Конспект ООД "КАЗАКИ – ЗАЩИТНИКИ РОДИНЫ"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Кузьминова Татьяна Андреевна

Конспект занятия о роли донского казачества в защите Родины

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад № 21»

г. Сальска

Конспект

Организованной образовательной деятельности

«КАЗАКИ – ЗАЩИТНИКИ РОДИНЫ»

Разработчик

Кузьминова Т.А.

воспитатель

высшей категории

Сальск

Ход деятельности

Цель: Систематизировать знания детей о жизни, и традициях Донского казачества.

Программные задачи:

Образовательные:

  1. Формировать у детей представления об особенностях жизни донских казаков.
  2. Познакомить с легендарными казаками-героями, формировать  представление об особенностях донского казачьего костюма и вооружения.
  3. Формировать  связную, грамматически правильную диалогическую  и монологическую речь.

Развивающие:

  1. Развивать любознательность и интерес к истории родного края, ее героям.
  2. Способствовать развитию логического  и творческого мышления.
  3. Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь и уважительное  отношение к  истории, традициям и обычаям родного края.
  2. Закреплять заповеди  казачества – «Служи верно своему народу, а не вождям», «Погибай, а товарища выручай».

Словарная работа:Ввести в активный  словарь детей  слова: башлык, фуражка, папаха, шаровары, лампасы, кушак, нагайка экспонат, экскурсовод

 Повторение донских пословиц и поговорок.

Материалы:художественный альбом « На казаке и рогожа пригожа», казачья одежда( рубашка, штаны с лампасами, кушак , фуражка, башлык, . папаха ), казачье вооружение ( шашка, нагайка, кинжал), презентационные файлы к занятию , фонотека казачьих песен,.портреты знаменитых казачьих атаманов; иллюстрации «Казаки в войне 1812 года», «М. И. Платов среди казаков»; аудиозапись казачьей песни «Слава Платову-герою».

Оборудование:

Мультимедийное оборудование , фотоаппарат, магнитофон

Интеграция образовательных областей:

 «Познавательное развитие» (формирование грамматически правильной речи), Ознакомить детей с  донскими героями - казаками. «Социально-коммуникативное развитие» (развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания).

 

Предварительная работа: рассматривание с детьми фотографий, репродукций с изображением различных деталей костюма и вооружения казаков, разучивание пословиц и поговорок о военной доблести и славе. Просмотр презентаций о жизни и быте донских казаков.

Методы  и приемы:

-Рассматривание предметов казачьего быта в  групповом мини – музее.

-Просмотр презентаций, фотографий, альбомов с иллюстрациями,

- повторение разученных Донских пословиц и поговорок, пересказ, обобщающая беседа.

- Повторное проговаривание

- Объяснение, вопрос

- Оценка детской речи

Содержание образовательной деятельности

Звучит казачья песня о Родине. Под песню входят дети с воспитателем  (в казачьем костюме).Здороваются с гостями:

- «Здорово дневали!»

Гости отвечают – «Слава богу!»

Воспитатель (экскурсовод): Здравствуйте, ребята! Я очень рада  видеть вас в нашем музее. Экспозиция, которого , рассказывает о казаках – защитниках Родины. Я дуду вашим экскурсоводом.

- Ребята, а как вы думаете, кто такие защитники?

 Предполагаемые ответы детей:

– « Люди, которые защищают свою Родину»

- Вы правы , ребята.

Славится земля  донская красивой природой, плодородными полями, речными и лесными богатствами. Знаменита она еще и тем, что с незапамятных времен живут здесь казаки. Ребята, а что вы знаете о казаках? Кто такие казаки?

Предполагаемые ответы детей:

-  Казак – это значит вольный человек, удалой.

Воспитатель: За спинами казаков была святая Русь и казаки были ее  лучшими защитниками. Они побеждали в любой войне. Ведь вы же знаете, что казаки живут по своим, казачьим заповедям. Какая  главная заповедь казака -  какая?( ответы детей)

Дети:  - «Люби Россию, ибо она твоя мать».

Воспитатель: А  какие вы еще знаете казачьи заповеди?

Предполагаемые ответы детей:

- уважай женщину, мать

- почитай старших

Воспитатель: Да, именно по этим заповедям жили казаки, защищали свою семью,  свою землю и свою Родину.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, экран   (Слайд)

 – вот такой маленькой была  Россия вначале.

Когда поселились на Дону казаки – им нужно было кормить свою семью, а для этого казаки выращивали хлеб на донской земле, чем больше становилась семья, тем больше надо было земли казаку, и решили казаки присоединить себе свободные земли, и посмотрите, какой огромной стала наша Родина.

Да, в том что наша Родина стала огромной и непобедимой, есть огромная заслуга  казаков – защитников Родины

- А чтобы защищать свою Родину каким должен быть казак?( ответы детей )

Воспитатель: Правильно. Смелость, отвага, чувство товарищества, физическая выносливость, сила, ловкость –все эти качества присущи казакам. А как вы думаете, ребята,  в чем секрет смелости, отваги и бесстрашия казаков?( ответы детей.)

 - А как вы считаете, в чем секрет смелости и отваги казаков

Предполагаемые ответы детей:

  - секрет в том – КАК воспитывали казаков на Дону. Мальчики  уже с детства готовились к будущей военной службе, а для этого нужно было научиться уверенно скакать на коне, именно поэтому казачонка уже в годик  сажали на коня  в первый раз!

