Статья "Содержание воспитания толерантности у дошкольников."
статья на тему

Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности ( ЮНЕСКО 1995 г. )

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tolerantnost.docx15.62 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание воспитания толерантности у дошкольников.

Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности ( ЮНЕСКО 1995 г. )                                                                                   Толерантность - базисный компонент культуры и духовности человеческого общества. Толерантность заключается в признании единства и одновременно многообразия человечества, уважении прав другого и его самого.                                                                    Понимание человека другой национальности , солидарное отношение и уважение к нему в не зависимости от цвета кожи, вероисповедания, мировоззрения определяются теми культурными ценностями, которые осваивает ребенок  на протяжении первых семи лет жизни. На этапе дошкольного детства  закладывается базис личностной культуры человека. Именно в этом возрасте необходимо начинать формирование этнотолерантности.                                                                                                                              Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у ребенка примерно с четырех лет, основываясь на элементарных проявлениях интернациональных чувств, знаниях о людях других национальностей. Большинство детей старшего дошкольного возраста положительно относятся к людям разных национальностей. Вместе с тем имеют место проявления иного отношения: смех, испуг при встрече с людьми других рас или национальностей, отказ вступать в общение с ними. Причинами являются детская непосредственность, весьма ограниченный жизненный опыт, отсутствие необходимых представлениях о людях других национальностей и культуры общения с ними (Э. Суслова).                                                                                                                      Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста можно воспитывать как патриотические чувства, так и толерантное отношение к представителям других национальностей.                                                                                                                                 Однако на данном этапе система личностных нравственно- ценностных ориентаций дошкольника складывается под воздействием окружающего общества. Взрослый выполняет ведущую роль в становлении личности ребенка, поскольку он является конкретным носителем общественных ценностей. Взрослый демонстрирует свои знания, оценки, отношения, поступки, которые служат ребенку образцами для подражания. Степень влияния взрослых различна. В зависимости от частоты контактов, эмоциональной насыщенности и информативности общения выделяют несколько групп людей. Первую группу составляют родители и близкие родственники, с которыми у ребенка налажено постоянное общение. При этом ведущее место занимает эмоциональный контакт, так как именно в семье ребенок учится сопереживать, сострадать, ощущать единство с родными людьми. Вторую группу составляют воспитатели и педагоги, которые достаточно часто общаются с ребенком, при этом повышается роль информативного общения, которое является важной частью целенаправленного педагогического процесса. Другие люди менее значимы в процессе социализации дошкольника.                                                                                                                     Таким образом,  именно семья и педагоги детского сада имеют решающее значение как в передаче этнокультурной информации, так и в становлении этнотолерантных установок у дошкольников.                                                                                                                          Педагогический процесс - это прежде всего, взаимодействие педагога и ребенка, их совместная деятельность, направленная на усвоение подрастающим поколением социального опыта предшествующих поколений. Педагогический процесс эффективен тогда, когда педагог строит его, используя лучшие традиции народа, его культуру. К жизни нашей страны дошкольника приобщает все: рассказы взрослых о своем труде, обсуждение с детьми произошедших в стране событий (космический полет, чемпионат мира по хоккею), участие в общенародных праздниках и т. п. Следует отметить благотворное влияние на духовное формирование личности литературы, особенно народной поэзии, устного народного творчества, национальных традиций своего народа.                                                               Применительно к решению этих проблем в современных условиях приобретают большое значение следующее планирование познавательной деятельности :                                                                                                                             1) воспитание любви к родному городу, селу, краю, Родине;                                                2) знакомство с государственной символикой (герб, флаг);                                                                   3) воспитание дружественных отношений между детьми разных национальностей;                                                                                                   4)формирование представлений о том ,что Россия многонациональная страна. Москва - столица нашей Родины;                                                                                                            5)ознакомление детей с особенностями природы, полезными ископаемыми, с народно - прикладным искусством;                                                                                                                                   6) дать детям представления о труде людей, показать результаты труда;                                          7) празднование национальных праздников.

Список литературы                                                                                                                                          1. Акулова О. В. Проблема воспитания этнотолерантности у детей дошкольного возраста \\ Дошкольная педагогика. - 2008. - №7.                                                                                                        2. Можевикина М. Ш. Этнопедагогическое  обеспечение учебно - воспитательной работы \\ Дошкольная педагогика. - 2005. - №8.                                                                                                       3. Ельцова О. М., Антонова Г. А. Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной культуре \\ Справочник старшего воспитателя. - 2011. - №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание толерантности у дошкольников

Сценарий праздника "Калейдоскоп игр народов мира"...

Фольклор как средство воспитания толерантности у дошкольников

Присутствие в обществе людей разных национальностей требует особого внимания к вопросу формирования национального самосознания, толерантных отношений.. Толерантность, как образ жизни в обществе зависи...

Педагогический проект "Воспитание толерантности у дошкольников в условиях межнационального общения"

Целью данного проекта является формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных кул...

Воспитание толерантности у дошкольников с помощью интеграции образовательных областей

Материал предназначен для педагогов, которые интересуются воспитанием толерантности у детей....

Воспитание толерантности у дошкольников

Воспитание  подрастающего поколения в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности. Безусловно, ступень дошкольного образования является в данном случае основой, которая закладывает базу формир...

Методическая разработка . Коммуникативные игры по воспитанию толерантной личности дошкольника.

В дошкольном возрасте дети начинают понимать, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной под...

Воспитание толерантности у дошкольников в условиях многонационального окружения. Воспитатели Семеновых Е.В., Клевцова М.Н., Новикова Ю.В.

      Сегодня основным связывающим звеном социализации ребёнка является его семья. Именно в семье ребёнок получает представление о мире и способах взаимодействия с ни...