Воспитание толерантности у дошкольников
методическая разработка по физкультуре (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) по теме

Кудрявцева Анна Вячеславовна

Сценарий праздника "Калейдоскоп игр народов мира"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost.docx563.73 КБ

Предварительный просмотр:

Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям[источник не указан 501 день].

Определение ООН

В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется следующим образом:ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.

Характеристика определения толерантности в преамбуле Устава ООН звучит следующим образом: «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи».

В наши дни ситуация в мире очень неспокойная: войны в Чечне, в Афганистане, в Израиле... Поэтому очень много людей – мирных жителей этих стран – оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. Эти люди вынуждены бежать из своей страны, таким людям нужна помощь. Кров для бездомных – наш долг. Сейчас в Россию приезжают беженцы из Казахстана, Узбекистана, Грузии, Киргизии, Азербайджана, Афганистана, Латвии, Эстонии, Чечни, Дагестана. Эти люди – мирные жители, и они не виноваты в проведении той политики, которая приводит к национальным войнам и розни.

Проблема толерантности становится всё острее с каждым годом. Очень важно,  чтобы уважение к культуре другого народа воспитывалось с дошкольного возраста. Что мы можем предложить в этом плане:

- повышение уровня знаний родителей воспитанников о толерантности , осознание у них этой проблемы

-создание  развивающей и обучающей среды в группах по данной проблеме

- проведение праздников и других массовых мероприятий, с целью ознакомления дошкольников с национальными обычаями, оригинальностью самовыражения того или другого народа

- проведение подвижных игр, как средства заинтересованности фольклором других народов

- игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуация

- изучение русских народных праздников, народных праздников ближайших стран-соседей, праздников народов Востока и мусульманских стран

- театрализованная деятельность по сценариям, в основе которых сказки народов мира

Весь процесс воспитания дошкольников идёт через игру. Игра – это спутник жизни ребёнка, источник  всех его эмоций. В воспитании у детей толерантности этот вид деятельности имеет самое главное значение. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников.

Радость движения идет параллельно с духовным обогащением детей. У них формируется   уважительное отношение к культуре других стран.

Сценарий праздника «Калейдоскоп игр народов мира».

(материал подготовили: Кудрявцева А.В. - инструктор по физической культуре ГБДОУ № 6, Приморского СПБ; Щербакова О.В. - старший воспитатель ГБДОУ № 6, Приморского СПБ)

Цели и задачи: изучение подвижных игр народов мира; ознакомление дошкольников с фольклором и национальными обычаями разных народов; воспитывать чувство уважения к традициям и языку народов разных стран; совместная радость движения детей разных национальностей.

1. Дети по группам строятся на площадке. Звучат детские песни о лете. Ведущий читает стихотворение и загадывает детям загадки.

Здравствуй, ЛЕТО!  Татьяна Бокова

Загадки по теме лето

2.Ведущий рассказывает детям легенду.

Легенда североамериканских индейцев.
Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок – это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печки. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негры. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы.

3. Детям предлагается картинка, и они рассказывают, что изображено на ней.

4. Ведущий предлагает детям подумать и сказать, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете Земля.
– Мы не знаем, где живет этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек.
Ответы детей: добрый, умный, смелый, сильный, улыбчивый, хороший, честный.

– Надо очень любить этот мир, любить его таким, каков он есть. Надо раскрыть ему душу и слиться с ним, делая что-то здесь и сейчас, что сделает мир хоть капельку лучше и добрее. Тогда только вся планета станет твоей, ты поймешь ее тайны и поймешь самого себя.

5. Детям раздают цветы и флажки. Все строятся в колонны  группам. Исполняется танец-марш, под песню «Зеркало Земли» (Карпеев Кирилл, шоу-группа «Саманта»)

6. Каждой группе выдаётся маршрутный лист и все идут на свою станцию.

Калейдоскоп

игр народов мира

1. Станция «Летняя игровая»

2.Станция «Лесная»

3. Станция «Магическая»

4.Станция «Перепелочка»

5. Станция «Юный джигит»

6. Станция «Стрелок»

                                                            - Станция «Стрелок» 

Башкирская народная игра

Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10 – 15 м одна от другой. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один Игрок – стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.

Правила игры. В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием. Выигрывает тот игрок, который ни разу не был стрелком (первый стрелок, не считается проигравшим).

                                   - Станция «Юный джигит»

                                «Подними платок»

Дагестанская народная игра

Игроки становятся в круг, в центре его кладут головной платок. Звучит национальная мелодия, все танцуют дагестанскую лезгинку. С окончание музыки каждый участник игры старается первым поднять платок.

Правила игры. Нельзя тянуться за платком и выходить из круга раньше, чем прекратится музыка. Поднявший платок получает очко. Игра проводится 7-10 минут. Выигрывает тот игрок, у которого больше очков.

                                                       - Станция « Летняя, игровая»

       «Охотники и утки»

                          Белорусская народная игра

Играющие делятся на две команды с одинаковым количеством участников. Одна команда — качки (утки), другая — охотники. Охотники образуют внешний большой круг и очерчивают его. Утки очерчивают внутренний малый круг на расстоянии 2,5 — 3 м от круга охотников. По сигналу охотники стреляют в уток — стараются попасть в них мячом. Когда все утки пойманы, команды меняются местами.