Строго соблюдали казаки законы товарищества – об этом говорится в народных пословицах. Вы их знаете?

Предполагаемые ответы детей:

 - Сам погибай, а друга выручай.

- Нет уз святее товарищества.

Воспитатель:

Ведь казак - это защитник, воин и очень важно, чтоб тебя не подвел товарищ, именно поэтому казачата с самого детства учились дружить,  собирали свою команду, а называлась она как,  ребята?

Предполагаемые ответы детей:

 - Ватага.

   С10 лет мальчики оправлялись в ночное.

Ребята, а расскажите, что такое  «Ночное?» (ответы детей)

- А кого из вас мама отпустила бы в ночное?

Воспитатель:  - чем казачата занимались в ночном

Предполагаемые ответы детей: пасли коней, играли в игры

Воспитатель:  давайте и мы пиграем в казачью игру, которая называется «Шапка»

Игра «Шапка»

Воспитатель: С самого раннего детства прививают казаки своим детям любовь к лошадям. Обучают верховой езде, уходу за конем. Выбирают казаки для службы коней, сильных, выносливых, верных.

 Ведь не зря гласит поговорка – «конь – лучший друг у казака».

Воспитатель:  А вы знаете еще поговорки про казака и его коня?

Предполагаемые ответы детей:  

  • -« Конь и в бою не подведет, и из боя раненого казака вывезет!»
  • -« Казак сам голодный будет, а коня обязательно накормит»,
  • Без коня казак – кругом сирота!
  • Казак голоден, но конь сыт.
  • Казак без коня, что солдат без ружья.
  • Казак сам голодает, но коня накормит!
  • Конь казаку – отец, да и то отец один раз жизнь дает, а конь казаку сто раз жизнь спасет.

Воспитатель: Ребята, каждый казак должен уметь скакать на коне, есть даже целое искусство, которое называется  - Джигитовка. – запомните это новое для вас слово.

 Давайте  с вами посмотрим видеоролик о джигитовке.

  Просмотр видеоролика о джигитовке.

Воспитатель: Ребята, запомните это новое для вас слово – джигитовка, а мы ч вами тоже сейчас побудем в роли казачат, наездников

 Давайте и мы с вами станем в круг и проведем физминутку.

Физминутка:

Кто шагает дружно в ряд,

Посмотри, посмотри.       (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)

Это наш лихой отряд,

Казаки, казаки                      (ходьба)

Кто за казаком идет,

в поводу, в поводу.

То коня казак ведет

Под узду, под узду.                 (На носочках)

Скачет резво конь лихой,

С седоком, с седоком,

Охраняя наш покой

С казаком, с казаком.                  (Скачут)

Будем мы с моим конем

На границе стоять,

Нашу землю от врагов

Охранять, охранять.             (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)

Воспитатель: Сейчас мы с вами переходим к следующей экспозиции, наверное самой интересной для вас, которая посвящена оружию Донского казачества, давайте внимательно рассмотрим оружие,  владеть которым   казаков учили с самого детства .

 Слайд презентациии  «Холодное оружие»?

- Какое самое главное оружие у казаков? 

Предполагаемые ответы детей:

- шашка, даже есть такая поговорка  – шашка подруга казака

Воспитатель:  давайте рассмотрим казачью шашку, подержите ее в руках, - какая она?

Предполагаемые ответы детей:

 -холодная

- железная

- тяжелая

Воспитатель:   Несмотря на то, что шашка тяжелая, казаки мастерски владели шашкой, т.  к.учились этому с детства.  Есть даже целое искусство владения шашкой и оно называется фланкировкой. Запомните это новое для вас слово.

Наши старшие ребята уже владеют искусством фланкировки и пришли к нам, чтоб его продемонстрировать.

Фланкировка шашками (Дорохин Кирилл,  Дорохин Никита,)

Воспитатель:  А какое вы еще знаете оружие казаков ?

 Предполагаемые ответы детей:  - Нагайка, - это к конская плеть —  холодное оружие. Нагайка использовалась как оружие в бою

- пика длинная палка с острым наконечником, чтоб достать врага сидя на коне.

Воспитатель: вот мы и подошли к последней экспозиции нашего музея, а посвящена она донскому казачьему костюму. О  нем вы уже знаете всё. Давайте вспомним , что входило в костюм донского казака.? ( ответы детей)

Воспитатель:  ребята, вот мы и подошли к следующей экспозиции нашего музея, которая посвящена одежде казака, защитника. Я хочу спросить у ребят ,  папы и дедушки  которых отслужили в армии? Как вы думаете, где они получали воинское обмундирование и снаряжение?

Предполагаемые ответы детей:  всё это он получал непосредственно по месту службы.

Воспитатель: А раньше казак получал всё необходимое для службы в родительском доме.

Предполагаемые ответы детей:  На войну казака  собирала вся родня. Мать сама шила сыну рубаху. Старший брат дарил ремень, фуражку. Остальное снаряжение, коня и шашку сын получал от отца. Ведь конь, как мы уже сказали –лучший друг казака.

Воспитатель: а вы знаете, что казачка, провожая казака на войну, кланялась коню и просила его привести казака домой целым и невредимым, а казаку давала с собой оберег, который должен был хранить его на чужбине. Когда  казачка встречала казака с войны, кланялась коню в ноги и благодарила коня, что он привез казака домой.

