Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников
статья по теме

Кудимова Анастасия Сергеевна

Автор в своей статье раскрывает суть, а так же актуальность применения мнемотехники как метода развития связной речи детей. В статье подробно описывается процесс работы по данной методике и рекомендации к дидактическому материалу.

Ключевые слова: мнемотехника, связная речь, мнемодорожки, мнемотаблицы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование мнемотехники для развития связной речи детей

Автор в своей статье раскрывает суть, а так же актуальность применения мнемотехники как метода развития связной речи детей. В статье подробно описывается процесс работы по данной методике и рекомендации к дидактическому материалу.

Ключевые слова: мнемотехника, связная речь, мнемодорожки, мнемотаблицы.

Образное изложение делает предмет речи видимым.

Цицерон

Развитие связанной речи детей является одним из важных аспектов их обучения, который влияет на их общее развитие, задавая старт росту личности ребенка.

Речь помогает детям познавать окружающий мир, его явления, его содержание. Общение с другими через диалоги дает возможность повышать степень своих способностей к выражению своих мыслей. Ребенок учится выражать пожелания, требования, задавать вопросы, вести диалоги, споры и т.д. А как сказал Сократ: «В споре рождает истина». Каждый ребенок ищет свою правду, свою субъективную истину, формируя умозаключения относительно того или иного предмета беседы. Развивая связанную речь, дети тренируют свои умственные навыки, совершенствуя их.

Актуальность данной темы заключается в том, что в современном мире детей окружают телевизоры и радио, которые вещают зачастую бедной и безграмотной речью. И в то время когда ребенок впитывает в себя новые познания, формируясь личностно, он в большинстве случаев вбирает в себя именно эту низкопробную речь, а после пытается применить ее в жизни в общении. Именно поэтому очень важно на этапе дошкольного возраста научить детей связанной грамотной речи, расширять их словарный запас, развивать навыки рассуждения и тем самым учить их размышлять.

Дошкольный возраст детей на данный момент характеризуется следующими проблемами:

- Односложные предложения. Отсутствие навыков правильно с грамматической точки зрения выстраивать предложение.

- Низкий уровень словарного запаса.

-  Применение нелитературного языка.

- Неспособность правильно формировать вопросы и ответы.

- Сложности с ведением монологов.

- Неспособность приводить аргументы.

- В речи неправильно применяется интонация, темп речи и т.д.

- Нарушения дикции.

Исходя из вышеизложенного следует, что процесс развития речи детей сложный и от педагога требуется систематически проводить занятия, которые будут направлены на развитие связанной речи, которая характеризуется последовательностью изложения своих мыслей относительно окружающего мира и его явлений.

В 4 года ребенок может вести монолог (описывает предметы и повествует).

К 5-6 годам дети все больше развивают свои монологи. Это объясняется тем, что фонематическая речь именно в этот момент достигает пика своего развития.

Начиная с 6 лет ребенок уже может высказывать свои короткие рассуждения. Но полноценная монологическая речь формируется именно при регулярных занятиях.

В работе педагога главное место при занятиях занимает демонстрационный материал. Наглядность, вот что необходимо для работы с детьми. Дети любят рассматривать картинки и предметы. Они с удовольствием вступают в диалоги во время занятий с наглядным материалом. Педагог в свою очередь учит детей выявлять признаки, характеристики и описывать действия, тем самым расширяя у них словарный запас и формируя связанную речь. Подобный подход способствует развитию ребенка в игровой форме, которая под стать на данный момент его возрасту.

По мнению К.Д. Ушинского, ребенку сложно запомнить пять незнакомых слов по средствам просто объяснений, однако, если эти слова ассоциировать с изображениями в ходе объяснений, он запомнит их очень быстро и легко.

Именно это позволяет сделать вывод о том, что мнемотехника один из самых лучших способов для развития связной речи детей.

 Мнемотехника – это система, которая включает в себя методы и приемы, использующие визуализацию информации для запоминания в процессе обучения. В какой-то степени, мнемотехника это тексты в графическом виде. Применение методов мнемотехники рекомендуется начинать с самого раннего возраста. Это обусловлено тем, что у детей в раннем возрасте развивается в первую очередь зрительно-образная память.

Основа мнемотехники заключается в том, что весь текст (слова и словосочетания) представляется в последовательных картинках. Для мнемотехники используются:

- рассказы;

- сказки;

- пословицы;

- стихотворения;

- загадки.

На основе визуальных символов дети запоминают информацию в необходимой последовательности и в результате могут ее повторить опираясь на картинки, которые включают в себя предметы, свойства, явления и т.д. Данный метод с успехом применяют для развития речи у детей как педагогами, так и родителями при самостоятельных занятиях. Так же его используют для запоминания и заучивания пословиц, поговорок, стихов, загадок и т.д. Он показывает высокие результаты среди детей при воспроизведении информации.

При использовании мнемотаблиц решаются такие задачи как:

- развитие связной речи и коммуникативной функции (диалогической речи);

- развитие навыков у ребенка воспринимать и формировать рассказы, сказки, стихи по средствам символов и картинок, которые содержатся в мнемотаблицах;

- обучение и совершенствование навыков правильного произношения звуков, а так же запоминать буквы;

- развитие у ребенка сообразительности, наблюдательности, умений выделять свойства предметов и явлений, а так же сравнивать, выделяя разное и одинаковое, совершенствуя умственное развитие;

- развитие у ребенка процессов мышления, внимания, воображения и памяти.

Как все процессы обучения, мнемотехнику следует применять начиная с простых словосочетаний, которые включаются в мнемоквадраты. В дальнейшем усложнять постепенно задачу выстраивая мнеможорожки и мнемотаблицы.

