Организация мастерской "Домашний кукольный театр"
консультация на тему

Козловская Ольга Васильевна

Кукольный театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Он рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_masterskoy_domashniy_kukolnyy_teatr.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, коллеги!

В своём выступлении хочу осветить такую актуальную тему как вовлечение родителей воспитанников в образовательную деятельность посредством организации мастерской «Домашний кукольный театр».

Кукольный театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Он рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.

Для начала вспомним, что же такое кукольный театр.          Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия определяет кукольный театр как особый вид театрального представления, в котором вместо актеров (или наряду с актерами) действуют куклы.

Значение кукольного театра подчеркивалось и изучалось в исследованиях Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко, А. П. Усовой, Д. В. Менджерицкой, У. А. Карамзиной.

Чем же  полезен кукольный театр для ребенка?

 - в процессе постановки малыш озвучивает какого-либо персонажа, что способствует развитию связной речи.

 - если родители дают свободу творчества малышу, а не ограничивают строгими рамками определенной сказки, то инсценировки, несомненно, развивают воображение ребенка.

 - постоянное заучивание текста обладает отличным способом развития памяти,

- к сожалению, ни одна супер современная игрушка не сможет заменить малышу живого общения и родительского тепла.

 - постановка сказок это возможность для родителей увидеть внутренние проблемы малыша. Необходимо обращать внимание на то, каких персонажей выбирает ребенок и о чем говорят куклы в его руках.

 - адаптируя сказки под реальные ситуации, которые волнуют малыша, можно находить пути решения возникающих конфликтов. В этом случае важно дать ребенку побыть разными участниками проблемной ситуации.

 - помогает преодолеть детские страхи. Домашние инсценировки – отличная психотерапия: дайте возможность ребенку побыть в роли того, кого или чего он боится. Возможно, малыш справится со своими болезненными страхами.

 - а также развивает креативность,

 - и воспитывает любовь к русской культуре и литературе.

Значение кукольного театра в развитии ребёнка неоспоримо. Поэтому важно привлекать родителей  к  воспитанию ребёнка через театрализованную деятельность посредством организации домашнего кукольного театра, что поможет сформировать правильную модель поведения ребёнка в современном мире, повысить его культуру.

Вся работа по взаимодействию с родителями представлена в рамках реализации авторского проекта «Театральный речецветик». Согласно перспективного плана работы с родителями используются такие формы как:

  • консультация,
  • памятки-рекомендации по отбору сценариев, выбора вида кукольного театра, как правильно выучить роль и т.д.,
  • медиатека (музыкальное сопровождение театрализованного действия)
  • картотека театральных этюдов,
  • рекомендации по изготовлению ширм и прочее…

        Для начала предлагаю родителям устроить вместе с малышом познавательное и веселое путешествие в мир кукол, объясняя,  что кукольный театр многообразен,  и что куклы можно создать своими руками. При этом в ход идёт всё, что можно найти дома – лоскуты ткани, обрывки пряжи, мех, проволока, деревянные детали, перчатки, даже разноцветные носочки.

       Ребёнок может принимать непосредственное участие в изготовлении кукол, ему можно позволить наносить клей на детали, подавать пуговицы, подбирать лоскутки ткани

       Из всего этого разнообразия получаются различные виды театра: настольный вязаный; перчаточный; пальчиковый, конусный из бумаги и многие другие.

       В каждом театре должны быть декорации и ширма. Следующий шаг - создание ширмы для спектакля. Родителям предлагаются различные виды ширм. Более основательно ширму можно сделать из ДВП, выпилив детали с внутренним окошком и обшив ее материалом. В окошке сделать шторки-занавес. Это будет походить на домик из сказки, где в окошке происходят разные чудеса. Так же ширму можно сделать и из старого картонного ящика, обклеив его цветной бумагой. Декорации должны поддерживать сюжет сказки, перекликаться с ним.

        Далее предлагаю родителям этапы подготовки кукольного театра. Эта работы может быть организована в различной форме: Мастер-класс, консультации, памятки-рекомендации, устные советы и т.д. Для начала предлагаю прочитать ребёнку какую-нибудь сказку, обязательно поговорить с малышом по её сюжету. При этом театральное представление может сопровождать музыка – для этого нужно предварительно найти подходящие мелодии, и записать их. С малышом можно советоваться по выбору мелодии, спрашивая, какая музыка больше подойдёт для этой сказки. Очень хорошо иметь записи со звуками природы – журчанием ручейка, шумом морского прибоя, шороха листьев и завывания метели.

       Для представления в комнате обязательно должны сидеть зрители (папы, мамы, бабушки, дедушки, сестрички и братья, друзья), и для них должно быть приготовлено красивое и вкусное угощение.

      На этапе написания сценария советую обращать внимание на возраст малыша. Чем он младше, тем проще должен быть ваш спектакль. Но, в любом случае, идеальными будут народные и авторские сказки. Можно, конечно, взять текст сказки и разыграть его слово в слово. Но гораздо интересней сказку немного изменить: добавить смешные эпизоды и слова героев, переделать концовку, ввести новых персонажей.

      Затем репетиция. Предлагаю при распределении с малышом роли, помнить, что, возможно самим одновременно управлять двумя куклами, а малышу первое время доверить только одну, на правую руку. Помнить главное правило: в первую очередь, главная цель родителей не идеально поставленный спектакль, а удовольствие и радость, которую он несет юным артистам и зрителям. Научить малыша импровизировать, находить выход из непростой ситуации, если во время спектакля что-то пойдет не так, как задумывалось. Это гораздо важнее, чем многократно отрепетированные, заученные слова и движения.

… Наконец, все готово к премьере. Советую оформить с крохой пригласительные билеты на спектакль, раздать их самым близким людям: бабушке с дедушкой, крестным, хорошим друзьям. Важно, что бы премьера оставила в душе малыша положительные и радостные переживания. Это будет залогом успешной конкурентной деятельности в дальнейшем.          Продумать оформление «зала», устроить «буфет» с напитками и сладостями, преподнести дебютанту цветы. А следующий спектакль, предлагаю показать в группе детского сада, куда ходит ребенок. И, очень вероятно, что к одной маленькой труппе родителей присоединятся и другие родители с малышами, образовав настоящий творческий коллектив…

Направляя родителей на творческий процесс – необходимо придумывать персонажей и сказки вместе с ребенком; создавать домашний кукольный театр своими руками. Если ребенок начинает импровизировать и активно втягиваться в процесс, то поддерживать инициативу и поощрять ее разными способами. Привлекать друзей ребенка к созданию сказок - в общем,  сделать постановку сказок хорошей традицией!

        Результатом партнёрского сотрудничества с родителями стало создание родителями портфолио «Театральная семья, в котором семьи  систематизировали и обобщили положительный опыт семейного воспитания по речевому развитию дошкольников через организацию в домашних условиях кукольного театра, которая позволяет ребенку почувствовать себя частью большой и дружной семьи, родителям - систематизировать и обобщить положительный опыт семейного воспитания по развитию речи через кукольный театр; педагогу – помогает найти точки соприкосновения для сотрудничества с родителями.

         Составление такого портфолио, во-первых: сближает всех членов семьи и демонстрирует положительный опыт, во вторых: инициирует речевое общение в семье, в третьих: характеризует семью, раскрывает ее перед педагогами и родителями с лучшей стороны.

Работа семьи над созданием Портфолио помогает ребенку сфокусировать свое внимание на положительных моментах жизни, запомнить все удачные, счастливые минуты общения с взрослыми и сверстниками.

        Взрослые не играют, как дети, не потому, что им неинтересно, а потому, что им некогда. Они не могут потратить силы и время на такое великое дело. И задача педагога убедить родителей в том что это очень значимо для всестороннего развития их детей, вовлечь в такой интересный мир кукольного театра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.

Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.Цель: повышение компетентности педагогов в применении театральной деятельности в детском саду, развитие фантази...

Кукольный театр по ПДД в детском саду. Сценарий кукольного спектакля по ПДД «Приключения друзей в большом городе».

Кукольный театр по ПДД в детском саду.Сценарий кукольного спектакля по ПДД «Приключения друзей в большом городе»....

Кукольный театр. Сценарий кукольного театра "Как Медведь Новый год встречал!".

Кукольный театр для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Подготовила и провела музыкальный руководитель Фомина Светлана Викторовна 29.01.2021г....

Образовательный видеоролик профессиональной практики в организации детского досуга "Игры в кукольный театр": "Настольный кукольный театр по мотива русской народной сказки "Кот, Петух и Лиса"

    Образовательный видеоролик профессиональной практики в организации детского досуга  в период летней оздоровительной программы для детей, родителей и  педагогов, "Иг...

Кукольный театр по ПДД в детском саду. Сценарий кукольного спектакля по ПДД "Приключение друзей в большом городе".

Кукольный театр по ПДД в детском саду.Сценарий кукольного спектакля по ПДД «Приключения друзей в большом городе»....

Педагогический проект "Организация кукольного театра в ДОУ"

Проект даёт возможность сформировать у детей основу будущего творческого восприятия мира. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка - это путь через игру, фантазирование, сочинительство...

Использование кукольного театра в организации досуга с детьми раннего возраста

Актуальность моей статьи заключается в том, что кукольный театр является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательн...