Зимушка-зима
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Папылева Лариса Валерьевна

Закрепить знания детей о характерных признаках зимы: холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimushka_zima.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по коммуникативной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий  «Зимушка-Зима!»  в  старшей группе.

Воспитатель: Папылева Лариса Валерьевна

Цель:  Закрепить знания детей о характерных признаках зимы: холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег.

Задачи:

Образовательные: Активизировать  словарь детей: вьюга, метель, снегопад, лед, гололёд, северное сияние, полярная ночь.  Закрепить навык подбора существительного к прилагательному, согласование числительных с существительными. Способствовать укреплению  верхних дыхательных путей, обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких.

Развивающие: Развивать общую и мелкую моторику; умение детей выражать своё настроение мимикой и жестами, развивать координацию движений; создавать условия для снятия зрительного утомления, укрепления и расслабления мышц глаз.

Воспитательные: Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к птицам; желание заботиться о своем здоровье.

Интеграция видов деятельности:

Коммуникативная: беседа, вопросы к детям, активизация словаря.

Познавательно-исследовательская: ситуационные задачи, счет до 5 в согласовании числительного с существительным.

Двигательная: подвижная игра «Попади в цель», упражнение на дыхание, гимнастика для глаз, пластический этюд «Зимние забавы».

Восприятие художественной литературы: координация речи с движением, стихотворение о снежинках.

Игровая: игры – «Узнай зимнее слово», «Чего не хватает?».

Музыкальная: слушание «Звуки вьюги», музыка из мультфильма «Каникулы в Простоквашино».

Планируемые результаты: владеют знаниями о характерных признаках зимы,  знают и умеют сказать, что полезно для здоровья.

Интегративные качества: активный, любознательный, внимательный.

Оборудование: плакат "круг зимних явлений", сюжетные картинки  "Зимние развлечения", "снежки" из бумаги, диск с записью вьюги, музыки из мультфильма  «Простоквашино»; снежинки с зимними словами, снежинка на палочке (для зрительной гимнастики), массажные дощечки, снежинки из тонкой бумаги для дыхательной гимнастики.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на интерактивной доске: с изображением зимы, зимующих птиц; беседы  о зиме, явлениях природы; слушание музыки из цикла «Времена года», чтение художественной литературы зимней тематики.

Ход занятия:

Организационный момент.

       Ребята, тему сегодняшнего занятия вам помогут определить картинки, вот элементы картинок, выберите по одному фрагменту, посмотрите на обратную сторону – «рубашку». У кого она синяя, подойдите к столу, отмеченному синим кругом, у кого желтая - к столу с желтым кругом. Дети составляют картинку зимней природы.

- О чем мы сегодня поговорим?  (О зиме).

Посмотрите, это круг зимних явлений. Он поможет нам рассказать о зиме. Вопросы.

 Какая погода бывает зимой? (Холодная, морозная, ветреная, снежная, ясная, пасмурная)

Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль).

 Как можно назвать явление природы, когда падает снег? (Снегопад)

 Как называется зимний ветер? (Метель, вьюга, пурга.)

 Почему зимой можно кататься на коньках? (Озера и реки покрыты льдом, он гладкий, похож на стекло.)

 Какое природное явление бывает на Севере зимой? (Полярная ночь, северное сияние.)

Каких зимующих птиц вы знаете?  (синица, снегирь, дятел, свиристель,

клест, воробей, голубь, поползень, ворона, чиж).

              Сейчас, мы поиграем в игру «Узнай зимнее слово»

Я буду называть слова. Вы внимательно слушайте их, и когда услышите «зимнее» слово, хлопните в ладоши.

Воспитатель называет слова: снег, лето, мороз, холод, дом, лед, ромашка, цыпленок, снежинка, вьюга, дождь, листья, северное сияние, радуга, снегопад.

- Зимой холодно, идет снег, дует сильный ветер. А вам не холодно зимой?

Если у нас замерзнут руки, щеки, мы можем их согреть. Ребята, давайте вспомним самомассаж «Наступили холода».

Самомассаж биологически активных точек «Наступили холода»:

Да – да – да,

Наступили холода.                       Потереть ладошки друг о друга.

Да – да – да,

Превратилась в лед вода.    Мягко провести большими пальцами рук по шее  

                                                                          сверху вниз.

Ду – ду – ду,

Поскользнусь я на льду.         Указательными пальцами помассировать

                                                                        крылья носа.

Ду – ду – ду,                                         Хлопки в ладоши.

