Педагогическая копилка "Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре."
статья по теме

Доклад для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

           «Детский сад комбинированного вида №17 «Журавлик».

                               Педагогическая копилка.

На тему: «Приобщение детей дошкольного возраста

        к русской народной культуре».

                                               Подготовила: воспитатель МАДОУ №17

           «Журавлик», г.Реутов

                                                                                              Синцова Е.В.

           г. Реутов, 2015 год.

      В последнее время обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа стало предметом пристального внимания педагогов и воспитателей детских садов, стало традиционным для использования в практике нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

       Каждый ребёнок неповторим, обладает только ему свойственными чертами и особенностями, склонностями, интересами и способностями. Чтобы добиться хороших результатов в воспитании детей, важно это знать учитывать, необходимо постоянно изучать детей, их духовный мир, запросы, а также своевременно замечать происходящие изменения в их развитии.

       Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребёнка. Дошкольники прежде всего должны усвоить понятия о добре, доброжелательности, отзывчивости, справедливости. Качества эти взаимосвязаны. И наша задача – научить детей видеть проявления нравственных качеств жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие.

        Нравственно-патриотическое воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка и предполагает становления его отношения к родителям, окружающим людям, коллективу, к Родине. Призывая воспитывать граждан Отечества, мы, педагоги, должны знакомить детей в доступной форме с важнейшими событиями современности, возбуждать интерес к людям другой национальности.

       Обязательное условие успешного влияния на детей – это искренняя любовь к ним. Любовь – творец всего доброго, сильного, и светлого.

       Россия – наша Родина. Чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру как свои собственные. Существенным содержанием русской культуры является народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории.

       Первые годы жизни ребёнка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, своей страной ив значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни его влияния – в языке своего народа, которые усваивает ребёнок, в его песнях, музыке играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.  

        Богатство и разнообразие природы, труд и быт русского народа обусловили оригинальность, удивительную свежесть и яркость народного творчества. Это творчество несёт в себе много национальных традиций, оно тесно связано с тем, чем живёт народ в настоящее время, и чем он жил в прошлом.

        Близость детям творчество своего народа обусловлено именно тем, что его образы связаны со всем укладом жизни, с родной природой. Если нет таких связей, многое в творчестве какого-либо другого народа оказывается недоступным не только для ребёнка, но и для взрослого. В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие русскому народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре русского народа. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребёнка, который отличается особой восприимчивостью.

       С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках. Всё это изобилие несут в себе народное творчество и быт русского народа.

       В народных детских играх и игрушках блестяще соединились художественное и педагогическое начало. В них выступает детский мир во всей чарующей прелести его проявлений.

       Сказки, загадки, поговорки, пословицы – устное народное творчество – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образы языка народа.

        Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его души.

        Лепка, резьба, вышивание и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ, навыки, мастерство изготовления художественных предметов.

       Трудно сказать, какому виду народного творчества нужно отдать предпочтение в его влиянии на ребёнка. Всем известна необычайная сила влияния и восприимчивости сказочных образов.

Воспринятые маленькими детьми сказочные образы сохраняются в последующие годы жизни, и не только сохраняются, но и легко всплывают в сознании.

       Русское народное творчество – сказки, игры, песни – легло в основу системы дошкольного воспитания в нашей стране. Именно обращение к ним используется в Программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

      Исходя из всего вешесказанного, можно предложить следующие виды работы:

  • Создание уголка, воспроизводящего атмосферу и русский национальный быт;
  • Изучение малых фольклорных форм (сказок, песен, частушек, потешек, пословиц и поговорок);
  • Знакомство с праздниками и традициями русского народа;
  • Знакомство с народными промыслами;
  • Знакомство с русскими народными играми;
  • Создание мини-музеев.

Уголок русского национального быта.

     Знакомство детей только с устным народным творчеством без погружения в атмосферу и национальный быт всегда даёт лишь поверхностное знание, которое не позволяет детям глубоко проникнуться культурой своего народа. Поэтому прежде, чем приступить к реализации Программы нужно заняться соответствующим оформлением группы.

       Необязательно начинать такое оформление с создания музея – «хранилища» русской культуры. Во-первых, во многих детских садах свободных помещений необходимой площади для создания такого музея, как правило просто нет. Во-вторых, ребёнок, посещая такой музей только в определённое время или в определённый день недели, не сможет в полной мере проникнуться атмосферой и национальным укладом своего народа. Большую часть группы можно превратить в русский уголок, так как, переступая порог своей группы, дети должны сразу попадать в этот сказочный мир русской культуры.

        Оформляя уголок, по возможности можно привлекать родителей. С их помощью можно изготовить плоский макет русской избы, лавку-«заваленку». И тогда, как «по щучьему веленью», в уголке может появиться красивая сказочная печь, которую можно потрогать, заглянуть в её любой уголок, похозяйничать там. В народе говорят: «Хорошая печь – гордость печника и хозяйки дома». Устройство двора перед домом оформляется колодцем из отёсанных брёвен, расписными коромыслом и ведром, которые при использовании могут издавать мелодичный звук.

        Сегодня из нашей жизни многие предметы народного быта, и поэтому приходиться потрудиться, воссоздавая глиняные и деревянные горшки, чугунки, а так же всю необходимую для печи утварь: ухват, кочергу; большие и маленькие деревянные ложки. Закончить оформление русского уголка можно сундуком, прялкой с веретеном, рукомойником, а также хозяйкой всего этого – тряпичной куклой «бабушка», у которой может быть любое имя, дети могут придумать его сами, в нашем случае это Мария Ивановна.

        Итак, если в группе уголок русского быта оформлен, то теперь можно готовиться к приёму малышей.

        Дети переступая порог группы, забывают о своих мамах, а некоторые, наоборот, бегут к ним, чтобы пригласить в группу и показать «избу», хозяйку Марию Ивановну.

        Дети трёх-четырёх лет, никогда не видевшие избы и деревенского уклада, воспринимают русскую избу, как «теремок», поскольку многие знают одноимённую сказку. Именно с игры в эту сказку дети обычно знакомятся с уголком русского быта.

       Начинается такое знакомство с изготовления масок персонажей сказки «Теремок» и распределения ролей.

       Мария Ивановна.

                   А у нас есть домок,

                   Прямо терем-теремок!

                   Кто, кто в тереме живёт?

                   Кто, кто в невысоком живёт?

                   Может, мышка-нарушка?

        Дети. Нет!

        Мария Ивановна. Ну, лягушка-квакушка?

        Дети. Нет!                

        Мария Ивановна. Ну, лисичка-сестричка?

        Дети. Нет!

        Мария Ивановна.

                     В тереме-то кроватки стоят,

                     На кроватках ребятки спят.

                     Подымаются ранёшенько,

                     Умываются белёшенько,

                     За столами тихонько сидят,

                     На еду не глядят, а едят,

                     После пляшут, да ведь как!

                     И вот этак, и вот так,

                     И попарно, и кружком,

                     И впрепрыжку, и шажком.

        Так, сообща, вместе с детьми в группе организуется место, отведённое для русского национального уголка, где дети знакомятся с русским бытом, играют, обыгрывая русские народные сказки, и этот уголок теперь по праву можно называть «русской избой».

       Но время идёт, дети подрастают, и вместе сними изменяется и сам уголок. «Изба» расширяется и обновляется. В облагораживании «избы» активное участие принимают родители. Недаром говорят: «Чем больше рук, тем легче труд».Меняется фасад дома, он становится ярче и сказочнее. Вокруг «избы» может появиться плетёный забор, а перед домом – хозяйский двор, хлев, где стоят корова, конь, барашек, бычок поросёнок. Для большего уюта, в уголке можно отгородить небольшой закуток со шторкой, где разместятся: скамейка, сундучок, столик, корзина для ручного труда с клубочками, салфеточка и т.п. Получится уголок уединения, куда каждый ребёнок может зайти поиграть, не мешая никому.

        В такой «избе» дети не только видят предметы быта, но ещё и учатся ими пользоваться, узнают их применение, получают практические навыки и знания о домашнем труде взрослых: уборке помещения, сервировке стола, приготовлении пищи; учатся бережно обращаться с вещами и материалами.

         Атмосфера уголка русского быта и находящиеся там предметы  способны побудить в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволит им ощутить в себе чувство гордости за свои истоки.

    Изучение малых фольклорных форм (сказок, песен,    частушек, потешек, пословиц, поговорок).

     Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, приговорками издавна пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких, для того чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить.

        Такие процессы в жизни маленького ребёнка, как одевание, купание, требуют сопровождения словом, и здесь русское народное творчество незаменимо. С раннего детства ребёнок откликается на потешки, приговорки, напевки. Роль этих малых фольклорных форм в воспитании детей трудно переоценить.

         Отмечая удивительную силу первых детских впечатлений, собиратель народного фольклора П.В.Кириевский говорил: «Кто не слыхал русской песни ещё над колыбелью, и кого её звуки не провожали во всех переходах жизни, у того разумеется, сердце не встрепенётся при её звуках, на которых душа его выросла, она ему ничего не напомнит…»

        В ранние годы важно ускорить рождение первых сознательных слов у ребёнка; надо почаще привлекать к предметам, животным и людям. Например приговаривая: «Утка шла по бережку, серая по крутому» или: «Поди, птица, домой, поди, серая, домой!»

        Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, двигаясь в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, но и позволяет воспитателю с помощью потешек организовывать его поведение. Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Воспитатель, работая с детьми младшей группы, должен держать в памяти большой запас песенок, потешек и с учётом доступности для детского восприятия включать их в повседневный разговор с ребёнком.

        У детей снижается агрессивность, когда они слышат потешки, прибаутка, заклички, которые звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям детского сада. Во время тяжёлого расставания с родителями хорошо помогает переключение внимания на яркую игрушку (кошечку, собачку,петуха и т.п.), сопровождая движения игрушки чтением потешки. Например:

                           Петя – петушок,

                           Золотой гребешок,

                           Масляна голувушка,

                           Шёлкова бородушка.

                           Петя по двору ходил,

                           Перо Петя уронил.

                           Кошка в лукошке

                           Рубашечку шьёт,

                           А кот на печи,

                           Сухари толчёт.

                           Лиса в кузовочке,

                           А что в кузовочке?

