Алгоритмы постановки звуков
материал на тему

Минина Лилия Александровна

Для студентов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritmy_postanovki_zvukov.docx63.16 КБ

Предварительный просмотр:

НАЗ

ДПЗ

ПНП

АГ

СПЗ

ИПЗ

Свистящие звуки

Звуки [с] и  [з]

Профили: [с]

[з]

Артикуляционный уклад:

Губы растянуты, зубы сближены, кончик языка приближается к нижним  резцам, спинка языка выгнута, и посередине её образуется желобок, по которому струя воздуха (сильная, холодная) направляется к резцам, боковые края языка  прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов. Голосовые связки разомкнуты и не вибрируют (голоса нет)

 «з»: артикуляционный уклад тот же, что и при с, только спинка языка поднята несколько выше, голосовые связки сомкнуты и вибрируют, выдох менее напряжён.

Лингвистическая характеристика.

С-согласный, ротовой, щелевой, язычный, язычно-зубной, шумный, глухой, твёрдый.

З - согласный, ротовой, щелевой, язычный, язычно-зубной, шумный, звонкий, твёрдый.

Звук [ц]

Профиль:

Артикуляционный уклад:  губы слегка растянуты в улыбке; зубы сближены, образуя щель 1-2 мм; кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов; боковые края языка приподняты и плотно смыкаются с верхними боковыми зубами; спинка языка в своей передней части на долю секунды плотно смыкается с верхними альвеолами, как при произношении [т], после чего образует узкую щель для выхода струи воздуха, как при произношении [с];  воздушная струя сильная, толчкообразная, проходит посередине языка;  мягкое небо плотно прижато к задней стенке глотки, не давая воздуху уходить в нос; голосовые связки разомкнуты, не образуют голос.

Лингвистическая характеристика:

Ц- согласный, ротовой, смычно-щелевой, язычный, язычно-зубной, шумный, глухой, твёрдый.

     

 

   

 

Шипящие звуки

Звук [ш]

Профиль:

Артикуляционный уклад:  губы несколько выдвинуты вперед; зубы сближены, но не смыкаются,

кончик языка поднят к нёбу (за альвеолы), но не касается его, образуя щель; средняя часть языка прогибается, образуя форму чашечки,

боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха;

•голосовые связки разомкнуты.

Лингвистическая характеристика:

Ш- согласный, ротовой, язычный, язычно-передненёбный, щелевой, глухой.

Звук [ж]

Профиль:

Артикуляционный уклад: как при [ш], но голосовые связки сомкнуты и вибрируют (голос есть);

язык более высоко поднят по направлению к твердому нёбу;

выдыхаемая струя слабее.

Лингвистическая характеристика:

Ж – согласный, ротовой,, язычный, язычно-передненёбный, щелевой, звонкий.

                   

       

      Звук [р]

Профиль:

Артикуляционный уклад: губы,  зубы - разомкнуты; между верхними и нижними резцами небольшое расстояние,  язык принимает форму ложечки, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам, а кончик поднят к альвеолам, соприкасаясь с которыми вибрирует под напором выдыхаемого воздуха; голосовые связки - вибрируют, давая голос; воздушная струя - очень мощная. Лингвистическая характеристика:

 Р- согласный, ротовой, сонорный, дрожащий, язычный, язычно-альвеолярный, твёрдый.

           

     

 

           

             Звук [л]

Профиль:

Артикуляционный уклад:  губы раскрыты; зубы незначительно разомкнуты; язык - узкий кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы, средняя часть языка опущена, боковые края тоже опущены; между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель, через которую выходит воздушная струя, корень языка поднят и принимает форму седла,  голосовые связки сомкнуты и вибрируют, давая голос.

Лингвистическая характеристика:

Л- согласный, ротовой, сонорный, смычно-проходной, язычный, язычно-альвеолярный, твёрдый.

1.Межзубный сигматизм

Наиболее распространённый. При произнесении свистящих кончик языка просовывается между нижними и верхними резцами, отчего получается шепелявый звук.

Профиль:

2.Боковой сигматизм

Один из краёв языка поднимается к твердому нёбу и воздушная струя проходит по боковой части языка, которая опущена, вследствие  чего образуется  «хлюпающий» звук.

Профиль:

3.Носовой сигматизм

Корень языка поднимается и примыкает к мягкому нёбу, которое не смыкается с задней стенкой глотки, передняя часть языка не учавствует,  а воздушная струя уходит в носовую полость. Слышится звук, похожий на Х, но с гнусавым оттенком.

Профиль:

4.Щипящий парасигматизм свистящих

 Кончик языка приближается  к нёбу (за альвеолы) , не касаясь его, образуя щель, вследствие чего вместо свиста слышится смягчённое Ш или Ж(шябака, жямок)

Профиль:

5.Призубный парасигматизм

Кончик языка упирается в основание  верхних резцов, поэтому образуется характерный свист и слышатся звуки Д и Т (тамолёт, дима, тапля)

Профиль:

7.Губно-зубной парасигматизм

Нижняя губа поднята к верхним резцам, образуя сужение, через которое проходит выдыхаемая струя воздуха, в результате чего слышится звук [ф] (фабака, вабор)

Профиль:

1.Межзубный сигматизм.

Язык просовывается между верхними и нижними резцами, отчего получается шепелявый звук.

Профиль:

2.Боковой сигматизм

Один из боковых краёв языка  поднимается к твердому нёбу и  воздушная струя проходит по опущенному краю языка,  когда в норме она должна идти строго посередине языка, вследствие  чего образуется  «хлюпающий» звук.

Профиль:

3. Носовой сигматизм

Задняя часть языка примыкает к мягкому нёбу, а передняя часть опущена и не принимает участие, маленький язычок опущен. Воздушная струя выходит через носовую полость, а не изо рта.

Профиль:

4.Свистящий парасигматизм шипящих (ш-с, ж-з)

Звук ш заменяется звуком с: шапка - "сапка", машина - "масина", душ - "дус". Язык широкий, лежит у основания нижних резцов,  боковые края языка смыкаются с коренными зубами. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту узкая, холодная, идет по средней линии языка.

Профиль:

5.Губно-зубной парасигматизм (ш-ф, ж-в)

Нижняя губа приближается  к верхним резцам, образуя сужение, через которое проходит выдыхаемая струя воздуха,  язык практически не участвует в образовании звука, в результате чего слышится звук [ф] (фапка, мафина)

Профиль:

6.Призубный          парасигматизм (ш-т, ж-д)

Кончик языка упирается в основание  верхних резцов.Воздушная струя толчкообразная,, поэтому образуется характерный свист и слышатся звуки Д и Т (тапка, дук)

Профиль:

1.Горловое ротоцизм.

Велярное произношение (вибрирует мягкое небо по отношению к корню языка)

Профиль:

Увулярное произношение

(Язык неподвижен, вибрирует мягкий язычок по отношению к задней стенки глотки)

Профиль:

2.Проторное одноударное Р.

Передний край языка один раз прикасается к альвеолам, вибрация отсутствует.

Профиль:

3.Носовое произношение.

По звучанию похоже на сочетание НГ. Язык оттянут вглубь рта, корень языка образует смычку с мягким нёбом, которое опущено. Воздушная струя выходит через нос.

Профиль:

4.Боковое произношение.

Вибрируют боковые края языка по отношению к коренным зубам.

Профиль:

5.Губное (кучерское) произношение.

Вибрируют губы по отношению друг к другу,  язык неподвижен.

Профиль:

6.Замена Р на Й.

Спинка языка выгнута к твёрдому нёбу, кончик языка опущен.

Профиль:

7.Замена Р на В.

Нижняя губа поднимается к верхним резцам, и образует с ними щель, через которую проходит воздушная струя.

Профиль:

8.Замена Р на Л.

Кончик языка прижимается крепко к верхним резцам, боковые края языка опущены, отчего воздушная струя расходится по обеим сторонам языка.

Профиль:

1.Межзубный ламбдацизм.

Язык просовывается между верхними и нижними резцами.

Профиль:

2.Двугубный ламбдацизм.

Язык не участвует в артикуляции, губы сближены между собой, звук похож на W (уай)- уашадка

Профиль:

3.Замена Л на В.

Язык не принимает участия, к верхним резцам двигается нижняя губа.

Профиль:

1.Отсутствие  резцов;

2.Стёртая форма дизартрии;

3.Макроглосия;

4.Передний открытый прикус.

1.Боковой открытый прикус;

2.Стёртая форма дизартрии;

3.большой язык;

4.Слабость мышц боковых краёв языка.

1.Короткий маленький язычок;

2.Отсутствие или раздвоение  маленького языка.

1.Нарушение фонематического слуха;

2.Недостаточно сформирован артикуляционный уклад.

1.Закрытый прикус.

2.Недостаточно сформирован артикуляционный уклад.

3.Нарушение фонематического слуха.

1.Недостаточно сформирован артикуляционный уклад.

2.Органические факторы (прогнатия - дефект прикуса; большие губы и зубы).

3..Нарушение фонематического слуха.

1.Отсутствие  резцов;

2.Стёртая форма дизартрии;

3.Макроглосия;

4.Передний открытый прикус.

1.Слабость мышц боковых краёв  языка;

2.Боковой открытый прикус

3. Макроглосия

4.Стёртая форма дизартрии

1.Короткий маленький язычок;

2.Отсутствие или раздвоение  маленького языка.

3.Слабость мышц мягкого нёба.

1.Нарушение фонематического слуха; 2.прогнатия (нарушение прикуса, при котором передние зубы верхней челюсти выступают далеко вперед)

3. Неправильно сформирован артикуляционный уклад.

1.Нарушение фонематического слуха ; 2.Прогнатия.

3.Большие губы, большие зубы.

1.Нарушение фонематического слуха, 2.Закрытый прикус

3. Неправильно сформирован артикуляционный уклад.

Макрогласия,

Функциональные нарушения (короткая подъязычная уздечка, узкое или высокое твёрдое нёбо, слабость мышц языка).

Микрогласия,

Функциональные нарушения, короткая подъязычная уздечка, узкое или высокое твёрдое нёбо, слабость мышц языка.

Слабость воздушной струи, слабость кончика языка.

Укороченное мягкое нёбо, напряжение корня языка, гипертония задней части языка, слабость мышц мягкого нёба.

Слабость боковых краёв языка, боковой открытый прикус, маленький язык.

Большие губы, маленький язык, короткая подъязычная уздечка.

Короткая подъязычная уздечка, высокоё твёрдое нёбо, нарушение фонематического слуха, недостаточная подвижность кончика языка.

Несформированность артикуляционного уклада, большие губы, дефект прикуса.

Слабость мышц боковых краёв языка, слабость воздушной струи недостаточная подвижность кончика языка.

Передний открытый прикус, слабость мышц передней части языка, макроглосия, отсутствие резцов.

Короткая подъязычная уздечка, большие губы, гипертонус в губах, слабость мышц языка.

Недостаточная подвижность кончика языка, прогнатия.

1.Упражнения для губ:

«Оскал»  (отрабатывается умение удерживать губы в широкой улыбке)

2. Упражнение для языка:

«Почистим зубки» (убрать язык за зубы), «Желобок», «Трубочка» (укрепляются боковые края языка), специфическое упражнение «Горка»

3.Упражнение для формирования направленной воздушной струи: (сдуй ватку, забей мячик в ворота)

1. Упражнение для боковых краёв языка: «Желобок», «Трубочка»

2.Упражнение для формирования направленной воздушной струи: (сдуй ватку, дуй в трубочку, султанчики)

3.Упражнение для языка:

«Лопаточка»,  специфическое упражнение «Горка»

для правильной артикуляции звука.

1. Дифференциация дыхания (носовое-ротовое: вдох носом-выдох ртом и наоборот, только ртом - только носом)

2. Упражнение для языка:

«Шарик», «Футбол» (для продвижения языка вперёд), «Лопаточка»,  «Иголочка», «Змейка»

3.Упражнение для формирования направленной воздушной струи: (буря в стакане, задувание свечки, кто дальше загонит мяч)

1.Упражнение на развитие фонематического слуха «Поймай звук» (с-ш)

2.Дифференциация по артикуляции звуков [с] и [ш] (правильная артикуляция звуков)

3.Упражнение для губ: чередование «Рупор» и «Улыбка»

 4.Упражнение для языка:

 «Почистим зубки», «Горка» (умение опускать кончик языка вниз)

5.Упражнение для формирования направленной воздушной струи, идущая по середине языка: ( дуй в трубочку, султанчики)

1. .Упражнение на развитие фонематического слуха «Поймай звук» (с-т)

2.Дифференциация по артикуляции звуков [с] и [т] (правильная артикуляция звуков)

3.Упражнения для губ:

«Оскал» (отрабатывается умение удерживать губы в широкой улыбке), «Заборчик»

4. Упражнение для языка:

«Лопаточка» (умение удерживать язык широким, распластанным), если не получается «Накажем непослушный язычок», «Желобок» (укрепление боковых краёв языка), «Горка»

5.Упражнение для формирования направленной воздушной струи: (подуть через трубочку, сдуй  ватку)

1.Упражнение на развитие фонематического слуха «Поймай звук» (с-ф)

2.Дифференциация по артикуляции звуков [с] и [ф] (правильная артикуляция звуков)

3.Опускание и поднимание нижней губы.

4.Упражнения для губ: чередование

«Оскал» и «Рупор» (отрабатывается умение удерживать губы в широкой улыбке)

5. Упражнение для языка:

«Желобок » (укрепление боковых краёв языка), «Лопаточка», «Горка» (научиться удерживать широкий кончик языка за нижними зубами)

3.Упражнение для формирования направленной воздушной струи: (буря в стакане, дуй в трубочку, кто дальше загонит мяч)

1.Упражнение для губ: «Рупор» (учим округлять губы и слегка выдвигать их вперед), «Заборчик» (убрать язык за зубы)

2.Упражнения  для подъема кончика и передней части языка за верхние зубы: «Почистим зубки», «Парус», «Чашечка»

3. Упражнения для воздушной струи: «Фокус»

1. Упражнение для боковых краёв языка: «Желобок», «Трубочка»

2.Упражнение для формирования направленной воздушной струи: (Фокус)

3.Упражнение для губ: «Рупор»

4.Упражнение для языка:

«Лопаточка»,  специфическое упражнение «Чашечка»

для правильной артикуляции звука.

1. Дифференциация дыхания (носовое-ротовое: вдох носом-выдох ртом и наоборот, только ртом - только носом)

2.Упражнения для укрепления мышц мягкого нёба (покашливание, произнесение –а- на твёрдой атаке)

3.Упражнение для выдвижения кончика языка вперёд: «Иголочка», «Змейка»

4.Упражнение для губ: «Рупор»» (учим округлять губы и слегка выдвигать их вперед.)

5.Упражнения для языка:  «Лопаточка» ,специфическое упражнение «Чашечка»

для правильной артикуляции звука.

  6. Упражнения для воздушной струи: «Фокус» (направлять воздушную струю вверх)

1.Упражнение на развитие фонематического слуха «Поймай звук» (с-ш)

2.Дифференциация по артикуляции звуков [с] и [ш] (правильная артикуляция звуков)

 3.Упражнение для губ: чередование «Рупор» и «Улыбка»

4.Упражнение для языка: «Лопаточка», «Чашечка» (умение поднимать кончик языка вверх)

5. . Упражнения для воздушной струи: «Фокус» (направлять воздушную струю вверх)

 

1.Упражнение на развитие фонематического слуха «Поймай звук» (ш-ф)

2.Дифференциация по артикуляции звуков [ш] и [ф] (правильная артикуляция звуков)

3.Опускание и поднимание нижней губы.

4.Упражнение для губ: «Оскал»

5.Упражнение для языка: «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки» (поднятие языка вверх), «Лопаточка», ,специфическое упражнение «Чашечка»

для правильной артикуляции звука.

  6. Упражнения для воздушной струи: «Фокус» (направлять воздушную струю вверх)

1.Упражнение на развитие фонематического слуха «Поймай звук» (т-ш)

2.Дифференциация по артикуляции звуков [т] и [ш] (на примере воздушной струи)

 3.Упражнение для губ:  «Рупор»

4.Упражнение для языка: «Лопаточка», специфическое упражнение «Чашечка»

для правильной артикуляции звука.

5.  Упражнения для воздушной струи: «Фокус» (направлять воздушную струю  вверх)

1.Упражнение для выдвижения языка вперёд: «Иголочка», «Змейка»

2.Упражнение верхнего порядка: «Парус», «Вкусное варенье», «Цоканье» (для поднятия кончика языка вверх)

3.Упражнение для растяжения подъязычной уздечки: (если невозможен подъём кончика языка) «Грибок», «Маляр» (твёрдое нёбо)

4. Упражнения для воздушной струи: «Фокус»

1.Упражнение верхнего порядка: «Парус», «Вкусное варенье», «Цоканье» (для поднятия кончика языка вверх)

2.Упражнение для растяжения подъязычной уздечки: (если невозможен подъём кончика языка) «Грибок», «Маляр» (твёрдое нёбо)

3. Упражнения для воздушной струи: «Фокус»

1.Выработка вибрации

2.Выработка сильной направленной струи: «Фокус», «Трещотка»

3. .Упражнение верхнего порядка: «Индюк», «Почистим верхние зубки», «Лошадка»  (цоканье)

1.  Дифференциация дыхания (носовое-ротовое: вдох носом-выдох ртом и наоборот, только ртом - только носом)

2.Упражнение для подвижности мягкого нёба: покашливание, позёвывание, произнесение – а- на твёрдой атаке, подражание стону.

3. Упражнение для выдвижения кончика языка вперёд: «Иголочка», «Змейка»

4.Упражнения верхнего подъёма: «Парус»

5. Выработка сильной направленной струи: «Фокус», «Трещотка»

1 . Упражнение для боковых краёв языка: «Желобок», «Трубочка»

2.Упражнение верхнего подъёма: «Парус», «Вкусное варенье», «Чашечка».

3 . Выработка сильной направленной струи: «Фокус»

1.Упражнение для губ: «Оскал», «Заборчик» (разомкнуть смычку между зубами)

2.Упражнение верхнего порядка: «Парус», «Вкусное варенье» (для поднятия кончика языка вверх)

3.Упражнение для растяжения подъязычной уздечки: (если невозможен подъём кончика языка) «Грибок», «Маляр» (твёрдое нёбо)

4.Упражнения для сильной воздушной струи: «Фокус»

1. Упражнение для выдвижения кончика языка вперёд: «Иголочка», «Змейка»

2. Упражнение верхнего порядка: «Парус», «Вкусное варенье»  (для поднятия кончика языка вверх)

3.Упражнение для растяжения подъязычной уздечки: (если невозможен подъём кончика языка) «Грибок», «Маляр» (твёрдое нёбо)

4. Упражнение на выработку вибрации: «Барабанщик», «Трещотка»

1 .Опускание и поднимание нижней губы.

2.Упражнение для губ: «Оскал», «Заборчик»

3.Упражнения верхнего порядка: «Парус», «Вкусное варенье»

4. .Упражнение для растяжения подъязычной уздечки: (если невозможен подъём кончика языка) «Грибок», «Маляр»

5. Упражнения  для сильной воздушной струи: «Фокус»

1.Упражнение для боковых краёв языка: «Желобок», «Трубочка»

2.Упражнение на укрепление мышц кончика языка: «Лошадка», «Болтушка» (по нёбу), «Индюк» (по губе)

3. Упражнения для сильной воздушной струи: «Фокус» (направленная вверх)

1.Упражнение  для смыкания зубов: «Оскал», «Заборчик»

2.Упражнения верхнего подъёма: «Парус», «Лошадка»

3.Упражнение для подвижности передней части языка: «Качели», «Вкусное варенье», «Маляр», «Болтушка» (включить голос, быстрые движения кончика языка по твёрдому нёбу - бл,бл,бл)

1.Упражнение для ослабления тонуса губ: «Оскал»

2.Опускание и поднимание нижней губы

3.Упражнение верхнего подъёма: «Лошадка»,  «Парус»

4. .Упражнение для растяжения подъязычной уздечки: (если невозможен подъём кончика языка) «Грибок», «Маляр»

5.Упражнение для подвижности языка: «Болтушка», «Качели»

6.Упражнение для воздушной струи: «Фокус»

1.Опускание и поднимание нижней губы

2.Упражнение для губ: «Оскал»

3.Упражнения верхнего порядка: «Парус», «Грибок»

4.Упражнения для подвижности языка: «Болтушка», «Индюк»

5.Упражнение для воздушной струи: «Фокус»

2 От исходного звука «И»:

отрабатывается артикуляция звука [и], при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука [с], выключаем голос и пускаем воздушную струю.

1.Поэтапный способ постановки звука (Рау). 4 этапа:

-выработка широкого распластанного языка,  укрепление боковых краев языка;

- зажимание языка между зубами  и пускание воздушной струи (межзубное произношение:

 кончик и боковые края языка фиксируются между зубами – это способствует выработке правильной симметричной позы языка.

4) формирование зазубного произношения (механизм: язык ставится  за зубы)

Поэтапный способ постановки звука (Рау). 4 этапа:

-выработка широкого распластанного языка

-зажимание языка между зубами  и пускание воздушной струи

- межзубное произношение:

 кончик и боковые края языка фиксируются между зубами – это способствует выработке правильной симметричной позы языка.

-. формирование зазубного произношения (механизм: язык ставится  за зубы)

От исходного –и-

От исходного –и-  

(убираем голос и пускаем воздушную струю)

Разложение артикуляции

Разложение артикуляции на основе чашечки (делаем лопатку на нижней губе, затем из языка – чашечку вне ротовой полости, заводим её за верхние резцы и пускаем воздушную струю)

Поэтапный

Поэтапный

.

От исходного –р-  (убираем голос и вибрацию, пускаем воздушную струю)

Разложение артикуляции («Лопаточка», «Чашечка» и пускаем воздушную струю)

Разложение артикуляции

 ( «Лопаточка», «Чашечка» и пускаем воздушную струю)

Прокати карандаш

(язык в положении Паруса + сильная направленная воздушная струя)

От –т- + трещётка,

От –д- + сильная струя (ддддддд-дддррр)

От исходного –д-

+ сильная воздушная струя,

От  -т-

От- ш- (делаем чашечку, включаем голос, прижимаем язык к альвеолам)

От –д- + сильная струя (ддддддд-дддррр)

От исходного  –д- + сильная воздушная струя (барабанщик)

От исходного  – д-  + сильная воздушная струя (барабанщик)

От исходного – д-

+ сильная воздушная струя (ддд, ддддррр)

Разложение артикуляции

От исходного –а- (губы в улыбке, язык просовываем между зубов, прикусываем , в таком положении кончик языка сначала поднимаем на верхнюю губу, а затем за зубы)

От исходного –а-

От исходного –а-

1.Игра «Насос»

2.Игра «Шарик лопнул»

3Игра «Комары»

Как поёт комарик: зззззззз

4.Чайник кипит: «ссссс»

5.»Ветер свистит, снежинка летит»» с-с-с-с.

1.Набежал  ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят «ш-ш-ш…».

2.Игра «Шарик лопнул» - «шшшшшшшшшш»

3.Пчелки летают вокруг цветка» и жужжат «ж-ж-ж…».

4.Или как жужжит жук: жжжжж

5.Мышка шуршит: «шшшшш»

6.Змея шипит: «шшшшш»

1.«Как рычит тигр»: рррррррррр

2.«Весёлый моторчик»

3.«Заведём трактор»

4.«Собачка сердиться»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является  следствием органического поражения   центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....

Алгоритм постановки звуков

Система планирования статических и динамических упражнения в подготовительном периоде....

Постановка звуков.Постановка звука «Ть»

Переднеязычные : Постановка звука «Ть»                                          ...