Правила игры. Охотникам и уткам нельзя выходить из очерченных кругов. Осаленный мячом игрок, выходит из игры. Если играют несколько команд, выигрывает та команда, которая быстрее переловит уток.

Подвижная игра "Садовник и цветы".( Русская народная игра)
Правила игры. Дети-"цветы" находятся на одной стороне площадки (у каждого в руках цветок), а водящий — "садовник" — в центре площадки. Приближаясь к цветам, он произносит: "Я иду сорвать цветок, из цветов сплету венок". Цветы отвечают: "Не хотим, чтоб нас срывали / И венки из нас сплетали. / Мы хотим в саду остаться, / Будут нами любоваться". С последними словами дети бегут на другую сторону площадки, а "садовник" старается поймать кого-нибудь. Кого поймал, тот «цветок» выходит из игры.(дети хором называют название цветка). После того , как пойманы 5-6 игроков назначается новый «садовник».

                                                         - Станция «Лесная»               

                                                      «Липкие пеньки»                                                                                                                                                             

Башкирская народная игра

Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные игроки становятся пеньками.

Правила игры. Пеньки не должны вставать с мест.

                                                        - Станция «Магическая»      

Колдун

Украинская народная игра

Перед началом игры выбирают колдуна. Для этого один из игроков вытягивает перед собой правую руку ладонью вниз, остальные подставляют под нее по одному указательному пальцу. По команде «Раз, два, три!» или по окончании считалки все отдергивают пальцы, а игроку с вытянутой рукой необходимо захватить чей-нибудь палец. Тот, чей палец, таким образом будет захвачен трижды, становится колдуном. Все разбегаются, а колдун пытается догнать кого-нибудь и дотронуться рукой. Пойманный игрок замирает, разведя руки в стороны. Расколдовать его могут другие игроки, дотронувшись до него рукой. Однако колдун следит за своей жертвой, и только кто-либо снимает чары, то он старается повторным ударом снова напустить их. Кроме того, он пытается заколдовать и тех, кто староается выручить товарища.

Правила игры. Заколдованный игрок остается на месте. Заколдованный трижды сам становится колдуном, а его предшественник присоединяется к  убегающим.

- станция «Перепёлочка»

           Украинская народная игра «Перепёлочка»

Играющие становятся в круг, слегка расставив ноги, руки опущены вдоль туловища. Один игрок в середине круга — перепелочка. На слова народной песни:

– Ой, у перепелочки да головка болит

— все участники вместе поднимают руки вверх, касаясь пальцами с двух сторон головы, а на повтор слов: «Да головка болит» — опускают руки вдоль туловища. На припев:

                                                               — Тут была, тут была перепеленка,

                                                                    Тут была, тут была сизокрылая —

дети берутся за руки и идут по кругу влево, а перепел очка — вправо. На последнее слово все останавливаются. На слова:

– Ой, у перепелочки да коленки болят —

все наклоняются вперед и дотрагиваются до колен, а на повтор слов: «Да коленки болят» — выпрямляются. Слова и действия припева повторяются. Ведущий продолжает:

– Ой, у перепелочки крылья не болят —

все играющие поднимают руки в стороны и на повтор слов: «Крылья не болят» — опускают вниз.

На слова: «Птички поднялись и улетели!» — все бегут по кругу.

Правила игры. Движения выполнять красиво, в соответствии с текстом.

7. После прохождения всех станций дается команда на построение. Каждая группа приносит с собой карточки с описанием игр. Дети рассказывают, какие новые игры они узнали, что понравилось больше всего. Все образуют большой круг и поют песню «Улыбка» (Слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского)

8. В конце праздника дети награждаются медальками и  запускают в небо шары.

Используемые сайты:   twirpx.comfile/386427/

                                        http://ru.wikipedia.org/

                                    nsportal.ruДетский садРазное…-tolerantnosti-u-detei…

                                    razumniki.ruЧто цветет летом 

                                         razumniki.ruzagadki_pro_leto.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор как средство воспитания толерантности у дошкольников

Присутствие в обществе людей разных национальностей требует особого внимания к вопросу формирования национального самосознания, толерантных отношений.. Толерантность, как образ жизни в обществе зависи...

Педагогический проект "Воспитание толерантности у дошкольников в условиях межнационального общения"

Целью данного проекта является формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных кул...

Воспитание толерантности у дошкольников с помощью интеграции образовательных областей

Материал предназначен для педагогов, которые интересуются воспитанием толерантности у детей....

Воспитание толерантности у дошкольников

Воспитание  подрастающего поколения в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности. Безусловно, ступень дошкольного образования является в данном случае основой, которая закладывает базу формир...

Методическая разработка . Коммуникативные игры по воспитанию толерантной личности дошкольника.

В дошкольном возрасте дети начинают понимать, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной под...

Воспитание толерантности у дошкольников в условиях многонационального окружения. Воспитатели Семеновых Е.В., Клевцова М.Н., Новикова Ю.В.

      Сегодня основным связывающим звеном социализации ребёнка является его семья. Именно в семье ребёнок получает представление о мире и способах взаимодействия с ни...

Статья "Содержание воспитания толерантности у дошкольников."

Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности ( ЮНЕСКО 1995 г. )...