                           Лесные грибочки.

                           Грибочки-груздочки

                           Для сына, для дочки.

                       

                           - Кисонька-ласонька,

                           Где ты был, побывал?

                           - Был у душеньки,

                           У Катюшеньки.

                           Катю дома не застал,

                           Под окошком простоял.        

       Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока ещё незнакомому человеку – воспитателю. Только установив эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, можно начинать прививать детям представление о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причёсыванию, приёму пищи, одеванию и т.п. Эти процессы, сопровождаемые припевками, приговорками, становятся для ребёнка более интересными.

         Потешки можно обыграть разными способами: сопровождать чтение действием игрушки, использовать пальчиковый театр, шапочки, маски разныж персонажей. Таких игрушек должно быть много, чтобы каждый ребёнок мог выбрать по душе. Игрушки должны быть мягкими, лёгкими, красочными. Используя игрушки в игре, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки.

        Пословицы и поговорки – это краткие изречения,заключающие в себе вывод из наблюдений за окружающим, которые понятны детям более старшего дошкольного возраста, Сложились поговорки и пословицы на основе огромного жизненного опыта. Обращённые к детям пословицы могут открыть им правила поведения, моральные нормы, например: «Поспешишь – людей насмешишь».

        В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваюься различные жизненные позиции, где высмеиваются человеческие недостатки и восхваляются положительные качества. Благодаря такой содержательности фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

        Загадки – форма словесного народного творчества, образной народной речи – получили своё призвание в работе с детьми. Детям предлагаются такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. Дело не просто в том, чтобы ребёнок быстро разгадал загадку, а в том, чтобы его ум активно сопоставлял, сравнивал, искал ответ.

          При работе с загадками рекомендуется следующее: на стол выставляются фанерные фигурки животных, например петуха, лошади и т.п. Для каждой фигуры животного подобрана своя загадка: «На голове красный гребешок, под носом красная бородка»; «Грива на шее волной, сзади хвост трубой». Такая форма работы с загадками не вызывает у ребёнка больших затруднений, так как перед глазами находятся загадываемые предметы. В дальнейшем дети учатся отгадывать загадки по собственным представлениям.

         Сказка – прочно вошла в детский быт. По своей сущности сказка, особенно народная, вполне отвечает природе маленького ребёнка, близка его мышлению, представлению.

         Сказка неотделима от красоты, она способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимы благородство души, сердечное чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. Сказка – благодатный и ничем не заменимый  источник воспитания любви к Родине, к родной земле, потому что сказка – творение народа. Она воздействует на душу ребёнка. В сказках перед умственным взором ребёнка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, быт; из них дети получают блестящие образцы родного языка. Сказки вводят ребёнка в мир животных, наделённых свойствами говорить, думать и поступать по-человечески. Кажется, что народная сказка построена на чисто бытовом сюжете: дедушка и бабушка посадили репку.., дедушка решил обмануть волка, сделал соломенного бычка.., но каждое слово этой сказки, как тончайший штрих на бессмертной фреске, в каждом слове, в каждом слове , в каждом образе – игра творческих сил народного духа. Ребёнок проникается чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказок. А волшебные сказки открывают детям просторы для фантазирования. Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое ребёнок познаёт сердцем свой народ.

         Народная сказка может быть полностью использована в воспитании детей-дошкольников только в том случае, если они будут слышать рассказывание сказок, наслаждаться музыкой русской народной речи.

         Рассказывание сказок является, конечно, большим искусством. В какой-то мере этим искусством может овладеть каждый, кто посвятил себя работе с маленькими детьми.

         Для работы с детьми необходимо постоянно пополнять библиотеку сказками. Сказки должны подбираться по возрастам. В младших группах книги должны быть яркими и красочными, что даёт возможность детям рассматривать их и рассказывать по картинкам. Все герои сказок, как правило животные в русских народных костюмах, поэтому дети с младшего дошкольного возраста могут уже называть элементы костюмов: сарафан, лапти, фартук, а дидактические игры, сделанные руками воспитателей, помогут закрепить эти знания.

         В старших дошкольных группах необходимо знакомить детей со сказками, в которых главные герои – люди (цари, царевны, волшебницы, богатыри и т.д.). В речи детей появляются новые слова и действия. На примере поступков сказочных героев дети учатся различать добро и зло, что способствует усвоению нравственно-этических норм поведения.

       Так как дети старшего дошкольного возраста пытаются читать сказки самостоятельно, необходимо приобретать книги с крупным и понятным детям шрифтом. Родители тоже могут принимать активное участие в приобщении детей к устному творчеству, приносить любимые книги своих детей в детский сад.

        При работе с детьми старшего дошкольного возраста можно ввести в традицию: ежедневно в одно и тоже время, например во второй половине дня, уделять время чтению сказок зарубежных авторов. Знакомство с этими сказками позволяет детям сравнивать, анализировать, рассуждать и узнать о жизни, быте и культуре других народов.

         Таким образом через использование таких малых фольклорных форм, как сказки, песни, частушки, потешки, пословицы и поговорки, воспитатель развивает речь ребёнка, воспитывает любовь к родному краю и даёт первые представления о культуре русского народа.

         Знакомство с праздниками и традициями

                  русского народа.

        Знакомя детей с обрядовыми праздниками, которые были частью труда и быта русского народа, мы даём возможность детям познакомиться с историей народа, с укладом жизни и народной мудростью.

         Невозможно представить русские народные праздники без хороводов. Хоровод – это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Отличают их высокая художественность напевов и поэтических текстов, красота и сценичность хороводных гуляний. В сюжетах хороводных песен отражены народный быт, красота родной природы, особенно в её весеннем цветении. Любовно воспеваются в песнях широкие луга – место хороводных гуляний, покрывающая их травушка-муравушка, кудрявая берёзка, цветущая калина, цветы лазоревые… Дети украшают себя венками из свежераспустившейся зелени. Участвуя в хороводе – маленьком театрализованном представлении, - ребёнок, будто переносится виной мир, становится царевичем и царевной, селезнем и уткой, ясным соколом и белым лебедем. Здесь всё зависит от воображения, от того, как малыш сможет представить и сыграть то или иное действующее лицо. Одни игры и хороводы помогают представить себя сильными, ловкими, меткими. Другие развивают сообразительность и смекалку. Третьи дают почувствовать себя актёром и плясуном, увидеть красоту окружающего мира и воспеть её.

       Знакомство детей с традициями и обрядами начинается с младшей группы. Для этого очень хорошо подходит кукольный настольный театр. Изготовляются персонажи пальчикового театра (связанные крючком) и оформляется «центр ряжения», где дети сами могут выбрать платочек, бусы, сарафан, корзиночку и, используя изготовленные маски, оказаться в мире сказки.

        «Русская изба» помогает детям в группе изображать персонажей сказок в действии: варить кашу в чугунке, пользоваться ухватом, накрывать на стол и угощать, как это делали в старину. Необычная поначалу кухонная утварь при использовании в игре, как правило, доставляет детям большую радость.

         Ни один праздник на Руси не проходил без музыки. Поэтому необходимо, начиная с младшей группы, вводить детей в мир народной музыки, приучая к красоте звучания народных музыкальных инструментов и песен. Первое знакомство малышей можно начать с таких музыкальных инструментов, как деревянные ложки, балалайки, бубенцы и трещотки. Дети их могут не только рассматривать, но и брать в руки, пробуя звучание. В дальнейшем под музыкальное сопровождение они научатся играть несложные мелодии, например «Во саду ли, в огороде…», «Во кузнице…», «Андрей-воробей…».

        Своё умение дети показывают на ежемесячных «народных посиделках» и календарных праздниках, которые устраиваются для них и их родителей. Маленькие артисты, одетые в русские национальные костюмы, рассказывают потешки, небылицы, поют частушки, водят несложные хороводы: «Как на тоненький ледок..», «А я по лугу…», «Я на горку шла…», «Выходили красные девицы…». Всё это способствует музыкальному развитию детей, приобщению к русскому народному образу и в будни, и в праздники.

         Если в младшей и средней группах воспитатели сами организуют детей, помогая войти в роль сказочного персонажа, беря инициативу на себя, то в старшей группе дети уже могут самостоятельно организовывать игры в театре, распределяя роли, показывать знакомые сказки и придуманные сценки из народного быта. Они с удовольствием перевоплощаются в персонажей сказок и сами выбирают костюмы. При этом очень важно, чтобы все атрибуты и игрушки были доступны для применения. Наиболее любимыми для детей часто остаются сказки, с которыми они познакомились впервые в младшей группе.

        Обогащению знания детьми русских народных праздников помогает знакомство с такими праздниками, как Рождество, Масленица, Пасха и др. Начиная с младшей группы, дети принимают участие в этих праздниках, узнают о традициях и обрядах, Если спросить их, что они знают об этих праздниках, то, например, о Масленице они говорят: «Это праздник со скоморохами, хороводами и блинами».

        На Пасху детям нравится обмениваться крашенными яйцами, играть с ними в игры «Катание с горки», «Донеси, не урони».

        Рождество памятно детям тем, что в этом праздник можно колядовать, наряжать кукол и наряжаться самим, а потом ходить по группам, петь и принимать угощения.

         Прежде чем знакомить детей с народными праздниками, воспитателю необходимо ознакомиться с обрядами и обычаями народных праздников.

 

             Знакомство с народным искусством.

        Возникновение народного прикладного искусства относится к глубокой древности. Искусство это неразрывно связано с трудовой деятельностью людей. Человек окружал себя красивыми вещами, которые сопровождали его в течении всей жизни, в будни и в праздники, с детства и до старости.

         Орудия труда, одежда, всевозможная утварь, обстановка жилищ – всё служило объектом творчества, любая вещь могла стать художественным произведением. Связь быта с трудом определила особенности художественного языка народного прикладного искусства. Природа поставляла мастерам простейшие материалы: дерево, глину, металлы, кость, шерсть, обрабатывая которые с помощью несложных орудий, они добивались высокого художественного исполнения.

         Народное творчество проникает во все уголки нашей жизни. Изобразительное народное искусство, сильно образами, красками, простотой и умелым использованием материала, воспитывает в детях чувство прекрасного. И.И.Репин приводит слова И.С.Тургенева: «Вне национальности нет искусства» и замечает: «Да, искусство хорошо и вполне понятно только на своей почве, только выросшее из самых недр страны». Народное искусство живёт наблюдением за окружающей жизнью и природой, поэтому произведения искусства легко воспринимаются детьми.

