Конспект организованных игровых ситуаций в подготовительной группе для детей с О.Н.Р. по теме: «Край родной – земля Кубанская»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Программные задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Расширение представлений детей о родном крае: достопримечательности региона, в котором живут дети;
- Закрепление навыков работы с географической картой;
- Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных в форме единственного и множественного числа; употребление в речи простых и сложных предлогов);
- Развитие интонационной выразительности речи, способности изменять голос по силе, высоте и тембру, с использованием стихотворного материала;
- Совершенствование чёткости дикции.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие связной речи;
- Развитие зрительного внимания и восприятия;
- Развитие общей моторики;
- Развитие мышления и памяти;
- Развитие фонематических представлений;
- Развитие творческого воображения, подражательности.
- Расширять словарный запас: бурка, башлык, шаровары, черкеска, хата, чугунок, плетень, рушник, кубанка, кобыца, макитра, прялка, газыри, подворье, курень.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия малой родины – Кубани.
- Воспитание любви, гордости за достижения своего города и края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kray_rodnoy_zemlya_kubanskaya.docx | 153.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ МО г. Краснодар
Детский сад комбинированного вида №75
Конспект организованных игровых ситуаций
в подготовительной группе для детей с ОНР.
«Край родной – земля Кубанская»
Провела
Воспитатель: Ивахненко М. В.
Программные задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Расширение представлений детей о родном крае: достопримечательности региона, в котором живут дети;
• Закрепление навыков работы с географической картой;
• Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных в форме единственного и множественного числа; употребление в речи простых и сложных предлогов);
• Развитие интонационной выразительности речи, способности изменять голос по силе, высоте и тембру, с использованием стихотворного материала;
• Совершенствование чёткости дикции.
Коррекционно-развивающие:
• Развитие связной речи;
• Развитие зрительного внимания и восприятия;
• Развитие общей моторики;
• Развитие мышления и памяти;
• Развитие фонематических представлений;
• Развитие творческого воображения, подражательности.
• Расширять словарный запас: бурка, башлык, шаровары, черкеска, хата, чугунок, плетень, рушник, кубанка, кобыца, макитра, прялка, газыри, подворье, курень.
Коррекционно-воспитательные:
• Воспитание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия малой родины – Кубани.
• Воспитание любви, гордости за достижения своего города и края.
Предварительная работа:
беседы о жизни кубанских казаков, рассматривание фотографий, картин, чтение художественных произведений, знакомство с пословицами и поговорками, песнями, их трудом, слушание песен Кубанского казачьего хора, оформление выставки рисунков на тему: «Моя любимая Кубань», беседы с детьми о прошлом города Краснодара, об истории Кубани; знакомство с гимном, флагом и гербом Краснодарского края; рассматривание картин и фотографий о городе Краснодаре.
Оформление группы: Фрагменты кубанской хаты: глиняная посуда, самовар на столе, стульчики для детей, выставка одежды казака, рушники с кубанской вышивкой, фотографии и иллюстрации Краснодарского края.
Ход образовательной деятельности:
Звучит Кубанская песня. Выходит казачка (воспитатель) в руках на рушнике хлеб с солью.
Приветственное слово:
Ребята, давайте поздороваемся с гостями. Дорогие гости! Мы вас приветствуем и приглашаем в путешествие по родному краю.
Воспитатель:
Ребята, в начале нашего путешествия вы слышали звуки музыки, звучала красивая песня. А вы знаете, чья это песня, кто её сложил?
Дети: Это казачья песня. Её сочинили и поют казаки.
Воспитатель:
А кто еще поет казачьи песни?
Дети: Народ.
Воспитатель: Правильно, дети. Посмотрите, у меня в руках колесо – колесо истории народа. Если я его поверну вправо – время пойдет вперед, а если влево, то назад, в прошлое. Сегодня мы вернемся на некоторое время в далекое прошлое Кубани, 200 лет назад.
Давайте вспомним, что означает слово «казак».
Дети: «Казак» – означает «вольный человек». Так называли свободных людей, которые прибыли на Кубань охранять границы от неприятелей и были на службе у царицы Екатерины II.
Воспитатель: Самые первые казаки это были люди беглые, порвавшие со своей средой и поселившиеся на окраинных землях. Позже они поступили на официальную военную службу государства Российского, чтобы охранять его границы. Князь Потемкин щедро отблагодарил казаков за верную службу и назначил для поселения земли, что узаконила высочайшая Жалованная грамота Императрицы Екатерины II. Как вы думаете, для чего царица подарила казакам землю?
Дети: За верную службу и для охраны южных границ.
Воспитатель: Кто возглавил казачье войско и первым отправился в путь для освоения земель?
Дети: Атаман Захария Чепега.
Воспитатель: Что сказал Атаман казакам?
Дети: Он сказал: «Здесь граду быть».
Воспитатель: Слово «град» означает город. Как казаки начали строить город?
Дети: Казаки начали вырубать камыши, засыпать болота, на высоком берегу Кубани построили крепость, а вокруг укрепления.
Воспитатель:
«Здесь границу держать,
Защищать от врагов.
И пшеницу сажать,
И растить казаков».
Я вам прочитала стихотворение Ивана Вараввы для того, чтобы вы поняли, что казаки поселились на этих землях прочно и уже не уходили. Сначала они обозначили главную улицу, а затем начали строить хаты, торговые лавки, ремесленные мастерские. Из какого материала строили хаты?
Дети: Хаты строили из камыша, глины, соломы.
Воспитатель: Чем покрывали крышу?
Дети: Крышу покрывали соломой или камышом.
Воспитатель: Правильно, они строили из местных природных материалов, которых было очень много. Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не разваливался, пол заливали глиной. Эти хаты назывались турлучные. А затем внутри и снаружи белили стены, чтобы было чисто и красиво (показ иллюстраций). Так и стали казаки жить на Кубани. А чем занимались казаки в свободное от военной службы время?
Дети: Они сажали сады, сеяли хлеб, разводили скот.
Воспитатель: Какое занятие для казаков было самым главным?
Дети: Они охраняли южные границы России от врагов.
Воспитатель: Казаки были людьми крепкими. Сильными, храбрыми, умелыми. Они умели и воевать, и трудиться, и отдыхать. Вот и мы сейчас немного отдохнем и поиграем в игру «Перетяжка» (проводится физкультминутка).
Игра: Играющие делятся на две группы. Вожак одной группы берет палку, а за него берутся играющие. Другой вожак берется за эту же палку с другой стороны. Каждая группа старается перетянуть палку на свою сторону. Перетянувшие выигрывают.
Воспитатель: У нас ребята все здоровые, сильные ловкие, как казаки, проигравших нет, победила дружба.
А теперь продолжим. Посмотрите на макет подворья казака. Как огораживались хаты казаков? Что мы видим на макете?
Дети: Хаты казаков огораживались плетнем. Его делали из камыша или из прутьев.
Воспитатель: Что находилось в каждом дворе?
Дети: В каждом дворе находилась летняя печка (кабыца) и колодец. Еще во дворе держали коров, свиней, кур. Эти дворы назывались подворьем.
Воспитатель: Казаки очень много строили. После переселения был основан град (город) Екатеринодар. Он был так назван в честь царицы, подарившей эти земли казакам. Хаты свои казаки называли курени. Со временем этим словом стали называться целые поселения. А потом курени превратились в станицы. Многие станицы до сих пор сохранили свои названия. Кореновская, Динская, Пашковская. Когда закончились войны, казакам стало не нужно нести каждодневную воинскую службу, и войсковой град Екатеринодар стал обычным городом, стал расти и развиваться.
Скажите, пожалуйста, какие главные законы должны знать казаки с детства?
Дети: С уважением относится к старшим.
Уважать мать, сестру, жену.
Надо быть честным и скромным.
Надо заботиться о своих родителях, когда они будут старенькими.
Защищать от врагов свою Родину.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы это хорошо усвоили. В казачьих семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. Как на Кубани обращались к отцу и матери?
Дети: К отцу и матери обращались только на Вы.
Воспитатель: Обычай уважения и почитания старших по возрасту требовал выполнения особых правил. Кто ответит, что это за правила?
Дети: При появлении старшего по возрасту все должны были встать.
Если казаки были в форме, должны были приложить руку к шапке.
Если казак был без формы, то должен снять шапку и поклониться.
Воспитатель: Что не разрешалось делать в присутствии старших?
Дети: Не разрешалось сидеть.
Воспитатель: А какие еще правила соблюдали казаки?
Дети: Нельзя было обгонять старшего по возрасту, надо было спросить разрешения, можно ли пройти.
Старым и пожилым людям младшие должны были уступить дорогу.
Воспитатель: Молодцы, ребята. На словах вы очень хорошо запомнили и усвоили правила. Было бы замечательно, если бы эти правила вы стали соблюдать в жизни. Вот такие строгие обычаи соблюдались в семьях, но это не значит, что старшие не любили младших. Они их любили, следили, чтобы чужие не обижали, заботились о них, играли с ними. Вот и мы с вами сейчас немного поиграем.
Проводится игра «Звонок».
Дети встают в круг, крепко держась за руки. В круг заходят двое детей. У одного в руках колокольчик, у другого – веревочка. Ребенку с веревочкой завязывают глаза. Он должен по звуку колокольчика поймать своего противника и набросить на него веревочку. Круг не позволяет играющим далеко расходиться.
Воспитатель: Хорошо размялись. А теперь давайте вспомним, какие вы знаете пословицы о казаках.
Дети: Казак и в беде не плачет.
Где казак, там и слава.
Атамана из плохого казака не получится.
Казак без службы – не казак.
Не тот казак, кто поборол, а тот, кто вывернулся.
Где враг, там и казак.
Казачий обычай такой: где просторно, тут и спать ложись.
Казак сам себя веселит.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Хорошие пословицы вы знаете.. Кто из вас, ребята, скажет, на чем раньше ездили жители Кубани?
Дети: Жители Кубани ездили верхом на лошадях, а ещё на повозках, на телегах.
Воспитатель: Так кого же можно назвать верным другом казака?
Дети: Конь был верным другом казака.
Воспитатель. А знаете ли вы пословицы и поговорки о казацких лошадях?
Дети: Конь казаку – лучший друг.
Казак сам не ест, а коня накормит.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Сам погибай, а коня выручай.
Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.
Без коня казак кругом сирота.
Казак голоден, а конь его сыт.
Воспитатель: Сейчас, ребята, вы очень внимательно рассматривали предметы быта. Я вижу по вашим лицам, что все вы немного удивлены. У нас на кухне такой посуды нет, мы ей не пользуемся. Но в прошлом наши предки не могли без этих вещей обходиться и поэтому изготавливали их своими руками. На картинках вы тоже могли увидеть предметы народных ремёсел. Народные промыслы и ремесла – важная часть народной культуры. Издавна кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только о её назначении, но и о красоте. Из простых природных материалов: дерева, камня глины, металла – создавались произведения искусства.
Одним из старейших промыслов на Кубани было гончарное ремесло. Гончарное ремесло особенно хорошо развивалось в тех районах, где поблизости залегала хорошая, вязкая глина. Вы знаете уже, что делали из глины?
Дети: Из глины делали посуду.
Из глины делали детские игрушки.
Из глины изготавливали кирпич.
Из глины делали черепицу для крыш.
Воспитатель: Правильно, ребята, гончарное ремесло было очень распространенным. Первыми умелыми мастерами-гончарами стали Иван Шестидесятый и Никифор Гончар. Давайте назовем предметы посуды, которые делали гончары.
Дети: Миски, кувшины, макитры, махотки, чугунок,
Воспитатель: Молодцы, много знаете старинных названий. В макитре замешивали тесто – это большой глиняный горшок.
Скажите, а чем зимой занимались кубанские женщины?
Дети: Они вышивали, вязали, шили.
Воспитатель: Зимними вечерами люди занимались рукоделием, вязали, ткали, мастерили игрушки. А почему все это они делали зимой?
Дети: Потому, что летом, весной и осенью у них было много другой работы.
Люди трудились в поле, огороде, они сажали, убирали урожай, хлеб, это занимало все их время. А зимой они такой работы не делали.
Воспитатель: А как на Кубани называли полотенце? (Показываю рушник, даю полюбоваться вышивкой).
Дети: Рушник. А еще казаки занимались кузнечным делом.
Воспитатель: Это было одним из самых любимых и уважаемых ремесел среди казаков. Что ковали кузнецы?
Дети: Кузнецы ковали орудия труда, оружие, а ещё красивые решетки, крылечки, делали подковы лошадям.
Воспитатель: Из какого материала выполняли изделия кузнецы?
Дети: Из металла.
Воспитатель: А в современной жизни мы встречаем кованые изделия?
Дети: Да, перила на лестницах, заборы, спинки на лавочках, решетки в парках.
Воспитатель: Интересное получилось у нас путешествие в прошлое. Пришла пора крутить наше колесо обратно в будущее. Ребята, мы узнали много нового и интересного о том, как жили люди в старину, чем занимались. Я надеюсь, что в дальнейшей вашей жизни вы будете проявлять такой же интерес к истории своего народа. Потому что без корней нет и ветвей, а без истории нет и будущего.
Воспитатель:
Если скажут слово «Родина»
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Тополь толстый у ворот,
У реки береза-скромница
И ромашковый бугор.
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной кубанский двор,
Или степь от маков красная,
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
О чем говорится в этом стихотворении?
Дети: Это стихотворение о Родине, о доме.
Воспитатель: правильно, это стихотворение так и называется «Родина». Как вы понимаете слово Родина, и что она для вас значит?
Дети: Родина – это дом, где мы живем, где живут наши папа и мама. Это наш детский сад, куда мы приходим каждый день. Родина – это наш город, где мы с вами живем.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Родина – это мама, родной дом, улица, наш край, где у нас много друзей. Если нам плохо, мы идем к маме за помощью, если мы далеко от дома, мы скучаем, нам хочется скорее вернуться домой. Наша любимая маленькая Родина – это Кубань, а большая, великая Родина – это Россия. А кто скажет, как называется наш край?
Дети: Краснодарский край.
Воспитатель: А город, в котором мы живем?
Дети: Мы живем в городе Краснодаре. Это главный город нашего края, его столица.
Воспитатель: А как в старину назывался наш край и его столица.
Дети: Кубань, Екатеринодар.
Воспитатель: Вы знаете, ребята, что у каждой страны есть свои знаки – символы государства. Кто вспомнит и назовет их.
Дети: Флаг, герб, гимн.
Воспитатель: Правильно, есть они и у Кубани.
Воспитатель предлагает детям подойти к столу, взять флаг в руки, поднять, чтобы все видели.
Из каких частей состоит флаг? Правильно, из древка и полотнища. А что вы видите на полотнище?
Дети: На полотнище есть три разноцветные полоски.
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, цвета.
Дети: Синий, малиновый, зеленый.
Воспитатель: Что означает и напоминает синий цвет?
Дети: Цвет моря, неба, речки.
Воспитатель: О чем говорит малиновый цвет?
Дети: Цвет солнца, когда оно всходит и заходит.
Воспитатель: А зеленый цвет?
Дети: Зеленый – цвет травы, леса, поля.
С давних времен на Кубани сеяли пшеницу, кукурузу, подсолнух, который является символом Кубани. (Пальчиковая гимнастика «Подсолнух»).
Я вам сейчас прочитаю отрывок из нашего гимна.
«Ты Кубань, ты наша Родина,
Вековой наш богатырь.
Многоводная, раздольная,
Разлилась ты вдаль и вширь.
О тебе здесь вспоминаючи,
Как о матери родной,
На врага, на басурманина,
Мы пойдем на смертный бой…»
Гимн был написан в годы войны. С какой любовью воспевается наша Родина. Её сравнивают с богатырем. А Кубань-река – многоводная и раздольная. За вот эту то родную землю и не жалели своей жизни казаки, идя на бой, за свою Родину они готовы были погибнуть. На бой они шли со знаменами, а знамена были красного цвета, цвета крови. В память о героях-казаках, которые не жалея себя защищали свой дом, свою землю сложен этот гимн. Славные воины не склонились перед врагом, а кланяются до земли своей Отчизне. Мы с вами сохраним память о героях и будем также крепко любить свой родной край, гордиться своей Родиной.
А теперь посмотрите на третий символ – самый главный. Это герб.
Воспитатель: Что означает крепость на шиите?
Дети: Это означает, что казаки защищали границы.
Воспитатель: А почему щит окружают знамена?
Дети: Знамена казаки получили за верную службу Отечеству и отвагу.
Воспитатель: Вы видите в середине две буквы РФ. Это означает, что наш край входит в состав Российской Федерации — России.
(Дети рассказывают стихи о Кубани)
Ребята, мы очень много говорили о нашем прекрасном городе и крае, вы узнали много нового и интересного, познакомились с историей Кубани, теперь вы можете рассказать о нашем городе своим друзьям, знакомым, родителям. Здесь у меня альбомы с фотографиями.
Город стал очень красивым, много многоэтажных домов, все они разные.
Стало больше цветов на улицах, фонтанов, зеленых парков и скверов.
Ребята, вы каждый день приходите в детский сад. По дороге вы видите, как идет строительство, как растет наш город. За последние годы наш Краснодар стал ещё лучше, ещё краше, ещё богаче. Люди, которые живут в нашем крае, стараются, чтобы он был самым красивым и чистым. Для этого и нам с вами, его жителям нужно поддерживать чистоту и порядок, не сорить, не бросать и не оставлять мусор в неположенных местах. О городе, как о своем родном доме, нужно заботиться всем: и взрослым, и детям. Ведь в нашей заботе наша любовь и уважение. Каждый, кто родился и вырос на Кубани, любит свою Родину, она у каждого из нас лишь одна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим "Мой край родной - земля кубанская" в подготовительной группе.
Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим "Мой край родной - земля кубанская" в подготовительпой группе. На занятии развиваются представления детей об истории развития края, казачества, ...
Конспект ООД в средней группе ( ОО "Познавательное развитие") по теме: «Край родной, земля Кубанская»
«Край родной, земля Кубанская»Задачи: • познакомить детей с кубанской одеждой; учить правильно называть одежду; • освоить простые элементы кубанской росписи; • развивать умение выделять свойства предм...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по опытно – экспериментальной деятельности с водой на тему: «ВОТ ОНА КАКАЯ – ВОДА!»
Конспект опытно-экспериментальной деятельности с водой в погдготовительной группе...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим и обучение грамоте.Тема: Подготовка к полёту в космос.
1.Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе. ...
Конспект организованной игровой ситуации по аппликации на тему «Осенний натюрморт» в подготовительной группе для детей с О.Н.Р.
Цель:Расширяем представления детей об окружающем мире.Развиваем любознательность, стремление к познанию.Задачи:Продолжать развивать представление об осени, как времени года.Закрепить понят...
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР III уровня по теме «Домашние животные»
Цель: актуализация словаря детей подготовительной к школе группы по теме «Домашние животные» на логопедическом занятии через использование элементов театрализованной игры....
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР (с использованием ИКТ) Тема: «ЧЕЛОВЕК. ЧАСТИ ТЕЛА».
Материал по формированию целостной каритины мира с презентацией. Будет полезен воспитателям ДОУ. Данная разработка содержит игры по формированию грамматического строя речи и развития связной речи. Исп...