Воспитатель: Ребята, вот мы подошли к заключительной экспозиции нашего музея, которая посвящена знаменитым донским атаманам - героическим  защитникам Родины.

Ребята, А как вы считаете, почему  еще казаки были непобедимы?

Предполагаемые ответы детей:

- потому что у них были хорошие командиры

Воспитатель: кто был самым главным командиром у казаков? и кто мог стать командиром?

Предполагаемые ответы детей:

- атаман, его выбирали на казачьем круге.

Итог :

- Атамана выбирали из самых смелых и достойных  казаков. Вкдь не зря в пословицах говориться: « Тот не казак, кто не мечтает стать атаманом», или «Из плохого казака атамана не получится»

Воспитатель: А как вы думаете, какими качествами должен обладать атаман? Давайте, мы поиграем в казачью игру «Фуражка», перебрасывая которую друг другу, мы будем называть те качества, которыми должен обладать казачий атаман.

Игра «Фуражка».

Воспитатель:

Да именно таким должен быть казак – защитник своей Родины, именно таким был

знаменитый донской атаман Матвей Иванович Платов. Девиз Атамана Платова-«Честь дороже жизни»

Платов воевал против Наполеона в войне 1812 года, и  в одном из боев вместе со своим казачьим летучим корпусом взял в плен 15 тысяч французов, на что наполеон сказал: «– Если бы у меня был Платов со своими казаками, я победил бы в этой войне…» Только такие – бесстрашные и отважные казаки защищали нашу Родину.

Итог :

Воспитатель: Ребята, давайте еще раз вспомним главную казачью заповедь: Люби Россию, ибо она твоя мать.

Так какое же главное призвание казака?

 Предполагаемые ответы детей:

- Защищать Родину.

Воспитатель: В казачьих заповедях говорится, что военная служба для казака – это его жизнь, и  с первых дней возникновения казачества , главным делом  жизни казака  была  защита Родины.  Вот и мы с вами будем готовиться к тому, чтобы стать настоящими защитниками нашей Родины.

Какие новые слова вы узнали? О чем вы хотели бы спросить? (фланкировка, джигитовка)

И как говорят на Дону :  «Слава богу – мы казаки! »

 Мы с вами – донские казаки  и тоже будем жить по казачьим заповедям :

Воспитатель:

- Ребята, а давайте и мы с вами сделаем с вами закроем глаза и представим себе образ донского казака., а теперь откроем глаза и расскажем, что вы представили

Рассказы детей.

Казак скачет на коне, с шашкой…..

Воспитатель: ребята, вы все представили себе казака, верхом на коне, ведь конь для казака – лучший друг., давай те мы сделаем с вами оберег, в форме коня.

 оберег  всегда казачка давала казаку перед дальней дорогой, чтоб оберег хранил казака и напоминал ему о родной стороне.  Всех гостей тоже пригласим на наш мастер –класс.

Воспитатель:  Ребята, но прежде, чем мы с вами отправимся делать обереги, давайте с вами  вспомним,  что узнали нового? (фланкировка, джигитовка)    Что вам запомнилось?

Продуктивная деятельность – изготовление оберегов (конь из джутовой нити) .



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад № 21»

г. Сальска

Конспект

Организованной образовательной деятельности

«КАЗАКИ – ЗАЩИТНИКИ РОДИНЫ»

Разработчик

Кузьминова Т.А.

воспитатель

высшей категории

Сальск

Ход деятельности

Цель: Систематизировать знания детей о жизни, и традициях Донского казачества.

Программные задачи:

Образовательные:

  1. Формировать у детей представления об особенностях жизни донских казаков.
  2. Познакомить с легендарными казаками-героями, формировать  представление об особенностях донского казачьего костюма и вооружения.
  3. Формировать  связную, грамматически правильную диалогическую  и монологическую речь.

Развивающие:

  1. Развивать любознательность и интерес к истории родного края, ее героям.
  2. Способствовать развитию логического  и творческого мышления.
  3. Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь и уважительное  отношение к  истории, традициям и обычаям родного края.
  2. Закреплять заповеди  казачества – «Служи верно своему народу, а не вождям», «Погибай, а товарища выручай».

Словарная работа:Ввести в активный  словарь детей  слова: башлык, фуражка, папаха, шаровары, лампасы, кушак, нагайка экспонат, экскурсовод

 Повторение донских пословиц и поговорок.

Материалы:художественный альбом « На казаке и рогожа пригожа», казачья одежда( рубашка, штаны с лампасами, кушак , фуражка, башлык, . папаха ), казачье вооружение ( шашка, нагайка, кинжал), презентационные файлы к занятию , фонотека казачьих песен,.портреты знаменитых казачьих атаманов; иллюстрации «Казаки в войне 1812 года», «М. И. Платов среди казаков»; аудиозапись казачьей песни «Слава Платову-герою».

Оборудование:

Мультимедийное оборудование , фотоаппарат, магнитофон

Интеграция образовательных областей:

 «Познавательное развитие» (формирование грамматически правильной речи), Ознакомить детей с  донскими героями - казаками. «Социально-коммуникативное развитие» (развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания).

