Главные вкладки

    Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Закрепление знаний детей о временах года.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tema.docx23.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Занятие в старшей группе

    Тема: « Зима, зимушка, зима»

    Подготовила воспитатель:

        Душаева Н.П.

    2014 г.

    Цель:      Обобщить знания детей о зиме как времени года.

    Задачи:

    1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликаться на предложение общения.
    2. Познавательное развитие: закрепление  знания о временах года, систематизировать представления детей о зиме как времени года, способствовать развитию логического мышления, памяти.
    3. Речевое развитие: учить правильно, согласовывать  существительные с прилагательными, развивать речь детей, пополнять словарный запас, выделять из текста необходимую информацию.
    4. Художественно-эстетическое развитие: развивать творческие способности детей, воображение, вызвать у детей эмоциональное удовольствие от деятельности.
    5. Физическое развитие: отрабатывать координацию движения детей, развивать мелкую моторику рук

    Активизация словаря: вьюга, метель, пороша, вьюжная, запорошила.

    Подготовка к занятию: подобрать мелодии и иллюстрации к занятию.

    Предварительная работа: Наблюдения неживой и живой природы зимой. Чтение рассказов о природе, заучивание стихов, пословиц, примет, загадывание загадок. Приготовить иллюстрации с зимними пейзажами. Выучить с отдельными детьми стихи, рассказы.

    Материалы: иллюстрации о зиме, массажный мяч,  листы бумаги, карандаши, краски, восковые мелки.

    Технологическая карта

    Этапы НОД

    Действия педагога

    Действия воспитанников

    Организационный момент

    Сюрпризный момент-включение мелодии П.И.Чайковского «Времена года», чтение под музыку стихотворения.

    Слушание детьми мелодии и стихотворения

    Включение в игровую ситуацию, опыт со снегом.

    Предложить рассказать стихи о зиме, внесение снега, опыт со снегом.

    Рассказывание стихов, участие детей в опыте со снегом.

    Игра «Подбери нужное слово» (словарная работа»

    Предлагает поиграть в мяч и ответить на вопросы.

    Отвечают на вопросы, выполняют действия с мячом.

    Беседа: «Животные, птицы и деревья зимой»

    Задаёт вопросы по теме.

    Слушают педагога, отвечают на вопросы

    Игра «Зимние забавы»

    Включает быструю музыку и просит поиграть в зимние забавы (имитация движений)

    Выполнение задуманных движений  под весёлую музыку

    Творческая работа детей с раздаточным материалом

    Просит детей сесть на свои места и нарисовать картину о зиме, способы рисования на выбор.

    Выбирают раздаточный материал и выполняют работу по желанию

    Оценка деятельности детей в течении НОД

    Комментирует оценку деятельности воспитанников.

    Делятся впечатлениями

    Ход занятия:

    На доске висят иллюстрации с зимними пейзажами. Воспитатель включает мелодию из альбома П. И. Чайковского «Времена года». Читает стихотворение И. Никитина «Ветрена зимы».

    Здравствуй, гостья — зима!

    Просим милости к нам,

    Песни севера петь по лесам и степям.

    Есть раздолье у нас — где угодно гуляй;

    Строй мосты по рекам и ковры расстилай.

    Нам не стать привыкать, —

    Пусть мороз твой трещит,

    Наша русская кровь на морозе горит!

    Продолжает ребёнок.

    Идет волшебница зима.

    Пришла, рассыпалась;

    Клоками повисла на суках дубов;

    Легла волнистыми коврами

    Среди полей, вокруг холмов.

    Брега с недвижною рекою

    Сравняла пухлой пеленою;

    Блеснул мороз.

    И рады мы

    Проказам матушки зимы.

    А. С. Пушкин

    - Ребята, вы рады зиме? Вот сейчас мы поговорим с вами о зиме.

    Кто скажет, сколько месяцев длится зима?

    Назовите эти месяцы и расскажите о них стихами С.Я. Маршака. (Декабрь рассказывают двое детей. Январь и февраль — по одному ребенку.)

    В это время года мы часто говорим слово «снег». А какой снег? - Белый, холодный, пушистый, хрустящий, липкий и т.д. Внесение снега в группу. Опыт со снегом.А как вы думаете, что, произойдет со снегом, оставив, его здесь? (ответы детей)

    Воспитатель. Ребята, поиграем в мяч «Подбери нужное слово» (с помощью массажного мяча воспитатель выбирает ребенка, который будет отвечать)

     Какие ещё  явления природы можно наблюдать зимой? Снегопад, метель, вьюгу.

    Тропинки запорошило — это как вы понимаете? — Занесло снегом. «Пороша», «запорошило» — эти слова дети повторяют хором и индивидуально.

     Какие слова можно сказать про зиму, какая она? - Снежная, вьюжная, морозная, холодная и т. д.

    Прочтите стихотворение Е.Трутневой «Первый снег».

    Что такое за окном?

    Сразу в доме посветлело!

    Это снег лежит ковром,

    Самый первый, самый белый!

    А как вы думаете, как живут зимой звери в лесу? Дети рассказывают о зайцах, лисе, белке, медведе и др.

    Птицы все улетели на юг? Расскажите, какие птицы зимуют и чем они питаются, кто им помогает выжить зимой. Заслушивается 2—3 рассказа. А насекомые куда подевались? О них рассказывает один ребенок со специально подготовленным рассказом.

     «Темный лес, что шапкой принакрылся чудной и заснул под нею тихо, непробудно».

    - Какие деревья в лесу зимой? — Они стоят голые, без листьев, только сосна и ель зеленые. В лесу тихо, но иногда можно услышать, как стучит дятел по стволу дерева, ищет спящих букашек.

    Воспитатель. Кто расскажет стихотворение И. Сурикова «Зима»? Один из детей читает по желанию.

    - Какой самый веселый праздник зимой? — Новый год. Праздник елки.

    Что вам больше всего понравилось на празднике? Заслушивается 2—3 рассказа с дополнениями.

    - Кто прочтет стихотворение Е. Трутневой «Елка»?

    А какие у вас забавы да игры зимой?

    Ответы детей: Катаемся на санках, лыжах, коньках. Лепим снежную бабу, играем в снежки и др.

    - Представьте, что мы уже на улице. (Включает быструю музыку, предлагает детям поиграть и покататься — имитация движений: катание на коньках, лыжах и др.)

    Каким праздником мы проводим зиму? — Веселой Масленицей.

    Вспомните, как это было в прошлом году? (1—2 ребенка рассказывают, а другие дополняют). Замечательно, что вы не только вспомнили, но и сумели рассказать об этом народном празднике.

    Народ сложил о зиме пословицы. Вспомните их.

    Мороз не велик, да стоять не велит.

    Спасибо, мороз, что снегу нанес.

    Береги нос в большой мороз!

    Солнце на лето, зима на мороз!

    - А приметы?

    Дым столбом — к морозу.

    Если ночью был иней, днем снег не выпадет.

    Кошка в печурку — стужа во двор.

    - Вы много знаете про зиму, значит, отгадаете загадки.

    Скатерть бела, всю землю одела. (Снег)

    Не зверь, а воет. (Ветер)

    На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

    - Я предлагаю вам нарисовать картину о зиме, а в помощь вам даётся на выбор  листы бумаги, карандаши, восковые мелки, краски.

    Итог занятия.

     Расскажите, какую зиму вы нарисовали. Рассказы  детей  по своим рисункам. Оцениваются работы детей.

    Выставка детских работ.

    Взаимодействие с родителями:

    Посоветовать родителям сходить на прогулку в зимний лес.

    Попросить родителей принести фото зимних пейзажей.

    Предложить родителям почитать дома на выбор произведения о зиме.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированное занятие в старшей группе "Зимушка зима".

    Тема :"Белоснежная зима" Задачи: 1 .Продолжать учить детей составлять неболшой рассказ, используя мнемотаблицу.2.Активизировать словарь по теме “Зима”.3. Упражнять в словообразовании от слов...

    КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ЗИМУШКА-ЗИМА»

    Открытое логопедическое занятие для детей старшего возраста...

    Конспект занятия в старшей группе " Зимушка-зима"

    Закрепить знания детей о временах года....

    Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе: «Зимушка-Зима»

    Обогащать словарь детей качественными прилагательными. ...

    НОД (открытое занятие в старшей группе) "Зимушка-зима" (нетрадиционное рисование манной крупой)

    В данном интегрированном занятии рассматривается новый для малышей способ нетрадиционного рисования манной крупой. К этому же занятию подготовлена презентация "Зима в картинах русских художников"...

    Занятие в старшей группе Тема: « Зима, зимушка, зима»

    Обобщить знания детей о зиме как времени года....

    конспект интегрированного занятия в старшей группе "Зимушка-зима"

    Конспект интегрированного занятия по речевому развитию     в старшей группе...