         Творцы народного искусства постоянно наблюдали за миром животных и растений, образы которых использовали в своём творчестве.

         Наиболее ярко народное искусство проявилось в декоративной росписи. В декоративно-прикладном искусстве народных мастеров выделяются два вида изображений – сюжетные и орнаментальные. Среди сюжетных изображений это животные и птицы. Значительное распространение получил и геометрический орнамент в виде кругов, ромбов, розеток, звёзд и т.п.

         Пониманию детей дошкольного возраста доступны работы декоративной росписи, резьбы, вышивки, искусство народной игрушки. Народная игрушка забавляет и радует ребёнка, учит творчеству и труду, а также учит видеть и понимать окружающую жизнь.

        Мотивы русского народного творчества – дымковской, городецкой, хохломской росписи – могут быть положены в основу декоративной детской мозаики, назначение которой в том, чтобы обратить внимание ребёнка на цвет, форму и линию орнамента.

        Дымковская глиняная игрушка. Такая игрушка – это плод лёгкой шутки, богатой народной фантазии. Дымковская игрушка вводит детей в творческий мир сказки и фантазии, развивая у детей воображение и восприятие цвета. Эти игрушки знакомят детей с весёлой радугой цветов: жёлтым, синим, оранжевым, зелёным, коричневым, красным, чёрным и лиловым. Роспись дымковских игрушек орнаментальна. Включает всего пять элементов: круг, прямую и волнистую линии, точки-горошины и клетки, которые составляют графику дымковского орнамента.

        Гжельская керамика. Гжельские гончары изготовляли преимущественно посуду: всевозможные кувшины, курганы, тарелки, цветочные горшки. Изделия расписывали фигурками животных и птиц, нередко встречались и сюжетные сцены: охота, изображение пейзажа. Палитра гжельской керамики очень своеобразна: нежные оттенки синего, фиолетового цветов, которые наносятся на белый фон. Чёрный цвет используется преимущественно в прорисовке стеблей букетов цветов и растений, реже как контур, подчёркивающий как форму цветка, листьев, изображение птиц.

         Городецкая роспись. Городецкая роспись используется особым приёмом нанесения мазков – «оживок» - на однотонные силуэты цветов, птиц, коней. Чаще всего изображались цветы, напоминающие цветущий шиповник. Крупные цветы располагались на плоскости предмета, образуя гирлянду и букеты.

Растения были разнообразными по цвету: красные, розовые, голубые, синие. Зелень листьев оттеняла эту красочную гамму. Белой краской мастера оттеняли по контуру лепестки листьев, что придавало им нарядность.

        Хохломская роспись. Роспись хохломских изделий основана на кистевом приёме, без предварительного нанесения контуров рисунка. В росписи фон золотистый или чёрный, а орнамент в виде завивающихся трав и цветов располагается чёткими цветными силуэтами. Этот приём называется верховым, или травным. Он основной в хохломской росписи.

         Реальность, проявляющаяся в создании предметов, необходимых в труде и быте, и окрашенная фантазия, порождала самобытность создаваемых образов. Воспроизведение в детских рисунках элементов декоративной росписи даёт возможность приобщения к русской народной культуре и развитию чувства прекрасного.

         Используя произведения народного искусства, необходимо использовать особенности детского воспитания. Оформляя группу предметами народного творчества, не надо превращать её в выставочный зал, необходимо чтобы эти предметы были доступны детям, чтобы дети могли ими пользоваться в игре, и в работе. Это такие деревянные игрушки, как лошадки, матрёшки, деревянная посуда, подносы, вёдра, украшенные декоративной росписью. Расписная утварь может служить детям, как для игр, так и как образец рисования. Самой первой работой детей при ознакомлении с народным искусством может быть работа на бумаге –  роспись шаблона оленя элементами дымковской росписи. А в качестве образца можно использовать и дымковские глиняные игрушки, очень яркие, красочные и разные по размеру: фигуры людей, сказочных птиц, животных. Дети могут создавать и куклы из бумаги и затем расписывать наряды для них. Таким образом они знакомятся с самыми простыми узорами дымковской росписи: кружочками, точками, чёрточками. А когда появляется макет самовара с хохломской росписью, дети, сначала только играя с ним, на нод по рисованию могут ознакомиться и с этой росписью. Дети обычно не скрывают своего интереса и желания познакомиться с новыми росписями.

         Показывая различные предметы народного творчества, надо стремиться обратить внимание детей на их художественные достоинства. При этом создать такую атмосферу на нод, при которой игрушки и предметы искусства побуждали бы детей к самостоятельному и коллективному творчеству.

         Работа по ознакомлению с народными промыслами и искусством должна вестись последовательно, начиная с младшей группы.

         Сначала необходимо познакомить детей с предметами рисования: цветными карандашами, краской гуашь и кусточками. Обратить внимание детей, как надо правильно обращаться с этими предметами. Далее учить рисовать зёрнышки (точки), дождик (чёрточки), колечки и баранки (кружочки), дорожки слева направо и сверху вниз (клеточки), что является начальными элементами дымковской росписи. Поскольку дети данного возраста ещё не различают элементы различных росписей, необходимо приобретать всевозможные расписные игрушки: глиняные, деревянные (барышни, птицы, матрёшки, дощечки, инструменты). Некоторыми видами этих игрушек дети не только должны просто любоваться, но и играть: на лошадках с городецкой росписью могут катать друг друга, а играя на расписных деревянных ложках и балалайках могут участвовать в концертах для родителей. Таких игрушек должно быть много, чтобы каждый ребёнок мог выбрать игрушку по душе.

         В старшем дошкольном возрасте детей знакомят с разными видами промыслов: росписью, вязанием, вышиванием. Дети должны видеть в группах кружевные салфетки, скатерти, вязанные носки и варежки, вышитые и нарисованные картины. Работа с детьми по освоению народных промыслов проводится через лепку и рисование. Если нет возможности приобрести глину для лепки, то можно использовать слоёное тесто или гипсовые заготовки. К этой работе можно привлекать родителей, устраивая различные выставки и конкурсы.

         Необходимо также вести работу по ознакомлению с творчеством русских художников и их работами, доступными пониманию детей. Это работы художников-сказочников Е.Рачёва, который иллюстрировал сказка о животных и В.Васнецова «Алёнушка», «Три богатыря», «Иван Царевич на сером волке». Они открыли зрителям дорогу в прекрасный мир сказки.

          В группе обязательно должны быть репродукции картин, чтобы дети могли видеть различные виды живописи: пейзажи, портреты, натюрморт. Это позволяет развивать у детей эстетический вкус и любовь к народному искусству. И в полнее возможно, что среди талантливых детей появится один художник.

           Знакомство с русскими народными играми.

          Русская педагогика рассматривала народные детские игры, как необходимое содержание воспитания не только в младенческий и дошкольный период жизни ребёнка, но и в годы его школьной жизни.

          Подвижная игра является постоянным спутником в жизни ребёнка. Знакомя детей с жизнью и бытом русского народа, большое значение необходимо уделять народным подвижным играм. Естественна потребность детей в подвижных играх, где можно проявлять смекалку, ловкость, чувство товарищества и просто любознательность, игры вызывают у них большой интерес. Игра – всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем. У детей появляется возможность как проявить себя, так и увидеть в действии различные предметы русского быта. В русских народных играх много юмора, задора. Игры всегда образны и сопровождаются потешками, считалочками, забавными запевалками. Пока ребёнок ещё мал, все игры обращены индивидуально к нему. Его забавляют, развлекают несложными играми с звучащими, шумящими, красочными игрушками, играми-прибаутками, например «Ладушки» и «Сорока-ворона».

          В младшем возрасте любимыми играми у детей могут стать «У медведя во бору…», «Баба сеяла горох…», «Гуси-гуси…», «Смешинки». В этих играх используются разнообразные атрибуты: маски, иллюстрации, русские народные инструменты.

       В старшей группе детям очень нравятся игры «Огородник», «Заря-заряница», «Где был Иванушка?», «Ручеёк». Игра «Заря-заряница» интересна тем, что в ней используется импровизированная карусель с множеством разноцветных лент. Держась за ленты, дети шагают по кругу, поют, бегают, переплетая ленты. Играть в эту игру могут как несколько человек, так и сразу группа. Всё это завораживает, стимулирует любознательность и создаёт повышенный интерес детей к этой игре.

        Неизменным спутником народных игр всегда была песня. И, начиная с младшей группы, с детьми надо много петь. Под песню они учатся пританцовывать, прихлопывать, постепенно входя в хороводную игру. Ряд хороводных игр основан на соединении песни с движением. Это игры «Каравай», «Заинька», «По ровненькой дорожке», «Веснянка».

          Каждой русской игре обычно предшествует игровой зачин – считалка. Именно считалки вводят детей в игру, помогают организовывать и распределить роли.

          Очень часто, помогая детям распределить между собой роли, а иногда и беря одну из ролей на себя, воспитатель поступает не совсем правильно, так как ограничивает самостоятельность детей и их инициативу, а именно эти качества всегда присутствовали в народных играх, и лишая этого детей мы можем прийти к утрате ценностных традиций народных игр.

            Можно смело сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка. Каждая игра, если она по силам ребёнку, ставит его в такое положение, когда его ум работает живо и энергично, чувства напряжены, действия организованы.

                                  Музей кукол.

          Задачи создания данного музея – развивать у детей устойчивый и углублённый интерес к произведениям искусства, ю

Обычаям, быту; знакомить детей с различными куклами, начиная от старинного оберега и заканчивая современной куклой, а также с их историей и с процессом изготовления кукол собственными руками; прививать детям любовь, эстетический вкус и бережное отношение к кукле.

            Из истории игрушки. У каждого народа с незапамятных времён существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Игрушки у многих народов, несмотря на их различие, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде, и известный мастер, и простой крестьянин учились у одного великого мастера – природы. И в роскошном дворе, и в соломенной хижине ребёнок играл. Только игрушки эти были различными. У одних игрушкой служила деревянная чурка, завёрнутая в тряпицу, у других – дорогостоящие, затейливые, сделанные на заказ механические куклы.

        В Древней Греции и Риме кукол делали из самых разных материалов: кожи, дерева, тряпок, глины, из драгоценных металлов и слоновой кости. 

       А древнейшие на земле куклы обнаружены при раскопках в Египте. Возраст их – более четырёх тысяч лет! Вырезаны они из деревянных дощечек, прямоугольные узоры, изображавшие одежду, украшали их. На голове – парики из глиняных или деревянных бусинок.

        Игрушка, кукла имеет многовековую историю. Археологи на раскопках находят игрушки наряду с утварью, предметами быта, что доказывает: древние мастера понимали назначение детской игрушки – забавлять ребёнка, помогая ему познавать мир.

        Древние люди важную роль отводили кукле, так как видели в ней себя. Она была символом продолжения рода, и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. Существовала даже примета, что если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток. А если небрежно относятся к своим игрушкам – быть беде. В колыбель ребёнку клали куклу-оберег, считая, что она охраняет его покой и сон.

        Кукла участвовала во взрослых обрядах. Масленицу провожали большой соломенной куклой, которую в конце праздника сжигали на костре. К празднику Троицы делали из веток Семика или Семичиху, сажали их под берёзу, водили вокруг них хороводы, а в конце обряда топили в реке.

        Такие игрушки можно увидеть в краеведческих музеях. Игрушки сделанные мастерами, называли потешными, то есть сделанными на потеху, на забаву.

        Деревянные игрушки. Раньше куклой могло стать и берёзовое полено, белая кора которого становилась личиком куклы. Повязала девочка кукле-полешку платок, надела юбку – и кукла модница готова отправиться в гости или на ярмарку. Условность формы деревянной куклы способствовала тому, что её мог сделать даже ребёнок.

       Нашим национальным достижением-сувениром стала матрёшка. Её красота шагнула за рубежи нашей Родины. Многие иностранцы, посетившие нашу страну, увозят к себе на родину нашу русскую матрёшку. Почему эта точёная кукла стала называться матрёшкой, никто точно не знает. Может быть, так её назвал продавец, рекламирующий свой товар, а может, такое имя ей дали покупатели: имя «Матрёна» было очень распространено среди люда, вот и стали называть игрушку ласково Матреше, Матрёнушкой; так и закрепилось имя «Матрёшка».

                        Погляди скорее: щёчки розовеют,

                        Пёстренький платочек,

                        Платьице в цветочек,

                        Пухленькие крошки –

                        Русские матрёшки.

                        Чуть лишь испугаются,

                        Все в кружок сбегаются,

                        Прячутся друг в дружке

                        Шустрые подружки.

                                                                Т. Лисенкова

      Соломенная кукла. Эта забавная игрушка родилась в деревне, где вдоволь можно найти соломы, оставшейся после жатвы, - ржаной, пшеничной, ячменной. Если вам летом удастся побывать в деревне, то попробуйте сделать из пучка соломы соломенную куклу. Скрутите пучок соломы в жгут, перегните его, свяжите, чтобы не развалилось изделие, приделайте ручки, а из куска ткани сделайте платок или фартук. Платье куклы снизу подстригите. За то, что соломенные юбки у таких кукол подравнивали, подстригали, их прозвали – стригушками. Можно заставить стригушку плясать, поставив её на стол или на табурет и постучав по поверхности рукой. Лёгкая соломенная кукла начнёт подпрыгивать, как бы танцевать. Такая игрушка раньше делалась между делом – себе на потеху и детям на забаву.

                            Золотистая солома,

                            Без сомненья, всем знакома.

                            Словно сказочные феи,

                            Поколдуем мы над нею:

                            Соберём её в пучочек

                            И повяжем поясочек –

                            Ленточку шелковую,

                            Розовую, новую.

                            Лоскуточек ситца

                            Тоже пригодиться.

                            Вот из всех стараний наших

                            Получилась кукла Маша!

                                                                   Т. Лисенкова

     Тряпичная кукла. Самой распространённой игрушкой деревенских девчонок была тряпичная кукла. Кукол этих берегли: вырастает девочка, становится мамой и куклу своей дочке передаёт.

     Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их было до сотни. Дети делали их сами, начиная «вертеть» куклу лет с пяти. И сейчас любой ребёнок может без особого труда сделать себе такую куклу. Если вы рассматривали в музее тряпичных кукол, вы наверняка задавали такой вопрос: «А почему у куклы нет лица?» Безликой кукла долгое время оставалась потому, что люди боялись полностью уподобить её человеку, поскольку считали, что кукла с лицом как бы обрела душу и могла навредить ребёнку. Позже этот магический смысл забылся, и кукле стали рисовать глаза, нос и рот. Со временем кукла от тряпичной до современной претерпела немало превращений. Позже лицо и руки ей стали делать из дерева, лепить из бумажной массы – папье-маше, изготовлять из фарфора, глины, пластмассы, пока, наконец, не появилась мягкая, прочная резина.