 

Предварительная работа: рассматривание с детьми фотографий, репродукций с изображением различных деталей костюма и вооружения казаков, разучивание пословиц и поговорок о военной доблести и славе. Просмотр презентаций о жизни и быте донских казаков.

Методы  и приемы:

-Рассматривание предметов казачьего быта в  групповом мини – музее.

-Просмотр презентаций, фотографий, альбомов с иллюстрациями,

- повторение разученных Донских пословиц и поговорок, пересказ, обобщающая беседа.

- Повторное проговаривание

- Объяснение, вопрос

- Оценка детской речи

Содержание образовательной деятельности

Звучит казачья песня о Родине. Под песню входят дети с воспитателем  (в казачьем костюме).Здороваются с гостями:

- «Здорово дневали!»

Гости отвечают – «Слава богу!»

Воспитатель (экскурсовод): Здравствуйте, ребята! Я очень рада  видеть вас в нашем музее. Экспозиция, которого , рассказывает о казаках – защитниках Родины. Я дуду вашим экскурсоводом.

- Ребята, а как вы думаете, кто такие защитники?

 Предполагаемые ответы детей:

– « Люди, которые защищают свою Родину»

- Вы правы , ребята.

Славится земля  донская красивой природой, плодородными полями, речными и лесными богатствами. Знаменита она еще и тем, что с незапамятных времен живут здесь казаки. Ребята, а что вы знаете о казаках? Кто такие казаки?

Предполагаемые ответы детей:

-  Казак – это значит вольный человек, удалой.

Воспитатель: За спинами казаков была святая Русь и казаки были ее  лучшими защитниками. Они побеждали в любой войне. Ведь вы же знаете, что казаки живут по своим, казачьим заповедям. Какая  главная заповедь казака -  какая?( ответы детей)

Дети:  - «Люби Россию, ибо она твоя мать».

Воспитатель: А  какие вы еще знаете казачьи заповеди?

Предполагаемые ответы детей:

- уважай женщину, мать

- почитай старших

Воспитатель: Да, именно по этим заповедям жили казаки, защищали свою семью,  свою землю и свою Родину.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, экран   (Слайд)

 – вот такой маленькой была  Россия вначале.

Когда поселились на Дону казаки – им нужно было кормить свою семью, а для этого казаки выращивали хлеб на донской земле, чем больше становилась семья, тем больше надо было земли казаку, и решили казаки присоединить себе свободные земли, и посмотрите, какой огромной стала наша Родина.

Да, в том что наша Родина стала огромной и непобедимой, есть огромная заслуга  казаков – защитников Родины

- А чтобы защищать свою Родину каким должен быть казак?( ответы детей )

Воспитатель: Правильно. Смелость, отвага, чувство товарищества, физическая выносливость, сила, ловкость –все эти качества присущи казакам. А как вы думаете, ребята,  в чем секрет смелости, отваги и бесстрашия казаков?( ответы детей.)

 - А как вы считаете, в чем секрет смелости и отваги казаков

Предполагаемые ответы детей:

  - секрет в том – КАК воспитывали казаков на Дону. Мальчики  уже с детства готовились к будущей военной службе, а для этого нужно было научиться уверенно скакать на коне, именно поэтому казачонка уже в годик  сажали на коня  в первый раз!

Строго соблюдали казаки законы товарищества – об этом говорится в народных пословицах. Вы их знаете?

Предполагаемые ответы детей:

 - Сам погибай, а друга выручай.

- Нет уз святее товарищества.

Воспитатель:

Ведь казак - это защитник, воин и очень важно, чтоб тебя не подвел товарищ, именно поэтому казачата с самого детства учились дружить,  собирали свою команду, а называлась она как,  ребята?

Предполагаемые ответы детей:

 - Ватага.

   С10 лет мальчики оправлялись в ночное.

Ребята, а расскажите, что такое  «Ночное?» (ответы детей)

- А кого из вас мама отпустила бы в ночное?

Воспитатель:  - чем казачата занимались в ночном

Предполагаемые ответы детей: пасли коней, играли в игры

Воспитатель:  давайте и мы пиграем в казачью игру, которая называется «Шапка»

Игра «Шапка»

Воспитатель: С самого раннего детства прививают казаки своим детям любовь к лошадям. Обучают верховой езде, уходу за конем. Выбирают казаки для службы коней, сильных, выносливых, верных.

 Ведь не зря гласит поговорка – «конь – лучший друг у казака».

Воспитатель:  А вы знаете еще поговорки про казака и его коня?

Предполагаемые ответы детей:  

  • -« Конь и в бою не подведет, и из боя раненого казака вывезет!»
  • -« Казак сам голодный будет, а коня обязательно накормит»,
  • Без коня казак – кругом сирота!
  • Казак голоден, но конь сыт.
  • Казак без коня, что солдат без ружья.
  • Казак сам голодает, но коня накормит!
  • Конь казаку – отец, да и то отец один раз жизнь дает, а конь казаку сто раз жизнь спасет.

Воспитатель: Ребята, каждый казак должен уметь скакать на коне, есть даже целое искусство, которое называется  - Джигитовка. – запомните это новое для вас слово.

 Давайте  с вами посмотрим видеоролик о джигитовке.

  Просмотр видеоролика о джигитовке.

Воспитатель: Ребята, запомните это новое для вас слово – джигитовка, а мы ч вами тоже сейчас побудем в роли казачат, наездников

 Давайте и мы с вами станем в круг и проведем физминутку.

Физминутка:

Кто шагает дружно в ряд,

Посмотри, посмотри.       (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)

Это наш лихой отряд,

Казаки, казаки                      (ходьба)

Кто за казаком идет,

в поводу, в поводу.

То коня казак ведет

Под узду, под узду.                 (На носочках)

Скачет резво конь лихой,

С седоком, с седоком,

Охраняя наш покой

С казаком, с казаком.                  (Скачут)

Будем мы с моим конем

На границе стоять,

Нашу землю от врагов

Охранять, охранять.             (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)

Воспитатель: Сейчас мы с вами переходим к следующей экспозиции, наверное самой интересной для вас, которая посвящена оружию Донского казачества, давайте внимательно рассмотрим оружие,  владеть которым   казаков учили с самого детства .

 Слайд презентациии  «Холодное оружие»?

- Какое самое главное оружие у казаков? 

Предполагаемые ответы детей:

- шашка, даже есть такая поговорка  – шашка подруга казака

Воспитатель:  давайте рассмотрим казачью шашку, подержите ее в руках, - какая она?

Предполагаемые ответы детей:

 -холодная

- железная

- тяжелая

Воспитатель:   Несмотря на то, что шашка тяжелая, казаки мастерски владели шашкой, т.  к.учились этому с детства.  Есть даже целое искусство владения шашкой и оно называется фланкировкой. Запомните это новое для вас слово.

Наши старшие ребята уже владеют искусством фланкировки и пришли к нам, чтоб его продемонстрировать.

Фланкировка шашками (Дорохин Кирилл,  Дорохин Никита,)

Воспитатель:  А какое вы еще знаете оружие казаков ?

 Предполагаемые ответы детей:  - Нагайка, - это к конская плеть —  холодное оружие. Нагайка использовалась как оружие в бою

- пика длинная палка с острым наконечником, чтоб достать врага сидя на коне.

Воспитатель: вот мы и подошли к последней экспозиции нашего музея, а посвящена она донскому казачьему костюму. О  нем вы уже знаете всё. Давайте вспомним , что входило в костюм донского казака.? ( ответы детей)

Воспитатель:  ребята, вот мы и подошли к следующей экспозиции нашего музея, которая посвящена одежде казака, защитника. Я хочу спросить у ребят ,  папы и дедушки  которых отслужили в армии? Как вы думаете, где они получали воинское обмундирование и снаряжение?

Предполагаемые ответы детей:  всё это он получал непосредственно по месту службы.

Воспитатель: А раньше казак получал всё необходимое для службы в родительском доме.

Предполагаемые ответы детей:  На войну казака  собирала вся родня. Мать сама шила сыну рубаху. Старший брат дарил ремень, фуражку. Остальное снаряжение, коня и шашку сын получал от отца. Ведь конь, как мы уже сказали –лучший друг казака.

Воспитатель: а вы знаете, что казачка, провожая казака на войну, кланялась коню и просила его привести казака домой целым и невредимым, а казаку давала с собой оберег, который должен был хранить его на чужбине. Когда  казачка встречала казака с войны, кланялась коню в ноги и благодарила коня, что он привез казака домой.

Воспитатель: Ребята, вот мы подошли к заключительной экспозиции нашего музея, которая посвящена знаменитым донским атаманам - героическим  защитникам Родины.

Ребята, А как вы считаете, почему  еще казаки были непобедимы?

Предполагаемые ответы детей:

- потому что у них были хорошие командиры

Воспитатель: кто был самым главным командиром у казаков? и кто мог стать командиром?

Предполагаемые ответы детей:

- атаман, его выбирали на казачьем круге.

Итог :

- Атамана выбирали из самых смелых и достойных  казаков. Вкдь не зря в пословицах говориться: « Тот не казак, кто не мечтает стать атаманом», или «Из плохого казака атамана не получится»

Воспитатель: А как вы думаете, какими качествами должен обладать атаман? Давайте, мы поиграем в казачью игру «Фуражка», перебрасывая которую друг другу, мы будем называть те качества, которыми должен обладать казачий атаман.

Игра «Фуражка».

Воспитатель:

Да именно таким должен быть казак – защитник своей Родины, именно таким был

знаменитый донской атаман Матвей Иванович Платов. Девиз Атамана Платова-«Честь дороже жизни»

Платов воевал против Наполеона в войне 1812 года, и  в одном из боев вместе со своим казачьим летучим корпусом взял в плен 15 тысяч французов, на что наполеон сказал: «– Если бы у меня был Платов со своими казаками, я победил бы в этой войне…» Только такие – бесстрашные и отважные казаки защищали нашу Родину.

Итог :

Воспитатель: Ребята, давайте еще раз вспомним главную казачью заповедь: Люби Россию, ибо она твоя мать.

Так какое же главное призвание казака?

 Предполагаемые ответы детей:

- Защищать Родину.

Воспитатель: В казачьих заповедях говорится, что военная служба для казака – это его жизнь, и  с первых дней возникновения казачества , главным делом  жизни казака  была  защита Родины.  Вот и мы с вами будем готовиться к тому, чтобы стать настоящими защитниками нашей Родины.

Какие новые слова вы узнали? О чем вы хотели бы спросить? (фланкировка, джигитовка)

И как говорят на Дону :  «Слава богу – мы казаки! »

 Мы с вами – донские казаки  и тоже будем жить по казачьим заповедям :

Воспитатель:

- Ребята, а давайте и мы с вами сделаем с вами закроем глаза и представим себе образ донского казака., а теперь откроем глаза и расскажем, что вы представили

Рассказы детей.

Казак скачет на коне, с шашкой…..

Воспитатель: ребята, вы все представили себе казака, верхом на коне, ведь конь для казака – лучший друг., давай те мы сделаем с вами оберег, в форме коня.

 оберег  всегда казачка давала казаку перед дальней дорогой, чтоб оберег хранил казака и напоминал ему о родной стороне.  Всех гостей тоже пригласим на наш мастер –класс.

Воспитатель:  Ребята, но прежде, чем мы с вами отправимся делать обереги, давайте с вами  вспомним,  что узнали нового? (фланкировка, джигитовка)    Что вам запомнилось?

Продуктивная деятельность – изготовление оберегов (конь из джутовой нити) .



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад № 21»

г. Сальска

Конспект

Организованной образовательной деятельности

«КАЗАКИ – ЗАЩИТНИКИ РОДИНЫ»

Разработчик

Кузьминова Т.А.

воспитатель

высшей категории

Сальск

Ход деятельности

Цель: Систематизировать знания детей о жизни, и традициях Донского казачества.

Программные задачи:

Образовательные:

  1. Формировать у детей представления об особенностях жизни донских казаков.
  2. Познакомить с легендарными казаками-героями, формировать  представление об особенностях донского казачьего костюма и вооружения.
  3. Формировать  связную, грамматически правильную диалогическую  и монологическую речь.

Развивающие:

  1. Развивать любознательность и интерес к истории родного края, ее героям.
  2. Способствовать развитию логического  и творческого мышления.
  3. Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь и уважительное  отношение к  истории, традициям и обычаям родного края.
  2. Закреплять заповеди  казачества – «Служи верно своему народу, а не вождям», «Погибай, а товарища выручай».

Словарная работа:Ввести в активный  словарь детей  слова: башлык, фуражка, папаха, шаровары, лампасы, кушак, нагайка экспонат, экскурсовод

 Повторение донских пословиц и поговорок.

Материалы:художественный альбом « На казаке и рогожа пригожа», казачья одежда( рубашка, штаны с лампасами, кушак , фуражка, башлык, . папаха ), казачье вооружение ( шашка, нагайка, кинжал), презентационные файлы к занятию , фонотека казачьих песен,.портреты знаменитых казачьих атаманов; иллюстрации «Казаки в войне 1812 года», «М. И. Платов среди казаков»; аудиозапись казачьей песни «Слава Платову-герою».

Оборудование:

Мультимедийное оборудование , фотоаппарат, магнитофон

Интеграция образовательных областей:

 «Познавательное развитие» (формирование грамматически правильной речи), Ознакомить детей с  донскими героями - казаками. «Социально-коммуникативное развитие» (развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания).

 

Предварительная работа: рассматривание с детьми фотографий, репродукций с изображением различных деталей костюма и вооружения казаков, разучивание пословиц и поговорок о военной доблести и славе. Просмотр презентаций о жизни и быте донских казаков.

Методы  и приемы:

-Рассматривание предметов казачьего быта в  групповом мини – музее.

-Просмотр презентаций, фотографий, альбомов с иллюстрациями,

- повторение разученных Донских пословиц и поговорок, пересказ, обобщающая беседа.

- Повторное проговаривание

- Объяснение, вопрос

- Оценка детской речи

Содержание образовательной деятельности

Звучит казачья песня о Родине. Под песню входят дети с воспитателем  (в казачьем костюме).Здороваются с гостями:

- «Здорово дневали!»

Гости отвечают – «Слава богу!»

Воспитатель (экскурсовод): Здравствуйте, ребята! Я очень рада  видеть вас в нашем музее. Экспозиция, которого , рассказывает о казаках – защитниках Родины. Я дуду вашим экскурсоводом.

- Ребята, а как вы думаете, кто такие защитники?

 Предполагаемые ответы детей:

– « Люди, которые защищают свою Родину»

- Вы правы , ребята.

Славится земля  донская красивой природой, плодородными полями, речными и лесными богатствами. Знаменита она еще и тем, что с незапамятных времен живут здесь казаки. Ребята, а что вы знаете о казаках? Кто такие казаки?

Предполагаемые ответы детей:

-  Казак – это значит вольный человек, удалой.

Воспитатель: За спинами казаков была святая Русь и казаки были ее  лучшими защитниками. Они побеждали в любой войне. Ведь вы же знаете, что казаки живут по своим, казачьим заповедям. Какая  главная заповедь казака -  какая?( ответы детей)

Дети:  - «Люби Россию, ибо она твоя мать».

Воспитатель: А  какие вы еще знаете казачьи заповеди?

Предполагаемые ответы детей:

- уважай женщину, мать

- почитай старших

Воспитатель: Да, именно по этим заповедям жили казаки, защищали свою семью,  свою землю и свою Родину.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, экран   (Слайд)

 – вот такой маленькой была  Россия вначале.

Когда поселились на Дону казаки – им нужно было кормить свою семью, а для этого казаки выращивали хлеб на донской земле, чем больше становилась семья, тем больше надо было земли казаку, и решили казаки присоединить себе свободные земли, и посмотрите, какой огромной стала наша Родина.

Да, в том что наша Родина стала огромной и непобедимой, есть огромная заслуга  казаков – защитников Родины

- А чтобы защищать свою Родину каким должен быть казак?( ответы детей )

Воспитатель: Правильно. Смелость, отвага, чувство товарищества, физическая выносливость, сила, ловкость –все эти качества присущи казакам. А как вы думаете, ребята,  в чем секрет смелости, отваги и бесстрашия казаков?( ответы детей.)

 - А как вы считаете, в чем секрет смелости и отваги казаков

Предполагаемые ответы детей:

  - секрет в том – КАК воспитывали казаков на Дону. Мальчики  уже с детства готовились к будущей военной службе, а для этого нужно было научиться уверенно скакать на коне, именно поэтому казачонка уже в годик  сажали на коня  в первый раз!

Строго соблюдали казаки законы товарищества – об этом говорится в народных пословицах. Вы их знаете?

Предполагаемые ответы детей:

 - Сам погибай, а друга выручай.

- Нет уз святее товарищества.

Воспитатель:

Ведь казак - это защитник, воин и очень важно, чтоб тебя не подвел товарищ, именно поэтому казачата с самого детства учились дружить,  собирали свою команду, а называлась она как,  ребята?

Предполагаемые ответы детей:

 - Ватага.

   С10 лет мальчики оправлялись в ночное.

Ребята, а расскажите, что такое  «Ночное?» (ответы детей)

- А кого из вас мама отпустила бы в ночное?

Воспитатель:  - чем казачата занимались в ночном

Предполагаемые ответы детей: пасли коней, играли в игры

Воспитатель:  давайте и мы пиграем в казачью игру, которая называется «Шапка»

Игра «Шапка»

Воспитатель: С самого раннего детства прививают казаки своим детям любовь к лошадям. Обучают верховой езде, уходу за конем. Выбирают казаки для службы коней, сильных, выносливых, верных.

 Ведь не зря гласит поговорка – «конь – лучший друг у казака».

Воспитатель:  А вы знаете еще поговорки про казака и его коня?

Предполагаемые ответы детей:  

  • -« Конь и в бою не подведет, и из боя раненого казака вывезет!»
  • -« Казак сам голодный будет, а коня обязательно накормит»,
  • Без коня казак – кругом сирота!
  • Казак голоден, но конь сыт.
  • Казак без коня, что солдат без ружья.
  • Казак сам голодает, но коня накормит!
  • Конь казаку – отец, да и то отец один раз жизнь дает, а конь казаку сто раз жизнь спасет.

Воспитатель: Ребята, каждый казак должен уметь скакать на коне, есть даже целое искусство, которое называется  - Джигитовка. – запомните это новое для вас слово.

 Давайте  с вами посмотрим видеоролик о джигитовке.

  Просмотр видеоролика о джигитовке.

Воспитатель: Ребята, запомните это новое для вас слово – джигитовка, а мы ч вами тоже сейчас побудем в роли казачат, наездников

 Давайте и мы с вами станем в круг и проведем физминутку.

Физминутка:

Кто шагает дружно в ряд,

Посмотри, посмотри.       (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)

Это наш лихой отряд,

Казаки, казаки                      (ходьба)

Кто за казаком идет,

в поводу, в поводу.

То коня казак ведет

Под узду, под узду.                 (На носочках)

Скачет резво конь лихой,

С седоком, с седоком,

Охраняя наш покой

С казаком, с казаком.                  (Скачут)

Будем мы с моим конем

На границе стоять,

Нашу землю от врагов

Охранять, охранять.             (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)

Воспитатель: Сейчас мы с вами переходим к следующей экспозиции, наверное самой интересной для вас, которая посвящена оружию Донского казачества, давайте внимательно рассмотрим оружие,  владеть которым   казаков учили с самого детства .

 Слайд презентациии  «Холодное оружие»?

- Какое самое главное оружие у казаков? 

Предполагаемые ответы детей:

- шашка, даже есть такая поговорка  – шашка подруга казака

Воспитатель:  давайте рассмотрим казачью шашку, подержите ее в руках, - какая она?

Предполагаемые ответы детей:

 -холодная

- железная

- тяжелая

Воспитатель:   Несмотря на то, что шашка тяжелая, казаки мастерски владели шашкой, т.  к.учились этому с детства.  Есть даже целое искусство владения шашкой и оно называется фланкировкой. Запомните это новое для вас слово.

Наши старшие ребята уже владеют искусством фланкировки и пришли к нам, чтоб его продемонстрировать.

Фланкировка шашками (Дорохин Кирилл,  Дорохин Никита,)

Воспитатель:  А какое вы еще знаете оружие казаков ?

 Предполагаемые ответы детей:  - Нагайка, - это к конская плеть —  холодное оружие. Нагайка использовалась как оружие в бою

- пика длинная палка с острым наконечником, чтоб достать врага сидя на коне.

Воспитатель: вот мы и подошли к последней экспозиции нашего музея, а посвящена она донскому казачьему костюму. О  нем вы уже знаете всё. Давайте вспомним , что входило в костюм донского казака.? ( ответы детей)

Воспитатель:  ребята, вот мы и подошли к следующей экспозиции нашего музея, которая посвящена одежде казака, защитника. Я хочу спросить у ребят ,  папы и дедушки  которых отслужили в армии? Как вы думаете, где они получали воинское обмундирование и снаряжение?