Я на лыжах иду.                           Растереть ладонями уши.

Ды – ды – ды,

На снегу есть следы.              Приставить ладони ко лбу и энергично

                                                  растирать лоб движениями в стороны.

Ди – ди – ди,

Ну, заяц, погоди!                                 Погрозить пальцем.

        - Зимой мы носим теплую одежду и обувь, которые нас согревают. Ребята, вспомните, что мы одеваем зимой. (Теплую шапку, варежки, шарф, шубу, теплую куртку, комбинезон, штаны, сапоги, валенки…).

Дидактическая игра «Чего не хватает?»

- Зимой холодно, наверно, грустно все время сидеть дома?

- Ребята, давайте вспомним, в какие игры мы играем зимой, а помогут нам в этом картинки. Выбирайте и рассказывайте.

Дети. Мы катаемся на санках, ледянках, лыжах и коньках. Из снега строим крепости, горки, лепим снежки. Играем в хоккей.

Воспитатель. Ребята давайте покажем наши зимние забавы.

Пластический этюд «Зимние забавы»

Изобразите: вы катаетесь на коньках, ходите на лыжах, лепите снежную бабу, играете в снежки.

Пальчиковая игра-упражнение «Снежок» (Н. Нищева)

Раз, два, три, четыре.                      Загибают пальчики, начиная с большого.

Мы с тобой снежок слепили.           Лепят, меняя положение ладоней.

Круглый, крепкий, очень гладкий,     Показывают круг, сжимают ладонь,

                                                                 гладят одной ладонью другую.

И совсем – совсем не сладкий.                      Грозят пальчиком.

Раз – подбросим,                                Смотрят вверх, подбрасывают

                                                                    воображаемый снежок.

Два – поймаем,                             Приседают, ловят воображаемый снежок. Три – уроним.                                              Встают, роняют снежок.

И сломаем.                                                         Топают на месте.

Подвижная игра «Попади в цель»

        Воспитатель предлагает детям взять по пять снежков (из бумаги). Дети бросают снежки в корзину. За каждое попадание в цель ребенок получает фишку – снежинку. После игры дети считают, у кого, сколько снежинок (одна снежинка, две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять снежинок).

Воспитатель. Ребята садитесь на ковер, закройте глаза и представьте, что мы очутились в зимнем лесу. (Звучит запись вьюги.)

В лесу все покрылось снегом, природа спит зимним сном под снежным одеялом. Ветки деревьев покрыты инеем и серебрятся на холодном зимнем солнце. Вьюга поет свою заунывную песню…

Дети открывают глаза.

Ребята, посмотрите какая у меня волшебная снежинка, как она кружится в воздухе. Последите за её движением.

          Зрительная гимнастика «Последи, как летит снежинка».  

Воспитатель вращает снежинку на разной высоте, дети следят за её полетом (4-5 раз).

Дыхательная гимнастика «Снежинки»

        Дети под слова воспитателя сдувают маленькие снежинки, вырезанные из легкой бумаги.

Как подул Дед Мороз -

В воздухе морозном

Полетели, закружились

Ледяные звезды.

Воспитатель. Пока мы следили, как кружится снежинка в воздухе, к нам на полянку прилетели другие снежинки. Они не простые, на них написаны слова. Нам надо подобрать к ним нужные слова. О чем так можно сказать?

• Снежный – ком, дом, человек;

• Холодное – утро, солнце, дыхание;

• Морозный – день, воздух, вечер, узор, ветер;

• Снежная – горка, улица, дорога, баба;

• Трескучий – мороз, лёд;

• Зимняя – дорога, погода, одежда;

• Ледяные – горки, реки, озера, сосульки;

• Колючий – снег, ветер, мороз.

- Вы сказали, что ветер морозный и колючий.

Воспитатель раздает каждому ребенку дощечку для массажа пальчиков.

• Проведите, пальчиком по дощечке, а теперь проведите ладошкой. Ощутите, какой может быть колючий ветер и мороз зимой.

• Нарисуйте пальчиком снежинку. Ветер подхватил снежинку и закружил ее. Проведите по кругу пальчиками, ладошкой.

Итог: Что вам сегодня понравилось на занятии? (Ответы детей).

       Папылева Лариса Валерьевна МБДОУ МО Г. Краснодар «Детский сад №6»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимушка-зима, зима снежная была...

Конспект НОД в подготовительной группе...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

Закрепление знаний детей о временах года....

Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.

Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...

конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"

Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года. Задачи: 1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликатьс...