Алгоритм постановки звуков
методическая разработка по развитию речи

Торба Эльвира Фаридовна

Система планирования статических и динамических упражнения в подготовительном периоде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon algoritm_postanovki_zvukov.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм постановки звуков. Система планирования статических и динамических упражнения в подготовительном периоде.

Наиболее эффективной формой организации преодоления речевых нарушений является комплексная работа родителей, педагогов, логопедов  и врачей. Также необходимо определить форму и степень нарушения произношения. Наиболее часто приходится сталкиваться с такими речевыми нарушениями как дислалия и дизартрия.

   Дислалия (частичное расстройство речи).

  Это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата (нет парезов, параличей).

Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространенными являются избирательные нарушения в ее звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания. Дислалия является одним из распространенных дефектов звукопроизношения (искажение, замена, смешение, реже пропуски звуков).

  Основной целью педагогического воздействия при дислалии является формирование умения и навыков правильного воспроизведения звуков речи.

   Дизартрия

  Это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.

  Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи (темп, плавность, громкость, эмоциональная выразительность, тембр), связанной с органическими поражениями ЦНС и периферических отделов.

   Нарушения звукопроизношения проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести нарушения НС. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков – «смазанная речь». В более тяжелых случаях наблюдаются искажения, замена, пропуски звуков, страдает темп, выразительность, в целом произносительная сторона речи. Речь невнятная. При тяжелых поражениях ЦНС речь становится невозможной  из-за полного паралича речедвигательных мышц.

У детей частота дизартрий связана с частотой пренатальной патологии (поражение НС плода или новорожденного).  

 Дети с дизартрией двигательно беспокойны, склонны к колебаниям настроения, суетливы, часто проявляют грубость и непослушание. Двигательное беспокойство усиливается при утомлении. Некоторые склонны к реакции истероидного типа, другие пугливы, заторможены в новой обстановке, избегают трудностей, плохо приспосабливаются.

  Несмотря на то, что у детей не наблюдаются выраженные параличи (полная невозможность движение органа) и  парезы (неполный паралич) моторика отличается неловкостью, недостаточной координированностью. Для многих детей характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, фонематического анализа, конструктивного праксиса, оптико-пространственного гнозиса (зрит.-пространствен. восприятие).

   Педагогическое воздействие при дизартрии имеет комплексный характер:

- коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, с развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания;

- тесная связь развития речи с сенсорными функциями, моторикой.

Начальным этапом по коррекции звукопроизношения является  работа по постановке звуков.

Поставить звук – это значит получить правильное нормативное звучание звука изолированно, а не в слогах, словах и фразах.

Каждый звук ставится при помощи трех способов: по подражанию, при помощи различных приспособлений и смешанный. Однако, для быстрого и успешного результата необходимо выработать умения приводить органы артикуляционного аппарата ребенка в правильное положение (позицию) звука. А одной из самых распространенных причин нарушения звукопроизношения является недостаточная сформированность артикуляционных движений, движений произносительных органов, прежде всего губ, языка, нижней челюсти.

Тренировка произносительных органов, или артикуляционного аппарата проводится для того, чтобы подготовить речевой аппарат к правильному произношению различных звуков речи. Звук произносится только тогда, когда губы, язык, мягкое небо недостаточно подвижны, работают слаженно, скоординировано друг с другом.

Артикуляционные движения должны быть слаженными, четкими, дифференцированными. Именно в подготовительном периоде артикуляционные упражнения способствуют выработке правильных движений артикуляторов, а в результате этих движений и произносятся звуки правильно.

Для правильного произношения каждого звука нужны определенные движения, каждый артикулятор при этом должен находиться в определенной позиции. Кроме этого артикуляционные движения должны четко сменять друг друга, при этом звуки произносятся достаточно быстро. Вот почему для выработки навыков правильно произношения необходимы тренировочные упражнения.

Выполняя артикуляционные упражнения с ребенком необходимо соблюдать определенные правила:

  • Артикул. гимнастику проводить в форме игры
  • На одном занятии предлагать для выполнения не более трех – четырех упражнений
  • Упражнений нового типа может быть не больше двух
  • К выполнению новых упражнений можно переходить только после того, как усвоены предыдущие.

Также к  артикуляционной гимнастике предъявляются следующие требования:

1) вырабатывать умение принимать требуемую позу, удерживать ее, плавно переключатся с одной артикуляционной позы на другую;

2) система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения направленные на развитие динамической координации речевых движений.

  Статические упражнения направлены на фиксацию языка в определенном положении. Каждое упражнение выполняется в течении 10 – 15 секунд. К статическим упражнениям относятся: Блинчик, Чашечка, Горка, Трубочка.

 Динамические упражнения направлены на отработку определенных движений языком. Каждое упражнение выполняется до 15 раз. К динамическим упражнениям относятся: Часики, Лошадка, Вкусное варенье…

 3) необходимы упражнения на сочетание движений языка и губ, так как при произношении звуков эти органы включаются в совместные действия и взаимно приспосабливаются друг к другу;

4) занятие проводится кратковременно, но многократно, чтобы ребенок не утомлялся, в паузах можно переключить его на другой вид деятельности;

5) уделять внимание формированию кинестетических ощущений;

6) движение каждого органа должно происходить симметрично по отношению к правой и левой стороне;

7) индивидуальность.

Артикуляционные движения должны отвечать следующим качествам:

  • точность;
  • плавность и мягкость – предполагает движение без толчков, подергиваний, дрожания органа. Напряженные мышцы всегда нарушают плавность и легкость движения;
  • темп – в начале движение производится несколько замедленно (счет вслух, отстукивание рукой). Затем темп движения должен стать произвольным быстрым или медленным;
  • устойчивость конечного результата – полученное положение органов должно удерживаться без изменений произвольно долго;
  • переход (переключение) – от одного движения к другому совершается плавно, достаточно быстро.

   

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является  следствием органического поражения   центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....

Постановка звуков.Постановка звука «Ть»

Переднеязычные : Постановка звука «Ть»                                          ...