       И всё-таки доставьте себе и детям маленькую радость, попробуйте сделать тряпичную куклу-закрутку. Для начала сверните в трубочку-«скалку» лоскут льняной ткани. Это основа куклы. Куском белой ткани обтяните лицо, перевяжите ниткой – и кукла готова. Раньше ей пришивали косу из ниток или льняной кудели, а иногда даже из настоящих человеческих волос. Итак, кукла наша с косой. Теперь её можно наряжать. Из самых ярких и красивых лоскутков ситца, яркого кумача можно сшить настоящую одежду. Головной убор можно сделать такой же, как носили в старину: платок, кокошник, который можно украсить лентами, блёстками, бусинами.

      Керамические куклы. Глиняные игрушки находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Мастер отдыхая от основной работы, делал какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради. Лишь позднее игрушки из глины стали предметом продажи. Их стали делать специально для весенних ярмарок. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления от поколения к поколению.

      Куклы-модницы. Нарядная и красивая кукла радует глаз, несёт улыбку в наш дом. В куклах многие видят то, что никогда не вернётся к нам, - наше детство. Между тем были времена, когда кукла была своеобразным «журналом моды». Сейчас мы можем с помощью журналов мод, телевидения, Домов моды следить за новой одеждой; у наших прабабушек такой возможности небыло, и тогда приходила на помощь кукла, костюм которой представлял маленькую копию костюма взрослого человека.

       Так кукла становилась своеобразным манекеном. Кукольный промысел процветал. Дамы выписывали кукол из-за границы с набором одежды для них – парадными и домашними костюмами. Кукол часто изготовляли на заказ добиваясь конкретного сходства с кем-либо. Детям такими куклами играть не разрешали. Для них изготовляли кукол попроще. Появилась лепная бумажная кукла. Новый материал – папье-маше – имел массу преимуществ: куклы делались быстрее с помощью специальных моделей – болвашек.

      Многообразен мир современной куклы: куклы научились ходить, говорить, ими можно управлять на расстоянии. Талантливые художники-дезайнеры всё делают для того, чтобы кукла радовала, увлекала и, конечно воспитывала ребёнка.

 

               Наташа.

                           

                            Куколка Наташа

                            В расписной рубашке,

                       В красных босоножках

                       Топает на ножках

                       И кричит упрямо:

                       «Ната! Папа! Мама!»

                       Куклу подарили

                       Годовалой Ире,

                       И теперь не различишь,

                       Где игрушка, где малыш.

                                                       Т. Лисенкова

       Куклы из ниток. Обрядовые куклы. Игрушка была неотъемлемой частью праздников русской деревни: сева, жатвы, уборки урожая, многочисленных ритуалов и обрядов. Со временем культовый смысл фигурок-игрушек стал утрачиваться, их теперь делают чаще всего для знакомства детей как с игрушкой наших предков.

       Для изготовления такой куклы подходят нитки мулине, объёмная синтетическая нить, шерсть.

       Бумажная кукла. Откуда и когда к нам пришла эта игра в бумажные куклы, не может точно сказать никто. Известно, что в 17 веке появились красочные листы с нарисованным на них богатым гардеробом светской дамы. Через сто лет вспомнили об этих листах. И в Англии стала популярной плоская картонная кукла с гардеробом. У неё было шесть комплектов одежды – для всех случаев жизни и всех сезонов. Одежду можно было менять. Вскоре бумажным куклам стали придавать черты популярных исторических персонажей: известных людей, актрис. Оригинальную силуэтную куклу предложил знаменитый сказочник Ганс-Христиан Андерсен. И сейчас художники-модельеры не забывают о бумажной кукле. Игра с бумажной куклой остаётся увлекательнейшим занятием для ребёнка.

        Вязаная кукла. Для того чтобы связать куклу, можно использовать остатки цветной пряжи, сделать платье полосатым. Нити можно использовать различные: хлопчатобумажные, шерстяные, синтетические.

       Вывод. Начиная с первых занятий, необходимо решение образовательных, творческих и воспитательных задач и постепенное расширение программы ознакомления с особенностями определённого вида народного искусства в каждой возрастной группе, возрастные роли анализа произведений народного искусства и контроля за проведением поставленных задач.

       Такая система работы способствует воспитанию у детей патриотической и творческой активности, проявляющихся в умении рассматривать, анализировать, сравнивать предметы народного декоративно-прикладного искусства, использовать приёмы народных мастеров в своей творческой деятельности, знать песни, пословицы, сказки, игры и конечно праздники русского народа.          

             

Литература.

  1. «Народное искусство в воспитании детей», под редакцией доктора педагогических наук профессора Т.С. Комаровой. Москва 1997 год.
  2. И.Г. Гаврилова «Истоки русской народной культуры в детском саду». Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2008 год.
  3. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева,                       О.Н. Корепанова «Знакомство детей с русским народным творчеством», Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2008 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогический совет"Ознакомление детей дошкольного возраста с русской народной культурой".

Доклад на педагогический совет"Ознакомление детей  дошкольного возраста с русской народной культурой"....

СТАТЬЯ "НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ"

НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ...

Презентация "Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре"

Презентация "Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре"...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...

План проведения тематического контроля «Организация работы по приобщению детей дошкольного возраста к русской народной культуре в дошкольном образовательном учреждении»

Цель тематического контроля: Анализ организации работы по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры  в дошкольном образовательном учреждении...

Проект: "Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество."

С Е М И Н А Рдля педагогов и родителей«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промы...