«Формирование личности ребенка в процессе игры»
консультация на тему

Цыкова Наталья Александровна

Психологи издавна изучают игры детей  и взрослых, отыскивая их функции специфическое содержание сравнивая с другими видами деятельности. Необходимость в игре иногда объясняют, как необходимость дать выход чрезмерной жизненной силе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx16.46 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

«Формирование личности ребенка в процессе игры»

Психологи издавна изучают игры детей  и взрослых, отыскивая их функции специфическое содержание сравнивая с другими видами деятельности. Необходимость в игре иногда объясняют, как необходимость дать выход чрезмерной жизненной силе.

Другое трактование природы, игры удовлетворение потребностей в отдыхе. Живое существо, играя, своеобразным образом тренируется, чему-нибудь обучается. Игра может быть вызвана и потребностью в лидерстве, соревнование. Можно рассматривать игру и как компенсирующую деятельность, что в символической форме даёт возможность удовлетворить неосуществлённые желания.

И. Гейзина, автор классического произведения «Гомо-людекс» (Человек, который играет»), подчёркивает, что игра не имеет какой-либо материальной основы.

Уже в мире животных она рушит границы физического существования.

Животные могут играть, значит, они уже где-то больше, чем просто механизмы. Мы играем, и мы знаем, что мы играем, значит мы больше чем просто умные существа, потому что игра-занятие очень умное «С точки зрения линейного дитерминированного мира, игру можно рассматривать только как надмерность, которая не опирается на какой –либо традиционный фундамент».

Игра, - это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий. Человечество вновь и вновь создаёт свой придуманный мир, новое бытие, которое существует рядом с миром натуральным, миром природы. Узы, которые связывают игру и красоту очень тесные и многообразные. Всякая игра, это прежде всего свободная, большая деятельность.

Игра протекает рядом нее самой, ради удовлетворения, что возникает в самом процессе исполнения игрового действия.

Игра - это деятельность, которая изображает отношения личности к миру, что её окружает.

Именно в мире впервые формируется необходимость влияния на окружение, изменить его, когда у человека возникает желание, которое невозможно сразу реализовать создаются предпосылки игровой деятельности.

Самостоятельность человека в середине игрового сюжета безгранична, она может возвращаться в прошлое, заглядывать в будущее, многоразово повторять одно  и тоже действие, которое приносит  удовлетворение, даёт возможность ощутить себя значащим, всемогущим, желанным.

Ребёнок в игре и артист, сочиняющий слова и действия для своей роли, зритель, воспринимающий их,   он же и дикоратор -рисует картины и ковры, делает костюмы, подбирает и творчески использует игрушки, природный и так называемый бросовый материал, он и техник-изобретатель - создаёт в игре новые конструкции машин, мостов, домов, новые модели платьев, изготовляет мебель.

Тематика игр дошкольников различна. Из поколений в поколение дети традиционно играют в семью, в больницу, в школу, в параход и т.д. Однако без участия воспитателя  и искреннего интереса его к этому крайне важному виду детской деятельности, без его умения увлечённо, не подделываясь под детей, играть с ними содержание и характер игр старших дошкольников во многом могут оставаться на таком же уровне, что и у малышей. Если же взрослый живёт игрой, если он верный знающий партнёр, старший товарищ, добрый друг, с которым интересно играть, культура детской игры постоянно растёт и сама игра становится в руках умелого воспитателя важным средством влияния на поведение детей.

Уровень развития взаимоотношений в игре зависит от многих факторов, и прежде всего от тех условий, в которых ребёнок находиться не только в детском саду, но и дома, а также на улице. Все эти факторы в совокупности оказывают большое влияние на формирование личности ребёнка, определяя степень развития его чувств, эмоций, представлений и знаний, а также его умений применять их в своей деятельности его навыков коллективной жизни. По степени развития детских знаний, а также его умений применять их в своей деятельности, его навыков коллективной жизни. По степени развития детских знаний и игровых умений, влияющих на создание определённого климата коллективных взаимоотношений в игре, можно выделить основные четыре подгруппы детей:

Первая подгруппа - дети активные, общительные, дисциплинированные c достаточным запасом знаний и умений, инициаторы игр. Однако и среди детей первой подгруппы встречаются такие, которые не хотят выполнять второстепенные роли, не всегда бывают справедливыми по отношению к своим товарищам.

Вторая подгруппа - дети молчаливые, замкнутые, почти не играющие с другими, дети с малым запасом знаний, изобразительных умений (вырезать, рисовать, конструировать и др).

Третья подгруппа - дети неуравновешенные, легко возбудимые. Они постоянно конфликтуют с товарищами, не считаются с их мнением, не обладают умениями и навыками, необходимыми для совместной игры.

Четвёртая подгруппа- это дети несколько пассивные, у них не развиты навыки самоорганизации, нет необходимых для игры конструктивных и строительных умений и навыков, и они не умеют использовать в игре имеющийся у них запас знаний; эти дети не нарушают дисциплину и, следовательно не мешают педагогу проводить работу.

Знание особенностей характеров всех  детей группы даёт возможность воспитателю подобрать и использовать при руководстве играми наиболее эффективные педагогические приёмы. Задача педагога – объединить детей в совместной игре в дружный коллектив.

Подготовила: Цыкова Наталья Александровна

воспитатель старшей группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством»

Консультация для воспитателей Тема: «Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством»  Восприятие произведений искусства – сложный, многоплановый творческий процесс. Он требу...

«Роль игры в формировании личности ребенка»

«Роль игры в формировании личности ребенка»Мы надеемся, что Вы прослушаете предложенный материал с интересом и пользой для себя, и ждем Ваших вопросов, размышлений, наблюдений за играми детей – ...

Доклад о работе творческой группы. Тема: "«Взаимодействие ДОУ и родителей на формирование личности ребенка через игру в поликультурной среде».

Вся работа творческих групп направлена на формирование этнокультурной компетентности детей, на умение сравнивать и сопоставлять культуру разных народов, их особенности и общие черты. Воспитание в поли...

«Социализация личности ребенка в процессе развития сюжетно-ролевой игры»

Тема: краеведение (патриотическое воспитание). Воспитание любви к родному городу через сюжетно-ролевую игру....

Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством.

В нравственном воспитании детей весьма важную роль играет их приобщение к отечественной культуре через знакомство с русской литературой, живописью, музыкой; изучение народных обычаев, традиций, промыс...

Формирование личности ребенка в условиях целостного образовательного процесса.

Формирование человека начинается, как известно, с раннего детства. Именно в детстве закладываются не только основы знаний, но и формы поведения, убеждения, привычки, потребности личности. Немалую роль...