Предполагаемые ответы детей:  всё это он получал непосредственно по месту службы.

Воспитатель: А раньше казак получал всё необходимое для службы в родительском доме.

Предполагаемые ответы детей:  На войну казака  собирала вся родня. Мать сама шила сыну рубаху. Старший брат дарил ремень, фуражку. Остальное снаряжение, коня и шашку сын получал от отца. Ведь конь, как мы уже сказали –лучший друг казака.

Воспитатель: а вы знаете, что казачка, провожая казака на войну, кланялась коню и просила его привести казака домой целым и невредимым, а казаку давала с собой оберег, который должен был хранить его на чужбине. Когда  казачка встречала казака с войны, кланялась коню в ноги и благодарила коня, что он привез казака домой.

Воспитатель: Ребята, вот мы подошли к заключительной экспозиции нашего музея, которая посвящена знаменитым донским атаманам - героическим  защитникам Родины.

Ребята, А как вы считаете, почему  еще казаки были непобедимы?

Предполагаемые ответы детей:

- потому что у них были хорошие командиры

Воспитатель: кто был самым главным командиром у казаков? и кто мог стать командиром?

Предполагаемые ответы детей:

- атаман, его выбирали на казачьем круге.

Итог :

- Атамана выбирали из самых смелых и достойных  казаков. Вкдь не зря в пословицах говориться: « Тот не казак, кто не мечтает стать атаманом», или «Из плохого казака атамана не получится»

Воспитатель: А как вы думаете, какими качествами должен обладать атаман? Давайте, мы поиграем в казачью игру «Фуражка», перебрасывая которую друг другу, мы будем называть те качества, которыми должен обладать казачий атаман.

Игра «Фуражка».

Воспитатель:

Да именно таким должен быть казак – защитник своей Родины, именно таким был

знаменитый донской атаман Матвей Иванович Платов. Девиз Атамана Платова-«Честь дороже жизни»

Платов воевал против Наполеона в войне 1812 года, и  в одном из боев вместе со своим казачьим летучим корпусом взял в плен 15 тысяч французов, на что наполеон сказал: «– Если бы у меня был Платов со своими казаками, я победил бы в этой войне…» Только такие – бесстрашные и отважные казаки защищали нашу Родину.

Итог :

Воспитатель: Ребята, давайте еще раз вспомним главную казачью заповедь: Люби Россию, ибо она твоя мать.

Так какое же главное призвание казака?

 Предполагаемые ответы детей:

- Защищать Родину.

Воспитатель: В казачьих заповедях говорится, что военная служба для казака – это его жизнь, и  с первых дней возникновения казачества , главным делом  жизни казака  была  защита Родины.  Вот и мы с вами будем готовиться к тому, чтобы стать настоящими защитниками нашей Родины.

Какие новые слова вы узнали? О чем вы хотели бы спросить? (фланкировка, джигитовка)

И как говорят на Дону :  «Слава богу – мы казаки! »

 Мы с вами – донские казаки  и тоже будем жить по казачьим заповедям :

Воспитатель:

- Ребята, а давайте и мы с вами сделаем с вами закроем глаза и представим себе образ донского казака., а теперь откроем глаза и расскажем, что вы представили

Рассказы детей.

Казак скачет на коне, с шашкой…..

Воспитатель: ребята, вы все представили себе казака, верхом на коне, ведь конь для казака – лучший друг., давай те мы сделаем с вами оберег, в форме коня.

 оберег  всегда казачка давала казаку перед дальней дорогой, чтоб оберег хранил казака и напоминал ему о родной стороне.  Всех гостей тоже пригласим на наш мастер –класс.

Воспитатель:  Ребята, но прежде, чем мы с вами отправимся делать обереги, давайте с вами  вспомним,  что узнали нового? (фланкировка, джигитовка)    Что вам запомнилось?

Продуктивная деятельность – изготовление оберегов (конь из джутовой нити) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Будущие защитники Родины -на старт!» конспект спортивно-познавательного занятия для детей подготовительной к школе группе.

Конспект направлен на повышение интереса детей к российской армии, формирование патриотическийх чувств на занятиях физической культурой, с участием родителей....

Конспект НОД «Памятники защитникам Родины в нашем районе» (к дню Победы)

Мы каждый день ходим по знакомым улицам, видим знакомые дома и не задумываемся, почему она так называется. Родина достойно оценила  подвиги наших дедов и отцов. Многим героям установлены па...

Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы , посвященный Дню защитника Отечества «Будущие защитники Родины на старт».

Данная разработка является познавательно - досуговым мероприятием, имеет ознакомительное направление. Актуальность заключается в приобретении знаний и практических навыков по патриотическому воспитани...

Конспект НОД "Защитники Родины"

Конспект НОД (Ознакомление с окружающим миром) «Защитники Родины»  Задачи: Расширять знания детей о Российской армии, воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти п...

Конспект занятия "Защитники Родины "

Занятие "Ребёнок и окружающий мир" подготовительная группа....

Конспект занятия: «Защитники Родины»

Расширять знания детей о Российской армии; воспитывать уважение к защитникам Отечества,...