Мнемотаблицы содержат картинки с изображением героев рассказа, их действия, свойства окружающего их мира и явлений. При этом выделяют основной смысл сюжетов рассказов. Таким образом, главный является то, чтобы в мнемотаблицах был представлен наглядно такой материал, который будет легко восприниматься детьми. Мнемотехника позволяет расширять объем памяти, формируя дополнительные ассоциации; ребенок учится свободно выражать свои мысли, мнение; дети расширяют свой кругозор. Так же данный метод развивает воображение и фантазию  детей.

Мнемотаблицы используются как дидактический материал при занятиях связанной речи чтобы:

- расширять словарный запас;

- обучать формировать рассказы;

- обучать пересказам;

- обучать загадывать загадки и отгадывать их;

- запоминать стихи.

Детей младшего возраста обучают с помощью мнемотехники схемам одеваний, формируют культурно-гигиенические навыки, обучают потешкам и т.д.

В среднем дошкольном возрасте в мнемотаблицах применяют яркие разноцветные картинки. Это объясняется тем, что ребенок в таком возрасте запоминает отдельно: море – синее, солнце – желтое. В работе с детьми старшей группы детского сада схемы в мнемотаблицах используются в одном цвете. Это позволяет не отвлекаться на яркие цвета и запоминать основной смысл.

Последовательность изготовления мнемотаблицы:

1. Произведение разбивается по частям, определяются самые значимые моменты. На бумажном листе чертят квадраты.

2. Каждое существительное или прилагательное представляют в графическом виде с помощью картинки или схематичного изображения.

3. Глагол изображают таким образом чтобы было как можно лучше понять его, непонятное слово обозначают знаком вопроса. По этому пункту детям необходимы будут дополнительные комментарии педагога.

Большую эффективность мнемотаблицы доказали при запоминании стихотворения. Все слова и словосочетания переводят в графический вид. После выстраивают последовательную схему  всего произведения. На основе подобранного графического материала дети на основе памяти могут воспроизвести полностью стихотворение.

При работе по методу мнемотехники с описательными рассказами необходимо детей обучить как выделяются признаки предметов.

В формировании творческих рассказов детям так же помогает методика с использованием мнемотаблиц. Она позволяет выстраивать логический текст.

Пересказ занимает особое место в развитии связной речи детей. Ребенок совершенствует структуру речи, способность выстраивать ее выразительно. Наглядность изображений позволяет сконцентрироваться на структуре построения речи, качестве ее произношения и придании правильных интонаций.

Работа при обучении с помощью мнемотаблиц выстраивается следующим образом:

1. Изучение детьми мнемотаблиц, обсуждение изображений.

2. Преобразование информации из картинок в образы.

3. По предоставленной мнемотаблице пересказывают сказку, рассказ. Детям младшей группы помогают, дети же старшей – уже сами без помощи.

Не нужно забывать, что процесс развития связной речи должен проходить не только в детском саду, но и дома. Большую роль в развитии ребенка и становления его как личности играет его семья, а в частности родители. Поэтому необходимо поставить перед родителями детей факт того, что дома им необходимо будет заниматься. При необходимости родителям можно проводить консультации с педагогами по методике мнемотехники. Если дома отсутствует какой-либо дидактический материал по данному методу, можно предоставить копии с занятий по средствам электронной передачи данных (электронная почта, жесткие носители памяти) или передать материал для размножения копий.

Подготовка материала по методу мнемотехники требует очень детальный отбор. Необходимо подготовить наглядное пособие в зависимости от возраста, а так же подобрать набор игр для проведения занятий. Ведь не стоит забывать что весь процесс обучения должен проходить в игровой форме. Дети тогда охотнее и с радостью идут на контакт, преодолевая робость и, конечно же, лучше воспринимают материал.

В процессе работы с детьми не стоит применять большое количество мнемотаблиц. Это не дает необходимого эффекта, а наоборот, вредит усвоению темы. В день стоит проводить занятия не больше чем по 2 мнемотаблицам. В зависимости от заинтересованности ребят, повторно рассматривают дидактический материал мнемотехники. При возникновении трудностей у детей, нужно помогать в процессе  восприятия и воспроизведения графических символов и с их последовательностью.

Результатами первого года обучения по методу мнемотехники является способность детей вместе с педагогом составлять небольшой рассказ, сказку, применяя лексику, при этом соблюдается сюжетная линия. Высоким результатом считается самостоятельное применение мнемотаблиц, т.е. ребенок может сам рассказывать знакомый рассказ или сказку, или даже придумать свои истории.

Дети часто сбиваются с мыслей, быстро переключают свое внимание, не успевая закончить начатую мысль. Именно мнемотаблицы помогают сконцентрироваться и научиться ребенку последовательно выстраивать свой рассказ, выражать свои мысли. Мнемотехника помогает детям научиться логичности, последовательности, развивая все больше их умственные способности, и расширяя не только их словарный запас, но и кругозор в целом, что очень важно перед тем как начнется подготовка к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников

Работа с мнемотехникой, как и все остальное , строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с мнемоквадратов, затем мнемодорожек и переходить постепенно к мнемотаблицам. Причем, в младше...

Консультация «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:-Односложная, состояща...

презентация "Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников"

в презентации даны цели и задачи , решаемые с помощью мнемотехники, где её можно применять....

Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире,эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, раз...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 91»...

Проект по познавательно-речевому развитию «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»

Данный проект предназначен для работы педагогв, если в группе у детей недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут рассказать литературное произведение....