображение.

Жесткой кистью: намочить кисть, набрать на неё краску, просушить излишки воды о газету и полусухой щетиной нанести быстрые вертикальные мазки изображающие летящие листья, вертикальными мазками можно придать живость траве).

Воспитатель: Поощряет детей за внесение в рисунок индивидуальности и неповторимости, например: дерево, поваленное сильным ветром; группа молодых деревьев, сильно наклонившаяся от ветра; изображение травы жесткой кистью и т. д.

По окончанию рисования деревьев (пока сохнет работа):

Воспитатель: А вот теперь приготовьте ушки – слушать, глазки – смотреть, разумок – запоминать. Учимся «волшебному» рисованию.

Листик с дерева намажу

Снизу желтенькой я краской.

Сверху я его проглажу –

Выйдет дерево, как в сказке.

Так деревья рисовать –

Ничего нет проще.

Я могу наштамповать

Небольшую рощу.

Воспитатель: Ребята, попрошу вас обратить особое внимание на то, что листочки нужно намазывать снизу, там где выпуклые прожилки. Аккуратно приложить накрашенной стороной на фон, возле нарисованной ветки. И, не сдвигая, осторожно придавить салфеткой. Поднять листик тоже нужно очень аккуратно, чтобы не размазать изображение (показ).

Воспитатель: Предлагает отдельным детям:

- Напечатать листик, сорванный ветром и упавший на землю.

- Напечатать «куст», на кусте ватной палочкой аккуратно нарисовать ягоды.

- Напечатать цветы на клумбе.

Воспитатель: Вот и готова наша картина. Мы назовем ее «Осенний …(пауза)»

Дети: Пейзаж.

Воспитатель: Давайте поставим ее на мольберт и полюбуемся.

Итог занятия:

1. Выставка и анализ детских работ

Воспитатель: Давайте посмотрим, что у нас получилось? Несите все работы ко мне. У кого получилась пасмурная и грустная осень, а у кого веселая и ясная? У кого сказочная? Она вся такая разная! Так какая же осень на самом деле?

Дети: Волшебная.

Воспитатель: Ребята, вам нравится? Мне очень понравился ваш пейзаж. Вы настоящие волшебники. Вы знаете, так красиво у вас получилось потому, что вы внимательно слушали мои объяснения, работали старательно, аккуратно и дружно. Когда краски немного подсохнут мы повесим ваш «Осенний пейзаж» в коридоре, чтобы им могли полюбоваться и дети, и взрослые (анализ).

А в уголок для творчества я положу вам две книги. Вы их потом полистайте и найдите в них пейзажи, нарисованные как знаменитыми художниками, так и такими же детьми, как и вы (исследовательский).

2. Прощание

Воспитатель: Вы сегодня все отлично поработали. Спасибо вам за творчество.

На этом наше занятие закончено, и вы, мои волшебники, можете отдохнуть.

Примечание:

- Обращается внимание на разнообразие красок и красоту работ.

- Поскольку дети работали под музыку Чайковского «Времена года. Осень». Во второй половине дня проводится слушание и обсуждение этой музыки.

НОД Аппликация

Тема: «До свидания птицы, путь счастливый»

Цель:

Цель: ознакомление детей с симметричным вырезанием

.

Задаи:

 -развитие у детей старшего – дошкольного возраста художественно – творческих способностей; воспитание самостоятельности и аккуратности

- отрабатывать навыки работы с ножницами

Сюрпризный момент

Журавушки – журавли

Оторвались от земли.

Крылья к небу вскинули,

Милый край покинули.

Закурлыкали вдали

Журавушки – журавли.

Ход работы

1. Для выполнения работы понадобится: цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, фон для готовой работы.

2. Сгибаем бумагу черного цвета пополам. Прикладываем шаблон птицы к линии сгиба и обводим карандашом.

Аппликация по теме Осень

3. Вырезаем птицу по контору, разворачиваем и сгибаем так, чтобы птица была черного цвета.

Аппликация по теме Осень

4. Проглаживаем линию сгиба. Птицы готовы.

Аппликация по теме Осень

5. Обводим шаблон листика на краю оранжевой и желтой полоски бумаги, затем складываем гармошкой.

Аппликация по теме Осень

6. Вырезаем по контору листик. Все листочки одинаковые.

7. На листе с фоном неба рисуем карандашом ветку дерева.

Аппликация по теме Осень

8. Располагаем все детали на фоне и приклеиваем.

Аппликация по теме Осень

9. Работа готова.

Иван Бунин

ЛИСТОПАД

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ежедневное календарное планирование тема осень

Понедельник 2016г.     Утро:Беседа.“Как надо вести себя в группе” -закрепление навыков культурного поведения в детском саду. Формирование умения общаться спокойно без кр...

Календарно-тематическое планирование тематического блока "Весна идет-весне дорогу!" тема дня "Сезонные изменения в старшей группе

В данном методическом материале представлен пример календарно-тематического планирования тематического блока "Весна идет-весне дорогу!" с темой одного дня "Сезонные изменения" в старшей группе детског...

Конспект НОД по речевому развитию "Осень. Сезонные изменения в природе" (подготовительная группа)

Цели: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить приметы осени....

ОСЕНЬ. Сезонные изменения

Презентация для детей младшего дошкольного возраста, знакомящая с сезонными изменениями осенью....

Календарно-тематическое планирование_средняя группа_Осень. сезонные изменения

Календарно-тематическое планирование_средняя группа_Осень. сезонные изменения...

Рекомендации для родителей по теме недели "Осень.Сезонные изменения"

Рекомендации для родителей по теме недели "Осень.Сезонные изменения" для подготовительной к школе группы...

Познавательное развитие "Ранняя осень. Сезонные изменения ".

Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы....