Конспект организованных игровых ситуаций в подготовительной группе для детей с О.Н.Р. по теме: «Край родной – земля Кубанская»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Ивахненко Маргарита Владимировна

Программные задачи: 
Коррекционно-образовательные:

  • Расширение представлений детей о родном крае: достопримечательности региона, в котором живут дети; 
  • Закрепление навыков работы с географической картой; 
  • Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных в форме единственного и множественного числа; употребление в речи простых и сложных предлогов); 
  • Развитие интонационной выразительности речи, способности изменять голос по силе, высоте и тембру, с использованием стихотворного материала; 
  • Совершенствование чёткости дикции. 


Коррекционно-развивающие:

  • Развитие связной речи; 
  • Развитие зрительного внимания и восприятия; 
  • Развитие общей моторики; 
  • Развитие мышления и памяти; 
  • Развитие фонематических представлений; 
  • Развитие творческого воображения, подражательности. 
  • Расширять словарный запас: бурка, башлык, шаровары, черкеска, хата, чугунок, плетень, рушник, кубанка, кобыца, макитра, прялка, газыри, подворье, курень.


Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия малой родины – Кубани. 
  • Воспитание любви, гордости за достижения своего города и края. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kray_rodnoy_zemlya_kubanskaya.docx153.77 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ МО г. Краснодар

Детский сад комбинированного вида №75

Конспект организованных игровых ситуаций

в подготовительной группе для детей с ОНР.

«Край родной – земля Кубанская»

                                         Провела

Воспитатель: Ивахненко М. В.

Программные задачи: 
Коррекционно-образовательные: 
• Расширение представлений детей о родном крае: достопримечательности региона, в котором живут дети; 
• Закрепление навыков работы с географической картой; 
• Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных в форме единственного и множественного числа; употребление в речи простых и сложных предлогов); 
• Развитие интонационной выразительности речи, способности изменять голос по силе, высоте и тембру, с использованием стихотворного материала; 
• Совершенствование чёткости дикции. 

Коррекционно-развивающие: 
• Развитие связной речи; 
• Развитие зрительного внимания и восприятия; 
• Развитие общей моторики; 
• Развитие мышления и памяти; 
• Развитие фонематических представлений; 
• Развитие творческого воображения, подражательности. 

• Расширять словарный запас: бурка, башлык, шаровары, черкеска, хата, чугунок, плетень, рушник, кубанка, кобыца, макитра, прялка, газыри, подворье, курень.

Коррекционно-воспитательные: 
• Воспитание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия малой родины – Кубани. 
• Воспитание любви, гордости за достижения своего города и края. 

Предварительная работа: 

беседы о жизни кубанских казаков, рассматривание фотографий, картин, чтение художественных произведений, знакомство с пословицами и поговорками, песнями, их трудом, слушание песен Кубанского казачьего хора, оформление выставки рисунков на тему: «Моя любимая Кубань», беседы с детьми о прошлом города Краснодара, об истории Кубани; знакомство с гимном, флагом и гербом Краснодарского края; рассматривание картин и фотографий о городе Краснодаре.

Оформление группы: Фрагменты кубанской хаты: глиняная посуда, самовар на столе, стульчики для детей, выставка одежды казака, рушники с кубанской вышивкой, фотографии и иллюстрации Краснодарского края.


Ход образовательной деятельности: 

Звучит Кубанская песня. Выходит казачка (воспитатель) в руках на рушнике хлеб с солью.

Приветственное слово:

Ребята, давайте поздороваемся с гостями. Дорогие гости! Мы вас приветствуем  и приглашаем в путешествие по родному краю.
Воспитатель: 
Ребята, в начале нашего  путешествия вы слышали звуки музыки, звучала  красивая песня. А вы знаете, чья это песня, кто её сложил?
Дети: Это казачья песня. Её сочинили и поют казаки.
Воспитатель: 
А кто еще поет  казачьи песни?
Дети: Народ.
Воспитатель: Правильно, дети. Посмотрите, у меня в руках колесо – колесо истории народа. Если я его поверну вправо – время пойдет вперед, а если влево, то назад, в прошлое. Сегодня мы вернемся на некоторое время  в далекое прошлое Кубани, 200 лет назад.
Давайте вспомним, что означает слово  «казак».
Дети: «Казак» –  означает «вольный человек». Так называли свободных людей,  которые  прибыли на Кубань охранять  границы  от неприятелей  и были на службе у царицы Екатерины II. 
Воспитатель:  Самые первые казаки это были люди беглые, порвавшие со своей средой и поселившиеся на окраинных землях. Позже они  поступили на официальную военную службу государства Российского, чтобы охранять его границы.  Князь Потемкин щедро отблагодарил казаков за верную службу и назначил для поселения земли, что узаконила высочайшая Жалованная грамота  Императрицы Екатерины  II. Как вы думаете,  для чего царица подарила казакам землю?
Дети: За верную службу и для охраны южных границ.
Воспитатель:  Кто возглавил казачье войско и первым отправился в путь для освоения земель?
Дети: Атаман Захария Чепега.
Воспитатель: Что сказал Атаман казакам?
Дети: Он сказал: «Здесь граду быть».
Воспитатель:  Слово «град»  означает город. Как казаки начали строить город?
Дети:  Казаки начали вырубать камыши, засыпать болота, на высоком берегу Кубани построили крепость, а вокруг укрепления.
Воспитатель:  
«Здесь границу держать,
Защищать от врагов.
И пшеницу сажать,
И растить казаков».
Я вам прочитала стихотворение Ивана Вараввы  для того, чтобы вы поняли, что казаки поселились на этих землях прочно и уже не уходили. Сначала они обозначили главную улицу, а затем начали строить хаты, торговые лавки, ремесленные мастерские. Из какого материала строили хаты?
Дети: Хаты строили из камыша, глины, соломы.
Воспитатель: Чем покрывали крышу?
Дети: Крышу покрывали соломой или камышом.
Воспитатель:  Правильно, они строили из местных природных материалов, которых было очень  много.  Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не разваливался, пол заливали глиной. Эти хаты назывались турлучные. А затем внутри и снаружи белили стены, чтобы было чисто и красиво (показ иллюстраций). Так и стали казаки  жить на Кубани.  А чем занимались казаки в свободное от военной службы время?
Дети: Они сажали  сады, сеяли хлеб, разводили скот.
Воспитатель:  Какое занятие для казаков было самым главным?
Дети: Они охраняли южные границы России от врагов.
Воспитатель:  Казаки были людьми крепкими. Сильными, храбрыми, умелыми. Они умели и воевать, и трудиться, и отдыхать. Вот и мы  сейчас немного отдохнем и поиграем в игру «Перетяжка» (проводится физкультминутка). 
Игра: Играющие делятся на две группы. Вожак одной группы берет палку, а за него берутся играющие. Другой вожак берется за эту же палку с другой стороны. Каждая группа старается перетянуть палку на свою сторону. Перетянувшие выигрывают.
Воспитатель:  У нас ребята все здоровые, сильные ловкие, как казаки, проигравших нет, победила дружба.
А теперь продолжим. Посмотрите на макет подворья казака. Как огораживались хаты казаков? Что мы видим на макете?
Дети: Хаты казаков огораживались плетнем. Его делали из камыша или из прутьев.
Воспитатель: Что находилось в каждом дворе?
Дети:  В каждом дворе находилась летняя печка (кабыца) и колодец. Еще во дворе держали коров, свиней, кур. Эти дворы назывались подворьем.
Воспитатель:  Казаки очень много строили. После переселения был основан град (город) Екатеринодар. Он был так назван в честь царицы, подарившей  эти земли казакам. Хаты свои казаки называли курени. Со временем этим словом стали называться целые поселения. А потом курени превратились в станицы. Многие станицы до сих пор сохранили свои названия. Кореновская, Динская, Пашковская. Когда закончились войны,  казакам стало не нужно нести каждодневную воинскую службу, и войсковой град Екатеринодар стал обычным городом, стал расти и развиваться.

Скажите, пожалуйста, какие главные законы должны знать казаки  с детства?
Дети: С уважением относится к старшим.
Уважать мать, сестру, жену.  
Надо быть честным и скромным.
Надо заботиться о своих родителях, когда они будут старенькими.  
Защищать  от врагов свою Родину.
Воспитатель:   Молодцы ребята, вы это хорошо усвоили. В казачьих  семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. Как на Кубани обращались к отцу и матери?
Дети:   К отцу и матери обращались только на Вы.
Воспитатель:    Обычай уважения и почитания старших по возрасту требовал выполнения особых правил. Кто ответит, что это за правила?
Дети:   При появлении старшего по возрасту все должны были встать.
Если казаки были в форме,  должны были приложить руку к шапке. 
Если казак был без формы, то должен снять шапку и поклониться.
Воспитатель:    Что не разрешалось делать в присутствии старших?
Дети:   Не разрешалось сидеть. 
Воспитатель:   А какие еще правила соблюдали казаки?
Дети:   Нельзя  было обгонять старшего по возрасту, надо было спросить разрешения, можно ли пройти.
Старым и пожилым людям  младшие должны были уступить дорогу.
Воспитатель:   Молодцы, ребята.  На словах вы очень хорошо запомнили и усвоили правила. Было бы замечательно, если бы эти правила вы стали соблюдать в жизни. Вот такие строгие обычаи соблюдались в семьях, но это не значит, что старшие не любили младших. Они их любили, следили, чтобы чужие не обижали, заботились о них, играли с ними. Вот и мы с вами сейчас немного поиграем.

Проводится игра «Звонок».
Дети встают в круг, крепко держась за руки. В круг заходят двое детей. У одного в руках колокольчик, у другого – веревочка. Ребенку с веревочкой завязывают глаза. Он должен по звуку колокольчика поймать своего противника и набросить на него веревочку. Круг не позволяет играющим далеко расходиться.


Воспитатель:    Хорошо размялись. А теперь давайте вспомним, какие вы знаете пословицы о казаках.
Дети:   Казак и в беде не плачет.
Где казак, там и слава.
Атамана из плохого казака не получится.
Казак без службы – не казак.
Не тот казак, кто поборол, а тот, кто вывернулся.
Где враг, там и казак.
Казачий обычай такой: где просторно, тут и спать ложись.
Казак сам себя веселит.
Воспитатель:    Молодцы, ребята! Хорошие пословицы вы  знаете.. Кто из вас, ребята, скажет, на чем раньше ездили жители Кубани?
Дети:   Жители Кубани ездили  верхом на лошадях,  а ещё на повозках, на телегах.
Воспитатель:   Так кого же можно назвать верным другом казака?
Дети:    Конь был  верным другом казака.
Воспитатель.  А знаете ли вы пословицы и поговорки о казацких лошадях?
Дети:   Конь казаку – лучший друг.
Казак сам не ест, а коня накормит.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Сам погибай, а коня выручай.
Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.
Без коня казак кругом сирота.
Казак голоден, а конь его сыт.
Воспитатель:  Сейчас, ребята, вы очень внимательно рассматривали предметы быта. Я вижу по вашим лицам, что все вы немного удивлены. У нас на кухне такой посуды нет, мы ей не пользуемся.  Но в прошлом наши предки не могли без этих вещей обходиться и поэтому изготавливали их своими руками. На картинках вы тоже могли увидеть предметы народных ремёсел. Народные промыслы и ремесла –  важная часть народной культуры. Издавна кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только  о  её назначении, но и о красоте. Из простых природных материалов:  дерева, камня глины, металла – создавались произведения искусства. 
Одним из старейших промыслов на Кубани было гончарное ремесло. Гончарное ремесло  особенно хорошо развивалось в тех районах, где поблизости  залегала хорошая, вязкая глина. Вы знаете уже, что делали из глины?
Дети: Из глины делали посуду.
Из глины делали детские игрушки. 
Из глины изготавливали кирпич.
Из глины делали черепицу для крыш.
Воспитатель:  Правильно, ребята, гончарное ремесло было очень распространенным.  Первыми умелыми мастерами-гончарами стали Иван  Шестидесятый и Никифор Гончар. Давайте назовем  предметы посуды, которые делали гончары.
Дети:  Миски, кувшины, макитры, махотки, чугунок,
Воспитатель:  Молодцы, много знаете старинных названий. В макитре замешивали тесто – это большой глиняный горшок.
Скажите, а чем зимой занимались кубанские женщины?
Дети: Они вышивали, вязали, шили.
Воспитатель: Зимними вечерами люди занимались рукоделием, вязали, ткали, мастерили игрушки. А почему все это они делали зимой?
Дети: Потому, что летом, весной и осенью у них было много другой работы.
Люди  трудились в поле, огороде, они сажали, убирали урожай, хлеб,  это занимало все их время. А зимой они такой работы не делали.
Воспитатель: А как на Кубани называли полотенце? (Показываю рушник, даю полюбоваться вышивкой).
Дети: Рушник. А еще казаки занимались кузнечным делом.
Воспитатель:  Это было одним из самых любимых и уважаемых ремесел среди казаков. Что ковали кузнецы?
Дети:   Кузнецы ковали  орудия труда, оружие, а ещё красивые решетки, крылечки,  делали подковы лошадям. 
Воспитатель:  Из какого материала выполняли  изделия кузнецы? 
Дети: Из металла.
Воспитатель:  А в современной жизни мы встречаем кованые изделия?
Дети: Да, перила на лестницах, заборы, спинки на лавочках, решетки в парках. 

Воспитатель: Интересное получилось у нас путешествие в прошлое. Пришла пора крутить наше колесо обратно в будущее.  Ребята, мы узнали много нового и интересного о том, как жили люди в старину, чем занимались. Я надеюсь, что в дальнейшей вашей жизни вы будете проявлять такой же интерес к истории своего народа. Потому что без  корней нет и ветвей, а без истории нет и будущего.

Воспитатель:


Если скажут слово «Родина»
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Тополь толстый у ворот,
У реки береза-скромница
И ромашковый бугор.
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной кубанский двор,
Или степь от маков красная,
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.

О чем говорится в  этом стихотворении?
Дети: Это стихотворение о Родине, о доме.
Воспитатель: правильно, это стихотворение так и называется «Родина». Как вы понимаете слово Родина,  и что она для вас значит?
Дети: Родина – это дом, где мы живем, где живут наши папа и мама. Это наш детский сад, куда мы приходим каждый день. Родина – это наш город, где мы с вами живем.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Родина –  это мама, родной дом, улица, наш край, где у нас много друзей. Если нам плохо, мы идем к маме за помощью, если мы далеко от дома, мы скучаем, нам хочется скорее вернуться домой.  Наша любимая маленькая Родина – это Кубань, а большая, великая Родина – это Россия. А кто скажет, как называется наш край?
Дети: Краснодарский край.
Воспитатель: А город,  в котором мы живем? 
Дети: Мы живем в городе Краснодаре. Это главный город нашего края, его столица.
Воспитатель:  А как в старину назывался наш край и его столица.
Дети:  Кубань, Екатеринодар.
Воспитатель: Вы знаете, ребята, что у каждой страны есть свои знаки – символы государства. Кто вспомнит и назовет их.
Дети: Флаг, герб, гимн.
Воспитатель:  Правильно, есть они и у Кубани.
Воспитатель предлагает детям подойти к столу, взять флаг в руки, поднять, чтобы все видели.
Из каких частей  состоит флаг? Правильно, из древка и полотнища. А что вы видите на полотнище?
Дети: На полотнище есть три разноцветные полоски.
Воспитатель:   Назовите, пожалуйста, цвета.
Дети: Синий, малиновый, зеленый.
Воспитатель:  Что означает и напоминает синий цвет?
Дети: Цвет моря, неба, речки.
Воспитатель:  О чем говорит малиновый цвет?
Дети: Цвет солнца, когда оно всходит и заходит.
Воспитатель:  А зеленый цвет?
Дети: Зеленый – цвет травы, леса, поля.

С давних времен на Кубани сеяли пшеницу, кукурузу, подсолнух, который является символом Кубани. (Пальчиковая гимнастика «Подсолнух»).

Я вам сейчас прочитаю отрывок из нашего гимна.


«Ты Кубань, ты наша Родина,
Вековой наш богатырь.
Многоводная, раздольная,
Разлилась ты вдаль и вширь.
О тебе здесь вспоминаючи,
Как о матери родной,
На врага, на басурманина,
Мы пойдем на смертный бой…»


Гимн был написан в годы войны. С какой любовью воспевается наша Родина. Её сравнивают с богатырем. А Кубань-река – многоводная и раздольная. За вот эту то родную землю и не жалели своей жизни казаки, идя на бой, за свою Родину они готовы были погибнуть. На бой они шли со знаменами, а знамена были красного цвета, цвета крови. В память о героях-казаках, которые не жалея себя защищали свой дом, свою землю сложен этот гимн.  Славные воины не склонились перед врагом, а кланяются до земли своей Отчизне. Мы с вами  сохраним память о героях и будем также крепко любить свой родной край, гордиться своей Родиной.
А теперь посмотрите на третий символ – самый главный. Это герб.
Воспитатель:  Что означает крепость на шиите?
Дети: Это означает, что казаки защищали  границы.
Воспитатель:  А почему щит окружают знамена?
Дети: Знамена казаки получили за верную службу Отечеству и отвагу.
Воспитатель:  Вы видите в середине две буквы РФ. Это означает, что наш край входит в состав Российской Федерации — России.

(Дети рассказывают стихи о Кубани)

Ребята, мы очень много говорили о нашем прекрасном городе и крае, вы узнали много нового и интересного, познакомились с историей Кубани, теперь вы можете рассказать о нашем городе своим друзьям, знакомым, родителям. Здесь у меня альбомы с фотографиями.

Город стал очень красивым, много многоэтажных домов, все они разные.
Стало больше цветов на улицах, фонтанов, зеленых парков и скверов.

Ребята, вы каждый день приходите в детский сад. По дороге вы видите, как идет строительство, как растет наш город. За последние годы наш Краснодар  стал ещё лучше, ещё краше, ещё богаче. Люди, которые живут в нашем крае, стараются, чтобы он был самым красивым и чистым. Для этого и нам с вами, его жителям нужно поддерживать чистоту и порядок, не сорить, не бросать и не оставлять мусор в неположенных местах. О городе, как о своем родном доме, нужно заботиться всем: и взрослым, и детям. Ведь  в нашей заботе наша любовь и уважение. Каждый, кто родился и вырос на Кубани,  любит свою Родину, она у каждого из нас лишь одна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим "Мой край родной - земля кубанская" в подготовительной группе.

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим "Мой край родной - земля кубанская" в подготовительпой группе. На занятии развиваются представления детей об истории развития края, казачества, ...

Конспект ООД в средней группе ( ОО "Познавательное развитие") по теме: «Край родной, земля Кубанская»

«Край родной, земля Кубанская»Задачи: • познакомить детей с кубанской одеждой; учить правильно называть одежду; • освоить простые элементы кубанской росписи; • развивать умение выделять свойства предм...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим и обучение грамоте.Тема: Подготовка к полёту в космос.

1.Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе.                                 ...

Конспект организованной игровой ситуации по аппликации на тему «Осенний натюрморт» в подготовительной группе для детей с О.Н.Р.

Цель:Расширяем представления  детей об окружающем мире.Развиваем любознательность, стремление  к познанию.Задачи:Продолжать развивать представление об осени, как времени года.Закрепить понят...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР III уровня по теме «Домашние животные»

Цель: актуализация словаря детей подготовительной к школе группы по теме «Домашние животные» на логопедическом занятии через использование элементов театрализованной игры....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР (с использованием ИКТ) Тема: «ЧЕЛОВЕК. ЧАСТИ ТЕЛА».

Материал по формированию целостной каритины мира с презентацией. Будет полезен воспитателям ДОУ. Данная разработка содержит игры по формированию грамматического строя речи и развития связной речи. Исп...