КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ЗИМУШКА-ЗИМА»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Митрошина Эльвира Михайловна

Открытое логопедическое занятие для детей старшего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«ЗИМУШКА-ЗИМА»

Коррекционно-образовательные цели:                                                                                              Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах
Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, подбирать слова-признаки.                                                                                                                                                                 Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.
Совершенствовать грамматический строй  речи,  учить образовывать существительные с  уменьшительно-ласкательными  суффиксами.
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе                                                                                                         Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности.                                                                                                                                   Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.

Предварительная работа: прогулка, наблюдение за зимними изменениями в природе.  Слушание и обсуждение с музыкальным руководителем произведения П.И. Чайковского  « Времена года. Зима. Февраль».
Оборудование:  картинки с изображением зимы, снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках, музыкальный центр, компьютер, проектор, набор для рисования

Ход:

Посмотрите, ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

- Я улыбнусь вам и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

Звучит музыка П.И. Чайковского « Времена года», прослушивание отрывка из произведения.


Логопед: Ребята вы прослушали музыкальное  произведение,  на какое время года оно похоже?

Дети: Оно похоже на зиму.
Логопед: Правильно это произведение композитора Петра Ильича Чайковского «Времена года. Февраль». Сегодня мы с вами поговорим о зиме. У меня есть видеописьмо. Посмотрим его?! (Да) Сядьте удобно на коврик, чтобы друг другу не мешать.

Просмотр видеопослания от Снегурочки.

 Ребята,  вы слышали, что случилось со Снегурочкой? Мы поможем ей собрать снежинку?!(Да.) Но, вы же понимаете, за каждую часть снежинки нам придется хорошенько потрудиться. А вот и первая часть, и на ней написано задание.

1 часть снежинки: Нам нужно ответить  «Какая бывает зима». Мы передадим по кругу снежок и назовем прилагательные о зиме. (Снежная, белая, мягкая, легкая, сказочная, красивая, вьюжная, морозная, суровая, затяжная, серебристая.)  Молодцы! Ребята, вы быстро справились с заданием. Зарина, помоги приклеить первую часть снежинки. (Приклеиваем часть снежинки на доску).

Первая часть снежинки вернулась на свое место,  а вот и вторая часть снежинки. Посмотрим, какое следующее задание нам нужно выполнить.

2 часть снежинки:   Артикуляционная гимнастика. Нам нужно выполнить гимнастику для язычка. Покажите, как у вас на морозе язычки будут работать!

 «Лопатка»         
Ручка есть, а не грабли
Землю роет, а не плуг.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.        

«Сосулька»
Села детка на карниз 
И растет все время вниз.

Описание. Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

«Горка», «Саночки»
Под гору лечу
В гору тащу (саночки).

Описание. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

«Метель»
В поле снежную постель
Стелет зайчикам (метель).

– Размяли язычки? Теперь они у вас точно не замерзнут. Это задание все выполнили хорошо.  Артем, приклей  2 часть снежинки.

3 часть снежинки. А вот и следующее задание. Нужно отгадать загадки.  

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

 к нам пришла... (зима)

С неба звездочки летят

И на солнышке блестят.

Точно в танце балеринки,

Кружатся зимой... (снежинки)

Что за чудо-покрывало?

Ночью все вдруг белым стало.

Не видать дорог и рек —

Их укрыл пушистый...  (снег)

В зимний день на пруд легло

Очень скользкое стекло.

Нас в хоккей играть зовет

Синий крепкий гладкий... (лед)

Кто все ночи напролет

Песни снежные поет?

Ветру — зимняя подруга,

Наметет сугробы... (вьюга)

С этим заданием вы справились хорошо. Ксюша, помоги, пожалуйста,  приклеить, третью часть снежинки.

4 часть снежинки: 

 Логопед: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка). Следующее задание Игра «Назови ласково»

– Я кидаю вам снежок с обычным словом, а вы мне возвращаете ласковое.

  • Снег – снежок
  • Снежинка – снежиночка
  • Мороз – морозец
  • Сосулька – сосулечка
  • Лед – ледок
  • Холод – холодок
  •  Метель – (метелица)

Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

 Я превращу вас в снежинки:

«Ну-ка, детки, покружитесь 
И в снежинки превратитесь!»

«Раз, два, три, четыре, пять –
Снежинки танцевать хотят!
Шесть, семь – нам весело всем!»

Раз, два, три, четыре, пять –
Превращайтесь-ка в ребят!»

Дыхательная гимнастика

– А теперь  подуйте на снежинку так легко, чтобы она полетела.

– Ой, ребята, разыгрались мы тут с вами, я совсем и позабыла, что  Снегурочка от нас  ждет помощи.

5 часть снежинки. Игра «Со звуками»

6 часть: «Художники»

Логопед: Зима – это прекрасное время года, которое вдохновляет на творчество поэтов, художников. Ребята, вы хотели бы сами  побыть художниками и нарисовать свою картину о зиме (да). Нам Снегурочка приготовила поистине творческое задание. Давайте представим, что мы с вами художники и «нарисуем» зимнюю картину. Черный лист бумаги нужно будет превратить в прекрасную картину зимы, но сначала выполним гимнастику для глаз.

Я хочу вам предложить такой вариант:  нарисовать ее с помощью манки, посмотрите, как я это буду делать и что мне  понадобится. Мне нужен клей, кисточка, манка и салфетки. Я беру кисточку,  макаю ее в клей и начинаю рисовать все, что бывает зимой. А что может быть зимой?  (Дети отвечают). А затем аккуратно кладу кисточку на подставку, вытираю руки салфеткой, чтобы они не были липкими от клея,  и посыпаю свою картину манкой, лишнее струшиваю в тарелочку. Посмотрите, какая волшебная и пушистая зима у меня получилась.  Давайте еще раз вспомним, как будем работать (дети напоминают способ действия).

Пора приступать к работе. А чтобы вам лучше рисовалось, а включу музыку, которая поможет лучше отобразить зиму в ваших рисунках.  (П.И. Чайковский «Времена года. Зима. Февраль»).

Заключительная часть.

Логопед: Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось?

Что у каждого из вас получилось лучше всего?

 (Дети  передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают).

Логопед: Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе: «Зимушка-Зима»

Обогащать словарь детей качественными прилагательными. ...

конспект интегрированного занятия в старшей группе "Зимушка-зима"

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию     в старшей группе...

Конспект занятия для старшей группы "Зимушка - зима"

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему "Зимушка - зима"....

Конспект логопедического занятия "В гостях у Зимушки-зимы" подготовительная группа

Конспект итогового занятия в подготовительной группе "В гостях у Зимушки-зимы""...

Конспект Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Зимушка – зима»

Тема: Зимушка- зима»Возрастная группа: старшаяФорма НОД: познавательно – исследовательская деятельность (окружающий мир)Форма организации (подгрупповая)Цель: Развивать познавательную актив...

Конспект музыкального занятия для старшей группы «Зимушка-зима» с использованием здоровьесберегающих технологий

На коррекцию речевого развития направлено  упражнение-  валеологическая распевка с оздоровительным массажем «Доброе утро»«Ау»-активация фонационного выдоха, т.е связь...

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Лексические темы «Здравствуй, зимушка-зима!», «В гостях у сказки»

Занятие проводится в рамках совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога....